✔ Содрать с «Газпрома» за транзит: Киев хочет $ 16 млрд, Варшава считает - «Аналитика»
MacAlister 21-12-2017, 23:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
«Там, где мы рассчитываем получить средства, это по транзитному арбитражу. И там наша сумма от 6,5 миллиарда до 16 миллиардов в зависимости от того, будет ли применено украинское энергетическое законодательство или нет», — сказал Юрий Витренко на пресс-конференции. Он добавил, что требования «Газпрома» по контракту на транзит незначительны — $ 6 млн.
«Такая широкая „вилка“ требований „Нафтогаза Украины“ связана с тем, с какого периода Стокгольмский арбитражный суд может установить действие новых тарифов», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По словам эксперта, тариф «вход-выход» (каждая точка входа и выхода из газотранспортной системы имеет свой тариф) широко используется в Европе и считается самым экономически обоснованным. «Однако даже в Украине считают, что новые тарифы завышены. Сейчас они применяются только на западной границе страны при импорте реверсного газа. „Газпром“ же продолжает платить по контрактной формуле, а внутренние добытчики оспорили решение Нацкомиссии через суд. Судьи согласились с аргументами истца и отменили тарифы „вход-выход“ для точек внутри страны», — говорит Дмитрий Марунич и добавляет, что, скорее всего, арбитры, как и в случае со спором по контракту на поставку газа, примут компромиссное решение и никто никому никаких миллиардов платить не будет. «Другое дело, что арбитры могут установить новую формулу тарифообразования на будущее. Однако для Украины это может быть выгодно только в том случае, если Россия не построит «Северный поток-2. Иначе объемы газа в 20–30 млрд кубометров, которые «Газпром» обещал сохранить для транзита через Украину, при любых тарифах уже не сделают работу ГТС страны рентабельной», — заключил эксперт.
Стоит отметить, что тарифы на транзит газа в Европе ниже, чем установили на Украине. Так, на сайте оператора словацкой ГТС Eustream можно просчитать, что стандартная транзитная цена на объемы «Газпрома» составляет при переводе в почтовый тариф $ 4,5 за 100 километров. На Украине по новому тарифу при таком подсчете — $ 5,4. При этом тарифы в Словакии могут быть еще ниже для российского холдинга, так как он является крупнейшим и многолетним клиентом словацкой ГТС, приносящим основные доходы.
Ранее коммерческий директор «Нафтогаза Украины» заявлял, что рост тарифов связан с тем, что «Газпром» собирается отказаться от транзита через Украину и в новых ценах посчитали ускоренную амортизацию газотранспортной системы. А вот с 2020 года, если «Газпром» заплатит $ 16 млрд, тариф на транспортировку газа, по словам Юрия Витренко, снизится в 10 раз.
«Не утихает обсуждение нашего комментария, что с 2020 года транзитные тарифы могут снизиться в 10 раз, — писал в Facebook Юрий Витренко. — Поэтому поясню. Тариф снизится после того, как „Газпром“ будет платить за транзит в 2016—2019 годах по новым тарифам, которые были установлены в Украине как следствие имплементации релевантного европейского законодательства. Отмечу, что и согласно нашему транзитному контракту с Газромом, транзитные тарифы должны быть приведены в соответствие с европейскими тарифами. Это означает, что на протяжении 2016–2019 года „Газпром“ будет платить за транзит по Украине приблизительно в 3 раза больше. За четыре года эта разница составит 16 млрд. дол.».
В материалах «Газпрома» к выпуску евробондов говорится, что решение по спору по контракту на транзит газа Стокгольмский арбитраж вынесет не позднее февраля следующего года.
Примечательно, что за спором «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже, очевидно, внимательно следят в Варшаве. Там так же бы хотели увеличить свои доходы от транзита российского газа по газопроводу Ямал-Европа. По крайней мере, уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский в интервью еженедельнику Gazeta Polska сказал, что Варшава хочет пересмотреть тарифы на транспортировку российского газа.
«Правительство Туска и Павлака (бывшие премьер-министр и вице-премьер Польши Дональд Туск и Вальдемар Павлак — ред.) отказалось от реальных денег, которые принадлежали бы Польше и компании Europol Gaz (принадлежит „Газпрому“ и польской госкомпании PGNiG в равных долях). Отказ от доходов за транспортировку и списание российских долгов компании Europol Gaz означало прямое лишение нас этих денег. В договоре содержится пункт, ограничивающий годовой доход компании Europol Gaz до 21 миллиона злотых (около 5,9 миллиона долларов по текущему курсу — ред.), что означает, что россияне бесплатно транспортировали через Польшу на запад 30 миллиардов кубометров газа. Это странно. В это трудно просто поверить», — приводит слова Петра Наимского польскому изданию агентство «Прайм». При этом высокопоставленный польский чиновник уточнил, что окончание контракта в 2022 году не означает, что Польша перестанет транспортировать российский газ в Германию. «Мы только хотим, чтобы транспортировка была основана на рыночных принципах», — заявил Петр Наимский.
Сейчас в Польше разворачивается кампания, похожая на ту, которую провел Виктор Янукович, будучи президентом Украины, против экс-премьера Юлии Тимошенко, подписавшей контракт с «Газпромом». Как замечает РИА «Новости», в сентябре польские СМИ сообщали, что правящая партия Польши «Право и справедливость» намерена созвать следственную комиссию, которая будет расследовать заключение контракта на транзит газа с «Газпромом» в 2009 году. До этого издание wSieci сообщило, что Павлак согласился на покупку у России миллиарда кубометров газа, «в котором Польша не нуждалась». Кроме того, утверждалось, что польское правительство не пыталось договориться о цене на газ, а контракт включал в себя пункт, ограничивающий прибыль польской компании Europol Gaz 20 миллионами злотых. По данным издания, Павлак согласился на все условия российской стороны.
Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что польская политическая система все больше маргинализируется. «Это логичное продолжение того, что главное измерение любых политических устремлений современной элиты Польши — это антироссийский вектор. В энергетике это видно особенно четко, — говорит эксперт. — Газопровод Ямал-Европа был построен на российские деньги. При этом поляки получили инвестиции, гарантии поставок газа. И, естественно, транзитный договор в полной мере учитывал интересы инвестора». Замдиректора ФНЭБ замечает, что польские власти создавали немало проблем на стадии строительства, ввода в эксплуатацию и работы газопровода: «Естественно, что у российской стороны не было никакого желания идти на встречу и обсуждать увеличение прибыльности транзита для Польши. Более того, поляки сами заблокировали выплату дивидендов „Европолгаза“ (Europol Gaz) в этом году, только чтобы часть этих денег не получил „Газпром“ как совладелец польского участка газопровода».
«Нафтогаз Украины» рассчитывает получить по второму спору с «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже от $ 6,5 млрд до $ 16 млрд. Об этом заявил коммерческий директор украинской национальной компании Юрий Витренко. Речь идет об иске по контракту на транзит газа. Сейчас в нем предусмотрен «почтовый» тариф, по которому «Газпром» платит $ 2,5 за транспортировку каждой тысячи кубометров каждые 100 километров. В результате, транзит к словацкой границе обходится российскому холдингу в $ 25–27. В «Нафтогазе Украины» считают этот тариф несправедливым, с чем и связан иск в Стокгольмский арбитражный суд. Нацкомиссия по регулированию ввела на Украине новый тариф на транзит газа «вход-выход» и в нацкомпании хотят, чтобы «Газпром» платил по новым расценкам — от $ 54,3 с НДС. Это в два раза дороже, чем по действующему контракту. Сам российский холдинг отказывается переходить на новые тарифы и оплачивает по формуле контракта, который истекает в 2019 году. «Там, где мы рассчитываем получить средства, это по транзитному арбитражу. И там наша сумма от 6,5 миллиарда до 16 миллиардов в зависимости от того, будет ли применено украинское энергетическое законодательство или нет», — сказал Юрий Витренко на пресс-конференции. Он добавил, что требования «Газпрома» по контракту на транзит незначительны — $ 6 млн. «Такая широкая „вилка“ требований „Нафтогаза Украины“ связана с тем, с какого периода Стокгольмский арбитражный суд может установить действие новых тарифов», — говорит сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. По словам эксперта, тариф «вход-выход» (каждая точка входа и выхода из газотранспортной системы имеет свой тариф) широко используется в Европе и считается самым экономически обоснованным. «Однако даже в Украине считают, что новые тарифы завышены. Сейчас они применяются только на западной границе страны при импорте реверсного газа. „Газпром“ же продолжает платить по контрактной формуле, а внутренние добытчики оспорили решение Нацкомиссии через суд. Судьи согласились с аргументами истца и отменили тарифы „вход-выход“ для точек внутри страны», — говорит Дмитрий Марунич и добавляет, что, скорее всего, арбитры, как и в случае со спором по контракту на поставку газа, примут компромиссное решение и никто никому никаких миллиардов платить не будет. «Другое дело, что арбитры могут установить новую формулу тарифообразования на будущее. Однако для Украины это может быть выгодно только в том случае, если Россия не построит «Северный поток-2. Иначе объемы газа в 20–30 млрд кубометров, которые «Газпром» обещал сохранить для транзита через Украину, при любых тарифах уже не сделают работу ГТС страны рентабельной», — заключил эксперт. Стоит отметить, что тарифы на транзит газа в Европе ниже, чем установили на Украине. Так, на сайте оператора словацкой ГТС Eustream можно просчитать, что стандартная транзитная цена на объемы «Газпрома» составляет при переводе в почтовый тариф $ 4,5 за 100 километров. На Украине по новому тарифу при таком подсчете — $ 5,4. При этом тарифы в Словакии могут быть еще ниже для российского холдинга, так как он является крупнейшим и многолетним клиентом словацкой ГТС, приносящим основные доходы. Ранее коммерческий директор «Нафтогаза Украины» заявлял, что рост тарифов связан с тем, что «Газпром» собирается отказаться от транзита через Украину и в новых ценах посчитали ускоренную амортизацию газотранспортной системы. А вот с 2020 года, если «Газпром» заплатит $ 16 млрд, тариф на транспортировку газа, по словам Юрия Витренко, снизится в 10 раз. «Не утихает обсуждение нашего комментария, что с 2020 года транзитные тарифы могут снизиться в 10 раз, — писал в Facebook Юрий Витренко. — Поэтому поясню. Тариф снизится после того, как „Газпром“ будет платить за транзит в 2016—2019 годах по новым тарифам, которые были установлены в Украине как следствие имплементации релевантного европейского законодательства. Отмечу, что и согласно нашему транзитному контракту с Газромом, транзитные тарифы должны быть приведены в соответствие с европейскими тарифами. Это означает, что на протяжении 2016–2019 года „Газпром“ будет платить за транзит по Украине приблизительно в 3 раза больше. За четыре года эта разница составит 16 млрд. дол.». В материалах «Газпрома» к выпуску евробондов говорится, что решение по спору по контракту на транзит газа Стокгольмский арбитраж вынесет не позднее февраля следующего года. Примечательно, что за спором «Нафтогаза Украины» и «Газпрома» в Стокгольмском арбитраже, очевидно, внимательно следят в Варшаве. Там так же бы хотели увеличить свои доходы от транзита российского газа по газопроводу Ямал-Европа. По крайней мере, уполномоченный правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский в интервью еженедельнику Gazeta Polska сказал, что Варшава хочет пересмотреть тарифы на транспортировку российского газа. «Правительство Туска и Павлака (бывшие премьер-министр и вице-премьер Польши Дональд Туск и Вальдемар Павлак — ред.) отказалось от реальных денег, которые принадлежали бы Польше и компании Europol Gaz (принадлежит „Газпрому“ и польской госкомпании PGNiG в равных долях). Отказ от доходов за транспортировку и списание российских долгов компании Europol Gaz означало прямое лишение нас этих денег. В договоре содержится пункт, ограничивающий годовой доход компании Europol Gaz до 21 миллиона злотых (около 5,9 миллиона долларов по текущему курсу — ред.), что означает, что россияне бесплатно транспортировали через Польшу на запад 30 миллиардов кубометров газа. Это странно. В это трудно просто поверить», — приводит слова Петра Наимского польскому изданию агентство «Прайм». При этом высокопоставленный польский чиновник уточнил, что окончание контракта в 2022 году не означает, что Польша перестанет транспортировать российский газ в Германию. «Мы только хотим, чтобы транспортировка была основана на рыночных принципах», — заявил Петр Наимский. Сейчас в Польше разворачивается кампания, похожая на ту, которую провел Виктор Янукович, будучи президентом Украины, против экс-премьера Юлии Тимошенко, подписавшей контракт с «Газпромом». Как замечает РИА «Новости», в сентябре польские СМИ сообщали, что правящая партия Польши «Право и справедливость» намерена созвать следственную комиссию, которая будет расследовать заключение контракта на транзит газа с «Газпромом» в 2009 году. До этого издание wSieci сообщило, что Павлак согласился на покупку у России миллиарда кубометров газа, «в котором Польша не нуждалась». Кроме того, утверждалось, что польское правительство не пыталось договориться о цене на газ, а контракт включал в себя пункт, ограничивающий прибыль польской компании Europol Gaz 20 миллионами злотых. По данным издания, Павлак согласился на все условия российской стороны. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что польская политическая система все больше маргинализируется. «Это логичное продолжение того, что главное измерение любых политических устремлений современной элиты Польши — это антироссийский вектор. В энергетике это видно особенно четко, — говорит эксперт. — Газопровод Ямал-Европа был построен на российские деньги. При этом поляки получили инвестиции, гарантии поставок газа. И, естественно, транзитный договор в полной мере учитывал интересы инвестора». Замдиректора ФНЭБ замечает, что польские власти создавали немало проблем на стадии строительства, ввода в эксплуатацию и работы газопровода: «Естественно, что у российской стороны не было никакого желания идти на встречу и обсуждать увеличение прибыльности транзита для Польши. Более того, поляки сами заблокировали выплату дивидендов „Европолгаза“ (Europol Gaz) в этом году, только чтобы часть этих денег не получил „Газпром“ как совладелец польского участка газопровода».