✔ О трудностях игры на газовой трубе - «Антимайдан»
Goodman 22-10-2019, 08:50 193 Новости дняДействовать противно своим интересам стало для Украины «национальной идеей»
В начале текущего года мы говорили о «Проблеме 2020», связанной с тем, что с 1 января 2020 года истекает срок действия контракта на транзит российского газа через Украину.
Известно, что, исходя из рисков сотрудничества с украинским партнёром, российская сторона в течение длительного времени прилагает усилия для минимизации транзитной зависимости от Украины путём строительства газопроводов в обход её территории. К началу 2020 года должны были заработать «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», эту зависимость практически устраняющие.
Киев со своей стороны развернул активную кампанию против «потоков», одновременно настаивая на том, что на смену истекающему контракту должен быть подписан новый с таким же сроком действия (10 лет) и зафиксированным минимальным объёмом прокачки. Украинский расчёт строился на том, что к 1 января благодаря стараниям антироссийского лобби на Западе «потоки» не будут готовы и России, дабы не нарушать обязательства перед потребителями, придётся принять украинские условия.
В январе в Калининграде был запущен комплекс, позволяющий поставлять газ в Калининградскую область морским путём танкерами-метановозами. На его открытии Владимир Путин признал, что строительство этого объекта стоимостью свыше 1 млрд. долл. вызвано не экономической целесообразностью (поставлять газ по трубам через Литву куда дешевле), а необходимостью устранить транзитные риски.
Мы писали: «Быстрая реализация проекта Калининградского СПГ-терминала показывает, что российское руководство готово жёстко отстаивать свои интересы, вплоть до «газовой войны», где будет выясняться, кто продержится дольше – Россия без «газовых» денег или Европа без российского газа (как это было в 2006 и 2009 годах, когда новые контракты не подписывались до истечения срока старых, но тогда не было обходных маршрутов). Ну а «слабое место», которое было у России в Калининградской области (если Литва, из «солидарности» с Украиной, перекроет транзит газа в Калининград) оперативно ликвидировано. Это значит, что переговорные позиции Москвы укрепились».
Тем не менее по мере приближения 1 января могло возникнуть впечатление, что и у Киева появились козыри. «Северный поток – 2», уже очевидно, не будет готов к этому сроку из-за упрямства властей Дании, а наземная инфраструктура «Турецкого потока», позволяющая довести его газ до самых отдалённых потребителей (Венгрии, Австрии…), вступит в строй не ранее 2021-2022 гг. Однако, судя по последним событиям, эти «козыри» оказались биты.
18 октября в повестку дня Рады был внесён законопроект № 2239-1, который предписывает анбандлинг «Нафтогаза» (разделение транспортировки, хранения, добычи и продажи газа) и создание независимого оператора газотранспортной системы. В этот же день премьер Гончарук собрал фракцию «Слуги народа» и «на повышенных тонах» убеждал депутатов срочно принять этот законопроект. Повод для спешки есть – на 28 октября запланирован очередной раунд трёхсторонних переговоров по транзиту газа в формате Россия – Украина – ЕС. И якобы «независимый оператор ГТС» – козырь в рукаве украинской делегации.
Для чего же понадобилось создание новой структуры управления ГТС, пояснил источник в европейском энергетическом секторе: «Киев принял на себя обязательства… имплементировать в своем законодательстве к 1 января 2020 года европейские энергетические нормы, включая порядок проведения аукционов на резервирование транзитных мощностей. Таким образом, даже при отсутствии контракта оператор украинской газотранспортной системы будет обязан выставлять на аукцион свои транзитные мощности, которые «Газпром» сможет выкупать для осуществления краткосрочных и среднесрочных поставок. И даже отсутствие контракта не приведет к прекращению транзита газа в ЕС». Ещё проще, Киев обязался начать работать в газовой сфере по-европейски.
У «Газпрома» подобный опыт уже есть. С 1 января по 12 марта 2019 года российский газовый монополист поставлял газ в Армению через ГТС Грузии без транзитного контракта с Тбилиси, выкупая транзитные мощности через аукционную систему. То есть «Газпром» сможет прокачивать через украинскую ГТС столько газа, сколько ему нужно, и тогда, когда это ему нужно.
Это не то, на что рассчитывали в Киеве, где планировали «не успеть» к 1 января принять поправки к законодательству по выполнению обязательств перед ЕС. Однако европейские партнёры, не желающие остаться без российского газа, заставили украинские власти поторопиться. Это косвенно подтвердил 4 октября глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью Business FM на Российской энергетической неделе: «…мы обсуждали именно этот вариант, потому что он был предложен и со стороны Еврокомиссии, и со стороны наших украинских партнеров. Он становится основным».
Ну а на европейцев решающее влияние оказала принципиальная позиция России, указавшая, видимо, на «красные линии» в защите своих интересов, за которые она никогда не перейдёт (и Калининградский терминал – очень веское подтверждение серьёзности намерений).
Вариант с переходом на «европейские правила» интересен киевской власти тем, что позволяет ей сохранить лицо. Ведь если, скажем, истекающий контракт был бы продлён на год (ещё одно предложение российской стороны), то на «коллективного Зеленского» обрушились бы неистовые крики о «зраде» (мол, давай контракт на десять лет и ни днём меньше).
Однако послушаем ещё раз, что говорит Александр Новак:
«Насколько это [украинское] законодательство действительно будет принято к 1 января 2020 года. Это первое. А второе – насколько это законодательство будет соответствовать европейскому законодательству. Бывают такие нюансы, когда принимается законодательство, а при этом в него вписываются некие дополнения или отклонения, которые отличаются от того, что декларируется. Поэтому очень важно провести юридическую экспертизу принимаемых законов и нормативно-правовых актов на Украине в части энергетического законодательства. Мы об этом договорились… с Еврокомиссией, что, во-первых, они дадут соответствующее заключение на то, что это действительно законодательство полностью копирует европейское законодательство, а во-вторых, мы также проведем свою юридическую экспертизу принимаемых законов и нормативно-правовых актов на Украине в части энергетического законодательства. Пока… к сожалению, на момент переговоров у нас не было даже на английском языке проектов этих документов... Мы просто видим риски, что могут быть некие закладки в украинском законодательстве, которые могут не соответствовать тому, как сегодня «Газпром» работает и как привык работать в соответствии с принятым европейским законодательством».
Риски в виде возможности «неких закладок» действительно существуют. Остаются вопросы и по цене транзита, но, по словам Новака, «пока мы не обсуждали цену в рамках переговоров, я думаю, что это будет обсуждаться позже. И это будет в рамках существующих тарифов, которые действуют сегодня в Европе».
Так выглядела ситуация с перспективами продления транзита российского газа через Украину на 4 октября.
Между тем никаких поставщиков газа на Украину, кроме России, не существует. Более того – нет технической возможности переброски топлива из газохранилищ Западной Украины в Центр и на Восток, где находятся основные потребители. Мы уже отмечали, что «украинский транзит» – эвфемизм, выражение-протез. Ни для кого не секрет российское происхождение «венгерского» и «словацкого» газа, которым сейчас подпитывают Украину, как и то, что западную границу Украины этот газ пересекает (в обоих направлениях) лишь виртуально. А значит, не будет транзита (в кавычках и без) – украинская экономика останется без газа.
К слову, Москва постоянно предлагает Киеву отказаться от клоунады с виртуальным реверсом и заключить прямой контракт на поставку газа, что позволит Украине получать его на 25% дешевле. Наличие такого контракта теоретически усилило бы позицию Украины и по транзиту (поскольку не было бы нужды в нём для обеспечения собственных потребностей).
Однако кто сравнится с украинской властью в умении стрелять себе в ногу? Заключение такого контракта повлекло бы очередные обвинения в «зраде», чего Киев, как нетрудно заметить, боится больше всего. Отсюда и постоянные призывы к «освобождению» Европы от зависимости от российского газа. А ведь, если, паче чаяния, это произойдёт и на смену российскому трубопроводному газу придёт американский СПГ (куда более дорогой), украинская ГТС точно превратится в груду никому не нужного металлолома.
И наоборот, рост потребления российского газа в Европе в состоянии обеспечить загрузку украинской ГТС даже при наличии «потоков» на севере и юге континента. Однако действовать противно своим интересам стало для Украины «национальной идеей».
Действовать противно своим интересам стало для Украины «национальной идеей» В начале текущего года мы говорили о «Проблеме 2020», связанной с тем, что с 1 января 2020 года истекает срок действия контракта на транзит российского газа через Украину. Известно, что, исходя из рисков сотрудничества с украинским партнёром, российская сторона в течение длительного времени прилагает усилия для минимизации транзитной зависимости от Украины путём строительства газопроводов в обход её территории. К началу 2020 года должны были заработать «Турецкий поток» и «Северный поток – 2», эту зависимость практически устраняющие. Киев со своей стороны развернул активную кампанию против «потоков», одновременно настаивая на том, что на смену истекающему контракту должен быть подписан новый с таким же сроком действия (10 лет) и зафиксированным минимальным объёмом прокачки. Украинский расчёт строился на том, что к 1 января благодаря стараниям антироссийского лобби на Западе «потоки» не будут готовы и России, дабы не нарушать обязательства перед потребителями, придётся принять украинские условия. В январе в Калининграде был запущен комплекс, позволяющий поставлять газ в Калининградскую область морским путём танкерами-метановозами. На его открытии Владимир Путин признал, что строительство этого объекта стоимостью свыше 1 млрд. долл. вызвано не экономической целесообразностью (поставлять газ по трубам через Литву куда дешевле), а необходимостью устранить транзитные риски. Мы писали: «Быстрая реализация проекта Калининградского СПГ-терминала показывает, что российское руководство готово жёстко отстаивать свои интересы, вплоть до «газовой войны», где будет выясняться, кто продержится дольше – Россия без «газовых» денег или Европа без российского газа (как это было в 2006 и 2009 годах, когда новые контракты не подписывались до истечения срока старых, но тогда не было обходных маршрутов). Ну а «слабое место», которое было у России в Калининградской области (если Литва, из «солидарности» с Украиной, перекроет транзит газа в Калининград) оперативно ликвидировано. Это значит, что переговорные позиции Москвы укрепились». Тем не менее по мере приближения 1 января могло возникнуть впечатление, что и у Киева появились козыри. «Северный поток – 2», уже очевидно, не будет готов к этому сроку из-за упрямства властей Дании, а наземная инфраструктура «Турецкого потока», позволяющая довести его газ до самых отдалённых потребителей (Венгрии, Австрии…), вступит в строй не ранее 2021-2022 гг. Однако, судя по последним событиям, эти «козыри» оказались биты. 18 октября в повестку дня Рады был внесён законопроект № 2239-1, который предписывает анбандлинг «Нафтогаза» (разделение транспортировки, хранения, добычи и продажи газа) и создание независимого оператора газотранспортной системы. В этот же день премьер Гончарук собрал фракцию «Слуги народа» и «на повышенных тонах» убеждал депутатов срочно принять этот законопроект. Повод для спешки есть – на 28 октября запланирован очередной раунд трёхсторонних переговоров по транзиту газа в формате Россия – Украина – ЕС. И якобы «независимый оператор ГТС» – козырь в рукаве украинской делегации. Для чего же понадобилось создание новой структуры управления ГТС, пояснил источник в европейском энергетическом секторе: «Киев принял на себя обязательства… имплементировать в своем законодательстве к 1 января 2020 года европейские энергетические нормы, включая порядок проведения аукционов на резервирование транзитных мощностей. Таким образом, даже при отсутствии контракта оператор украинской газотранспортной системы будет обязан выставлять на аукцион свои транзитные мощности, которые «Газпром» сможет выкупать для осуществления краткосрочных и среднесрочных поставок. И даже отсутствие контракта не приведет к прекращению транзита газа в ЕС». Ещё проще, Киев обязался начать работать в газовой сфере по-европейски. У «Газпрома» подобный опыт уже есть. С 1 января по 12 марта 2019 года российский газовый монополист поставлял газ в Армению через ГТС Грузии без транзитного контракта с Тбилиси, выкупая транзитные мощности через аукционную систему. То есть «Газпром» сможет прокачивать через украинскую ГТС столько газа, сколько ему нужно, и тогда, когда это ему нужно. Это не то, на что рассчитывали в Киеве, где планировали «не успеть» к 1 января принять поправки к законодательству по выполнению обязательств перед ЕС. Однако европейские партнёры, не желающие остаться без российского газа, заставили украинские власти поторопиться. Это косвенно подтвердил 4 октября глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью Business FM на Российской энергетической неделе: «…мы обсуждали именно этот вариант, потому что он был предложен и со стороны Еврокомиссии, и со стороны наших украинских партнеров. Он становится основным». Ну а на европейцев решающее влияние оказала принципиальная позиция России, указавшая, видимо, на «красные линии» в защите своих интересов, за которые она никогда не перейдёт (и Калининградский терминал – очень веское подтверждение серьёзности намерений). Вариант с переходом на «европейские правила» интересен киевской власти тем, что позволяет ей сохранить лицо. Ведь если, скажем, истекающий контракт был бы продлён на год (ещё одно предложение российской стороны), то на «коллективного Зеленского» обрушились бы неистовые крики о «зраде» (мол, давай контракт на десять лет и ни днём меньше). Однако послушаем ещё раз, что говорит Александр Новак: «Насколько это _