✔ Бахрейн для США: точка проецирования силы и господства на море - «Аналитика»
Зинаида 1-04-2017, 09:00 193 Новости дня / Аналитика
ПОХОЖИЕ
После того, как Великобритания в конце 1960-х годов объявила о том, что она больше не будет обеспечивать безопасность в Персидском заливе, Бахрейн 15 августа 1971 года объявил себя независимым. Сразу же вслед за этим в столице Бахрейна Манаме открылось посольство США.
В октябре 1991 году сразу же после первой иракской войны за Кувейт США заключили с Бахрейном двустороннее соглашение о сотрудничестве в военной сфере (DCA). Содержание этого соглашения засекречено. По этому соглашению американцы получили доступ к базам на Бахрейне. Размещение на них стратегических вооружений требует предварительных консультаций с правительством Бахрейна. По дополнительному к DCA соглашению о статусе, к американским военнослужащим, служащим на Бахрейне, применяется законодательство США.
В марте 2002 года США предоставили Бахрейну статус «главного союзника, не являющегося членом НАТО». Означенный статус позволяет Бахрейну приобретать определенные вооружения США, пользоваться программами Excess Defense Article и участвовать в сотрудничестве в области оборонных исследований с Соединенными Штатами, до которых иначе он не был бы допущен.
Бахрейн имеет официальные отношения и с НАТО в рамках адресованной Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «Стамбульской инициативы сотрудничества» 2004 года. Как и другие члены этой инициативы, Бахрейн открыл дипломатическую миссию в штаб-квартире НАТО в Брюсселе.
С 1948 года на Бахрейне находилось региональное военно-морское командование США — штаб-квартира MIDEASTFOR (Сил США на Ближнем Востоке) и ее преемник — NAVCENT (военно-морской компонент Центрального командования США). Бахрейн являлся главной базой Пятого флота ВМС США, воссозданного в июне 1995 года для действий в Персидском заливе.
До 1991 года все штабы ВМС США на Бахрейне находились на кораблях, стоявших в гавани острова. Оборонное соглашение с Бахрейном позволило перевести их на сушу. Штабные инстанции американцев в Бахрейне размещаются в Манаме в едином комплексе зданий под названием «Naval Support Activity-Bahrain». Здесь также располагаются: Центральное командование морской пехоты США, командование 50-й эскадры эсминцев (Destroyer Squadron Fifty) и трех Комбинированных морских сил (Combined Maritime Forces) — CTF 150, 151, 152, отвечающих за безопасность на море, борьбу с пиратством и сотрудничество в зоне Персидского залива. С мая 2010 года американские военные реализуют запланированную военную программу дополнительного строительства для своих штабов на Бахрейне, в которую вложено $ 580 млн. Программа должна быть завершена в 2017 году. Это строительство позволит удвоить территорию штабного комплекса, которая в итоге составит более 60 гектаров. Дополнительно это строительство позволит создать инфраструктуру для семей военнослужащих США, включая школы для детей младшего возраста.
В декабре 2014 года американский штабной комплекс приобрел дополнительное значение после того, как было объявлено о договоренности Великобритании с Бахрейном о создании постоянной британской военно-морской базы на Бахрейне в районе гавани Мина Сальман.
Военно-морская база на Бахрейне является главным местом базирования Пятого флота США. Глубоководный гавань Халифа бин Салман является одним из нескольких портов в Персидском заливе, которые могут принимать у себя ударные американские авианосцы с осадкой в 12 метров и большие десантные корабли. Собственно, сам Пятый флот ВМС США состоит из кораблей, назначенных в передовое развертывание на шесть или семь месяцев. Эти корабли заходят в бухту Манамы по необходимости. Ядром постоянно находящегося в Персидском заливе или Индийском океане Пятого флота является ударная авианосная группа и боеготовая амфибийная группа с морской пехотой на борту.
Некоторые небольшие американские военные корабли, например, тральщики, постоянно базируются в гавани Манамы на Бахрейне. После 2012 года ВМС США начали наращивать эту эскадру и довели ее числом до восьми тральщиков, снабдив ее специальными вертолетами. В 2013 году ВМС США добавили к силам, постоянно базирующимся на Бахрейне, пять прибрежных патрульных кораблей.
Бахрейн осуществляет оборонное сотрудничество со своими партнерами по ССАГПЗ. В декабре 2014 года ССАГПЗ объявили о создании совместных военно-морских сил на Бахрейне для сотрудничества с США. Под американским руководством союзные морские силы периодически проводят возле Бахрейна военно-морские учения, адресуя их Ирану. Особо усердно арабские союзники и американцы занимаются упражнениями по борьбе с морскими минами, опасаясь минирования Ормузского пролива Ираном в случае нападения на него.
Во время военной операции против Ирака в 1991 году на Бахрейне было размещено 17,5 тыс американских военнослужащих и 250 американских боевых самолетов на авиабазе Шейх Иса. Иракцы выпустили по Бахрейну девять ракет «Скад», из которых три поразили остров. Последнее обострение в Ираке заставило американцев в 2013 году увеличить численность своего военного контингента на Бахрейне с 6,5 тыс человек до более чем 8 тыс. В основном — это моряки, но есть и персонал, обслуживающий авиабазу. На авиабазе Шейх Иса размещены американские самолеты: ударные F-16 и F-18, разведывательные Р-3. В настоящее время эта авиабаза используется американцами для ударов по силам террористического «Исламского государства» (ИГИЛ) в Ираке и Сирии. Аналогичным образом эта авиабаза была задействована для войны в Афганистане (с 2001 года) и вторжения в Ирак (с 2003 года).
В США присутствует озабоченность, что в случае победы оппозиции в Бахрейне американцам придется покинуть остров. Неспокойная внутренняя ситуация заставляет американцев изучить альтернативы базированию на Бахрейне. Во время волнений в 2011 году размещенные на острове американские военные получили от командования приказ избегать мест, где проходят демонстрации. Правда и то, что некоторые лидеры шиитской оппозиции в Бахрейне публично поддерживают продолжение военного присутствия американцев на острове. Тем не менее, Пентагон заранее осуществил оценку перемещения базы с Бахрейна на случай непредвиденных обстоятельств в другое место. Выводы этого доклада остаются секретными. Потенциальными альтернативами базирования на Бахрейне могут стать Новый порт в Дохе в Катаре, порт Шуайба в Кувейте и порт Джебель-Али в ОАЭ. Неудобством для американских военных может стать то обстоятельство, что все перечисленные гавани имеют соседствующие причалы для коммерческих судов. Немаловажное обстоятельство имеет и то, что на обустройство американской базы на Бахрейне ушло более $ 2 млрд. В случае ухода с острова эти средства будут потеряны и потребуются новые для аналогичного обустройства в другом месте.
Теперь о поставках вооружений. Весь бюджет Бахрейна относительно невелик — менее $ 9 млрд, что позволяет его властям использовать лишь ограниченные суммы для приобретения вооружений у американцев. Поэтому США вынуждены оказывать некоторую военную помощь, чтобы поддерживать способность Бахрейна участвовать в региональных миссиях безопасности вместе с другими государствами ССАГПЗ. Основным получателем военной помощи США являются регулярная армия Бахрейна. Ее общая численность составляет около 10 тыс человек. Национальная гвардия Бахрейна составляет около 2 тыс человек. Она второй после армии получатель американского оружия. На третьем, разумеется — служба безопасности. Командные позиции в армии и силовых структурах Бахрейна занимают сунниты. Во время волнений шиитов в Бахрейне в 2011 году администрация Барака Обамы вынуждена была ввести ограничения на поставки американских вооружений в Бахрейн в тех классах, которые могли бы использоваться национальной гвардией и местными силами безопасности для подавления протестующих, например — слезоточивый газ, стрелковое оружие, легкие вооружения, боеприпасы и «другие предметы для контроля толпы». Вся остальная военная техника продолжала беспрепятственно поставляться американцами.
Большая часть военной помощи США Бахрейну идет по каналу программы Foreign Military Financing (FMF), которая используется для приобретения и содержания американского вооружения. С момента начала этой программы в 1993 году Бахрейн получил от американцев более $ 400 млн помощи на приобретение и сервис вооружений. В последние годы некоторые фонды FMF использовались для создания сил специального назначения Бахрейна. Итог американских усилий налицо. По оценкам Пентагона, около половины регулярной армии Бахрейна в случае необходимости полностью способны интегрироваться в американские вооруженные силы.
Другая форма помощи США Бахрейну — «бесплатная» пятилетняя аренда вооружений.
Около 85% вооружений и военного оборудования Бахрейна имеет американское происхождение. Соединенные Штаты предоставили Бахрейну прибрежную радиолокационную систему, которая одновременно используется и Бахрейном, и ВМС США. Американцы передали Бахрейну биометрическое оборудование для выявления «международных террористов».
В 1998 году Бахрейн приобрел 10 новых американских самолетов F-16C на сумму около $ 390 млн. Потом Бахрейн приобрел еще 12 этих самолетов, доведя свою группу F-16 до 22 единиц. В 1999 и 2009 годах США продали Бахрейну ракеты средней дальности класса воздух-воздух AMRAAM для вооружения F-16.
В 2016 году Бахрейн подал заявку в США на приобретение 17 или 19 новых серийных F-16V для замены своих устаревших самолетов F-5 Fantom. Эта сделка оценивается примерно в $ 4 млрд. Администрация президента Обамы оговаривала ее состоянием «прав человека» на Бахрейне. Однако Трамп, скорее всего, откажется от подобного рода условий при утверждении сделки по приобретению новых боевых самолетов Бахрейном.
В августе 2000 года Бахрейн приобрел 30 тактических ракетных систем для сухопутных войск (ATACMs) за $ 70 млн. По имеющемуся соглашению, это оружие на Бахрейне контролируется американцами, чтобы не допустить утечки ракетных технологий.
В 2007 году США продали Бахрейну несколько сотен противотанковых ракетных комплексов Javelin стоимостью до $ 42 млн, девять вертолетов UH-60M Blackhawk стоимостью до $ 252 млн, шесть вертолетов Bell стоимостью около $ 160 млн.
Бахрейн стал первым государством в Персидском заливе, которое получило от американцев ПЗРК Stinger — около 70 единиц.
В сентябре 2011 года было объявлено о продаже армии и национальной гвардии Бахрейна 44 бронемашин Humvee и нескольких сотен противотанковых ракетных комплексов BGM-71 TOW, из которых 50 единиц предназначены для поражения бетонных бункеров — модификация Bunker Buster. Предположительно, эта сделка стоила $ 53 млн.
Но, в конечном итоге, ограниченный военный бюджет Бахрейна в значительной степени лишает его какой-либо важной роли в усилиях США по созданию скоординированной противоракетной обороны для стран Персидского залива.
Американское оснащение армии Бахрейна позволяет ей участвовать в силовой политике США на Ближнем Востоке. В сентябре 2014 года Бахрейн присоединился к возглавляемой США военной коалиции против ИГИЛ. Его авиация вместе с союзниками наносит авиаудары по позициям террористов в Сирии, но не в Ираке.
В 2009—2014 года Бахрейн держал в Афганистане в рамках усилий союзной коалиции НАТО сотню своих полицейских.
Вопросы внешней политики Бахрейн тесно связаны США и с другими членами ССАГПЗ. Все государства-члены ССАГПЗ имеют схожие структуры власти, но Бахрейн, в отличие от других государств-членов ССАГПЗ, имеет в составе своего населения шиитское большинство. Шиитская община на Бахрейне состоит из двух групп — более многочисленных т. н. «бахамов», принадлежащих к арабской этнической группе. «Бахамы» — это коренное население Бахрейна, которое происходит от арабских племен, населявших остров с доисламских времен.
Другая шиитская группа — это т. н. «аджамы». Они прибыли в Бахрейн за последние 400 лет из Персии (Ирана). Их языком является фарси. Бахамы и аджамы в повседневной жизни не смешиваются.
Окончательное закрепление шиитской версии ислама на Бахрейне связано с длительным периодом персидского владычества над Бахрейном в эпоху Сефевидов (ХVII—ХVIII вв.). Исторические связи Бахрейна с Ираном стимулировали переселение персов на остров. Нынешнее господствующее положение суннитской общины связано с довольно поздним по хронологии, в середине ХVIII века, установлением господства над островом с территории современного Катара кочевого арабского племени утейба. Из этого племени и происходит род «хакимов» Бахрейна Аль-Халифа. Происходящий из этого рода король (малик) Бахрейна Хамад ибн Иса Аль Халифа (66 лет) в настоящее время управляет Бахрейном.
Все последние десятилетия с момента объявления независимости ситуация с шиитами в Бахрейне находится в состоянии перманентного конфликта. Мусульмане-шииты Бахрейна полагают, что к ним относятся как к «гражданам второго сорта». Шииты бедны и лишены доступа к политической власти. Утверждается, что среди граждан Бахрейна 60%-70% составляют шииты. Официальные власти оспаривают этот факт. Нынешний король Хамад и наследный принц Салман считаются сторонниками соглашения с шиитами Бахрейна. Однако во властной верхушке есть влиятельная фракция, которая является сторонником жесткого курса по отношению к шиитам с отказом от каких-либо уступок. Она связана с боковой ветвью королевского семейства — т. н. «хавалидами». Сторонники жесткой линии утверждают, что любые уступки шиитскому большинству заставляют шиитов увеличивать свои политические требования. Возможно, они и правы. Такова местная культура, в которую плохо вписывается парламентаризм с его консенсусом и уважением прав меньшинства. Дополнительную силу «хавалидам» придает поддержка правящих кругов соседней Саудовской Аравии.
Бахрейн дальше всех из стран ССАГПЗ продвинулся в направлении западной парламентской демократии. Другая сторона подобного «прогресса» — это достигнутая степень общественной и государственной неустойчивости. Конфессиональная рознь на основе ислама может превратить страну в разделенный по религиозным общинам Ливан с тем условием, что территория острова крайне ограничена.
Король Бахрейна пользуется широкими полномочиями абсолютного монарха, включая назначение всех министров и судей, внесение поправок в конституцию и т. д. Члены семейства Аль Халифа занимают сейчас семь из девятнадцати мест в кабинете министров.
Национальное собрание в Бахрейне было создано в соответствии с конституцией 1973 года, но потом распущено в августе 1975 года из-за суннито-шиитской розни. Вновь конституционные реформы в Бахрейне стартовали в 1992 году. В феврале 2002 года в Бахрейне был проведен референдум о принятии «Национальной хартии действий», включающей в себя текст обновленной конституцию. По этой конституции в Бахрейне вновь учредили Национальную ассамблею — прообраз парламента. В период 2002—2010 годов в Бахрейне проводились выборы. При этом напряженность между шиитским большинством и режимом возрастала с каждым последующим голосованием. Членов квази-парламента в Бахрейне приходится квалифицировать по их принадлежности к религиозным общинам.
Политические партии в Бахрейне запрещены, но вместо них действует их местный аналог — т. н. «политические общества». Политическим обществом шиитов является «Аль-Вифак». Его лидеры подвергались неоднократным арестам и преследованиям. После волнений 2011 года в 2014 году «Аль-Вифак» был запрещен. Другое шиитское политическое общество — «Аль-Хак» является более радикальной организацией. Оно также действует сейчас в подполье.
Правительство короля Хамада, в целом, отражает мнение суннитов. Тем не менее, в Бахрейне существуют два основных суннитских исламских политических общества, которые критикуют правительство за отход от норм ислама. Общество «Минбар» является местным филиалом «Братьев-мусульман», а «Аль-Асала» — политическим обществом воинственного салафитского толка.
Ситуация на Бахрейне усугубляется присутствием сотен тысяч экспатридов (иностранцев), а также привлечением суннитской верхушкой молодых суннитов из Иордании, Палестины, Сирии, Пакистана и Йемена в армию и силы безопасности с быстрым предоставлением им гражданства. Шииты рассматривают последнее обстоятельство, как факт их подавления привлеченными из-за рубежа наемниками.
Восстание шиитов в Бахрейне началось 14 февраля 2011 года сразу же после свержения в Египте президента Хосни Мубарака. Лидеры протеста потребовали изменить конституцию, чтобы создать конституционную монархию, в которой премьер-министр и кабинет полностью определялись бы избранным парламентом. В октябре 2011 года лидеры шиитских политических обществ обнародовали свой манифест — «Документ Манамы». Создание конституционной монархии и честные выборы будут означать, что суннитская верхушка лишится власти в Бахрейне. Последствия этого события могут быть тяжелыми, как для Бахрейна, так и для всего сообщества ССАГПЗ. Возможная шиитская революция в Бахрейне и связанное с ней насилие, сопротивление ей монархической верхушки и всей суннитской общины при помощи союзных монархий ССАГПЗ могут спровоцировать большой региональный конфликт с Ираном, который потребует американского вмешательства. Падение режима короля увеличило бы влияние Ирана и могло бы привести к потере американцами их военных объектов в Бахрейне.
После того, как в марте 2011 года протестующие блокировали финансовый квартал Манамы, правительство Бахрейна запросило страны Совета сотрудничества стран Персидского залива направить в Бахрейн силы безопасности для защиты ключевых объектов. Саудовская Аравия направила 1200 своих солдат с бронетехникой, ОАЭ — 600 полицейских, а Кувейт — свои корабли для обеспечения морских границ Бахрейна. 15 марта 2011 года король объявил чрезвычайное положение на три месяца. Демонстрации шиитов были разогнаны. Во время кризисных событий 2011 года в Бахрейне было разрушено 53 религиозных объекта шиитов. Число погибших в ходе подавления беспорядков пошло на десятки, раненых и травмированных — на тысячи. Число арестованных и задержанных в ходе событий 2011 года оценивается примерно в 3 тыс человек.
В целом, после волнений 2011 года шиитская оппозиция не достигла своей официальной цели — создания конституционной монархии, но волнения вынудили правящую фамилию провести некоторые скромные реформы. Поэтому ситуация в Бахрейне по-прежнему остается неспокойной. Политика правящей верхушки Бахрейна после шиитской революции 2011 года колеблется между уступками через «диалог» и выборочными репрессиями. 16 января 2012 года король Хамад объявил проект поправок к конституции Бахрейна, которые были приняты Национальной ассамблеей и ратифицированы королем. Национальной ассамблея получила прерогативу давать оценку своим голосованием выполнения правительством четырехлетних планов. Это уже напоминает парламентский вотум о доверии.
Но потом в 2016 году правительство активизировало аннулирование гражданства и высылку бахрейнских шиитов персидского происхождения по обвинению в лояльности Ирану.
Внешне ситуация осложняется тем, что в стране действуют подпольные террористические организации шиитов, которые охотятся за сотрудниками сил безопасности. Звучат выстрелы и взрывы. Льется кровь. Легальная оппозиция шиитов, похоже, осознает, что она не может вызвать резкие политические изменения, а правительство — не может полностью прекратить беспорядки.
Бахрейнская оппозиция критикует Соединенные Штаты за то, что те преуменьшают злоупотребления режима и замалчивают его преступления. Так, например, в июне 2012 года 28 стран опубликовали совместную декларацию во время дебатов в Совете по правам человека в ООН, осудив нарушения прав человека правительством Бахрейна. Соединенные Штаты, Великобритания и еще восемь других государств ЕС не поддержали эту инициативу.
В свою очередь, официальные лица Бахрейна наоборот утверждали, что критика из президентской администрации США была излишне сурова. Официально администрация Обамы на уровне риторики выступила против вмешательства ССАГПЗ в события 2011 года в Бахрейне. Она неоднократно призывала власти Бахрейна не применять силу по отношению к протестующим и освободить заключенных в тюрьмы лидеров оппозиции. Американцы призывали все стороны для преодоления конфликта участвовать в непрерывном диалоге.
Восстание не прервало участия США в общении на высоком уровне с Бахрейном. В мае 2012 года наследный принц Салман посетил Вашингтон. В декабре 2013 года тогдашний министр обороны США Чак Хейгл присутствовал на конференции по международной безопасности в Бахрейне. При подготовке соглашения с Ираном по ядерной программе госсекретарь Джон Керри специально посетил Бахрейн в апреле 2015 года. В конце декабря 2016 года король Хамад имел телефонный разговор с избранным президентом Дональдом Трампом. Похоже, что критика США в адрес властей Бахрейна на деле недейственна из-за тесного стратегического альянса США и этой страны
* * *
В рамках объединения ССАГПЗ позиция Бахрейна политически наиболее близка к Саудовской Аравии. Саудовская Аравия и Бахрейн совместно разрабатывают нефтяное месторождение Абу Сафа — единственное для Бахрейна. Бахрейн соединяет с Саудовской Аравией построенная в 1986 году дамба с автомобильными дорогами. Кроме того, в восточных провинциях Саудовской Аравии проживает большинство шиитов королевства — около 10% ее населения. Структура населения отчасти напоминает Бахрейн. Обычно Бахрейн безропотно поддерживает все внешнеполитические инициативы Саудовской Аравии. В мае 2012 года Саудовская Аравия и Бахрейн предложили сформировать более тесный политический и военный союз между государствами ССАГПЗ — «Эр-Риядская декларация». Остальные четыре государства — члены Совета сотрудничества высказались против этого предложения.
В декабре 2016 года в Бахрейне состоялся ежегодный саммит стран Персидского залива, который подтвердил приверженность стран Персидского залива к усилению оборонной интеграции. Сейчас Бахрейн участвует в созданной Саудовской Аравией коалиции для интервенции в Йемен для подавления восстания хуситов. Бахрейнская авиация наносит удары по позициям хуситов. В операциях в Йемене участвуют незначительные сухопутные силы Бахрейна. В свою очередь, с начала беспорядков в Бахрейне Саудовская Аравия пожертвовала минимум $ 500 млн для помощи экономике Бахрейна.
Кроме Саудовской Аравии, в рамках ССАГП Бахрейн также политически близок к Кувейту, отчасти из-за исторических связей между двумя правящими королевскими домами, происходящими из одного арабского кочевого племени Анизах.
Отношения Бахрейна с Катаром не лишены споров, хотя территориальная проблема вокруг владения островом Хавар между двумя государствами, возникший в 1991 году, была решена в 2001 году Международным судом. В марте 2014 года Бахрейн присоединился к Саудовской Аравии и ОАЭ в эпизоде удаления своих послов из Катара. Разногласия возникли из-за поддержки Катаром в Арабском мире движений, связанных с «Братьями-мусульманами». В ноябре 2014 года послы Бахрейна, Саудовской Аравии и ОАЭ вернулись в Доху.
Но главную свою региональную угрозу Бахрейн видит в Иране. В значительной степени враждебное отношение к Ирану обусловлено историей. В конце ХVIII века предок нынешнего короля Бахрейна увел остров из Персидской империи Сефевидов. В Иране присутствуют воспоминания о том, что Бахрейн в прежние времена был частью империи. На этом основании в 1930-х годах иранский шах Реза Пехлеви безуспешно пытался лишить Бахрейн права поставлять нефть. В 1957 году в иранском меджлисе обсуждался законопроект о превращении Бахрейна в провинцию Ирана.
Накануне предоставления Бахрейну независимости от Британии в ООН изучали вопрос об этих иранских претензиях. Опрос, проведенный в 1970 году в Бахрейне, определил, что его жители не хотят присоединения к Ирану. Эти выводы были одобрены резолюцией 278 Совета Безопасности ООН, которая была ратифицирована иранским парламентом.
Тем не менее, в декабре 1981 года, т. е. в начале исламской революции в Иране, а затем в июне 1996 года Бахрейн публично обвинял Иран в попытке организовать переворот с помощью бахрейнских шиитов. В 2009 году советник верховного лидера Ирана Али Акбар Натек Нури публично назвал Бахрейн 14-й провинцией Ирана. Территориальные претензии переплетаются с идеей экспансии исламской революции в версии Тегерана.
После событий 2011 года власти Бахрейна настойчиво обвиняют Иран в вооружении и общей поддержке шиитской оппозиции. Госдепартамент США в своем отчете по международному терроризму подтвердил этот факт. Иран предоставил оружие, финансирование и обеспечил подготовку боевиков шиитского подполья в Бахрейне. Из-за напряженности в 2011—2012 годах дипломатические отношения Бахрейна с Ираном были разорваны. Бахрейн решительно встал на сторону Саудовской Аравией в споре с Ираном из-за нападений демонстрантов на дипломатические миссии саудитов в январе 2016 года в Тегеране. Иранские лидеры в свою очередь резко критиковали Бахрейн за лишение гражданства шиитских активистов.
Как и другие страны Персидского залива, Бахрейн выразил озабоченность в связи с ядерной программой Ирана, а потом протестовал против принятия совместного всеобъемлющемего плана действий от 14 июля 2015 года по иранской ядерной программе. Лидеры Бахрейна утверждают, что после достижения соглашения с Ираном вылазки у них шиитских боевиков участились.
В марте 2016 года все страны Персидского залива объявили ливанскую группировку «Хизбалла» — ключевого союзника Ирана на подступах к Палестине, террористической организацией и запретили своим гражданам посещать Ливан. Из-за ливанских связей Бахрейн закрыл у себя один иранский банк. Бахрейн еще в 2013 году объявил «Хизбаллу» террористической организацией, обвинив ее в оказании помощи шиитскому «мятежу» в Бахрейне.
В то же время Бахрейн поддерживает нормальную торговлю с Ираном, а его некоторые энергетические фирмы в самый разгар международных антииранских санкций поставляли с бахрейнских нефтеперерабатывающих предприятий бензин в Иран, хотя это было запрещено американскими санкциями. Интересно, что американцы никак не реагировали на подобное поведение Бахрейна. По-видимому, такая торговля была санкционирована ими из-за стремления не навредить своему ключевому союзнику в Персидском заливе.
Шиитский фактор присутствует и в нынешних отношениях Бахрейна с Ираком. После 2005 года отношения между Бахрейном и Ираком непрерывно ухудшались, из-за преобладания шиитов в центральном правительстве. С другой стороны, лидеры иракских шиитов выразили поддержку восстанию шиитов в Бахрейне в 2011 году. По этой причине Бахрейн никак не участвует в финансировании восстановления Ирака. Не участвует Бахрейн и в бомбардировках ИГИЛ на территории Ирака.
В 2011 году Бахрейн и другие страны Персидского залива отозвали своих послов из Сирии и проголосовали за приостановление членства Сирии в Лиге арабских государств. Но правительство Бахрейна не финансировало и не передавало оружия антиправительственным повстанцам в Сирии.
В отличие от Катара и ОАЭ, Бахрейн не сыграл значительной роли в свержении ливийского лидера Муамара Каддафи. В израильско-палестинском споре лидеры Бахрейна иногда занимали позиции вне консенсуса ССАГПЗ, призывая даже иногда к прямым переговорам с Израилем. Однако, в целом, Бахрейн поддерживает усилия президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса, направленные на международное признание Палестинского государства.
* * *
После 2011 года экономика Бахрейна пострадала от внутренних беспорядков и резкого падения цен на нефть с середины 2014 года. Экспорт углеводородов дает около 80% государственных доходов. Бахрейнские нефтяные и газовые запасы считаются самыми низкими в группе стран Персидского залива. Они составляют 210 млн баррелей нефти и 160 млрд кубических метров газа. Бахрейн — единственная страна группы ССАГПЗ, импортирующая сырую нефть, которую она перерабатывает, а потом продает. Падение цен на нефть с 2014 года вынудило правительство Бахрейна сократить внутренние субсидии на некоторые виды топлива и некоторые продукты питания.
Бахрейн пытается диверсифицировать свою экономику за счет банковского и финансового сектора. Но фондовый рынок Бахрейна до сих пор остается самым мелким в регионе.
Бахрейн — первая страна в регионе, подписавшая в 2004 году соглашение о свободной торговле с США. Но общий объем двусторонней торговли США и Бахрейна невысок и составил около $ 780 млн. США практически не покупают нефть или нефтепродукты из Бахрейна. Основной импорт США из этой страны — это готовый алюминий. Ощутимую часть экономики Бахрейна составляет производство этого металла. Годовое производство первичного алюминия в Бахрейне составляет 960 тыс. тонн. На предприятие Aluminium of Bahrain (ALBA) приходится около 12% ВВП Бахрейна. Сейчас до 2020 года предусмотрено значительное расширение производства алюминия и большие инвестиции под это. Глинозем на предприятие поставляется из Австралии, а для выработки электроэнергии используются природный и попутный газ.
Разумеется, какую-то часть бюджетных поступлений и долю в ВВП Бахрейна обеспечивают присутствие американских военных на острове и обслуживание баз и кораблей развернутой американской группировки.
Ближневосточная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
США используют Бахрейн для своего военного присутствия в зоне Персидского залива и в Индийском океане с конца Второй мировой войны еще в эпоху, когда этот остров был британским протекторатом. А протекторатом Великобритании Бахрейн стал с 1830 года. Отделенный от материковой территории Аравийского полуострова нешироким проливом, остров Бахрейн со стратегической точки зрения являлся удобной точкой проецирования силы и господства для морской державы. После того, как Великобритания в конце 1960-х годов объявила о том, что она больше не будет обеспечивать безопасность в Персидском заливе, Бахрейн 15 августа 1971 года объявил себя независимым. Сразу же вслед за этим в столице Бахрейна Манаме открылось посольство США. В октябре 1991 году сразу же после первой иракской войны за Кувейт США заключили с Бахрейном двустороннее соглашение о сотрудничестве в военной сфере (DCA). Содержание этого соглашения засекречено. По этому соглашению американцы получили доступ к базам на Бахрейне. Размещение на них стратегических вооружений требует предварительных консультаций с правительством Бахрейна. По дополнительному к DCA соглашению о статусе, к американским военнослужащим, служащим на Бахрейне, применяется законодательство США. В марте 2002 года США предоставили Бахрейну статус «главного союзника, не являющегося членом НАТО». Означенный статус позволяет Бахрейну приобретать определенные вооружения США, пользоваться программами Excess Defense Article и участвовать в сотрудничестве в области оборонных исследований с Соединенными Штатами, до которых иначе он не был бы допущен. Бахрейн имеет официальные отношения и с НАТО в рамках адресованной Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) «Стамбульской инициативы сотрудничества» 2004 года. Как и другие члены этой инициативы, Бахрейн открыл дипломатическую миссию в штаб-квартире НАТО в Брюсселе. С 1948 года на Бахрейне находилось региональное военно-морское командование США — штаб-квартира MIDEASTFOR (Сил США на Ближнем Востоке) и ее преемник — NAVCENT (военно-морской компонент Центрального командования США). Бахрейн являлся главной базой Пятого флота ВМС США, воссозданного в июне 1995 года для действий в Персидском заливе. До 1991 года все штабы ВМС США на Бахрейне находились на кораблях, стоявших в гавани острова. Оборонное соглашение с Бахрейном позволило перевести их на сушу. Штабные инстанции американцев в Бахрейне размещаются в Манаме в едином комплексе зданий под названием «Naval Support Activity-Bahrain». Здесь также располагаются: Центральное командование морской пехоты США, командование 50-й эскадры эсминцев (Destroyer Squadron Fifty) и трех Комбинированных морских сил (Combined Maritime Forces) — CTF 150, 151, 152, отвечающих за безопасность на море, борьбу с пиратством и сотрудничество в зоне Персидского залива. С мая 2010 года американские военные реализуют запланированную военную программу дополнительного строительства для своих штабов на Бахрейне, в которую вложено $ 580 млн. Программа должна быть завершена в 2017 году. Это строительство позволит удвоить территорию штабного комплекса, которая в итоге составит более 60 гектаров. Дополнительно это строительство позволит создать инфраструктуру для семей военнослужащих США, включая школы для детей младшего возраста. В декабре 2014 года американский штабной комплекс приобрел дополнительное значение после того, как было объявлено о договоренности Великобритании с Бахрейном о создании постоянной британской военно-морской базы на Бахрейне в районе гавани Мина Сальман. Военно-морская база на Бахрейне является главным местом базирования Пятого флота США. Глубоководный гавань Халифа бин Салман является одним из нескольких портов в Персидском заливе, которые могут принимать у себя ударные американские авианосцы с осадкой в 12 метров и большие десантные корабли. Собственно, сам Пятый флот ВМС США состоит из кораблей, назначенных в передовое развертывание на шесть или семь месяцев. Эти корабли заходят в бухту Манамы по необходимости. Ядром постоянно находящегося в Персидском заливе или Индийском океане Пятого флота является ударная авианосная группа и боеготовая амфибийная группа с морской пехотой на борту. Некоторые небольшие американские военные корабли, например, тральщики, постоянно базируются в гавани Манамы на Бахрейне. После 2012 года ВМС США начали наращивать эту эскадру и довели ее числом до восьми тральщиков, снабдив ее специальными вертолетами. В 2013 году ВМС США добавили к силам, постоянно базирующимся на Бахрейне, пять прибрежных патрульных кораблей. Бахрейн осуществляет оборонное сотрудничество со своими партнерами по ССАГПЗ. В декабре 2014 года ССАГПЗ объявили о создании совместных военно-морских сил на Бахрейне для сотрудничества с США. Под американским руководством союзные морские силы периодически проводят возле Бахрейна военно-морские учения, адресуя их Ирану. Особо усердно арабские союзники и американцы занимаются упражнениями по борьбе с морскими минами, опасаясь минирования Ормузского пролива Ираном в случае нападения на него. Во время военной операции против Ирака в 1991 году на Бахрейне было размещено 17,5 тыс американских военнослужащих и 250 американских боевых самолетов на авиабазе Шейх Иса. Иракцы выпустили по Бахрейну девять ракет «Скад», из которых три поразили остров. Последнее обострение в Ираке заставило американцев в 2013 году увеличить численность своего военного контингента на Бахрейне с 6,5 тыс человек до более чем 8 тыс. В основном — это моряки, но есть и персонал, обслуживающий авиабазу. На авиабазе Шейх Иса размещены американские самолеты: ударные F-16 и F-18, разведывательные Р-3. В настоящее время эта авиабаза используется американцами для ударов по силам террористического «Исламского государства» (ИГИЛ) в Ираке и Сирии. Аналогичным образом эта авиабаза была задействована для войны в Афганистане (с 2001 года) и вторжения в Ирак (с 2003 года). В США присутствует озабоченность, что в случае победы оппозиции в Бахрейне американцам придется покинуть остров. Неспокойная внутренняя ситуация заставляет американцев изучить альтернативы базированию на Бахрейне. Во время волнений в 2011 году размещенные на острове американские военные получили от командования приказ избегать мест, где проходят демонстрации. Правда и то, что некоторые лидеры шиитской оппозиции в Бахрейне публично поддерживают продолжение военного присутствия американцев на острове. Тем не менее, Пентагон заранее осуществил оценку перемещения базы с Бахрейна на случай непредвиденных обстоятельств в другое место. Выводы этого доклада остаются секретными. Потенциальными альтернативами базирования на Бахрейне могут стать Новый порт в Дохе в Катаре, порт Шуайба в Кувейте и порт Джебель-Али в ОАЭ. Неудобством для американских военных может стать то обстоятельство, что все перечисленные гавани имеют соседствующие причалы для коммерческих судов. Немаловажное обстоятельство имеет и то, что на обустройство американской базы на Бахрейне ушло более $ 2 млрд. В случае ухода с острова эти средства будут потеряны и потребуются новые для аналогичного обустройства в другом месте. Теперь о поставках вооружений. Весь бюджет Бахрейна относительно невелик — менее $ 9 млрд, что позволяет его властям использовать лишь ограниченные суммы для приобретения вооружений у американцев. Поэтому США вынуждены оказывать некоторую военную помощь, чтобы поддерживать способность Бахрейна участвовать в региональных миссиях безопасности вместе с другими государствами ССАГПЗ. Основным получателем военной помощи США являются регулярная армия Бахрейна. Ее общая численность составляет около 10 тыс человек. Национальная гвардия Бахрейна составляет около 2 тыс человек. Она второй после армии получатель американского оружия. На третьем, разумеется — служба безопасности. Командные позиции в армии и силовых структурах Бахрейна занимают сунниты. Во время волнений шиитов в Бахрейне в 2011 году администрация Барака Обамы вынуждена была ввести ограничения на поставки американских вооружений в Бахрейн в тех классах, которые могли бы использоваться национальной гвардией и местными силами безопасности для подавления протестующих, например — слезоточивый газ, стрелковое оружие, легкие вооружения, боеприпасы и «другие предметы для контроля толпы». Вся остальная военная техника продолжала беспрепятственно поставляться американцами. Большая часть военной помощи США Бахрейну идет по каналу программы Foreign Military Financing (FMF), которая используется для приобретения и содержания американского вооружения. С момента начала этой программы в 1993 году Бахрейн получил от американцев более $ 400 млн помощи на приобретение и сервис вооружений. В последние годы некоторые фонды FMF использовались для создания сил специального назначения Бахрейна. Итог американских усилий налицо. По оценкам Пентагона, около половины регулярной армии Бахрейна в случае необходимости полностью способны интегрироваться в американские вооруженные силы. Другая форма помощи США Бахрейну — «бесплатная» пятилетняя аренда вооружений. Около 85% вооружений и военного оборудования Бахрейна имеет американское происхождение. Соединенные Штаты предоставили Бахрейну прибрежную радиолокационную систему, которая одновременно используется и Бахрейном, и ВМС США. Американцы передали Бахрейну биометрическое оборудование для выявления «международных террористов». В 1998 году Бахрейн приобрел 10 новых американских самолетов F-16C на сумму около $ 390 млн. Потом Бахрейн приобрел еще 12 этих самолетов, доведя свою группу F-16 до 22 единиц. В 1999 и 2009 годах США продали Бахрейну ракеты средней дальности класса воздух-воздух AMRAAM для вооружения F-16. В 2016 году Бахрейн подал заявку в США на приобретение 17 или 19 новых серийных F-16V для замены своих устаревших самолетов F-5 Fantom. Эта сделка оценивается примерно в $ 4 млрд. Администрация президента Обамы оговаривала ее состоянием «прав человека» на Бахрейне. Однако Трамп, скорее всего, откажется от подобного рода условий при утверждении сделки по приобретению