✔ «Сербия должна отказаться от любых уступок косовским сепаратистам» - «Аналитика»
Quincy 15-04-2018, 01:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Когда мы говорим о Сообществе сербских муниципалитетов как о чем-то плохом или хорошем для сербов Косово и Метохии, сначала мы должны ответить на вопрос, что такое Сообщество сербских муниципалитетов на самом деле, какова его структура и что оно своим формированием и функционированием могло бы принести сербскому народу в крае.
Соглашение о формировании Сообщества сербских муниципалитетов подписано в 2015 году и базируется на первом Брюссельском соглашении от 2013 года. В соответствии с этим документом, муниципалитеты Косово с преимущественно сербским населением должны интегрироваться в ассоциацию с собственными юридическими полномочиями в рамках правовой системы так называемого Косово. Согласно договору, Сообщество имеет право «полного надзора» в сфере здравоохранения, социальной защиты, городского строительства и образования. В соглашении нет недвусмысленных положений, которые касались бы возможных законодательных и исполнительных функций Сообщества сербских муниципалитетов. Именно в силу таких терминологических и содержательных пробелов соглашение стало предметом оправданной критики. Положения договора можно толковать таким образом, что все законодательные и исполнительные полномочия остаются в руках «центральных властей» в Приштине.
Это упущение открывает пространство для различных прочтений и дает возможность Приштине навязать свое понимание структуры и полномочий Сообщества сербских муниципалитетов. Согласно этому пониманию, Сообщество сербских муниципалитетов стало бы лишь тем, что своим решением определит сепаратистский «конституционный суд» — ассоциацией без каких-либо ключевых полномочий и автономии, находящейся в полном подчинении так называемых органов правопорядка Косово и функционирующей на уровне простого «фольклорного ансамбля», т. е. обыкновенной неправительственной организации в составе независимого «государства Косово». Надо сказать, что-то же самое было предусмотрено и в плане Марти Ахтисаари — документе, который лег в основу так называемой конституции односторонне провозглашенного «независимого» Косово.
Реализация этого плана означало бы осуществление тех предложений, которые в 2007 году были отброшены как Сербией, так и СБ ООН. Косовские албанцы получили бы полный контроль над северной частью Косово и Метохии и интегрировали бы эту территорию в «государственно-правовое поле Республики Косово». Косовские сербы получили бы видимость самоуправления, которое, как обычно, осталось бы только на бумаге. Процесс деконструкции сербского государства в северной части Косово на этом был бы завершён.
Именно в этом контексте нужно рассматрывать последние заявления албанцев о создании Сообщества сербских муниципалитетов. Речь идет об очередной попытке обмануть сербскую общественность и предложить Белграду хорошую приманку в красивой упаковке с целью получить две выгоды. Первая из них — обесмыслить решение косовских сербов самостоятельно создать Сообщество сербских муниципалитетов и представить Приштину как сторону, идущую на компромиссы. Тогда Брюссель и Вашингтон оказали бы сильное давление на Белград, чтобы тот вернул Приштине «услугу» в форме согласия на вступление Косово в ООН. Это была бы вторая выгода — косовская «независимость» стала бы полной.
Наше государство уже шесть лет находится в заложниках у Приштины и ее западных покровителей, передавая в ходе реализации Брюссельских соглашений главные рычаги государственного суверенитета сепаратистскому образованию. Все это время Приштина не была готова даже начать процесс формирования Сообщества сербских муниципалитетов. Более того, последним жестоким нападением террористов РОСУ (спецотряд сепаратистской «полиции») на севере Косово и Метохии и унижением официальных представителей сербского правительства и сербского народа она недвусмысленно показала, что не желает соблюдать какие бы то и было договорённости. Ее целью является не достичь компромисса с Белградом, а заставить его де-юре признать так называемое Косово и легализовать таким образом одностороннюю противоправовую сецессию. В этом Приштина пользуется нескрываемой поддержкой Евросоюза, который очевидно не готов гарантировать беспристрастное отношение к обеим сторонам во время переговоров и не способен обеспечить сербскому народу в Косово и Метохии мир и безопасность.
Единственный правильный путь, которым может пойти Белград — это отказаться от дальнейших уступок и твердо настоять на том, что Приштина потеряла авторитет для продления переговоров в Брюсселе. Любое продление переговоров в существующем формате привело бы к предательству государственных и национальных интересов, так как самопровозглашенное «правительство» актами насилия очевидно показало свой сепаратистский, террористический нрав. Любые разговоры в Брюсселе с ним становятся несостоятельными.
Белград должен теперь работать над тем, чтобы вопрос статуса Косово и Метохии получил глобальное измерение. Внешнеполитические реалии сегодня изменились по сравнению с тем, что было десять или двадцать лет назад. Поэтому наше государство имеет реальный шанс предпринять серьезную дипломатическую акцию с целью усиления собственной переговорнной позиции.
В процесс решения вопроса статуса своего южного края Сербия непременно должна включить всех своих стратегических союзников, в первую очередь, Россию и Китай как постоянных членов СБ ООН, но также и все страны, которые разделяют позицию Белграда о том, что долгосрочное решение косовского вопроса невозможно без уважения законных интересов Сербиии, и которые готовы поддержать новый формат переговоров, основанный исключительно на соблюдении норм международного права и положений Резолюции 1244 СБ ООН по Косово. В таком случае Сербия сможет расчитывать на представляющих эти страны экспертов в сфере права, дипломатии, безопасности, геополитики. Это облегчит выработку решения, которое соответствовало бы сербским государственным и национальным интересам.
На этом пути Сообщество сербских муниципалитетов надо рассаматривать как новый аргумент Белграда в борьбе с лжегосударством Косово и его попытками оккупировать север края. Но, тем не менее, сербский вопрос в Косово и Метохии не будет исчерпан решением вопроса о формировании Сообщества. Окончательной целью Сербии должно стать восстановление суверенитета на всей территории южного края, а формирование Сообщества сербских муниципалитетов будет всего лишь первым этапом этого процесса.
Нужно иметь в виду, что никто не может запретить Сербии рассматривать Сообщество сербских муниципалитетов как автономию сербов в рамках автономного края Косово и Метохии. Чрезвычайно важно обосновать решение о самостоятельном создании Сообщества сербских муниципалитетов положениями сербской конституции и остаться в рамках возможностей, которые предлагает Резлюция 1244 СБ ООН. Это значит, что в будущем Сообщество сербских муниципалитетов должно фактически стать независимым по отношению к самопровозглашенным институтам Приштины и выделиться в «правовой политический энтитет», административно-территориальную единицу с широкими исполнительными и законодательными полномочиями, которая поддеживала бы крепкие институциональные связи с Сербией и ее правопорядком.
Иными словами, Белград на самом деле получает единственную возможность использовать Сообщество сербских муниципалитетов для возвращения сербских государственных институтов (администрации, органов правосудия и безопасности) в Косово и Метохию. Сообщество сербских муниципалитетов должно стать первым шагом в процессе деконструкции лжегосударства Косово, возобновления эффективной власти сербских государственных институтов в Косово и Метохии и возвращения южного края под юрисдикцию Белграда. Это надо рассматривать не только как возможность, но и как обязанность сербского государства.
Нам предстоит принять решение, хотим ли мы как государство оказать сопротивление давлению или еще раз отпраздновать очередную брюссельскую «победу», которая на самом деле будет самым страшным государственным и национальным поражением в момент, когда наступила пора навсегда покончить с политикой поражений.
Балканы: пороховая бочка Европы
12.04 Марко Джурич: Косовским сепаратистам нужен не компромисс, а casus belli
05.04 Эксперт: Сербии не по силам новая война в Косово
02.04 Опасаясь Турции, Греция не верит ЕС и надеется на Россию
28.03 Сербия и косовский вопрос: хочешь мира — готовься к войне
28.03 Сербский политик: В Косово всё только начинается
Все новости сюжета
Вопрос создания Сообщества сербских муниципалитетов на севере Косово в последние дни получил особую актуальность. После решения партии косовских сербов «Сербский список» покинуть «правительство» сепаратистского образования и самостоятельно сформировать Сообщество в соответствии с положениями Брюссельского соглашения, подписанного в 2013 году, «президент» и «премьер-министр» так называемого Косово Хашим Тачи и Рамуш Харадинай поспешно приняли решение сформировать группу, которая в течение четырех месяцев должна выработать устав ассоциации муниципалитетов с преимущественно сербским населением. Чем опасна решимость сепаратистских властей все-таки выполнить договоренности, достигнутые в Брюсселе, «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказал кандидат юридических наук, член руководства сербской партии «Заветницы» Даниел Игрец. Когда мы говорим о Сообществе сербских муниципалитетов как о чем-то плохом или хорошем для сербов Косово и Метохии, сначала мы должны ответить на вопрос, что такое Сообщество сербских муниципалитетов на самом деле, какова его структура и что оно своим формированием и функционированием могло бы принести сербскому народу в крае. Соглашение о формировании Сообщества сербских муниципалитетов подписано в 2015 году и базируется на первом Брюссельском соглашении от 2013 года. В соответствии с этим документом, муниципалитеты Косово с преимущественно сербским населением должны интегрироваться в ассоциацию с собственными юридическими полномочиями в рамках правовой системы так называемого Косово. Согласно договору, Сообщество имеет право «полного надзора» в сфере здравоохранения, социальной защиты, городского строительства и образования. В соглашении нет недвусмысленных положений, которые касались бы возможных законодательных и исполнительных функций Сообщества сербских муниципалитетов. Именно в силу таких терминологических и содержательных пробелов соглашение стало предметом оправданной критики. Положения договора можно толковать таким образом, что все законодательные и исполнительные полномочия остаются в руках «центральных властей» в Приштине. Это упущение открывает пространство для различных прочтений и дает возможность Приштине навязать свое понимание структуры и полномочий Сообщества сербских муниципалитетов. Согласно этому пониманию, Сообщество сербских муниципалитетов стало бы лишь тем, что своим решением определит сепаратистский «конституционный суд» — ассоциацией без каких-либо ключевых полномочий и автономии, находящейся в полном подчинении так называемых органов правопорядка Косово и функционирующей на уровне простого «фольклорного ансамбля», т. е. обыкновенной неправительственной организации в составе независимого «государства Косово». Надо сказать, что-то же самое было предусмотрено и в плане Марти Ахтисаари — документе, который лег в основу так называемой конституции односторонне провозглашенного «независимого» Косово. Реализация этого плана означало бы осуществление тех предложений, которые в 2007 году были отброшены как Сербией, так и СБ ООН. Косовские албанцы получили бы полный контроль над северной частью Косово и Метохии и интегрировали бы эту территорию в «государственно-правовое поле Республики Косово». Косовские сербы получили бы видимость самоуправления, которое, как обычно, осталось бы только на бумаге. Процесс деконструкции сербского государства в северной части Косово на этом был бы завершён. Именно в этом контексте нужно рассматрывать последние заявления албанцев о создании Сообщества сербских муниципалитетов. Речь идет об очередной попытке обмануть сербскую общественность и предложить Белграду хорошую приманку в красивой упаковке с целью получить две выгоды. Первая из них — обесмыслить решение косовских сербов самостоятельно создать Сообщество сербских муниципалитетов и представить Приштину как сторону, идущую на компромиссы. Тогда Брюссель и Вашингтон оказали бы сильное давление на Белград, чтобы тот вернул Приштине «услугу» в форме согласия на вступление Косово в ООН. Это была бы вторая выгода — косовская «независимость» стала бы полной. Наше государство уже шесть лет находится в заложниках у Приштины и ее западных покровителей, передавая в ходе реализации Брюссельских соглашений главные рычаги государственного суверенитета сепаратистскому образованию. Все это время Приштина не была готова даже начать процесс формирования Сообщества сербских муниципалитетов. Более того, последним жестоким нападением террористов РОСУ (спецотряд сепаратистской «полиции») на севере Косово и Метохии и унижением официальных представителей сербского правительства и сербского народа она недвусмысленно показала, что не желает соблюдать какие бы то и было договорённости. Ее целью является не достичь компромисса с Белградом, а заставить его де-юре признать так называемое Косово и легализовать таким образом одностороннюю противоправовую сецессию. В этом Приштина пользуется нескрываемой поддержкой Евросоюза, который очевидно не готов гарантировать беспристрастное отношение к обеим сторонам во время переговоров и не способен обеспечить сербскому народу в Косово и Метохии мир и безопасность. Единственный правильный путь, которым может пойти Белград — это отказаться от дальнейших уступок и твердо настоять на том, что Приштина потеряла авторитет для продления переговоров в Брюсселе. Любое продление переговоров в существующем формате привело бы к предательству государственных и национальных интересов, так как самопровозглашенное «правительство» актами насилия очевидно показало свой сепаратистский, террористический нрав. Любые разговоры в Брюсселе с ним становятся несостоятельными. Белград должен теперь работать над тем, чтобы вопрос статуса Косово и Метохии получил глобальное измерение. Внешнеполитические реалии сегодня изменились по сравнению с тем, что было десять или двадцать лет назад. Поэтому наше государство имеет реальный шанс предпринять серьезную дипломатическую акцию с целью усиления собственной переговорнной позиции. В процесс решения вопроса статуса своего южного края Сербия непременно должна включить всех своих стратегических союзников, в первую очередь, Россию и Китай как постоянных членов СБ ООН, но также и все страны, которые разделяют позицию Белграда о том, что долгосрочное решение косовского вопроса невозможно без уважения законных интересов Сербиии, и которые готовы поддержать новый формат переговоров, основанный исключительно на соблюдении норм международного права и положений Резолюции 1244 СБ ООН по Косово. В таком случае Сербия сможет расчитывать на представляющих эти страны экспертов в сфере права, дипломатии, безопасности, геополитики. Это облегчит выработку решения, которое соответствовало бы сербским государственным и национальным интересам. На этом пути Сообщество сербских муниципалитетов надо рассаматривать как новый аргумент Белграда в борьбе с лжегосударством Косово и его попытками оккупировать север края. Но, тем не менее, сербский вопрос в Косово и Метохии не будет исчерпан решением вопроса о формировании Сообщества. Окончательной целью Сербии должно стать восстановление суверенитета на всей территории южного края, а формирование Сообщества сербских муниципалитетов будет всего лишь первым этапом этого процесса. Нужно иметь в виду, что никто не может запретить Сербии рассматривать Сообщество сербских муниципалитетов как автономию сербов в рамках автономного края Косово и Метохии. Чрезвычайно важно обосновать решение о самостоятельном создании Сообщества сербских муниципалитетов положениями сербской конституции и остаться в рамках возможностей, которые предлагает Резлюция 1244 СБ ООН. Это значит, что в будущем Сообщество сербских муниципалитетов должно фактически стать независимым по отношению к самопровозглашенным институтам Приштины и выделиться в «правовой политический энтитет», административно-территориальную единицу с широкими исполнительными и законодательными полномочиями, которая поддеживала бы крепкие институциональные связи с Сербией и ее правопорядком. Иными словами, Белград на самом деле получает единственную возможность использовать Сообщество сербских муниципалитетов для возвращения сербских государственных институтов (администрации, органов правосудия и безопасности) в Косово и Метохию. Сообщество сербских муниципалитетов должно стать первым шагом в процессе деконструкции лжегосударства Косово, возобновления эффективной власти сербских государственных институтов в Косово и Метохии и возвращения южного края под юрисдикцию Белграда. Это надо рассматривать не только как возможность, но и как обязанность сербского государства. Нам предстоит принять решение, хотим ли мы как государство оказать сопротивление давлению или еще раз отпраздновать очередную брюссельскую «победу», которая на самом деле будет самым страшным государственным и национальным поражением в момент, когда наступила пора навсегда покончить с политикой поражений. Балканы: пороховая бочка Европы 12.04 Марко Джурич: Косовским сепаратистам нужен не компромисс, а casus belli 05.04 Эксперт: Сербии не по силам новая война в Косово 02.04 Опасаясь Турции, Греция не верит ЕС и надеется на Россию 28.03 Сербия и косовский вопрос: хочешь мира — готовься к войне 28.03 Сербский политик: В Косово всё только начинается Все новости сюжета