Ночь кормить, к утру зарезать. Почему Украина торопится с сертификацией оператора ГТС - «Антимайдан» » «Новости Дня»

✔ Ночь кормить, к утру зарезать. Почему Украина торопится с сертификацией оператора ГТС - «Антимайдан»


Ночь кормить, к утру зарезать. Почему Украина торопится с сертификацией оператора ГТС - «Антимайдан»

Председатель НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев обещает завершить разделение «Нафтогаза» до 1 января 2020 года. Он заверил, что «Нафтогаз» и «Оператор ГТС Украины» делают все возможное, чтобы завершить анбандлинг компании вовремя

По его уверениям, на прошлой неделе новый оператор ГТС, ООО «ОГТСУ», подал заявку на сертификацию к НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. — Ред.).

«Это один из финальных шагов анбандлинга, после сертификации оператор будет полностью готовым к независимой работе», — написал Коболев на своей странице в Facebook.

Глава компании добавил, что поданные регулятору документы «ОГТСУ» подготовил в тесном сотрудничестве с международными экспертами и они полностью соответствуют требованиям украинского и европейского законодательства.

«Учитывая сжатые сроки, которые остаются до 1 января 2020 года, когда должно завершиться выделение независимого оператора ГТС, группа «Нафтогаз» обратилась к НКРЭКУ и секретариату Энергетического сообщества с просьбой о параллельной сертификации», — сообщил Коболев.

Он заверил, что со своей стороны как «ОГТСУ», так и группа «Нафтогаз» делают все возможное, чтобы завершить анбандлинг вовремя и качественно.

Украина обязалась реформировать свою газотранспортную систему по европейским правилам, чтобы апеллировать к западным партнерам в случае «неспортивного» поведения «Газпрома».

Прежде всего необходимо было обеспечить независимость оператора газотранспортной системы. Анбандлинг предусмотрен профильным законом о рынке газа и евродирективами Третьего энергетического пакета ЕС.

Согласно европейскому законодательству, активы по транспортировке, добыче и поставке газа не могут быть сосредоточены в руках одного собственника. Речь идёт о выделении из структуры «Нафтогаза» газотранспортных активов и передаче функций по транзиту газа от компании «Укртрансгаз», входящей в структура «Нафтогаза», новому независимому оператору ГТС. Анбандлинг будет считаться успешно завершенным, когда оператор получит подтверждение своего независимого статуса от украинского отраслевого регулятора и секретариата Энергетического сообщества ЕС.

Между руководством «Нафтогаза» и прошлым правительством несколько лет не утихал спор по поводу модели анбандлинга.

Новый Кабинет министров утвердил план разделения НАКа буквально за день до начала трехсторонних газовых переговоров в Брюсселе. Теперь придется наверстать время, упущенное в предыдущие два года, и в ближайшие месяцы создать действительно независимого оператора ГТС в полном соответствии с требованиями европейского законодательства.

Согласно плану разделения, Фонд госимущества передаст «трубу» в пользование «Оператору ГТС». А «Оператор» получит сертификацию и подпишет новый контракт с «Газпромом».

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что сертификация независимого оператора украинской ГТС будет проведена до конца текущего года.

«Это, по большому счету, перенос стопки бумажек из одного офиса в другой, как бы цинично это ни звучало. Ничего не строится — никаких новых компрессорных станций, не нужны никакие капиталовложения. Формально необходимо просто показать НКРЭКУ и Энергетическому сообществу, что все теперь работает по Третьему энергопакету.

Самое печальное, на мой взгляд, что вокруг этой всей истории с анбандлингом у нас водят хороводы с бубнами. Такое впечатление, что это концептуально на что-то влияет», — сказал Дмитрий Марунич в комментарии Украина.ру.

Украина надеется на подписание нового контракта на транспортировку газа по своей территории с 1 января 2020 года на основе европейского законодательства, а также настаивает на заключении транзитного контракта на десять лет при условии прокачки 60 млрд кубометров газа в год с возможностью увеличения объема до 90 млрд кубометров.

Бонус для России, с точки зрения украинской стороны, заключается в том, что «Нафтогаз» готов забыть об иске в Стокгольме на 10 млрд долларов, если украинская ГТС будет полноценно функционировать. Европейский Союз солидарен с Украиной и настаивает на том, чтобы Москва подписала с Киевом новый долгосрочный транзитный контракт.

По итогам переговоров в Брюсселе министр энергетики и окружающей среды Украины Алексей Оржель сообщил, что украинская сторона передала дорожную карту имплементации и необходимых шагов для обеспечения сертификации ГТС, чтобы контракт был подписан.

Кроме того, по словам украинского министра, были «переданы проект договора об интерконекшен, о присоединении, и проект договора о транспортировке».

«Мы активно занимаемся подготовкой для того, чтобы с 1 января 2020 года мы подписали договора в соответствии с европейским энергетическим законодательством», — подчеркнул Оржель.

Вместе с тем министр не исключил возможность того, что договор подписан не будет.

Глава Минэнерго РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что, если европейское законодательство действительно будет имплементировано, Россия готова работать и в соответствии с европейским законодательством.

«Это означает — готовы бронировать мощности с 1 января 2020 года. Однако мы обозначили и риски, которые российская сторона видит с точки зрения сроков принятия соответствующих законов, нормативных актов, сертификации оператора, поскольку сертификацию должны делать европейские органы. И здесь нет никаких гарантий, что это будет сделано своевременно», — заявил Новак.

Поэтому, если Украина не успеет до 1 января, Россия предложила продлить действующий контракт или подписать дополнительное соглашение до момента, когда будет готова нормативная база.

Как пояснил Дмитрий Марунич, Украина сама инициировала разделение «Нафтогаза» и настаивала на работе по европейским правилам.

«А теперь «Газпром» этим воспользовался. Сейчас «Газпром» находится в далеко не идеальной ситуации, и ему тоже нечем особо торговаться. Они до Нового года уже не успеют достроить трубу в Болгарии, и для них ситуация далеко не безоблачна — рисков много», — пояснил Дмитрий Марунич.

Тут стоит учитывать, что «Газпром» уже очевидно не успевает закончить строительство «Северного потока-2» и других дополнительных мощностей, чтобы полностью исключить Киев из схемы транзита газа в Европу.

Недавно по решению Европейского суда немецкий оператор ограничил доступ «Газпрома» к мощностям трубопровода Opal. В этих условиях было понятно, что «Газпром» попробует заключить краткосрочный контракт с новым оператором.

«Совершенно не очевидно, что даже после окончания строительства «Северного потока-2» будет возможность загружать его на 100%. Ситуация достаточно сложная. И невозможно сказать, что Путин всех переиграл, а Украина всех нагнет, потому что у нее есть труба. Эти два взаимоисключающих тезиса некорректны», — пояснил Марунич.


Председатель НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев обещает завершить разделение «Нафтогаза» до 1 января 2020 года. Он заверил, что «Нафтогаз» и «Оператор ГТС Украины» делают все возможное, чтобы завершить анбандлинг компании вовремяПо его уверениям, на прошлой неделе новый оператор ГТС, ООО «ОГТСУ», подал заявку на сертификацию к НКРЭКУ (Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. — Ред.). «Это один из финальных шагов анбандлинга, после сертификации оператор будет полностью готовым к независимой работе», — написал Коболев на своей странице в Facebook. Глава компании добавил, что поданные регулятору документы «ОГТСУ» подготовил в тесном сотрудничестве с международными экспертами и они полностью соответствуют требованиям украинского и европейского законодательства. «Учитывая сжатые сроки, которые остаются до 1 января 2020 года, когда должно завершиться выделение независимого оператора ГТС, группа «Нафтогаз» обратилась к НКРЭКУ и секретариату Энергетического сообщества с просьбой о параллельной сертификации», — сообщил Коболев. Он заверил, что со своей стороны как «ОГТСУ», так и группа «Нафтогаз» делают все возможное, чтобы завершить анбандлинг вовремя и качественно. Украина обязалась реформировать свою газотранспортную систему по европейским правилам, чтобы апеллировать к западным партнерам в случае «неспортивного» поведения «Газпрома». Прежде всего необходимо было обеспечить независимость оператора газотранспортной системы. Анбандлинг предусмотрен профильным законом о рынке газа и евродирективами Третьего энергетического пакета ЕС. Согласно европейскому законодательству, активы по транспортировке, добыче и поставке газа не могут быть сосредоточены в руках одного собственника. Речь идёт о выделении из структуры «Нафтогаза» газотранспортных активов и передаче функций по транзиту газа от компании «Укртрансгаз», входящей в структура «Нафтогаза», новому независимому оператору ГТС. Анбандлинг будет считаться успешно завершенным, когда оператор получит подтверждение своего независимого статуса от украинского отраслевого регулятора и секретариата Энергетического сообщества ЕС. Между руководством «Нафтогаза» и прошлым правительством несколько лет не утихал спор по поводу модели анбандлинга. Новый Кабинет министров утвердил план разделения НАКа буквально за день до начала трехсторонних газовых переговоров в Брюсселе. Теперь придется наверстать время, упущенное в предыдущие два года, и в ближайшие месяцы создать действительно независимого оператора ГТС в полном соответствии с требованиями европейского законодательства. Согласно плану разделения, Фонд госимущества передаст «трубу» в пользование «Оператору ГТС». А «Оператор» получит сертификацию и подпишет новый контракт с «Газпромом». Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что сертификация независимого оператора украинской ГТС будет проведена до конца текущего года. «Это, по большому счету, перенос стопки бумажек из одного офиса в другой, как бы цинично это ни звучало. Ничего не строится — никаких новых компрессорных станций, не нужны никакие капиталовложения. Формально необходимо просто показать НКРЭКУ и Энергетическому сообществу, что все теперь работает по Третьему энергопакету. Самое печальное, на мой взгляд, что вокруг этой всей истории с анбандлингом у нас водят хороводы с бубнами. Такое впечатление, что это концептуально на что-то влияет», — сказал Дмитрий Марунич в комментарии Украина.ру. Украина надеется на подписание нового контракта на транспортировку газа по своей территории с 1 января 2020 года на основе европейского законодательства, а также настаивает на заключении транзитного контракта на десять лет при условии прокачки 60 млрд кубометров газа в год с возможностью увеличения объема до 90 млрд кубометров. Бонус для России, с точки зрения украинской стороны, заключается в том, что «Нафтогаз» готов забыть об иске в Стокгольме на 10 млрд долларов, если украинская ГТС будет полноценно функционировать. Европейский Союз солидарен с Украиной и настаивает на том, чтобы Москва подписала с Киевом новый долгосрочный транзитный контракт. По итогам переговоров в Брюсселе министр энергетики и окружающей среды Украины Алексей Оржель сообщил, что украинская сторона передала дорожную карту имплементации и необходимых шагов для обеспечения сертификации ГТС, чтобы контракт был подписан. Кроме того, по словам украинского министра, были «переданы проект договора об интерконекшен, о присоединении, и проект договора о транспортировке». «Мы активно занимаемся подготовкой для того, чтобы с 1 января 2020 года мы подписали договора в соответствии с европейским энергетическим законодательством», — подчеркнул Оржель. Вместе с тем министр не исключил возможность того, что договор подписан не будет. Глава Минэнерго РФ Александр Новак, в свою очередь, заявил, что, если европейское законодательство действительно будет имплементировано, Россия готова работать и в соответствии с европейским законодательством. «Это означает — готовы бронировать мощности с 1 января 2020 года. Однако мы обозначили и риски, которые российская сторона видит с точки зрения сроков принятия соответствующих законов, нормативных актов, сертификации оператора, поскольку сертификацию должны делать европейские органы. И здесь нет никаких гарантий, что это будет сделано своевременно», — заявил Новак. Поэтому, если Украина не успеет до 1 января, Россия предложила продлить действующий контракт или подписать дополнительное соглашение до момента, когда будет готова нормативная база. Как пояснил Дмитрий Марунич, Украина сама инициировала разделение «Нафтогаза» и настаивала на работе по европейским правилам. «А теперь «Газпром» этим воспользовался. Сейчас «Газпром» находится в далеко не идеальной ситуации, и ему тоже нечем особо торговаться. Они до Нового года уже не успеют достроить трубу в Болгарии, и для них ситуация далеко не безоблачна — рисков много», — пояснил Дмитрий Марунич. Тут стоит учитывать, что «Газпром» уже очевидно не успевает закончить строительство «Северного потока-2» и других дополнительных мощностей, чтобы полностью исключить Киев из схемы транзита газа в Европу. Недавно по решению Европейского суда немецкий оператор ограничил доступ «Газпрома» к мощностям трубопровода Opal. В этих условиях было понятно, что «Газпром» попробует заключить краткосрочный контракт с новым оператором. «Совершенно не очевидно, что даже после окончания строительства «Северного потока-2» будет возможность загружать его на 100%. Ситуация достаточно сложная. И невозможно сказать, что Путин всех переиграл, а Украина всех нагнет, потому что у нее есть труба. Эти два взаимоисключающих тезиса некорректны», — пояснил Марунич.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→