Украина катастрофически теряет промышленность и высокотехнологические отрасли - «Новости дня» » «Новости Дня»

✔ Украина катастрофически теряет промышленность и высокотехнологические отрасли - «Новости дня»


Украина катастрофически теряет промышленность и высокотехнологические отрасли - «Новости дня»

Президент России Владимир Путин заявил, что некоторые отрасли промышленности Украины практически перестали существовать. Слова российского лидера вызвали негативную реакцию на Украине. Что же на самом деле происходит с украинской промышленностью и как далеко зашел процесс деиндустриализаци



Владимир Путин напомнил, что когда Украина находилась вместе с Россией в составе Советского Союза, она была высокотехнологичной промышленной республикой. 

«Она утратила статус промышленного развитого государства. Я даже не знаю, что там осталось. Судостроения нет, авиации нет, ракетостроение практически закончило свое существование. Все", — сказал Владимир Путин на Международном форуме "Российская энергетическая неделя-2019".



Факты свидетельствуют о том, что процесс деиндустриализации Украины ускорился.



В свежем рейтинге инновационных экономик мира по версии Bloomberg Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, заняв 53-е место из 60. В 2018 году Украина занимала 46-е место в рейтинге. Bloomberg назвало результаты Украины наряду с Тунисом «самым большим поражением».



 



Украинская промышленность, так и не восстановившись после обвала 2014-2015 годов, снова ушла в минус. Причем этот процесс ускоряется. По данным официальной статистики, промышленное производство на Украине в августе 2019 года сократилось на 1,7% по сравнению с августом 2018 года, и на 1,4% — по сравнению с предыдущим месяцем. Следует напомнить, что в 2018 году промышленное производство составляло всего лишь 82% от уровня 2013 года.



Машиностроение



В 1990 году машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР. В отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР.



Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (как производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов и магистральных тепловозов) была практически монопольным производителем.



По итогам 1991 года удельный вес Украины в мировом производстве промышленной продукции составлял 0,57%, но страна, безусловно, относилась к промышленно развитым. К сожалению, с тех пор наблюдается нисходящая динамика, ускорившаяся в последние несколько лет: в 2013 г. доля Украины в мировом производстве промышленных товаров составляла 0,2%, в 2016-м — лишь 0,16%.



Вклад машиностроительного сектора в экономку Украины сейчас составляет около 10% ВВП. За последние 10 лет уровень производства машиностроительной продукции снизился практически в два раза, а число занятых в отрасли сократилось с 600 до 146 тыс. человек.



Сегодня такие традиционные ключевые отрасли украинской промышленности, как машиностроение, самолетостроение, космическая и оборонная промышленность, далеки от прежних объемов производства.



Причины падения заключаются в конфликте с Россией, в потере промышленных территорий на востоке Украины, а также в потере рынков сбыта на постсоветском пространстве. По мере падения производства, снижался и экспорт. Наибольшее падение было в 2016 году из-за ухода с российского рынка. Это привело к значительной потере производственного потенциала и специалистов в области машиностроения.



На рынке же Евросоюза из украинской машиностроительной продукции востребованы лишь подшипники, кабели и различные комплектующие по давальческим схемам из европейских стран. Считается, что каждый третий автомобиль в ЕС ездит с украинским кабелем. Его производство требует больших трудозатрат, поэтому многие компании переводят свои предприятия на Украину, учитывая относительно низкие зарплаты и высокую квалификацию украинских рабочих. Но предприятия по скручиванию кабелей — это не тот уровень переделов и добавочной стоимости, которые необходимы индустриальной стране и не позволят удержать высококвалифицированную рабочую силу от трудовой миграции.



Ракетостроение



После провозглашения независимости Украины на ее территории осталось больше 100 предприятий ракетно-космической отрасли промышленности СССР: конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, производственные объединения, испытательные центры. Сегодня Украина эксплуатирует советское наследие в ракетно-космической отрасли, но делает это крайне неэффективно: предприятия комплекса — в глубочайшем кризисе. В 2014 году стало очевидным, что существование космической отрасли Украины в значительной мере зависит от России.



КБ «Южное» 2015 год закончило с убытком 1,1 млрд грн ($41 млн), по данным СМИ — 4,1 млрд грн ($150 млн). На балансе предприятия остаются многомиллионные долларовые обязательства с отсроченным сроком погашения.



Завод «Южмаш», начиная с 2013 года, находился в глубоком кризисе из-за обвала объемов производства. Дела у завода обстоят, мягко говоря, неважно. В 2017 году председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко заявил, что мощности «Южмаша» практически простаивают, предприятие готово производить десятки ракет, однако с 2014 по 2017 год не выпустило ни одной.



С 2019 года предприятие планировало выйти на 109,5 млн грн ($4,1 млн) прибыли. Основные надежды возлагались на заказ на 12 ракет-носителей «Зенит». Кроме того, в портфеле участие в международных проектах «Антарес» и «Вега», сотрудничество с KARI (Республика Корея) и ISRO (Индия). Но в марте нынешнего года российская частная компания S7 Space решила расторгнуть контракт на производство «Зенитов» для пусков с плавучего космодрома «Морской старт».

По мнению экспертов, максимум через два года история космической отрасли Украины будет закончена и, скорее всего, навсегда.



Судостроение



После провозглашения независимости Украина получила невообразимое наследство. 11 современных судостроительных заводов с мощнейшими основными фондами и оборудованием международного уровня, которые обеспечивали строительство современных судов всех типов. 16 судоремонтных модернизированных заводов с плавучими доками, опытным инженерно-техническим персоналом и высококвалифицированными рабочими кадрами, обеспечивающих качественный ремонт морских судов. 7 предприятий судового машиностроения, на которых производилось около 20% изделий судового машиностроения, включая корабельные газотурбинные установки. Это были ведущие предприятия машиностроительной отрасли Украины. 11 предприятий морского приборостроения, поставляющих для судостроительной промышленности электро- и радионавигационное оборудование и приборы.



Сегодня на Украине судостроительной деятельностью де факто занимаются всего три компании: николаевский «Нибулон», за счет западных кредитных программ строящий собственный флот, киевская «Кузница на Рыбальском», привлекающая госзаказы и судостроительный холдинг «Смарт Меритайм Групп» (СМГ), в состав которого входят производственные комплексы бывших Херсонского и Черноморского судостроительных заводов.



Даже до 2014-года загрузка верфей Украины по самым оптимистичным подсчетам не дотягивала до 10% от их номинальной мощности, а объем экспортной выручки по отрасли находился в пределах нескольких десятков миллионов долларов в год. Хотя существовавшие на тот момент возможности позволяли ежегодно производить продукции на сумму около миллиарда долларов и даже больше.



Смарт Мэритайм Групп в период 2005-2013 год построил свыше 40 судов. Однако наступил 2014 г., и объемы производства упали в 8 раз. С тех пор компания построила только нефтемусоросборщик для порта «Южный» и два буксира для одесской компании.



Не лучше ситуация на других предприятиях. Уже много лет не ведет производственной деятельности Николаевский судостроительный завод (бывший. завод им. 61 коммунара) концерна Укроборонпром, доведенный до плачевного состояния. Мощный николаевский завод «Океан», после ухода голландских инвесторов, поменявший несколько акционеров, тоже стоит без дела. «Киевская кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузня») выживает за счет оборонных заказов, сдав за последние годы 6 бронекатеров. Верфь откровенно простаивает.



Особняком на этом фоне выглядит ССЗ Нибулон, владельцу которого под строительство собственного каботажного флота для перевозки зерновых грузов удалось привлечь на выгодных условиях кредиты ЕБРР, Европейского инвестиционного банка и Международной финансовой корпорации.



Авиапром



Мощнейший промышленный гигант, флагман и гордость отечественного авиапрома, цитадель конструкторской мысли — так некогда называли известное во всем мире Государственное предприятие «Антонов». Сегодня эти громкие эпитеты остались в прошлом. «Антонов» стал заложником глобальной деградации и упадка украинской экономики. Предприятие по-прежнему функционирует, но на минимально возможных оборотах. Самое главное: за последние годы не произведено ни одного серийного самолета. По существу речь идет о том, что Украина рискует утратить авиационную промышленность как таковую.



Страшный удар по авиастроительной отрасли Украины был нанесен разрывом связей с основным партнером в авиастроительной отрасли — Россией, откуда поставлялись материалы, большое количество оборудования, авионика и где строились в кооперации с Украиной самолеты Ан-148 и Ан-140.



Сегодня предприятие держится на плаву за счет ремонта старого авиапарка, непрофильного производства, авиаперевозок и поддержки зарубежного парка АНов.

«Антонов» не миновали общие тенденции украинского экономического неблагополучия, в том числе трудовая миграция. На предприятии постепенно истощается профессиональный ресурс. При этом страдает производственный костяк коллектива: уходят инженеры, конструкторы и рабочие высшей квалификации.



Энергетика



За годы независимости электроэнергетическая отрасль претерпела значительные изменения, но эти изменения были в основном организационно-правового характера, нежели производственно-технологического.



По всем производственным показателям в энергетике произошло падение. В частности, добыча природного газа сократилась в 1,3 раза — с 28,1 млрд. куб. м в 1990 году до 21 млрд. куб. м в 2018 году; добыча нефти и газового конденсата в 4,4 раза — с 9,7 млн. тонн в 1990 году до 2,2 млн. тонн в 2010 году; угля в 3,7 раза — с 122 млн. тонн в 1990 году до 33 млн. тонн в 2018 году; электроэнергии в 1,9 раза — с 298 кВтч в 1990 году до 159 млрд кВтч в 2018 году.

На момент обретения независимости установленная мощность украинских электростанций составляла 52 ГВт в 1991 году, и за годы независимости этот показатель значительно не изменился, составив 54,8 ГВт.



Что касается тепловой энергетики, то здесь состояние критическое. Установленная мощность тепловых электростанций и тепловых электроцентралей составляет около 62% установленной мощности всей генерации Украины, но вырабатывают они лишь около 40% производимой в стране электроэнергии. ТЭС работают при крайне низком коэффициенте использования установленной мощности и недопустимых экологических показателях. Все они уже выработали свой расчетный ресурс и многократно его превысили. Затраты условного топлива на выработку одного киловатт-часа электроэнергии превысили 400 грамм, в то время как эта величина в 1991 году была на 70-80 грамм ниже. Если расход условного топлива на выработку электроэнергии снизить до уровня 80-х годов прошлого века, то тепловая энергетика Украины расходовала бы почти на треть меньше угля, чем она сжигает сегодня.



На фоне явной деградации тепловой, атомная энергетика объективно заняла ведущее положение в обеспечении страны электроэнергией. Примерно четверть установленных генерирующих мощностей страны составляют АЭС, но при этом они производит около 50% электроэнергии. В этой отрасли электроэнергетики также имеются проблемы. Ведь первые два «продленных» энергоблока Ровенской АЭС должны быть остановлены в 2030 — 2031 годах. А вслед за ними должны выводиться из эксплуатации энергоблоки 1 и 2 Южно-Украинской АЭС. Итого, почти 3000 МВт ядерных мощностей могут быть остановлены еще до 2035 года.



Металлургия



Украинская металлургия за годы независимости так и не преодолела наметившийся еще в последнее десятилетие СССР застой. И все же до недавнего времени Украина оставалась сильным мировым игроком на рынке металла.



За первую пятилетку независимости металлургическая отрасль пережила падение производства стали на 55% — с 51 млн. тонн в 1990 году до 22 млн. тонн уже в 1995-м году. Однако впоследствии удалось частично вернуть утраченные позиции, нарастив выпуск. В 2013 году украинские металлурги произвели 32,824 млн тонн стали, сохранив при этом десятое место в списке мировых производителей этой продукции.



В начале 2017 года на благо экономики страны работали три предприятия, расположенные на неконтролируемой части Донецкой и Луганской областей. Алчевский МК, Енакиевский МЗ и "Донецксталь"-МЗ и сейчас выпускают металлургическую продукцию. Однако с весны 2017 года она не экспортируется через порты Украины и не поставляется на внутренний рынок страны. Эти заводы после введения блокады Донбасса были национализированы властями самопровозглашенных республик. В 2018 году металлургические предприятия Украины произвели 21,06 млн тонн стали.



Сырьевой придаток



Промышленное производство на Украине в данное время пребывает в стадии глубокой стагнации, констатирует экономический аналитик Александр Рябоконь.

«Главной причиной глубокого падения в 2014-15 гг стала потеря традиционных рынков сбыта в РФ и ряде стран СНГ. Кратковременный относительный рост промпроизводства в 2016-17 гг, произошел благодаря феномену «отталкивания от дна», переформатированию экспорта в сторону преобладания сырьевой и полуфабрикатной номенклатуры, частичному замещению утраченных рынков новыми в странах ЕС, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Африки. 

Впрочем, положительный эффект «попутной волны» от соглашения о ЗСТ с ЕС подходит к исчерпанию, и все больше начинает проявляться его обратная сторона: европейские товары стали просто съедать немалую часть украинского внутреннего рынка, выдавливая из него отечественных производителей даже в сегменте потребительских товаров эконом-класса», — сказал Александр Рябоконь в комментарии Украина.ру.



По его мнению, эти тенденции хорошо демонстрируют ключевые экономические показатели.



«Например, относительный показатель индекса промышленного производства третий год идет по убывающей на 3-5%, а общая динамика за 10 лет (с 2009 по 2019 год) демонстрирует убыль свыше 20% произведенной продукции. Львиную долю убывшего производства занимают именно высокотехнологические отрасли производства товаров машиностроения с высокой добавленной стоимостью: станкостроение, двигателестроение, турбиностроение, автомобилестроение, самолетостроение, ракетостроение и т.д. Но постепенно к ним подключаются и другие отрасли — легкая, перерабатывающая, химическая. Внутренний спрос не только значительно меньше проектных объемов существовавших ранее промышленных мощностей, но и характеризуется низкой платежеспособностью», — отметил аналитик.



По его словам, эту же ситуацию с другой стороны демонстрирует стабильный рост дефицита торгового баланса. За 8 месяцев нынешнего года дефицит торговли товарами и услугами составил 7,2 млрд долларов, что на 16% больше аналогичного показателя прошлого года.



«Не секрет, что сырьевой экспорт аграрной, горнорудной металлургической продукции традиционно зависим от конъюнктурных колебаний цен на мировых рынках, а теперь еще и на фоне глобальных перекрестных протекционистских санкций. В то же время, как к традиционно высокой для Украины доле импорта энергоносителей, значительной — промтоваров, продтоваров и продукции химпрома, прибавились необходимость импортировать продукцию машиностроения, значительную долю из которого составляет продукция для строительства объектов альтернативной энергетики.



Собственно среди драйверов куцего трехпроцентного роста ВВП страны нет машиностроения, там — розничная торговля, строительство, производство и экспорт зерновых и масличных культур, металлургия… К сожалению, сегодняшняя украинская экономика все более ориентируется и углубляется в сырьевую составляющую, и объективных причин для перелома данной тенденции пока нет», — заключил Александр Рябоконь.





 


Президент России Владимир Путин заявил, что некоторые отрасли промышленности Украины практически перестали существовать. Слова российского лидера вызвали негативную реакцию на Украине. Что же на самом деле происходит с украинской промышленностью и как далеко зашел процесс деиндустриализаци Владимир Путин напомнил, что когда Украина находилась вместе с Россией в составе Советского Союза, она была высокотехнологичной промышленной республикой. «Она утратила статус промышленного развитого государства. Я даже не знаю, что там осталось. Судостроения нет, авиации нет, ракетостроение практически закончило свое существование. Все", — сказал Владимир Путин на Международном форуме "Российская энергетическая неделя-2019". Факты свидетельствуют о том, что процесс деиндустриализации Украины ускорился. В свежем рейтинге инновационных экономик мира по версии Bloomberg Украина за год потеряла семь позиций и вылетела из топ-50, заняв 53-е место из 60. В 2018 году Украина занимала 46-е место в рейтинге. Bloomberg назвало результаты Украины наряду с Тунисом «самым большим поражением». Украинская промышленность, так и не восстановившись после обвала 2014-2015 годов, снова ушла в минус. Причем этот процесс ускоряется. По данным официальной статистики, промышленное производство на Украине в августе 2019 года сократилось на 1,7% по сравнению с августом 2018 года, и на 1,4% — по сравнению с предыдущим месяцем. Следует напомнить, что в 2018 году промышленное производство составляло всего лишь 82% от уровня 2013 года. Машиностроение В 1990 году машиностроительный комплекс был одним из самых развитых секторов экономики УССР. В отрасли было занято более 40% всего промышленно-производственного потенциала республики, а производимая ею продукция занимала 31% в структуре промышленного производства УССР. Украина была одним из основных производителей энергетического и металлургического оборудования, приборостроения, сельскохозяйственных машин и железнодорожных вагонов СССР, а в некоторых подсекторах отрасли (как производство всевозможных видов комбайнов, роторных экскаваторов и магистральных тепловозов) была практически монопольным производителем. По итогам 1991 года удельный вес Украины в мировом производстве промышленной продукции составлял 0,57%, но страна, безусловно, относилась к промышленно развитым. К сожалению, с тех пор наблюдается нисходящая динамика, ускорившаяся в последние несколько лет: в 2013 г. доля Украины в мировом производстве промышленных товаров составляла 0,2%, в 2016-м — лишь 0,16%. Вклад машиностроительного сектора в экономку Украины сейчас составляет около 10% ВВП. За последние 10 лет уровень производства машиностроительной продукции снизился практически в два раза, а число занятых в отрасли сократилось с 600 до 146 тыс. человек. Сегодня такие традиционные ключевые отрасли украинской промышленности, как машиностроение, самолетостроение, космическая и оборонная промышленность, далеки от прежних объемов производства. Причины падения заключаются в конфликте с Россией, в потере промышленных территорий на востоке Украины, а также в потере рынков сбыта на постсоветском пространстве. По мере падения производства, снижался и экспорт. Наибольшее падение было в 2016 году из-за ухода с российского рынка. Это привело к значительной потере производственного потенциала и специалистов в области машиностроения. На рынке же Евросоюза из украинской машиностроительной продукции востребованы лишь подшипники, кабели и различные комплектующие по давальческим схемам из европейских стран. Считается, что каждый третий автомобиль в ЕС ездит с украинским кабелем. Его производство требует больших трудозатрат, поэтому многие компании переводят свои предприятия на Украину, учитывая относительно низкие зарплаты и высокую квалификацию украинских рабочих. Но предприятия по скручиванию кабелей — это не тот уровень переделов и добавочной стоимости, которые необходимы индустриальной стране и не позволят удержать высококвалифицированную рабочую силу от трудовой миграции. Ракетостроение После провозглашения независимости Украины на ее территории осталось больше 100 предприятий ракетно-космической отрасли промышленности СССР: конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, производственные объединения, испытательные центры. Сегодня Украина эксплуатирует советское наследие в ракетно-космической отрасли, но делает это крайне неэффективно: предприятия комплекса — в глубочайшем кризисе. В 2014 году стало очевидным, что существование космической отрасли Украины в значительной мере зависит от России. КБ «Южное» 2015 год закончило с убытком 1,1 млрд грн ($41 млн), по данным СМИ — 4,1 млрд грн ($150 млн). На балансе предприятия остаются многомиллионные долларовые обязательства с отсроченным сроком погашения. Завод «Южмаш», начиная с 2013 года, находился в глубоком кризисе из-за обвала объемов производства. Дела у завода обстоят, мягко говоря, неважно. В 2017 году председатель Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко заявил, что мощности «Южмаша» практически простаивают, предприятие готово производить десятки ракет, однако с 2014 по 2017 год не выпустило ни одной. С 2019 года предприятие планировало выйти на 109,5 млн грн ($4,1 млн) прибыли. Основные надежды возлагались на заказ на 12 ракет-носителей «Зенит». Кроме того, в портфеле участие в международных проектах «Антарес» и «Вега», сотрудничество с KARI (Республика Корея) и ISRO (Индия). Но в марте нынешнего года российская частная компания S7 Space решила расторгнуть контракт на производство «Зенитов» для пусков с плавучего космодрома «Морской старт». По мнению экспертов, максимум через два года история космической отрасли Украины будет закончена и, скорее всего, навсегда. Судостроение После провозглашения независимости Украина получила невообразимое наследство. 11 современных судостроительных заводов с мощнейшими основными фондами и оборудованием международного уровня, которые обеспечивали строительство современных судов всех типов. 16 судоремонтных модернизированных заводов с плавучими доками, опытным инженерно-техническим персоналом и высококвалифицированными рабочими кадрами, обеспечивающих качественный ремонт морских судов. 7 предприятий судового машиностроения, на которых производилось около 20% изделий судового машиностроения, включая корабельные газотурбинные установки. Это были ведущие предприятия машиностроительной отрасли Украины. 11 предприятий морского приборостроения, поставляющих для судостроительной промышленности электро- и радионавигационное оборудование и приборы. Сегодня на Украине судостроительной деятельностью де факто занимаются всего три компании: николаевский «Нибулон», за счет западных кредитных программ строящий собственный флот, киевская «Кузница на Рыбальском», привлекающая госзаказы и судостроительный холдинг «Смарт Меритайм Групп» (СМГ), в состав которого входят производственные комплексы бывших Херсонского и Черноморского судостроительных заводов. Даже до 2014-года загрузка верфей Украины по самым оптимистичным подсчетам не дотягивала до 10% от их номинальной мощности, а объем экспортной выручки по отрасли находился в пределах нескольких десятков миллионов долларов в год. Хотя существовавшие на тот момент возможности позволяли ежегодно производить продукции на сумму около миллиарда долларов и даже больше. Смарт Мэритайм Групп в период 2005-2013 год построил свыше 40 судов. Однако наступил 2014 г., и объемы производства упали в 8 раз. С тех пор компания построила только нефтемусоросборщик для порта «Южный» и два буксира для одесской компании. Не лучше ситуация на других предприятиях. Уже много лет не ведет производственной деятельности Николаевский судостроительный завод (бывший. завод им. 61 коммунара) концерна Укроборонпром, доведенный до плачевного состояния. Мощный николаевский завод «Океан», после ухода голландских инвесторов, поменявший несколько акционеров, тоже стоит без дела. «Киевская кузня на Рыбальском» (бывшая «Ленинская кузня») выживает за счет оборонных заказов, сдав за последние годы 6 бронекатеров. Верфь откровенно простаивает. Особняком на этом фоне выглядит ССЗ Нибулон, владельцу которого под строительство собственного каботажного флота для перевозки зерновых грузов удалось привлечь на выгодных условиях кредиты ЕБРР, Европейского инвестиционного банка и Международной финансовой корпорации. Авиапром Мощнейший промышленный гигант, флагман и гордость отечественного авиапрома, цитадель конструкторской мысли — так некогда называли известное во всем мире Государственное предприятие «Антонов». Сегодня эти громкие эпитеты остались в прошлом. «Антонов» стал заложником глобальной деградации и упадка украинской экономики. Предприятие по-прежнему функционирует, но на минимально возможных оборотах. Самое главное: за последние годы не произведено ни одного серийного самолета. По существу речь идет о том, что Украина рискует утратить авиационную промышленность как таковую. Страшный удар по авиастроительной отрасли Украины был нанесен разрывом связей с основным партнером в авиастроительной отрасли — Россией, откуда поставлялись материалы, большое количество оборудования, авионика и где строились в кооперации с Украиной самолеты Ан-148 и Ан-140. Сегодня предприятие держится на плаву за счет ремонта старого авиапарка, непрофильного производства, авиаперевозок и поддержки зарубежного парка АНов. «Антонов» не миновали общие тенденции украинского экономического неблагополучия, в том числе трудовая миграция. На предприятии постепенно истощается профессиональный ресурс. При этом страдает производственный костяк коллектива: уходят инженеры, конструкторы и рабочие высшей квалификации. Энергетика За годы независимости электроэнергетическая отрасль претерпела значительные изменения, но эти изменения были в основном организационно-правового характера, нежели производственно-технологического. По всем производственным показателям в энергетике произошло падение. В частности, добыча природного газа сократилась в 1,3 раза — с 28,1 млрд. куб. м в 1990 году до 21


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→