Газопровод «Северный поток — 2»: pro и contra для Европы - «Аналитика» » «Новости Дня»

✔ Газопровод «Северный поток — 2»: pro и contra для Европы - «Аналитика»


Газопровод «Северный поток — 2»: pro и contra для Европы - «Аналитика»
18 февраля 2017 года вице-канцлер и министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль в ходе дискуссии на Мюнхенской конференции по безопасности выступил против отказа по политическим мотивам от проекта «Северный поток-2» (Nord Stream 2). В частности, тогда он сказал: «Европа пошла по пути либерализации газового рынка, мы должны были принять определенные законы. Я считаю, что эти законы нужно соблюдать. Я считаю, что нельзя отказываться в силу политических интересов от либерализации рынка». Таким образом. было открыто признано, что у «Северного потока-2» в ЕС есть политические противники. Во время недавнего визита канцлера Германии в Польшу польский премьер Беата Шидло сообщила Меркель, что реализация проекта «Северный поток-2» неприемлема для Польши. Однако, заметила при этом Шидло, ареной спора не являются двусторонние отношения Польши и Германии. Т. е. вопрос официально должен решаться Брюсселем.
Но у «Северного потока-2» в Евросоюзе есть и сторонники, которые руководствуются интересами экономической и политической целесообразности. Москва пытается воздействовать на них. На прошлой неделе генеральный директор «Газпрома» Алексей Миллер посетил Берлин, где он встретился с новым германским федеральным министром по экономике и энергетике Бриджит Цюприс для того, чтобы обсудить планируемый газопровод. В проекте больше всего заинтересована Германия. В 2016 году примерно треть российского европейского экспорта газа «Газпромом» пришлась на Германию и составила всего 49,8 млрд кубов.
А пока на ведущем евросоюзном информационном ресурсе EUObserver продолжается открытая дискуссия вокруг проекта строительства газопровода «Северный поток-2» для транспортировки российского газа с месторождения на полуострове Ямал по дну Балтийского моря в ЕС, в Германию. Споры ведутся по известному принципу pro и contra.
Прежде всего о плюсах проекта, о том, как их себе представляет российский «Газпром» и его европейские лоббисты.
Природный газ остается важным источником энергии с низким содержанием углерода, т. е. наиболее приемлемым углеводородным топливом с точки зрения экологии. В сравнении с использованием природного газа, выбросы углекислоты в атмосферу при сжигании угля выше примерно на 50%, а нефти — на 25%. Газовая энергетика отвечает требованиям Парижской конференции по климату 2015 года.
Между тем, добыча собственного природного газа в Западной Европе снижается. Так, например, в 2014 году газодобыча в Нидерландах сократилась с 42,5 млрд кубометров до 25 млрд. Наблюдается продолжительное снижение добычи газа и в Великобритании. Похоже, что и газовые месторождения Норвегии достигли своего пика. В этой ситуации страны ЕС могли бы избрать три разных варианта ответа на сокращение собственной газодобычи. Они могли бы выбрать: а) развитие сланцевой добычи; б) сокращение потребления газа; в) увеличение импорта газа.
По первому варианту Германия, Нидерланды и Франция из-за экологических соображений запретили у себя сланцевую добычу. Сокращение потребления газа в Европе демонстрировал период 2011—2014 годов. Если в 2010 году спрос на газ в ЕС составил 530 млрд кубометров, то в 2014 году — только 409 млрд кубометров. Падение потребления газа в значительной степени произошло из-за экономического кризиса. С 2015 года спрос на газ в Европе снова стал расти.
С 2014 года ЕС может обеспечивать себя собственным газом на одну треть. Две трети потребного газа приходится импортировать. Основные европейские поставщики в 2014 году выглядели следующим образом: Россия (39%), Норвегия (30%), Алжир (13%) и Катар (7%).
Российский «Газпром» посредством «Северного потока-2» мог бы удвоить прямые без транзита поставки газа в Германию. Германские потребности были бы покрыты полностью, и еще осталось бы для других. Ресурсы для этого у России есть. Газовые запасы на Бованенковском месторождении на Ямале, которые будут использованы для трубопровода «Северный поток-2», составляют 4,9 трлн кубометров газа. Они позволяют обеспечить долгосрочное энергообеспечение Европы по статье природного газа.
Официальные эксперты по энергетике Евросоюза утверждают, что доля газа в конечном потреблении энергии будет оставаться в Европе относительно стабильной до 2050 года. Не противоречит использованию природного газа в европейской энергетике и стратегии на значительное расширение доли возобновляемой энергии. Правда, как планируется, в будущей энергетике Европы роль газа сведется к резервному источнику питания для компенсации прерывистого характера возобновляемых источников энергии или для подключения к рынкам для увеличения конкуренции.
Западная Европа не боится и формулы о якобы растущем монополизме «Газпрома» из-за «Северного потока-2». Западноевропейские страны традиционно имели и имеют более трех внешних поставщиков газа. В дополнение они могут получить еще одного в виде американского СПГ. В результате в Старой Европе не было и нет монопольного игрока на газовых рынках. И поэтому увеличение экспорта СПГ из США не является так уж необходимым для долгосрочной энергетической безопасности Европы. Технологическим минусом СПГ являются энергетические затраты на его «разжижение», следовательно, дополнительные выбросы за счет этого. Транспортировка же природного газа по подводным морским проводом требует меньше энергии для обеспечения необходимого давления для прокачки газа.
«Северный поток-2» собираются оформить так, что проект станет соответствовать всему действующему законодательству ЕС. Достоинством проекта является то, что он не требует режима преференций. Между тем, высокий коэффициент использования демонстрирует уже действующий газопровод «Северный поток-1». Если в 2016 году он в среднем был загружен на 80% мощности, то в 2017 году — до 97%.
После того, как газ поступит на внутренний рынок ЕС через «Северный поток-2», он может транспортироваться во все страны ЕС, в том числе, в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. В результате Германия превратится в общеевропейский газовый хаб. Газопровод «Северный поток-2» позволит снизить цену газа для Германии и других стран Западной Европы из-за устранения платы за международный транзит. После того, как «Северный поток-1» был введен в эксплуатацию, цены на газ в Центральной и Восточной Европе начали выравниваться с немецкими ценами. Кроме того, германские энергетические концерны могут получить возможность извлекать дополнительный доход от транспортировки газа из «Северного потока-2» в другие страны Западной, Центральной и Южной Европы, т. е. Германия сама превратится в страну-транзитера, которая сама будет определять направление движения газа. Политическая составляющая проекта (о чем обычно умалчивают) — сосредоточение газовых мощностей в руках Германии, которые позволят закрепить доминирование Германии в Европе и в области газовой энергетики. В этом плане «Северный поток-2» может послужить делу интеграции ЕС вокруг Германии.
Центрально-европейцы выражают беспокойство, что вторая ветка «Северного потока» позволит «Газпрому» дополнительно монополизировать европейский газовый рынок и изолировать Украину. Ведь в июне 2014 года «Газпром» объявил, что он не будет продлевать транзитное соглашение с Украиной после 2019 года. Но так уж ли плоха подобная сделка для Украины? — задаются вопросом европейские циники, если эта восточноевропейская страна сможет наконец-то отвыкнуть от своего коррумпированного газового сектора. Основной смысл революции деградации на Украине — газ, который до этого предназначался ее промышленности, должен идти в Европу. В июне 2016 года вице-канцлер и министр экономики Германии Зигмар Габриэль заявил о трех условиях поддержки проекта «Северный поток-2»: 1) проект должен удовлетворять требованиям законодательства; 2) не угрожать транзиту газа через территорию Украины; 3) не ограничивать поставки газа в Восточную Европу. Подобного рода заявления призваны была успокоить восточных союзников Германии.
«Газпром» сам стремится развивать диверсифицированный, многосторонний подход к своему экспортному потенциалу. Однако «зависимость» от «Газпрома» в Европе на самом деле означает обратную величину — зависимость самого «Газпрома» от европейского рынка. Поэтому «Газпром» не представляет опасности ЕС в своем проекте, полагают сторонники «Северного потока-2».
Теперь об аргументах против. Противники проекта утверждают, что «Северный поток-2» несовместим с принятым в ЕС европейским Энергетическим союзом, поскольку не отвечает принципу «солидарности». Ведь Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия и Литва открыто выступили против «Северного потока-2», когда они обратились с письмом в Европейскую комиссию. По мнению этих стран, газопровод может нести риски для энергетической безопасности в Центральной и Восточной Европе. Проект может значительно повлиять на развитие рынка газа и модель его транзита в регионе, в первую очередь, это касается транзитного маршрута через территорию Украины. Между тем, одной из целей европейского Энергетического союза является поддержка Украины на основе стратегического энергетического партнерства. Настоящий автор проекта «Газпрома» — российское государство открыто бросает вызов единству ЕС и ведет войны в соседних странах, — подытоживают критики проекта. 15 декабря 2015 года Европейский парламент принял специальную резолюцию, в которой Россию определили в качестве непредсказуемого партнера, «который использует энергоснабжение в качестве политического оружия». На публику и Европейская комиссия заняла подобную позицию. Вице-президент Европейской комиссии по вопросам Энергетического Союза Марош Шефчович выразился в том духе, что «Северный поток-2» может изменить ландшафт рынка газа ЕС, не создав нового источника энергоснабжения или нового поставщика. Греция, Италия и Болгария также выступили с неодобрением проекта «Северный поток-2», поскольку перспективы развития южного коридора становятся из-за него более неопределенными.
В итоге, если Еврокомиссия станет придерживаться принципа «солидарности», выполняя волю группы государств-членов, то проект «Северный поток-2» будет остановлен. Чисто экономический проект, хотели его инициаторы или нет, имеет очевидную политическую составляющую, поскольку разделяет Европу уже на стадии обсуждения проекта. И это следует признать.
Из-за позиции поляков проекту «Северный поток-2» уже был нанесен сильный удар. Изначально его коммерческая схема повторяла проект его близнеца, введенного в строй в 2011 году — «Северного потока-1». Над последним «Газпром» работал в партнерстве, а сейчас эксплуатирует совместно с четырьмя ведущими европейскими энергетическим компаниями — Wintershall (Германия), E. ON Ruhrgas (Германия), Nederlandse Gasunie (Нидерланды) и GDF Suez (Франция). Аналогичным образом пять основных энергетических компаний из четырех стран ЕС поддержали проект «Северный поток-2» своим участием в созданном под него консорциуме. Однако из-за решения польского антимонопольного регулятора партнеры «Газпрома» с акционерными долями участия — E. ON (10%), OMV (10%), Shell (10%), Wintershall (10%) и ENGIE (10%) вынуждены были выйти из консорциума Nord Stream 2 AG. Таким образом, после постановления польского надзорного органа совместное предприятие разрушилось. С начала февраля 2017 года консорциум находится в 100% собственности «Газпрома». «Газпрому» пришлось докапитализировать из своих средств газопроводную компанию. Другое следствие — «Газпрому» или придется полностью финансировать строительство газопровода, или изыскивать «хитрые» схемы с обменом участия в финансировании на будущие акции консорциума. В последнем случае инвестиции возможных партнеров в проект не будут акционерными. Стоимость строительства газопровода — € 9,9 млрд высока для одного «Газпрома», учитывая его долг — в 2,18 трлн рублей на последний квартал 2016 года и расходы на другие проекты. В 2017 году на стадии подготовки «Газпром» планирует вложить в магистральный газопровод «Северный поток-2» порядка 111 млрд рублей.
Судя по информации, «Газпром» пытается привлечь новых участников в консорциум. В конце января 2017 года стало известно, что бельгийская газотранспортная компания Fluxys готова стать акционером Nord Stream 2.
Польша хочет, чтобы Европейская комиссия вообще остановила проект «Северный поток-2». Кроме того, поляки пытаются атаковать этот проект непрямо — через сужение потенциала уже действующего газопровода Nord Stream. 4 декабря 2016 года польский государственный газовый консорциум PGNiG подал жалобу в Европейский суд с просьбой отменить решение Европейской комиссии, которая предоставила «Газпрому» права на трубопровод Opal в Германии.
«Северный поток-2» будет проходить по шельфу пяти стран и поэтому нуждается в их одобрении. Для реализации проекта «Северный поток-2» «Газпрому» необходимо еще получить одобрение от Германии, Финляндии и Дании. Похоже, что проблем с этой стороны не будет. Получить все необходимые документы Nord Stream 2 AG планирует до конца 2017 года, чтобы начать строительство весной 2018 года с тем, чтобы закончить его в 2019 году.
Сейчас проект может заблокировать либо Европейский совет на основах единогласия, что трудно, либо Еврокомиссия, которая может признать этот проект противоречащим Энергетическому союзу. Это сделать достаточно просто, если не будет решительного противодействия Германии.
Дания, Швеция, прибалтийские страны и страны Вышеградской группы добиваются того, чтобы Еврокомиссия заняла определенную позицию по этому вопросу. Если Европейская комиссия выступит против, то почти наверняка проект Nord Stream 2 не будет реализован. И, хотя в соответствии со статьей 184 Договора о функционировании Европейского союза выбор энергетического обеспечения остается в компетенции государств-членов, Европейская комиссия недавно получила возможность «изучать» соглашения по энергетике с третьими странами с целью проверки соответствия этих соглашений целям Энергетического союза. После того, как был построен «Севереный поток-1» в Европе произошли существенные изменения в энергетической политике. Самое главное — это создание европейцами Энергетического союза. Одним из аспектов деятельности Энергетического союза является диверсификации источников энергопоставок и обеспечение энергетической безопасности на основе солидарности и сотрудничества между государствами-членами.
Таким образом, в настоящее время проект «Северный поток-2» находится в подвешенном и ннеопределенном состояии. Сохраняется неизвестность относительно ряда определяющих факторов. Какой будет позиция американцев при Дональде Трампе на этот счет? Насколько серьезны их планы экспорта американского сжиженного природного газа в Европу? Какова судьба соглашения с Ираном? Вернутся ли санкции против него? Ведь восстановление санкционного режима будет означать крест на планах иранского газового экспорта в Европу с целью сокращения российской доли. Самое главное — каковы оценки европейцев относительно перспектив устойчивости действующей власти в России? Если она неустойчива и грядет смута, то тогда европейцам имеет смысл давать разрешение на строительство газопровод «Северный поток-2» в расчете вывести потом «Газпром» окончательно из государственной российской суверенной сферы в глобальное транснациональное поле. С этой точки зрения, имеет право на жизнь следуюшая логика, пусть русские строят газопровод, который не будет принадлежать им, как и газ идущий по нему.
Другой вопрос: как соотнесутся в 2017 году силы сторонников прагматичных экономических отношений с Россией с силами, выступающими за «ценности» и «принципы» и, как итог, за окончательное сокрушение России?
Как уже частность, очевидно, что большую роль в судьбе проекта должны сыграть предстоящие выборы в Германии. Если победят социал-демократы, то поддержка «Северного потока-2» укрепится. Если победят христианские демократы и вновь составят коалицию с социал-демократами, то поддержка проекта останется. Но если христианские демократы составят новую коалицию с участием зеленых, то поддержка проекту уменьшится.
В общем, любое из двух возможных решений по «Северному потоку-2»: одно — запуск проекта в сферу практического решения, другое — запрет на проект — позволят судить о будущем отношений России и Европы. Но, тем не менее, продвижение того или иного сценария не исключат многовариантность развития событий и, скорее, в негативном для России ключе. По газу бизнес «as usual» пока явно не получается.
Аналитическая редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

18 февраля 2017 года вице-канцлер и министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль в ходе дискуссии на Мюнхенской конференции по безопасности выступил против отказа по политическим мотивам от проекта «Северный поток-2» (Nord Stream 2). В частности, тогда он сказал: «Европа пошла по пути либерализации газового рынка, мы должны были принять определенные законы. Я считаю, что эти законы нужно соблюдать. Я считаю, что нельзя отказываться в силу политических интересов от либерализации рынка». Таким образом. было открыто признано, что у «Северного потока-2» в ЕС есть политические противники. Во время недавнего визита канцлера Германии в Польшу польский премьер Беата Шидло сообщила Меркель, что реализация проекта «Северный поток-2» неприемлема для Польши. Однако, заметила при этом Шидло, ареной спора не являются двусторонние отношения Польши и Германии. Т. е. вопрос официально должен решаться Брюсселем. Но у «Северного потока-2» в Евросоюзе есть и сторонники, которые руководствуются интересами экономической и политической целесообразности. Москва пытается воздействовать на них. На прошлой неделе генеральный директор «Газпрома» Алексей Миллер посетил Берлин, где он встретился с новым германским федеральным министром по экономике и энергетике Бриджит Цюприс для того, чтобы обсудить планируемый газопровод. В проекте больше всего заинтересована Германия. В 2016 году примерно треть российского европейского экспорта газа «Газпромом» пришлась на Германию и составила всего 49,8 млрд кубов. А пока на ведущем евросоюзном информационном ресурсе EUObserver продолжается открытая дискуссия вокруг проекта строительства газопровода «Северный поток-2» для транспортировки российского газа с месторождения на полуострове Ямал по дну Балтийского моря в ЕС, в Германию. Споры ведутся по известному принципу pro и contra. Прежде всего о плюсах проекта, о том, как их себе представляет российский «Газпром» и его европейские лоббисты. Природный газ остается важным источником энергии с низким содержанием углерода, т. е. наиболее приемлемым углеводородным топливом с точки зрения экологии. В сравнении с использованием природного газа, выбросы углекислоты в атмосферу при сжигании угля выше примерно на 50%, а нефти — на 25%. Газовая энергетика отвечает требованиям Парижской конференции по климату 2015 года. Между тем, добыча собственного природного газа в Западной Европе снижается. Так, например, в 2014 году газодобыча в Нидерландах сократилась с 42,5 млрд кубометров до 25 млрд. Наблюдается продолжительное снижение добычи газа и в Великобритании. Похоже, что и газовые месторождения Норвегии достигли своего пика. В этой ситуации страны ЕС могли бы избрать три разных варианта ответа на сокращение собственной газодобычи. Они могли бы выбрать: а) развитие сланцевой добычи; б) сокращение потребления газа; в) увеличение импорта газа. По первому варианту Германия, Нидерланды и Франция из-за экологических соображений запретили у себя сланцевую добычу. Сокращение потребления газа в Европе демонстрировал период 2011—2014 годов. Если в 2010 году спрос на газ в ЕС составил 530 млрд кубометров, то в 2014 году — только 409 млрд кубометров. Падение потребления газа в значительной степени произошло из-за экономического кризиса. С 2015 года спрос на газ в Европе снова стал расти. С 2014 года ЕС может обеспечивать себя собственным газом на одну треть. Две трети потребного газа приходится импортировать. Основные европейские поставщики в 2014 году выглядели следующим образом: Россия (39%), Норвегия (30%), Алжир (13%) и Катар (7%). Российский «Газпром» посредством «Северного потока-2» мог бы удвоить прямые без транзита поставки газа в Германию. Германские потребности были бы покрыты полностью, и еще осталось бы для других. Ресурсы для этого у России есть. Газовые запасы на Бованенковском месторождении на Ямале, которые будут использованы для трубопровода «Северный поток-2», составляют 4,9 трлн кубометров газа. Они позволяют обеспечить долгосрочное энергообеспечение Европы по статье природного газа. Официальные эксперты по энергетике Евросоюза утверждают, что доля газа в конечном потреблении энергии будет оставаться в Европе относительно стабильной до 2050 года. Не противоречит использованию природного газа в европейской энергетике и стратегии на значительное расширение доли возобновляемой энергии. Правда, как планируется, в будущей энергетике Европы роль газа сведется к резервному источнику питания для компенсации прерывистого характера возобновляемых источников энергии или для подключения к рынкам для увеличения конкуренции. Западная Европа не боится и формулы о якобы растущем монополизме «Газпрома» из-за «Северного потока-2». Западноевропейские страны традиционно имели и имеют более трех внешних поставщиков газа. В дополнение они могут получить еще одного в виде американского СПГ. В результате в Старой Европе не было и нет монопольного игрока на газовых рынках. И поэтому увеличение экспорта СПГ из США не является так уж необходимым для долгосрочной энергетической безопасности Европы. Технологическим минусом СПГ являются энергетические затраты на его «разжижение», следовательно, дополнительные выбросы за счет этого. Транспортировка же природного газа по подводным морским проводом требует меньше энергии для обеспечения необходимого давления для прокачки газа. «Северный поток-2» собираются оформить так, что проект станет соответствовать всему действующему законодательству ЕС. Достоинством проекта является то, что он не требует режима преференций. Между тем, высокий коэффициент использования демонстрирует уже действующий газопровод «Северный поток-1». Если в 2016 году он в среднем был загружен на 80% мощности, то в 2017 году — до 97%. После того, как газ поступит на внутренний рынок ЕС через «Северный поток-2», он может транспортироваться во все страны ЕС, в том числе, в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. В результате Германия превратится в общеевропейский газовый хаб. Газопровод «Северный поток-2» позволит снизить цену газа для Германии и других стран Западной Европы из-за устранения платы за международный транзит. После того, как «Северный поток-1» был введен в эксплуатацию, цены на газ в Центральной и Восточной Европе начали выравниваться с немецкими ценами. Кроме того, германские энергетические концерны могут получить возможность извлекать дополнительный доход от транспортировки газа из «Северного потока-2» в другие страны Западной, Центральной и Южной Европы, т. е. Германия сама превратится в страну-транзитера, которая сама будет определять направление движения газа. Политическая составляющая проекта (о чем обычно умалчивают) — сосредоточение газовых мощностей в руках Германии, которые позволят закрепить доминирование Германии в Европе и в области газовой энергетики. В этом плане «Северный поток-2» может послужить делу интеграции ЕС вокруг Германии. Центрально-европейцы выражают беспокойство, что вторая ветка «Северного потока» позволит «Газпрому» дополнительно монополизировать европейский газовый рынок и изолировать Украину. Ведь в июне 2014 года «Газпром» объявил, что он не будет продлевать транзитное соглашение с Украиной после 2019 года. Но так уж ли плоха подобная сделка для Украины? — задаются вопросом европейские циники, если эта восточноевропейская страна сможет наконец-то отвыкнуть от своего коррумпированного газового сектора. Основной смысл революции деградации на Украине — газ, который до этого предназначался ее промышленности, должен идти в Европу. В июне 2016 года вице-канцлер и министр экономики Германии Зигмар Габриэль заявил о трех условиях поддержки проекта «Северный поток-2»: 1) проект должен удовлетворять требованиям законодательства; 2) не угрожать транзиту газа через территорию Украины; 3) не ограничивать поставки газа в Восточную Европу. Подобного рода заявления призваны была успокоить восточных союзников Германии. «Газпром» сам стремится развивать диверсифицированный, многосторонний подход к своему экспортному потенциалу. Однако «зависимость» от «Газпрома» в Европе на самом деле означает обратную величину — зависимость самого «Газпрома» от европейского рынка. Поэтому «Газпром» не представляет опасности ЕС в своем проекте, полагают сторонники «Северного потока-2». Теперь об аргументах против. Противники проекта утверждают, что «Северный поток-2» несовместим с принятым в ЕС европейским Энергетическим союзом, поскольку не отвечает принципу «солидарности». Ведь Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Эстония, Латвия и Литва открыто выступили против «Северного потока-2», когда они обратились с письмом в Европейскую комиссию. По мнению этих стран, газопровод может нести риски для энергетической безопасности в Центральной и Восточной Европе. Проект может значительно повлиять на развитие рынка газа и модель его транзита в регионе, в первую очередь, это касается транзитного маршрута через территорию Украины. Между тем, одной из целей европейского Энергетического союза является поддержка Украины на основе стратегического энергетического партнерства. Настоящий автор проекта «Газпрома» — российское государство открыто бросает вызов единству ЕС и ведет войны в соседних странах, — подытоживают критики проекта. 15 декабря 2015 года Европейский парламент принял специальную резолюцию, в которой Россию определили в качестве непредсказуемого партнера, «который использует энергоснабжение в качестве политического оружия». На публику и Европейская комиссия заняла подобную позицию. Вице-президент Европейской комиссии по вопросам Энергетического Союза Марош Шефчович выразился в том духе, что «Северный поток-2» может изменить ландшафт рынка газа ЕС, не создав нового источника энергоснабжения или нового поставщика. Греция, Италия и Болгария также выступили с неодобрением проекта «Северный поток-2», поскольку перспективы развития южного коридора становятся из-за него более неопределенными. В итоге, если Еврокомиссия станет придерживаться принципа «солидарности», выполняя волю группы государств-членов, то проект «Северный поток-2» будет остановлен.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→