«Шариатский патруль» в Москве: радикализация мусульман по-европейски? - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ «Шариатский патруль» в Москве: радикализация мусульман по-европейски? - «Аналитика»


«Шариатский патруль» в Москве: радикализация мусульман по-европейски? - «Аналитика»
Ислам Исмаилов за работой. Фото: minval.az
Получивший известность проект мусульманского активиста Ислама Исмаилова под названием «Стоп Харам», который он начал осуществлять в столице России, заставляет задуматься над тем, что сегодня происходит в этнорелигиозном пространстве Москвы.
Сам по себе проект представляет собой инспектирование улиц и общественных пространств Москвы с целью обнаружения употребляющих спиртные напитки этнических мусульман, которых активисты проекта стыдят, снимая при этом на видеокамеру. Делают они это не только потому, что данные действия считаются в России правонарушением, но и мотивируя это религиозным запретом на употребление алкоголя в исламе. Выложенный видеоролик с такой акции, где видно, как Ислам Исмаилов ходит в районе Площади трех вокзалов в Москве и делает замечания пьющим пиво мигрантам из Центральной Азии, а также курящей девушке славянской внешности (последняя быстро бросила сигарету), вызвал в соцсетях преимущественно негативную реакцию.
Предполагаю, что истоки проекта «Стоп Харам» находятся в движениях «СтопХам» и «Лев против» (лидер — Михаил Лазутин), которых Исмаилов скопировал, поменяв только мотивацию и обоснование. Сам Исмаилов не скрывает, что раньше участвовал в проекте «СтопХам», с которого он взял пример для «Стоп Харам». В основе данных движений лежит «инспектирование» активистами улиц и публичных пространств (парков, скверов), где они, находя какое-то нарушение общественного порядка (неправильно припаркованная машина, распивающие алкоголь и курящие сигареты люди), стремятся указать нарушителю на его действия, стараясь пристыдить его. Используя законодательный запрет на какое-то действие, которое квалифицируется как правонарушение, организаторы проекта берут на себя функцию полиции. Например, формально запрещено употреблять алкоголь в общественных местах. Тогда вначале «берем на себя функцию публичного порицания, обязательно снимаем все это на видеокамеру с последующим размещением в Интернете». Затем, как показывает практика, людей могут и наказывать силовыми методами, провоцируя их на грубую реакцию. Именно этим и закончился проект «Лев против», где спортивного телосложения активисты не просто увещевали пьющих пиво прохожих, но и избивали их за это.
В случае с проектом «Стоп Харам» (трудно сказать, будет ли у него дальнейшее развитие) проблема заключается в том, что «инспекторы» стремятся использовать религиозные предписания для своих действий, что воспринимается иначе, чем действия того же «Лев против». Ведь это напоминает ситуацию в городах Европы, где не так давно тоже появилась «шариатская полиция», которая так же стыдила людей, поскольку они открыто одеваются, употребляют алкоголь, курят в общественных местах и т. д.
Так, например, в 2014 году в немецком городке Вупперталь (Северный Рейн — Вестфалия) появилась своя «шариатская полиция», которая была организована ваххабитской общиной, в которой состояли не только мигранты, но и немцы, принявшие ислам. Ваххабиты расхаживали по городу, требуя от местных жителей не употреблять алкоголь, не играть в азартные игры и не слушать музыку. Тогда до насильственных действий не дошло, но организаторы преследовали цель заявить о себе и продемонстрировать, кто в городе сила. Несмотря на жалобы населения, последствий для ваххабитов не последовало.
Впрочем, только ли в Европе было подобное? Вспомним, как в 2011 году в Дагестане с журналисткой Гулей Арифмезовой произошел такой случай: когда она ехала по Махачкале, попала в пробку и закурила сигарету, в соседнем автомобиле открылось окно и на нее был направлен пистолет со словами «Нельзя курить!». Женщину спасло то, что она быстро уехала.
В январе 2014 года пресса писала о шариатских патрулях в райцентре Базарные Матаки в Татарстане. Если верить публикациям, там молодые ребята-мусульмане стыдили своих односельчан за то, что те празднуют Новый год и выпивают. Случались и потасовки. Однако после того, как об этом стала писать пресса, внимание к райцентру повысилось, было проведено расследование, и власти сообщили, что ничего подобного здесь не происходило. Больше о подобных случаях в Татарстане никогда не сообщалось: власти подобную «инициативу» стали пресекать.
Появление «шариатской полиции» в Москве — также определенный симптом. Он говорит о том, что среди проживающих в российской столице мусульман есть такие, которые вполне готовы создавать параллельную государству систему.
Любопытна реакция мусульманского духовенства Москвы на акции «Стоп Харам». Муфтий Москвы, председатель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов выступил с осуждением: «Я думаю, она приведет к конфликтам, тем более если начнет распространяться в регионы. Если у нас сейчас каждая конфессия станет приставать к прохожим на улице, читать мораль, то что мы вообще получим? В светском государстве как это можно воспринимать?».
А вот заместитель председателя Совета муфтиев России, муфтий Московской области Рушан Аббясов отозвался позитивно: «Сама идея вполне нормальная, главное, чтобы не было перегибов. Если это будет в корректной форме, почему нет. Только просветительский характер, без применения насильственных мер, потому что это тоже запрещено исламом». Впрочем, впоследствии Совет муфтиев России официально опроверг эти слова, заявив, что тоже осуждает подобные формы патрулирования улиц.
Зададимся вопросом: чем принципиально отличается радикализация мусульман в мегаполисах в России и в странах Евросоюза? Практически, ничем. Мы часто смотрим репортажи о том, как в городах Европы формируются кварталы, в которых селятся мигранты из мусульманских стран. При этом интеграции приезжих в европейское сообщество не происходит, причем даже во втором и третьем поколениях. Более того, среди мигрантского населения и часто даже среди принявших ислам коренных жителей идет распространение и укрепление именно радикальных форм ислама. «Шариатская полиция» на улицах Лондона или городов Германии — это доказательство того, что исламисты всюду, где бы они не оказались, стараются создать свое «параллельное государство» со своей юрисдикцией. Не является ли проект «Стоп Харам» своего рода пробным шаром в Москве, показателем, что радикализация части мусульман в крупных мегаполисах России пойдет по европейскому сценарию?
Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, религиовед

Ислам Исмаилов за работой. Фото: minval.azПолучивший известность проект мусульманского активиста Ислама Исмаилова под названием «Стоп Харам», который он начал осуществлять в столице России, заставляет задуматься над тем, что сегодня происходит в этнорелигиозном пространстве Москвы. Сам по себе проект представляет собой инспектирование улиц и общественных пространств Москвы с целью обнаружения употребляющих спиртные напитки этнических мусульман, которых активисты проекта стыдят, снимая при этом на видеокамеру. Делают они это не только потому, что данные действия считаются в России правонарушением, но и мотивируя это религиозным запретом на употребление алкоголя в исламе. Выложенный видеоролик с такой акции, где видно, как Ислам Исмаилов ходит в районе Площади трех вокзалов в Москве и делает замечания пьющим пиво мигрантам из Центральной Азии, а также курящей девушке славянской внешности (последняя быстро бросила сигарету), вызвал в соцсетях преимущественно негативную реакцию. Предполагаю, что истоки проекта «Стоп Харам» находятся в движениях «СтопХам» и «Лев против» (лидер — Михаил Лазутин), которых Исмаилов скопировал, поменяв только мотивацию и обоснование. Сам Исмаилов не скрывает, что раньше участвовал в проекте «СтопХам», с которого он взял пример для «Стоп Харам». В основе данных движений лежит «инспектирование» активистами улиц и публичных пространств (парков, скверов), где они, находя какое-то нарушение общественного порядка (неправильно припаркованная машина, распивающие алкоголь и курящие сигареты люди), стремятся указать нарушителю на его действия, стараясь пристыдить его. Используя законодательный запрет на какое-то действие, которое квалифицируется как правонарушение, организаторы проекта берут на себя функцию полиции. Например, формально запрещено употреблять алкоголь в общественных местах. Тогда вначале «берем на себя функцию публичного порицания, обязательно снимаем все это на видеокамеру с последующим размещением в Интернете». Затем, как показывает практика, людей могут и наказывать силовыми методами, провоцируя их на грубую реакцию. Именно этим и закончился проект «Лев против», где спортивного телосложения активисты не просто увещевали пьющих пиво прохожих, но и избивали их за это. В случае с проектом «Стоп Харам» (трудно сказать, будет ли у него дальнейшее развитие) проблема заключается в том, что «инспекторы» стремятся использовать религиозные предписания для своих действий, что воспринимается иначе, чем действия того же «Лев против». Ведь это напоминает ситуацию в городах Европы, где не так давно тоже появилась «шариатская полиция», которая так же стыдила людей, поскольку они открыто одеваются, употребляют алкоголь, курят в общественных местах и т. д. Так, например, в 2014 году в немецком городке Вупперталь (Северный Рейн — Вестфалия) появилась своя «шариатская полиция», которая была организована ваххабитской общиной, в которой состояли не только мигранты, но и немцы, принявшие ислам. Ваххабиты расхаживали по городу, требуя от местных жителей не употреблять алкоголь, не играть в азартные игры и не слушать музыку. Тогда до насильственных действий не дошло, но организаторы преследовали цель заявить о себе и продемонстрировать, кто в городе сила. Несмотря на жалобы населения, последствий для ваххабитов не последовало. Впрочем, только ли в Европе было подобное? Вспомним, как в 2011 году в Дагестане с журналисткой Гулей Арифмезовой произошел такой случай: когда она ехала по Махачкале, попала в пробку и закурила сигарету, в соседнем автомобиле открылось окно и на нее был направлен пистолет со словами «Нельзя курить!». Женщину спасло то, что она быстро уехала. В январе 2014 года пресса писала о шариатских патрулях в райцентре Базарные Матаки в Татарстане. Если верить публикациям, там молодые ребята-мусульмане стыдили своих односельчан за то, что те празднуют Новый год и выпивают. Случались и потасовки. Однако после того, как об этом стала писать пресса, внимание к райцентру повысилось, было проведено расследование, и власти сообщили, что ничего подобного здесь не происходило. Больше о подобных случаях в Татарстане никогда не сообщалось: власти подобную «инициативу» стали пресекать. Появление «шариатской полиции» в Москве — также определенный симптом. Он говорит о том, что среди проживающих в российской столице мусульман есть такие, которые вполне готовы создавать параллельную государству систему. Любопытна реакция мусульманского духовенства Москвы на акции «Стоп Харам». Муфтий Москвы, председатель Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов выступил с осуждением: «Я думаю, она приведет к конфликтам, тем более если начнет распространяться в регионы. Если у нас сейчас каждая конфессия станет приставать к прохожим на улице, читать мораль, то что мы вообще получим? В светском государстве как это можно воспринимать?». А вот заместитель председателя Совета муфтиев России, муфтий Московской области Рушан Аббясов отозвался позитивно: «Сама идея вполне нормальная, главное, чтобы не было перегибов. Если это будет в корректной форме, почему нет. Только просветительский характер, без применения насильственных мер, потому что это тоже запрещено исламом». Впрочем, впоследствии Совет муфтиев России официально опроверг эти слова, заявив, что тоже осуждает подобные формы патрулирования улиц. Зададимся вопросом: чем принципиально отличается радикализация мусульман в мегаполисах в России и в странах Евросоюза? Практически, ничем. Мы часто смотрим репортажи о том, как в городах Европы формируются кварталы, в которых селятся мигранты из мусульманских стран. При этом интеграции приезжих в европейское сообщество не происходит, причем даже во втором и третьем поколениях. Более того, среди мигрантского населения и часто даже среди принявших ислам коренных жителей идет распространение и укрепление именно радикальных форм ислама. «Шариатская полиция» на улицах Лондона или городов Германии — это доказательство того, что исламисты всюду, где бы они не оказались, стараются создать свое «параллельное государство» со своей юрисдикцией. Не является ли проект «Стоп Харам» своего рода пробным шаром в Москве, показателем, что радикализация части мусульман в крупных мегаполисах России пойдет по европейскому сценарию? Раис Сулейманов, эксперт Института национальной стратегии, религиовед


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→