✔ Россия вывела идеи коллективной безопасности на континентальный уровень - «Аналитика»
Eddington 3-07-2017, 12:01 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
Государственная Дума VII созыва продолжает наращивать темп работы. В фокусе особого внимания последних дней — активизация межпарламентского диалога.
От официальных визитов в страны, с которыми Россию исторически связывают особые отношения (как, например, Сербия) до многосторонних переговоров с участием ключевых государств Евразийского пространства — спикер парламента Вячеслав Володин активно использует самые разные форматы для выстраивания полноценного взаимодействия с реальными и потенциальными союзниками в рамках объединяющей повестки дня.
Весной-летом текущего года состоялись весьма продуктивные визиты в стратегически близкую Армению, которая вскоре может стать одним из важных хабов грандиозного «Нового Шелкового пути», и в союзническую Сербию, которая сейчас требует особой бдительности на фоне активизации ее евроинтеграционных устремлений.
А уже на днях испытание на эффективность прошел и широкий (не все ж только с союзниками общаться) формат — на состоявшемся в Сеуле 26–27 июня II Совещании спикеров парламентов стран Евразии удалось договориться о ряде практических мер по консолидации усилий в целях обеспеченияобщей безопасности, которая из формальной декларации становится все более важным фактором сближения стран с самими разными интересами.
Даже очень серьезные противоречия могут постепенно отойти на второй план, если последовательно реализовывать российскую концепцию единой и неделимой безопасности, когда безопасность одних не может быть обеспечена за счет безопасности других.
Характерный пример. На состоявшемся в Сеуле 26–27 июня II Совещании спикеров парламентов стран Евразии удалось договориться о ряде практических мер по консолидации усилий в целях обеспечения общей безопасности, которая из формальной декларации становится все более важным фактором сближения стран с самими разными интересами. Даже очень серьезные противоречия могут постепенно отойти на второй план, если последовательно реализовывать российскую концепцию единой и неделимой безопасности, когда безопасность одних не может быть обеспечена за счет безопасности других.
Это означает, что, потерпев в 2008—2009 гг. очевидное (хочется надеяться, что временное) поражение на европейском направлении с проектом Договора о европейской безопасности, Россия не отказалась от самой идеи коллективного противодействия общим угрозам, а, наоборот, вывела ее на более высокий, континентальный уровень. По сути, заручившись в Азии той поддержкой, которой пока еще не удалось добиться в Европе.
В этом контексте стоит рассматривать и прошедшее Совещание в Республике Корея: России есть что предложить «городу и миру» и в плане эффективного противодействия терроризму, и по вопросам свободной торговли (включая интеграцию интеграций — объединение различных экономических блоков на континенте в рамках согласованных и приемлемых для всех «правил игры»).
Почему так важны межпарламентские контакты
Одним из слабых мест российской внешней политики продолжает оставаться отсутствие устойчивых и доверительных горизонтальных связей между основными властными институтами. Современная Россия скорее привыкла общаться с миром на уровне первых лиц и крупного бизнеса, что, конечно же, является необходимым, но явно недостаточным условием установления долгосрочных связей между странами, не подверженных резким изменениям из-за смены руководства того или иного зарубежного государства. Особенно если речь идет о насильственном смещении действующей власти, наблюдавшемся в последние годы в самых разных точках Евразии.
Активизация межпарламентских коммуникаций призвана восполнить этот очевидный пробел и объединить парламентариев Евразии по конструктивной повестке дня, а также в противодействии общим вызовам и угрозам, с которыми сталкиваются страны континента.
Щит от ИГИЛ
Схожий круг вопросов обсуждался и в ходе визита российской парламентской делегации в Бишкек, состоявшемся сразу после Совещания в Сеуле.
Одним из важных итогов поездки руководства Государственной Думы стало официально озвученное президентом Киргизии предложение открыть дополнительную российскую военную базу на юге Республики. Если замысел будет реализован, то новый объект оборонительной инфраструктуры ОДКБ может стать вторым эшелоном защиты от проникновения в Среднюю Азию террористов группировки ИГИЛ, заметно активизировавшейся в Афганистане с 2014 года. При этом, конечно же, передовой заслон от международного терроризма — 201-я российская военная база — остается в Таджикистане, по меньшей мере, до 2042 года. И Россия, и Киргизия подтвердили свои обязательства по совместной борьбе с религиозным экстремизмом в рамках совместных операций Организации Договора о коллективной безопасности, однако, как справедливо отметил Алмазбек Атамбаев, «береженого бог бережет» — безопасности слишком много не бывает.
Не менее важным аспектом взаимоотношений России со странами постсоветского пространства был и остается вопрос статуса русского языка и соблюдения прав русскоязычных граждан. В этом контексте спикер Володин особо отметил мудрость киргизского народа, закрепившего официальный статус русского языка в своей конституции. Что касается призывов перевести национальный язык Киргизии с кириллицы на латиницу, то в настоящее время они являются всего лишь позицией отдельных прозападных парламентариев и не должны быть реализованы на практике. Для России этот вопрос является принципиальным: с 1990 года число владеющих русским языком в мире уже сократилось более чем на 50 миллионов человек — наша страна просто не может позволить себе и дальше сдавать позиции такого стратегически важного инструмента «мягкой силы».
Межпарламентская «ось зла»?
В ближайшей повестке межпарламентского взаимодействия — посещение руководством Государственной Думы Исламской Республики Иран, которая является ключевым союзником России по борьбе с ИГИЛ и одним из важных центров силы формирующейся при активном участии Москвы многополярной модели международных отношений.
Хочется надеяться, что по итогам визита причисленному администрацией Буша-мл. к «оси зла» Ирану и провозглашенной Бараком Обамой глобальной угрозой России удастся вывести межпарламентские отношения между нашими «одиозными» странами на такой уровень, который удостоится какого-нибудь нового эпитета-страшилки от наших горячо любимых западных партнеров. Что будет означать только одно: верной дорогой идем — друзьям на радость и врагам на зло…
Александр Ведруссов, политолог, директор аналитического центра «СтратегPRO»
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в Сеуле. Иллюстрация: kp.ruПарламентарии всех стран, соединяйтесь! Государственная Дума VII созыва продолжает наращивать темп работы. В фокусе особого внимания последних дней — активизация межпарламентского диалога. От официальных визитов в страны, с которыми Россию исторически связывают особые отношения (как, например, Сербия) до многосторонних переговоров с участием ключевых государств Евразийского пространства — спикер парламента Вячеслав Володин активно использует самые разные форматы для выстраивания полноценного взаимодействия с реальными и потенциальными союзниками в рамках объединяющей повестки дня. Весной-летом текущего года состоялись весьма продуктивные визиты в стратегически близкую Армению, которая вскоре может стать одним из важных хабов грандиозного «Нового Шелкового пути», и в союзническую Сербию, которая сейчас требует особой бдительности на фоне активизации ее евроинтеграционных устремлений. А уже на днях испытание на эффективность прошел и широкий (не все ж только с союзниками общаться) формат — на состоявшемся в Сеуле 26–27 июня II Совещании спикеров парламентов стран Евразии удалось договориться о ряде практических мер по консолидации усилий в целях обеспеченияобщей безопасности, которая из формальной декларации становится все более важным фактором сближения стран с самими разными интересами. Даже очень серьезные противоречия могут постепенно отойти на второй план, если последовательно реализовывать российскую концепцию единой и неделимой безопасности, когда безопасность одних не может быть обеспечена за счет безопасности других. Характерный пример. На состоявшемся в Сеуле 26–27 июня II Совещании спикеров парламентов стран Евразии удалось договориться о ряде практических мер по консолидации усилий в целях обеспечения общей безопасности, которая из формальной декларации становится все более важным фактором сближения стран с самими разными интересами. Даже очень серьезные противоречия могут постепенно отойти на второй план, если последовательно реализовывать российскую концепцию единой и неделимой безопасности, когда безопасность одних не может быть обеспечена за счет безопасности других. Это означает, что, потерпев в 2008—2009 гг. очевидное (хочется надеяться, что временное) поражение на европейском направлении с проектом Договора о европейской безопасности, Россия не отказалась от самой идеи коллективного противодействия общим угрозам, а, наоборот, вывела ее на более высокий, континентальный уровень. По сути, заручившись в Азии той поддержкой, которой пока еще не удалось добиться в Европе. В этом контексте стоит рассматривать и прошедшее Совещание в Республике Корея: России есть что предложить «городу и миру» и в плане эффективного противодействия терроризму, и по вопросам свободной торговли (включая интеграцию интеграций — объединение различных экономических блоков на континенте в рамках согласованных и приемлемых для всех «правил игры»). Почему так важны межпарламентские контакты Одним из слабых мест российской внешней политики продолжает оставаться отсутствие устойчивых и доверительных горизонтальных связей между основными властными институтами. Современная Россия скорее привыкла общаться с миром на уровне первых лиц и крупного бизнеса, что, конечно же, является необходимым, но явно недостаточным условием установления долгосрочных связей между странами, не подверженных резким изменениям из-за смены руководства того или иного зарубежного государства. Особенно если речь идет о насильственном смещении действующей власти, наблюдавшемся в последние годы в самых разных точках Евразии. Активизация межпарламентских коммуникаций призвана восполнить этот очевидный пробел и объединить парламентариев Евразии по конструктивной повестке дня, а также в противодействии общим вызовам и угрозам, с которыми сталкиваются страны континента. Щит от ИГИЛ Схожий круг вопросов обсуждался и в ходе визита российской парламентской делегации в Бишкек, состоявшемся сразу после Совещания в Сеуле. Одним из важных итогов поездки руководства Государственной Думы стало официально озвученное президентом Киргизии предложение открыть дополнительную российскую военную базу на юге Республики. Если замысел будет реализован, то новый объект оборонительной инфраструктуры ОДКБ может стать вторым эшелоном защиты от проникновения в Среднюю Азию террористов группировки ИГИЛ, заметно активизировавшейся в Афганистане с 2014 года. При этом, конечно же, передовой заслон от международного терроризма — 201-я российская военная база — остается в Таджикистане, по меньшей мере, до 2042 года. И Россия, и Киргизия подтвердили свои обязательства по совместной борьбе с религиозным экстремизмом в рамках совместных операций Организации Договора о коллективной безопасности, однако, как справедливо отметил Алмазбек Атамбаев, «береженого бог бережет» — безопасности слишком много не бывает. Не менее важным аспектом взаимоотношений России со странами постсоветского пространства был и остается вопрос статуса русского языка и соблюдения прав русскоязычных граждан. В этом контексте спикер Володин особо отметил мудрость киргизского народа, закрепившего официальный статус русского языка в своей конституции. Что касается призывов перевести национальный язык Киргизии с кириллицы на латиницу, то в настоящее время они являются всего лишь позицией отдельных прозападных парламентариев и не должны быть реализованы на практике. Для России этот вопрос является принципиальным: с 1990 года число владеющих русским языком в мире уже сократилось более чем на 50 миллионов человек — наша страна просто не может позволить себе и дальше сдавать позиции такого стратегически важного инструмента «мягкой силы». Межпарламентская «ось зла»? В ближайшей повестке межпарламентского взаимодействия — посещение руководством Государственной Думы Исламской Республики Иран, которая является ключевым союзником России по борьбе с ИГИЛ и одним из важных центров силы формирующейся при активном участии Москвы многополярной модели международных отношений. Хочется надеяться, что по итогам визита причисленному администрацией Буша-мл. к «оси зла» Ирану и провозглашенной Бараком Обамой глобальной угрозой России удастся вывести межпарламентские отношения между нашими «одиозными» странами на такой уровень, который удостоится какого-нибудь нового эпитета-страшилки от наших горячо любимых западных партнеров. Что будет означать только одно: верной дорогой идем — друзьям на радость и врагам на зло… Александр Ведруссов, политолог, директор аналитического центра «СтратегPRO»