✔ ЯМЭФ: экономический форум пока дает в основном политические дивиденды - «Аналитика»
Валентин 23-04-2018, 21:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Как сообщил глава Крыма Сергей Аксенов по итогам ЯМЭФ-2018, в ходе форума было подписано 70 соглашений на 162 млрд рублей. В нее вошли три основных блока: соглашения между предпринимателями без участия органов власти на 42 млрд рублей, соглашения между органами власти и частными компаниями на 58 млрд рублей и меморандум на 62 млрд рублей с представителями Сирии. Относительно последней группы проектов Сергей Аксенов заявил, что часть из них «мы видим в ближайшем приближении».
Если исключить сирийскую часть, то общая сумма подписанных на ЯМЭФ-2018 соглашений сопоставима с прошлогодним форумом, который принес 30 меморандумов более чем на 100 млрд рублей, причем тогда заявлялось, что по документам на 64 млрд рублей уже начинается работа, а остальное — договоры о намерениях. Если же судить о результативности форума по количеству участников, то ЯМЭФ-2018 значительно превзошел форум годичной давности. По данным организаторов, в работе IV ЯМЭФ принимало участие три тысячи человек из 71 страны, тогда как в прошлом году форум собрал 2,2 тысячи человек из 46 стран, а на первый ялтинский форум в 2015 году приехали 600 человек из 13 стран.
Столь быстрый прирост аудитории позволяет сделать вывод, что за очень короткое время ЯМЭФ стал полноценной площадкой для регулярных встреч и дискуссий зарубежных сторонников российского Крыма, география которых стремительно расширяется — в четвертом форуме участвовали представители не только США и государств Евросоюза, но и таких государств, как Конго, Мали и Зимбабве. В прошлом году в рамках ЯМЭФ было объявлено о создании постоянно действующего Международного клуба друзей Крыма, инициатором которого выступил французский финансист и инвестор Жан-Пьер Тома. А в этом году форум заявил о себе еще и как о площадке по сирийскому урегулированию — в рамках ЯМЭФ-2018 прошла первая Ялтинская конференция по послевоенному восстановлению Сирии. Таким образом, высокий политический эффект от крымского экономического форума совершенно очевиден.
Стоит также отметить, что все эти результаты во многом состоялись благодаря грамотной работе организатора мероприятия — Фонда ЯМЭФ. Эта структура была создана в августе 2015 года, вскоре после проведения первого форума, и сформулировала свою основную задачу как «создание управляемой модели непрерывного систематизированного взаимодействия бизнеса и власти в наиболее актуальных областях интеграции Республики Крым в экономику РФ». Формулировка «непрерывное систематизированное взаимодействие» в данном случае совершенно не формальна. Традиционно слабым местом многих крупных деловых мероприятий в России является именно то, что о них вспоминают за несколько месяцев, если не недель, до даты проведения, тогда как в мировой практике подготовка любого статусного форума ведется круглый год. В организации ЯМЭФ заявлен именно последний подход: мероприятие регулярно поддерживает «напряжение в сети», постоянно напоминая о себе, в том числе на других аналогичных площадках. Например, в июне прошлого года ЯМЭФ организовал презентацию своего потенциала на Петербургском международном экономическом форуме. Еще одним крупным политическим успехом стала презентация инвестиционного потенциала Крыма в Европарламенте, состоявшаяся в январе в рамках подготовки к ЯМЭФ-2018.
Кроме того, в работе организаторов ЯМЭФ заметны усилия преодолеть еще одну известную особенность российских деловых форумов — наличие большого объема «бумажных» проектов, о которых затем никто не вспоминает (особенно этим некогда славился инвестиционный форум в Сочи). На портале крымского форума можно узнать о судьбе ряда соглашений, подписанных на прошлых ЯМЭФ, хотя главным образом это касается крупных начинаний, таких как реконструкция аэропорта Симферополя или первого в Севастополе проекта реновации промышленных территорий «Доброгород». Но в принципе такой подход выглядит верным, поскольку эффективность деловых форумов, в конечном итоге, определяется тем, какая доля подписанных на них соглашений дошла до успешной реализации.
Другой вопрос — сама структура крымских инвестиций. За несколько дней до ЯМЭФ-2018 Сергей Аксенов выступил с отчетом о результатах деятельности Совета министров Республики Крым за 2017 год, в котором были приведены некоторые цифры, красноречиво характеризующие ситуацию в инвестиционной сфере. По итогам 2017 года объём инвестиций в основной капитал Крыма вырос более чем в 2,3 раза и превысил 195 млрд рублей. Но почти половину этой суммы, как сказано в докладе Аксенова, составили инвестиции субъектов малого предпринимательства и неформальной экономической деятельности. В сравнении с 2016 годом инвестиционная активность этого сегмента экономики возросла почти втрое, но эта опережающая динамика (даже если оставить в стороне специфику подсчета инвестиций в неформальном сегменте) лишь подчеркивает нехватку капиталовложений крупного бизнеса, столь необходимых Крыму.
Между тем многие препятствия для крупных российских компаний за четыре года фактически остаются без изменений. «В инвестиционной сфере существует ряд проблем, связанных как с объективными, так и с субъективными факторами, такими как санкции и вопросы нестыковок в законодательстве, а также дефицит электроэнергии на территории Крыма», — говорится в отчете Сергея Аксенова. Упомянут в нем был и достаточно низкий коэффициент реализации заявляемых инвестиционных намерений: в 2017 году в Крыму было заключено 66 соглашений на сумму более 68 млрд рублей, однако в стадии практической реализации пока находятся только 33 проекта.
Всего на данный момент зарегистрировано 1267 участников созданной на полуострове свободной экономической зоны (СЭЗ), более 40% из них — в 2017 году. Как сообщил несколько дней назад телеканалу «Россия 24» вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, заявленные участниками СЭЗ инвестиции составляют на данный момент около 190 млрд рублей, уже реализовано проектов на 76 млрд рублей, создано около 32 тысяч новых рабочих мест.
Однако структура проектов в рамках СЭЗ все та же. В конце прошлого года руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев приводил в публикации «Российской газеты» следующую статистику. Более 70% от общего числа резидентов СЭЗ — это малый бизнес, который декларирует вложения до 10 млн рублей и при этом особенно активно пользуется налоговыми преференциями. Средний бизнес с объемом инвестиций от 10 до 50 млн рублей составляет около 20% участников СЭЗ, и только около 3% ее резидентов — это крупный бизнес. В результате за десять месяцев прошлого года участники СЭЗ в Крыму принесли в бюджет республики всего 2,1 млрд рублей. Это гораздо больше, чем ничего, но в относительных показателях — лишь небольшая часть налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Крыма, которые в прошлом году составили около 60 млрд рублей.
Очевидно, что значительная часть заявленных проектов должна прийти в движение после того, как будет открыт Крымский мост. Но ожидания бизнеса от работы в Крыму формирует не только это долгожданное событие, которое, как ожидается, должно открыть качественно новый этап для экономики полуострова. Если судить по ряду рейтингов инвестиционного климата, эти ожидания не слишком оптимистичны. В частности, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (составляется Агентством стратегических инициатив) Крым в прошлом году занял только 64 место, хотя за год поднялся сразу на 20 пунктов. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ агентства RAEX («Эксперт РА») Крым оказался лишь на 71 месте по уровню рисков, хотя его потенциал гораздо выше — 28 место в стране.
Примечательно, что похожий громадный разрыв между рисками и потенциалом в рейтинге RAEX имеет еще один регион России — Дагестан (соответственно, 29 и 83 место), и некоторые из составляющих интегрального риска у двух этих субъектов федерации почти совпадают. Например, они находятся по соседству по уровню социальных (Крым на 78 месте, Дагестан — на 77-м), финансовых (соответственно, 80 и 82 место) и управленческих (78 и 82 место) рисков, хотя Крым выглядит куда более предпочтительно по криминальным (5 место) и экологическим (1 место) рискам.
Приведенная структура инвестиционных рисков дает хорошее представление о том, над какими составляющими делового климата еще предстоит как следует поработать властям Крыма, но здесь непременно нужно учитывать упомянутые в докладе Сергея Аксенова объективные и субъективные факторы. Первые, например, доминируют в финансовой сфере: до тех пор, пока сохраняется угроза санкций, в Крыму сложно ожидать появления ведущих российских банков. «Рассчитывать на приход в ближайшее время этих банков в Крым не приходится», — прямым текстом заявил в ходе ЯМЭФ-2018 председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Если же обратиться к управленческим рискам, то здесь скорее приходится говорить о субъективных факторах в чистом виде — кадровая чехарда в Крыму продолжается все четыре года, прошедших с момента присоединения к России. Только за последний год в правительстве республики сменились руководители пяти министерств — ЖКХ, курортов и туризма, топлива и энергетики, транспорта, экономического развития, не считая множества перестановок на уровне местного самоуправления. За рядом отставок последовали уголовные дела, среди фигурантов которых оказались, например, бывший вице-премьер правительства Крыма Олег Казурин и бывший министр транспорта Анатолий Цуркин, а экс-министр здравоохранения Петр Михальчевский, проработавший всего три месяца, в январе вообще был задержан на Украине.
В этом году пертурбации в крымских органах власти и окологосударственных структурах продолжились. На днях написал заявление об отставке очередной министр транспорта Игорь Захаров — четвертый чиновник, работавший на этой должности с 2014 года. «Ни один министр организовать работу на должном уровне не смог», — прокомментировал ситуацию Сергей Аксенов. До этого появилась информация о проверках в нескольких крымских министерствах и ГУПах — последние глава республики многократно обвинял в неэффективности и публично обещал разогнать. Фигурантами очередных уголовных дел стали руководители госпредприятий «Крымхлеб», «Крымжелезобетон», крупные нарушения были выявлены в ГУП «Крымагролизинг» и т. д.
Понятно, что «материковые» российские компании, рассматривающие возможности работы в Крыму после открытия моста, воспринимает эти новости с тревогой. В российских условиях ведения бизнеса регулярная смена профильных руководителей — один из ключевых факторов риска для капиталовложений, и без стабилизации управленческой команды в Крыму сложно рассчитывать, что на полуострове выстроится очередь инвесторов. Поэтому наиболее вероятен двухступенчатый сценарий захода в Крым ряда новых игроков. На первом шаге они будут тестировать возможности нового рынка, налаживая прежде всего торговые связи с Крымом, но размещая свои производственные и логистические мощности в куда более предсказуемом Краснодарском крае. И только если первый опыт работы в Крыму оправдает их ожидания, можно будет рассчитывать на следующий шаг — вложения в реальный сектор и массовый приход капиталов из других регионов.
Николай Проценко
"Остров Крым"
20.04 Сын Че Гевары в Симферополе и Асад на «Миротворце»: Крым за неделю
17.04 Крымские банки ушли в затянувшееся одиночное плавание
13.04 Условный срок за призывы убивать и бензиновые «горки»: Крым за неделю
12.04 Между Киевом и Россией: Почему крымчане вынуждены жить и работать «в тени»
10.04 Бортников: Керченский пролив контролируется российскими спецслужбами
Все новости сюжета
Организаторам Ялтинского международного экономического форума (ЯМЭФ), который на минувшей неделе прошел в четвертый раз, уже удалось обеспечить для него круглогодичный цикл — важный шаг к успеху для любого статусного мероприятия. ЯМЭФ быстро стал одним из главных инструментов международного признания Крыма частью России, и то, что эта площадка эффективно работает, подтверждает постоянно растущее число иностранных делегаций форума. Но следующая стоящая перед форумом задача — конвертировать заключаемые на нем соглашения о намерениях в реальные инвестпроекты — выглядит гораздо сложнее: если не считать государственные капиталовложения, основной объем инвестиций в Крым пока обеспечивают малый бизнес и неформальная экономика. Как сообщил глава Крыма Сергей Аксенов по итогам ЯМЭФ-2018, в ходе форума было подписано 70 соглашений на 162 млрд рублей. В нее вошли три основных блока: соглашения между предпринимателями без участия органов власти на 42 млрд рублей, соглашения между органами власти и частными компаниями на 58 млрд рублей и меморандум на 62 млрд рублей с представителями Сирии. Относительно последней группы проектов Сергей Аксенов заявил, что часть из них «мы видим в ближайшем приближении». Если исключить сирийскую часть, то общая сумма подписанных на ЯМЭФ-2018 соглашений сопоставима с прошлогодним форумом, который принес 30 меморандумов более чем на 100 млрд рублей, причем тогда заявлялось, что по документам на 64 млрд рублей уже начинается работа, а остальное — договоры о намерениях. Если же судить о результативности форума по количеству участников, то ЯМЭФ-2018 значительно превзошел форум годичной давности. По данным организаторов, в работе IV ЯМЭФ принимало участие три тысячи человек из 71 страны, тогда как в прошлом году форум собрал 2,2 тысячи человек из 46 стран, а на первый ялтинский форум в 2015 году приехали 600 человек из 13 стран. Столь быстрый прирост аудитории позволяет сделать вывод, что за очень короткое время ЯМЭФ стал полноценной площадкой для регулярных встреч и дискуссий зарубежных сторонников российского Крыма, география которых стремительно расширяется — в четвертом форуме участвовали представители не только США и государств Евросоюза, но и таких государств, как Конго, Мали и Зимбабве. В прошлом году в рамках ЯМЭФ было объявлено о создании постоянно действующего Международного клуба друзей Крыма, инициатором которого выступил французский финансист и инвестор Жан-Пьер Тома. А в этом году форум заявил о себе еще и как о площадке по сирийскому урегулированию — в рамках ЯМЭФ-2018 прошла первая Ялтинская конференция по послевоенному восстановлению Сирии. Таким образом, высокий политический эффект от крымского экономического форума совершенно очевиден. Стоит также отметить, что все эти результаты во многом состоялись благодаря грамотной работе организатора мероприятия — Фонда ЯМЭФ. Эта структура была создана в августе 2015 года, вскоре после проведения первого форума, и сформулировала свою основную задачу как «создание управляемой модели непрерывного систематизированного взаимодействия бизнеса и власти в наиболее актуальных областях интеграции Республики Крым в экономику РФ». Формулировка «непрерывное систематизированное взаимодействие» в данном случае совершенно не формальна. Традиционно слабым местом многих крупных деловых мероприятий в России является именно то, что о них вспоминают за несколько месяцев, если не недель, до даты проведения, тогда как в мировой практике подготовка любого статусного форума ведется круглый год. В организации ЯМЭФ заявлен именно последний подход: мероприятие регулярно поддерживает «напряжение в сети», постоянно напоминая о себе, в том числе на других аналогичных площадках. Например, в июне прошлого года ЯМЭФ организовал презентацию своего потенциала на Петербургском международном экономическом форуме. Еще одним крупным политическим успехом стала презентация инвестиционного потенциала Крыма в Европарламенте, состоявшаяся в январе в рамках подготовки к ЯМЭФ-2018. Кроме того, в работе организаторов ЯМЭФ заметны усилия преодолеть еще одну известную особенность российских деловых форумов — наличие большого объема «бумажных» проектов, о которых затем никто не вспоминает (особенно этим некогда славился инвестиционный форум в Сочи). На портале крымского форума можно узнать о судьбе ряда соглашений, подписанных на прошлых ЯМЭФ, хотя главным образом это касается крупных начинаний, таких как реконструкция аэропорта Симферополя или первого в Севастополе проекта реновации промышленных территорий «Доброгород». Но в принципе такой подход выглядит верным, поскольку эффективность деловых форумов, в конечном итоге, определяется тем, какая доля подписанных на них соглашений дошла до успешной реализации. Другой вопрос — сама структура крымских инвестиций. За несколько дней до ЯМЭФ-2018 Сергей Аксенов выступил с отчетом о результатах деятельности Совета министров Республики Крым за 2017 год, в котором были приведены некоторые цифры, красноречиво характеризующие ситуацию в инвестиционной сфере. По итогам 2017 года объём инвестиций в основной капитал Крыма вырос более чем в 2,3 раза и превысил 195 млрд рублей. Но почти половину этой суммы, как сказано в докладе Аксенова, составили инвестиции субъектов малого предпринимательства и неформальной экономической деятельности. В сравнении с 2016 годом инвестиционная активность этого сегмента экономики возросла почти втрое, но эта опережающая динамика (даже если оставить в стороне специфику подсчета инвестиций в неформальном сегменте) лишь подчеркивает нехватку капиталовложений крупного бизнеса, столь необходимых Крыму. Между тем многие препятствия для крупных российских компаний за четыре года фактически остаются без изменений. «В инвестиционной сфере существует ряд проблем, связанных как с объективными, так и с субъективными факторами, такими как санкции и вопросы нестыковок в законодательстве, а также дефицит электроэнергии на территории Крыма», — говорится в отчете Сергея Аксенова. Упомянут в нем был и достаточно низкий коэффициент реализации заявляемых инвестиционных намерений: в 2017 году в Крыму было заключено 66 соглашений на сумму более 68 млрд рублей, однако в стадии практической реализации пока находятся только 33 проекта. Всего на данный момент зарегистрировано 1267 участников созданной на полуострове свободной экономической зоны (СЭЗ), более 40% из них — в 2017 году. Как сообщил несколько дней назад телеканалу «Россия 24» вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак, заявленные участниками СЭЗ инвестиции составляют на данный момент около 190 млрд рублей, уже реализовано проектов на 76 млрд рублей, создано около 32 тысяч новых рабочих мест. Однако структура проектов в рамках СЭЗ все та же. В конце прошлого года руководитель УФНС России по Республике Крым Роман Наздрачев приводил в публикации «Российской газеты» следующую статистику. Более 70% от общего числа резидентов СЭЗ — это малый бизнес, который декларирует вложения до 10 млн рублей и при этом особенно активно пользуется налоговыми преференциями. Средний бизнес с объемом инвестиций от 10 до 50 млн рублей составляет около 20% участников СЭЗ, и только около 3% ее резидентов — это крупный бизнес. В результате за десять месяцев прошлого года участники СЭЗ в Крыму принесли в бюджет республики всего 2,1 млрд рублей. Это гораздо больше, чем ничего, но в относительных показателях — лишь небольшая часть налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Крыма, которые в прошлом году составили около 60 млрд рублей. Очевидно, что значительная часть заявленных проектов должна прийти в движение после того, как будет открыт Крымский мост. Но ожидания бизнеса от работы в Крыму формирует не только это долгожданное событие, которое, как ожидается, должно открыть качественно новый этап для экономики полуострова. Если судить по ряду рейтингов инвестиционного климата, эти ожидания не слишком оптимистичны. В частности, в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ (составляется Агентством стратегических инициатив) Крым в прошлом году занял только 64 место, хотя за год поднялся сразу на 20 пунктов. В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ агентства RAEX («Эксперт РА») Крым оказался лишь на 71 месте по уровню рисков, хотя его потенциал гораздо выше — 28 место в стране. Примечательно, что похожий громадный разрыв между рисками и потенциалом в рейтинге RAEX имеет еще один регион России — Дагестан (соответственно, 29 и 83 место), и некоторые из составляющих интегрального риска у двух этих субъектов федерации почти совпадают. Например, они находятся по соседству по уровню социальных (Крым на 78 месте, Дагестан — на 77-м), финансовых (соответственно, 80 и 82 место) и управленческих (78 и 82 место) рисков, хотя Крым выглядит куда более предпочтительно по криминальным (5 место) и экологическим (1 место) рискам. Приведенная структура инвестиционных рисков дает хорошее представление о том, над какими составляющими делового климата еще предстоит как следует поработать властям Крыма, но здесь непременно нужно учитывать упомянутые в докладе Сергея Аксенова объективные и субъективные факторы. Первые, например, доминируют в финансовой сфере: до тех пор, пока сохраняется угроза санкций, в Крыму сложно ожидать появления ведущих российских банков. «Рассчитывать на приход в ближайшее время этих банков в Крым не приходится», — прямым текстом заявил в ходе ЯМЭФ-2018 председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Если же обратиться к управленческим рискам, то здесь скорее приходится говорить о субъективных факторах в чистом виде — кадровая чехарда в Крыму продолжается все четыре года, прошедших с момента присоединения к России. Только за последний год в правительстве республики сменились руководители пяти министерств — ЖКХ, курортов и туризма, топлива и энергетики, транспорта, экономического развития, не считая множества перестановок на уровне местного самоуправления. За рядом отставок последовали уголовные дела, среди фигурантов которых оказались,