Трудности Brexit-а могут вызвать политический хаос в Великобритании - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Трудности Brexit-а могут вызвать политический хаос в Великобритании - «Аналитика»


Трудности Brexit-а могут вызвать политический хаос в Великобритании - «Аналитика»
Госсекретарь Дэвид Дэвис. Иллюстрация: Hlavnespravy.sk
В минувший понедельник, 17 июля, в Брюсселе начались содержательные переговоры между Евросоюзом и Великобританией о выходе последней из Союза — о так называемом Brexit-е.
Большинство наблюдателей ожидают, что переговоры будут трудными. Между сторонами нет взаимного доверия. Европейцы боятся создания прецедента выхода из Союза для судеб этого общеевропейского института. Британцы, в свою очередь, подозревают, что европейцы используют переговоры для того, чтобы нанести максимальный ущерб Великобритании во всех сферах — от имиджевой до финансовой. Кроме всего, выход из Евросоюза оказался более сложной процедурой, чем представляли себе проголосовавшие за него на референдуме британцы. До сих пор неясны конкретные позиции британского правительства по отдельным пунктам на переговорах.
Старт переговоров в понедельник внешне подтвердил все выше перечисленные опасения. Назначенный госсекретарь для ведения переговоров британец Дэвид Дэвис покинул Брюссель после менее чем одного часа после начала переговоров по Brexit. Он успел лишь поприветствовать своего партнера — главного переговорщика от ЕС Мишеля Барнье. Дэвис провел всего 10–15 минут наедине с Барнье. В Лондоне было объявлено, что ранний отъезд министра был запланирован, но тем не менее подобный шаг вызвал удивление в Брюсселе. Дипломаты ЕС заранее опасались, что отсутствие после внеочередных выборов у премьера Терезы Май парламентского большинства может либо отвлекать от переговоров, либо активно препятствовать прогрессу в них. Поступок Дэвиса, кажется, подтверждает основательность подобных опасений.
Наблюдатели отметили отсутствие каких-либо заметок на столе перед Дэвисом на его переговорах с Барнье, тогда как перед последним лежала целая кипа бумаг. Критики в Британии усмотрели в этом неподготовленность своей команды для переговоров. Теневой секретарь по Brexit-у от оппозиции Кейр Стармер заявил, что британское правительство оказалось неспособным вести переговоры. Он заявил: «После выборов правительство было в беспорядке. Не существует согласованной позиции кабинета по жизненно важным вопросам, переговорная группа не готова, а премьер-министр утратил свою власть. Между тем часы тикают, и риски растут с каждым днем».
Отъезд Дэвиса из Брюсселя случился сразу же после того, как он призвал переговорные группы «приступить к делу». Пресс-секретарь департамента Brexit-а заявила, что отъезд его главы из Брюсселя сразу же после старта переговоров был запланирован и не был связан с необходимостью присутствовать на голосовании в парламенте. Последнее обстоятельство вообще лишает рациональных мотивов поступок Дэвиса. В общем, Европейская комиссия отказалась пока комментировать текущий раунд переговоров.
Сейчас переговоры перешли на уровень технических обсуждений на рабочем уровне, где официальные лица из Великобритании будут встречаться со своими коллегами в комиссиях, работая сразу по нескольким направлениям. Известно, что британская переговорная команда, которую возглавляет Дэвис, состоит из 98 человек. Евросоюзная группа для переговоров Барнье вдвое меньше британской.
Француз Барнье предпочитает говорить на своем родном языке. Барнье настаивал на том, чтобы французский язык был одним из двух языков для переговоров. Тем не менее, переговоры идут на английском, поскольку большинство британских чиновников не владеют в достаточной мере другими языками Евросоюза.
В ходе нынешнего раунда переговоров обе стороны рассчитывают лишь наметить разногласия, а не прийти к каким-либо итоговым соглашениям. Следующие туры переговоров ожидаются в конце августа и осенью перед саммитом в Брюсселе. На саммите лидеры стран ЕС решат, сделала ли Великобритания «достаточный прогресс» в переговорах по выходу из ЕС, чтобы запустить переговоры по новому торговому соглашению Евросоюза с Великобританией. Подобная схема переговоров означает поражение британской стороны, которая предлагала вести переговоры о разводе и о новом торговом соглашении параллельно и одновременно.
Мишель Барнье планирует завершить переговоры об условиях выхода Британии из ЕС к концу этого года. Дальше у него останется еще 8 месяцев на то, чтобы разработать пакет законопроектов о будущих отношениях между ЕС и Соединенным Королевством. В случае, если этот график будет выдержан, то остальные пять месяцев до официального выхода, который запланирован на 29 марта 2019 года, уйдут на ратификацию соглашения Великобританией, с одной стороны, и 27 государствами-членами — с другой стороны.
Альтернативой остаются либо т. н. «жесткий Brexit», т. е. выход Великобритании без какого-либо соглашения, либо продление переговоров, если стороны согласятся на это. 50-я статья Лиссабонского договора не противоречит последнему варианту. Имеется еще одна возможная альтернатива: Великобритания может и отказаться от Brexit-а, если остальные государства-члены согласятся с этим.
Сейчас ЕС положил на стол переговоров девять документов по отдельным позициям, включая финансовые требования Евросоюза к Великобритании и по правам граждан.
На переговорах имеется три приоритетных и самых сложных направления:
— права граждан государств-членов ЕС, постоянно проживающих в Великобритании, и британских граждан, проживающих в странах Евросоюза;
— взаимное финансовое урегулирование отношений;
— будущее границы между Ирландской республикой (ЕС) и Северной Ирландией, входящей в Соединенное Королевство.
Три миллиона граждан стран-членов Евросоюза в настоящее время проживают на территории Великобритании. Полтора миллиона британцев — в странах ЕС. Британцы предлагают предоставить европейцам вид на жительство по их персональному запросу. ЕС отвергает эту меру, как недостаточную, поскольку вид на жительство относительно нынешнего статуса проживания представляет собой ухудшение статуса-кво. Кроме того, стороны до сих пор не пришли к единому мнению, где граждане ЕС, проживающие в Великобритании, смогут в случае необходимости защищать свои права — в Европейском суде в Люксембурге или в местных британских судах. Британия по-прежнему испытывает трудности и с требованиями ЕС, которые распространяются на родственников лиц, проживающих в Великобритании.
Относительно конкретных взаимных финансовых требований ничего не известно. Британское правительство совсем недавно официально признало, что у Британии из-за ее членства в Евросоюзе возникли долгосрочные финансовые обязательства перед ним. Т. е. британцы согласны платить, но сколько? Известно, что верхняя планка требований Брюсселя к Великобритании составляет € 100 млрд. Но счет может составить и меньшую сумму — от 25 до 73 млрд евро. В документе, где изложена официальная позиция Еврокомиссии по этому вопросу, говорится лишь о видах расходов, по которым предстоит договориваться. Финансовые требования Евросоюза к Британии предусматривают:
— выплату британской доли в бюджетных расходах Евросоюза до 2020 года;
— выплату британской доли расходов Европейского фонда развития в этот же срок;
— выплату британской доли в трастовые фонды ЕС и в расходах по соглашению с Турцией о беженцах;
— выплату в социальное обеспечение работников органов Евросоюза;
— частичную оплату расходов на передислокацию двух учреждений ЕС, расположенных сейчас в Лондоне. В частности, известно, что ЕС требует от Великобритании полмиллиарда евро на переезд из Лондона на континент Европейского агентства лекарственных средств.
Третья крупная проблема комплекса переговоров — это ситуация после Brexit-а с границей между Ирландской республикой и Северной Ирландией — частью Соединенного Королевства. Вопрос усложняют проблемы мирного урегулирования в Северной Ирландии. По итогам прошедших выборов премьер Мэй вынуждена заключить коалиционное соглашение с партией североирландских юнионистов. Это дополнительно осложняет вопрос. Любые неосторожные движения здесь в вопросе о границе или восстановления пограничного контроля могут обострить проблему Ольстера. Кроме того, не будем забывать, что ни Ирландия, ни Великобритания не являются членами Шенгена.
Переговоры о Brexit начались на фоне усложнившейся внутриполитической ситуации в Великобритании. Настроения британцев «за» и «против» колеблются. Bloomberg перечислил 10 экономических признаков, указывающих населению Великобритании на вред от выхода из ЕС — это падение текущих продаж автомобилей на 10%, рост задолженности по кредитам на 10%, отставание уровня зарплат от роста инфляции и т. д. Глобальный финансовый конгломерат HSBC переводит свой офис из Лондона в Дублин, а Barclays — в Париж. На фоне колебаний настроений противники Brexit в Великобритании заговорили о возможности нового референдума. Одно недавнее социологическое исследование показало, что более половины британцев поддерживают идею проведения еще одного референдума по итогам переговоров по «Брекситу».
Правительственная политика, в свою очередь, пытается блокировать негативные тенденции. Банк Англии пообещал держать нынешнюю базовую процентную ставку на минимальном уровне 0,25% до 2019 года. Кроме того, ситуация на рынке труда выглядит совсем хорошо. Уровень безработицы в Великобритании достиг нового 42-летнего минимума. Инфляция в этом году составит 2,7%, а в 2016 году она была 2,6%, в 2019 году в правительстве нацеливаются на 2%. В годовом исчислении рост ВВП в этом году прогнозируется в этом году на уровне 1,3% или 1,6%, что не ниже, чем в еврозоне.
Ситуацию сейчас осложняет не экономика, а политика. Контроль премьера Мэй над кабинетом, который изначально разделился по вопросу о Brexit, был сильно ослаблен результатами внеочередных выборов в прошлом месяце. Внутри британского правительства нет доверия к его отдельным членам относительно приверженности к Brexit. В частности, под подозрением находится министр финансов Хэммонд, как категорический противник выхода из ЕС. Во вторник премьер Мэй предупредила своих коллег по кабинету о недопустимости утечек о ходе переговоров в Брюсселе. Цель понятна — не нагнетать внутреннюю ситуацию.
Из-за Brexit обострилась внутрипартийная борьба в правящей Консервативной партии. Под сомнение ставится и политическая судьба премьера, провалившей досрочные выборы в июне 2017 года. Кстати, одним из ее возможных соперников называют главного переговорщика по «Брекситу» — Дэвида Дэвиса. Он считается одним из возможных преемников Мэй на посту лидера Консервативной партии. Еще в 2005 году Дэвис выдвигал свою кандидатуру на пост лидера партии, но проиграл тогда Дэвиду Кэмерону. Дэвис всегда был последовательным евроскептиком и сторонником выхода из ЕС. Но он достаточно гибок. Сейчас Дэвис согласен с необходимостью переходного периода для выхода Британии из Евросоюза. По-видимому, его политические амбиции будут зависеть от хода переговоров.
Съезд Консервативной партии пройдет этой осенью. На нем может быть поставлен вопрос о лидере партии. Но на съезде может быть принято и решение не усугублять внутренние раздоры до окончания переговоров по Brexit и оставить Мэй на ее посту до 2019 года. Т. е. на предстоящем съезде, по-видимому, будут бороться два принципа: либо «коней на переправе не меняют», либо «загнанных лошадей пристреливают». Возможный политический хаос в Лондоне вызывает у всех опасение неконтролируемого бегства Великобритании из Евросоюза.
Европейская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

Госсекретарь Дэвид Дэвис. Иллюстрация: Hlavnespravy.skВ минувший понедельник, 17 июля, в Брюсселе начались содержательные переговоры между Евросоюзом и Великобританией о выходе последней из Союза — о так называемом Brexit-е. Большинство наблюдателей ожидают, что переговоры будут трудными. Между сторонами нет взаимного доверия. Европейцы боятся создания прецедента выхода из Союза для судеб этого общеевропейского института. Британцы, в свою очередь, подозревают, что европейцы используют переговоры для того, чтобы нанести максимальный ущерб Великобритании во всех сферах — от имиджевой до финансовой. Кроме всего, выход из Евросоюза оказался более сложной процедурой, чем представляли себе проголосовавшие за него на референдуме британцы. До сих пор неясны конкретные позиции британского правительства по отдельным пунктам на переговорах. Старт переговоров в понедельник внешне подтвердил все выше перечисленные опасения. Назначенный госсекретарь для ведения переговоров британец Дэвид Дэвис покинул Брюссель после менее чем одного часа после начала переговоров по Brexit. Он успел лишь поприветствовать своего партнера — главного переговорщика от ЕС Мишеля Барнье. Дэвис провел всего 10–15 минут наедине с Барнье. В Лондоне было объявлено, что ранний отъезд министра был запланирован, но тем не менее подобный шаг вызвал удивление в Брюсселе. Дипломаты ЕС заранее опасались, что отсутствие после внеочередных выборов у премьера Терезы Май парламентского большинства может либо отвлекать от переговоров, либо активно препятствовать прогрессу в них. Поступок Дэвиса, кажется, подтверждает основательность подобных опасений. Наблюдатели отметили отсутствие каких-либо заметок на столе перед Дэвисом на его переговорах с Барнье, тогда как перед последним лежала целая кипа бумаг. Критики в Британии усмотрели в этом неподготовленность своей команды для переговоров. Теневой секретарь по Brexit-у от оппозиции Кейр Стармер заявил, что британское правительство оказалось неспособным вести переговоры. Он заявил: «После выборов правительство было в беспорядке. Не существует согласованной позиции кабинета по жизненно важным вопросам, переговорная группа не готова, а премьер-министр утратил свою власть. Между тем часы тикают, и риски растут с каждым днем». Отъезд Дэвиса из Брюсселя случился сразу же после того, как он призвал переговорные группы «приступить к делу». Пресс-секретарь департамента Brexit-а заявила, что отъезд его главы из Брюсселя сразу же после старта переговоров был запланирован и не был связан с необходимостью присутствовать на голосовании в парламенте. Последнее обстоятельство вообще лишает рациональных мотивов поступок Дэвиса. В общем, Европейская комиссия отказалась пока комментировать текущий раунд переговоров. Сейчас переговоры перешли на уровень технических обсуждений на рабочем уровне, где официальные лица из Великобритании будут встречаться со своими коллегами в комиссиях, работая сразу по нескольким направлениям. Известно, что британская переговорная команда, которую возглавляет Дэвис, состоит из 98 человек. Евросоюзная группа для переговоров Барнье вдвое меньше британской. Француз Барнье предпочитает говорить на своем родном языке. Барнье настаивал на том, чтобы французский язык был одним из двух языков для переговоров. Тем не менее, переговоры идут на английском, поскольку большинство британских чиновников не владеют в достаточной мере другими языками Евросоюза. В ходе нынешнего раунда переговоров обе стороны рассчитывают лишь наметить разногласия, а не прийти к каким-либо итоговым соглашениям. Следующие туры переговоров ожидаются в конце августа и осенью перед саммитом в Брюсселе. На саммите лидеры стран ЕС решат, сделала ли Великобритания «достаточный прогресс» в переговорах по выходу из ЕС, чтобы запустить переговоры по новому торговому соглашению Евросоюза с Великобританией. Подобная схема переговоров означает поражение британской стороны, которая предлагала вести переговоры о разводе и о новом торговом соглашении параллельно и одновременно. Мишель Барнье планирует завершить переговоры об условиях выхода Британии из ЕС к концу этого года. Дальше у него останется еще 8 месяцев на то, чтобы разработать пакет законопроектов о будущих отношениях между ЕС и Соединенным Королевством. В случае, если этот график будет выдержан, то остальные пять месяцев до официального выхода, который запланирован на 29 марта 2019 года, уйдут на ратификацию соглашения Великобританией, с одной стороны, и 27 государствами-членами — с другой стороны. Альтернативой остаются либо т. н. «жесткий Brexit», т. е. выход Великобритании без какого-либо соглашения, либо продление переговоров, если стороны согласятся на это. 50-я статья Лиссабонского договора не противоречит последнему варианту. Имеется еще одна возможная альтернатива: Великобритания может и отказаться от Brexit-а, если остальные государства-члены согласятся с этим. Сейчас ЕС положил на стол переговоров девять документов по отдельным позициям, включая финансовые требования Евросоюза к Великобритании и по правам граждан. На переговорах имеется три приоритетных и самых сложных направления: — права граждан государств-членов ЕС, постоянно проживающих в Великобритании, и британских граждан, проживающих в странах Евросоюза; — взаимное финансовое урегулирование отношений; — будущее границы между Ирландской республикой (ЕС) и Северной Ирландией, входящей в Соединенное Королевство. Три миллиона граждан стран-членов Евросоюза в настоящее время проживают на территории Великобритании. Полтора миллиона британцев — в странах ЕС. Британцы предлагают предоставить европейцам вид на жительство по их персональному запросу. ЕС отвергает эту меру, как недостаточную, поскольку вид на жительство относительно нынешнего статуса проживания представляет собой ухудшение статуса-кво. Кроме того, стороны до сих пор не пришли к единому мнению, где граждане ЕС, проживающие в Великобритании, смогут в случае необходимости защищать свои права — в Европейском суде в Люксембурге или в местных британских судах. Британия по-прежнему испытывает трудности и с требованиями ЕС, которые распространяются на родственников лиц, проживающих в Великобритании. Относительно конкретных взаимных финансовых требований ничего не известно. Британское правительство совсем недавно официально признало, что у Британии из-за ее членства в Евросоюзе возникли долгосрочные финансовые обязательства перед ним. Т. е. британцы согласны платить, но сколько? Известно, что верхняя планка требований Брюсселя к Великобритании составляет € 100 млрд. Но счет может составить и меньшую сумму — от 25 до 73 млрд евро. В документе, где изложена официальная позиция Еврокомиссии по этому вопросу, говорится лишь о видах расходов, по которым предстоит договориваться. Финансовые требования Евросоюза к Британии предусматривают: — выплату британской доли в бюджетных расходах Евросоюза до 2020 года; — выплату британской доли расходов Европейского фонда развития в этот же срок; — выплату британской доли в трастовые фонды ЕС и в расходах по соглашению с Турцией о беженцах; — выплату в социальное обеспечение работников органов Евросоюза; — частичную оплату расходов на передислокацию двух учреждений ЕС, расположенных сейчас в Лондоне. В частности, известно, что ЕС требует от Великобритании полмиллиарда евро на переезд из Лондона на континент Европейского агентства лекарственных средств. Третья крупная проблема комплекса переговоров — это ситуация после Brexit-а с границей между Ирландской республикой и Северной Ирландией — частью Соединенного Королевства. Вопрос усложняют проблемы мирного урегулирования в Северной Ирландии. По итогам прошедших выборов премьер Мэй вынуждена заключить коалиционное соглашение с партией североирландских юнионистов. Это дополнительно осложняет вопрос. Любые неосторожные движения здесь в вопросе о границе или восстановления пограничного контроля могут обострить проблему Ольстера. Кроме того, не будем забывать, что ни Ирландия, ни Великобритания не являются членами Шенгена. Переговоры о Brexit начались на фоне усложнившейся внутриполитической ситуации в Великобритании. Настроения британцев «за» и «против» колеблются. Bloomberg перечислил 10 экономических признаков, указывающих населению Великобритании на вред от выхода из ЕС — это падение текущих продаж автомобилей на 10%, рост задолженности по кредитам на 10%, отставание уровня зарплат от роста инфляции и т. д. Глобальный финансовый конгломерат HSBC переводит свой офис из Лондона в Дублин, а Barclays — в Париж. На фоне колебаний настроений противники Brexit в Великобритании заговорили о возможности нового референдума. Одно недавнее социологическое исследование показало, что более половины британцев поддерживают идею проведения еще одного референдума по итогам переговоров по «Брекситу». Правительственная политика, в свою очередь, пытается блокировать негативные тенденции. Банк Англии пообещал держать нынешнюю базовую процентную ставку на минимальном уровне 0,25% до 2019 года. Кроме того, ситуация на рынке труда выглядит совсем хорошо. Уровень безработицы в Великобритании достиг нового 42-летнего минимума. Инфляция в этом году составит 2,7%, а в 2016 году она была 2,6%, в 2019 году в правительстве нацеливаются на 2%. В годовом исчислении рост ВВП в этом году прогнозируется в этом году на уровне 1,3% или 1,6%, что не ниже, чем в еврозоне. Ситуацию сейчас осложняет не экономика, а политика. Контроль премьера Мэй над кабинетом, который изначально разделился по вопросу о Brexit, был сильно ослаблен результатами внеочередных выборов в прошлом месяце. Внутри британского правительства нет доверия к его отдельным членам относительно приверженности к Brexit. В частности, под подозрением находится министр финансов Хэммонд, как категорический противник выхода из ЕС. Во вторник премьер Мэй предупредила своих коллег по кабинету о недопустимости утечек о ходе переговоров в Брюсселе. Цель понятна — не нагнетать внутреннюю ситуацию. Из-за Brexit обострилась внутрипартийная борьба в правящей Консервативной партии. Под


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→