Ученые обсудят эволюцию литосферы Центрально-Азиатского подвижного пояса - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Ученые обсудят эволюцию литосферы Центрально-Азиатского подвижного пояса - «Новости Дня»

16 октября 2019
03:34
В Иркутске в Институте земной коры СО РАН в эти дни проходит XVII Всероссийское научное совещание «Геодинамическая эволюция литосферы Центрально-Азиатского подвижного пояса (ЦАПП): от океана к континенту». Впервые в рамках мероприятия проводится симпозиум с иностранными учеными «Рифтогенез, орогенез и сопутствующие процессы», посвященный 90-летию академика Н.А. Логачева. В работе форума примут участие более 120 российских и зарубежных ученых.
В пресс-службе СО РАН отметили, что основной целью совещания в этом году будет представление научному сообществу России новых данных мирового уровня, касающихся всей совокупности геологических и тектонических процессов, контролирующих закономерности эволюции геологических и рудообразующих систем Центрально-Азиатского подвижного пояса (ЦАПП), который является одной из основных геологических структур Евразии.
«Располагаясь между Сибирским кратоном на севере, Северо-Китайским и Таримским кратонами на юге, ЦАПП сыграл ключевую роль в формировании архитектуры всего Евразийского континента. Среди основных тем нашего совещания — расшифровка ранних этапов становления и эволюции Центрально-Азиатского подвижного пояса (мезо- и неопротерозой); выявление особенностей магматизма, метаморфизма и деформаций литосферы на стадии закрытия Палеоазиатского океана (палеозой—мезозой); определение масштабов внутриплитной активности, горообразования и палеоклиматических изменений в мезозое и кайнозое в Центральной Азии и многие другие актуальные исследования», — рассказал директор ИЗК СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Гладкочуб.

Кроме этого, научные доклады и дискуссии в рамках совещания позволят ученым-геологам ознакомиться с новейшими результатами изучения геологии, тектоники и металлогении огромной территории России, включающей в себя Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Что касается симпозиума, посвященного памяти академика Н. А. Логачева, то он организован Институтом земной коры СО РАН и геологическим факультетом Иркутского государственного университета при участии Китайско-Российского исследовательского центра Удаляньчи-Байкал по новейшему вулканизму и окружающей среде. Накануне мероприятия участники посетили две геологические экскурсии в Тункинской долине и в Приольхонье. В симпозиуме участвует более 80 российских и зарубежных ученых. По результатам работы будет опубликован сборник трудов «Рифтогенез, орогенез и сопутствующие процессы: Материалы IV Всероссийского симпозиума с участием иностранных ученых, посвященного 90-летию со дня рождения академика Н.А. Логачева».
«Николай Алексеевич Логачев возглавлял ИЗК более 20 лет, был председателем президиума Восточно-Сибирского филиала АН СССР с 1977 по 1992 годы. Именно он внес огромный вклад не только в развитие фундаментальной науки в Сибири — при его непосредственном участии было выделено финансирование и осуществлено строительство жилого сектора в иркутском Академгородке. Фигура академика Н.А. Логачева очень значима для Восточной Сибири, и его научное и научно-организационное наследие мы будем всегда помнить и развивать, — прокомментировал Гладкочуб.

Основная работа симпозиума пройдет в четырех секциях: новейшая геодинамика, новейшая тектоника, вулканизм и его источники; литогенез и стратиграфия кайнозоя, осадконакопление плейстоцена и голоцена; геология и разработка месторождений нефти и газа; процессы в активных разломах, прогноз землетрясений.
«Проблема внутриконтинентального рифтогенеза — процессов растяжения земной коры уже сформировавшихся континентов, которые могут приводить к их распаду и зарождению новых океанов, — совершенно не чужда всем нам, проживающим около озера Байкал. В современных геологических и тектонических условиях Байкал и является тем самым внутриконтинентальным рифтом», — пояснил Дмитрий Гладкочуб.

Ученый обратил внимание на то, что расстояние между его западным и восточным берегами увеличивается каждый год более чем на четыре миллиметра.
«Конечно, на протяжении жизни ближайших поколений мы не ощутим проявления этих событий в полной мере, разве что через землетрясения, которые сопровождают и маркируют активные геологические процессы. Однако в будущей истории Земли подобный сценарий раскрытия нового масштабного протоокеана безоговорочно исключать нельзя», — добавил он.

Напомним, форум проходит с 14 по 18 октября.

16 октября 2019 03:34 В Иркутске в Институте земной коры СО РАН в эти дни проходит XVII Всероссийское научное совещание «Геодинамическая эволюция литосферы Центрально-Азиатского подвижного пояса (ЦАПП): от океана к континенту». Впервые в рамках мероприятия проводится симпозиум с иностранными учеными «Рифтогенез, орогенез и сопутствующие процессы», посвященный 90-летию академика Н.А. Логачева. В работе форума примут участие более 120 российских и зарубежных ученых. В пресс-службе СО РАН отметили, что основной целью совещания в этом году будет представление научному сообществу России новых данных мирового уровня, касающихся всей совокупности геологических и тектонических процессов, контролирующих закономерности эволюции геологических и рудообразующих систем Центрально-Азиатского подвижного пояса (ЦАПП), который является одной из основных геологических структур Евразии. «Располагаясь между Сибирским кратоном на севере, Северо-Китайским и Таримским кратонами на юге, ЦАПП сыграл ключевую роль в формировании архитектуры всего Евразийского континента. Среди основных тем нашего совещания — расшифровка ранних этапов становления и эволюции Центрально-Азиатского подвижного пояса (мезо- и неопротерозой); выявление особенностей магматизма, метаморфизма и деформаций литосферы на стадии закрытия Палеоазиатского океана (палеозой—мезозой); определение масштабов внутриплитной активности, горообразования и палеоклиматических изменений в мезозое и кайнозое в Центральной Азии и многие другие актуальные исследования», — рассказал директор ИЗК СО РАН член-корреспондент РАН Дмитрий Гладкочуб. Кроме этого, научные доклады и дискуссии в рамках совещания позволят ученым-геологам ознакомиться с новейшими результатами изучения геологии, тектоники и металлогении огромной территории России, включающей в себя Урал, Сибирь и Дальний Восток. Что касается симпозиума, посвященного памяти академика Н. А. Логачева, то он организован Институтом земной коры СО РАН и геологическим факультетом Иркутского государственного университета при участии Китайско-Российского исследовательского центра Удаляньчи-Байкал по новейшему вулканизму и окружающей среде. Накануне мероприятия участники посетили две геологические экскурсии в Тункинской долине и в Приольхонье. В симпозиуме участвует более 80 российских и зарубежных ученых. По результатам работы будет опубликован сборник трудов «Рифтогенез, орогенез и сопутствующие процессы: Материалы IV Всероссийского симпозиума с участием иностранных ученых, посвященного 90-летию со дня рождения академика Н.А. Логачева». «Николай Алексеевич Логачев возглавлял ИЗК более 20 лет, был председателем президиума Восточно-Сибирского филиала АН СССР с 1977 по 1992 годы. Именно он внес огромный вклад не только в развитие фундаментальной науки в Сибири — при его непосредственном участии было выделено финансирование и осуществлено строительство жилого сектора в иркутском Академгородке. Фигура академика Н.А. Логачева очень значима для Восточной Сибири, и его научное и научно-организационное наследие мы будем всегда помнить и развивать, — прокомментировал Гладкочуб. Основная работа симпозиума пройдет в четырех секциях: новейшая геодинамика, новейшая тектоника, вулканизм и его источники; литогенез и стратиграфия кайнозоя, осадконакопление плейстоцена и голоцена; геология и разработка месторождений нефти и газа; процессы в активных разломах, прогноз землетрясений. «Проблема внутриконтинентального рифтогенеза — процессов растяжения земной коры уже сформировавшихся континентов, которые могут приводить к их распаду и зарождению новых океанов, — совершенно не чужда всем нам, проживающим около озера Байкал. В современных геологических и тектонических условиях Байкал и является тем самым внутриконтинентальным рифтом», — пояснил Дмитрий Гладкочуб. Ученый обратил внимание на то, что расстояние между его западным и восточным берегами увеличивается каждый год более чем на четыре миллиметра. «Конечно, на протяжении жизни ближайших поколений мы не ощутим проявления этих событий в полной мере, разве что через землетрясения, которые сопровождают и маркируют активные геологические процессы. Однако в будущей истории Земли подобный сценарий раскрытия нового масштабного протоокеана безоговорочно исключать нельзя», — добавил он. Напомним, форум проходит с 14 по 18 октября.