Когда у простого обывателя спрашивают про Югославию, то первое, что ему приходит на ум это бомбардировки НАТО, которые начались 20 лет назад. - «Антимайдан» » «Новости Дня»

✔ Когда у простого обывателя спрашивают про Югославию, то первое, что ему приходит на ум это бомбардировки НАТО, которые начались 20 лет назад. - «Антимайдан»

Когда у простого обывателя спрашивают про Югославию, то первое, что ему приходит на ум это бомбардировки НАТО, которые начались 20 лет назад. - «Антимайдан»

Когда у простого обывателя спрашивают про Югославию, то первое, что ему приходит на ум это бомбардировки НАТО, которые начались 20 лет назад. Огромное количество СМИ акцентирует все внимание непосредственно на этом событии, из-за этого у многих сформировалось представление, что, мол, именно НАТО обратило в хаос Югославию и вовсе разрушило эту страну, а против бедных и несчастных сербов настроился тогда вообще весь мир. Но это, конечно, не совсем так.

Югославия находилась в состоянии гражданской войны с 1991 года, а основа этому конфликту была заложена еще после Первой Мировой Войны, с объединения Сербии, Словении и Хорватии. Сербское же руководство далеко не было таким белым и пушистым, как его любят представлять, тут стоить напомнить, что именно Белград отдал приказ в 1991 году вторгнуться в Словению. Но давайте обо всем по порядку.

Для начала давайте разберемся с тем, что же стало основой для возникновения "национального вопроса", а в дальнейшем привело к натуральным этническим чисткам. Дело в том, что после объединения в единое государство, чему вполне себе способствовало многовековое дружеское отношение между сербами, хорватами и словенами, вместо создания некой федерации с автономными областями, было создано централизованное государство завязанное на Сербию. В межвоенный период в этом государстве, которое получило название Королевство Югославия, было введено неравное налогообложение различных национальностей, меньше всего платили сербы, в правительстве тоже доминировали сербы, они же по закрывали не-сербские школы и насильно прививали сербский язык, силой переселили 45 тысяч албанцев из Косово, а вместо них заселили туда 60 тысяч сербов. Все это отношение сербов к другим народам создало почву, на которой потом прорастет этнический национализм во всем его плохом представлении.

В 1943 году к власти приходит Тито, который будет править страной почти что сорок лет, вплоть до 1980 года. Основой его идеологии стало построение либерального коммунизма, а управление строилось на принципах равенства и братства между народами Югославии. Действительно, первое время экономика Югославии росла огромными темпами, как и уровень жизни, а национальный вопрос и прошлые обиды как-то ушли на задний план. Но рассказы про "братство" были лишь иллюзией, первые звоночки, что никакого братства нет, стали появляться в 70-х годах. В 1974 году Тито принимает новую Конституцию, стремясь ослабить политический национализм, уступив де-факто экономическую автономию шести республикам и двум провинциям: Косово и Воеводина. Вместо центра, управляющего всей экономикой, было восемь центров, управляющих восемью экономиками. Руководство каждого из них, как правило, проводило автаркическую политику, направленную на укрепление своих политических позиций в республике. Между тем руководители назначались местными и республиканскими партийными организациями на основе политической лояльности, а не опыта. Несмотря на впечатление, что рабочие фактически управляли фабриками, автономными предприятиями страны руководили назначенцы от партии. Такая политика способствовала экономической стагнации Югославии.

В это же самое время начинает созревать косовский вопрос. Тито надеялся использовать наименее развитый регион Югославии, население которого составляет 85-90 процентов этнических албанцев, в качестве средства демонстрации превосходства югославского социализма в преодолении национализма и отсталости. Но автономия региона и вливание туда кучи денег не дали желаемых результатов. Уровень жизни оставался намного ниже, чем в остальной части Югославии. А руководство Косово внушало чувство этнической гордости, которое подрывало представление Тито о гармоничной «общности» югославских народов (к слову, примерно этим занимались во всех остальных республиках, а не только в Косово). К марту 1981 года растущие требования этнических албанцев к самоопределению и повышению уровня жизни переросли в демонстрации и насильственные беспорядки, а также призывы к созданию полностью автономной и независимой республики Косово. В результате славянское население провинции сократилось на 35 процентов в период с 1971 по 1981 год. Союз коммунистов Югославии-основная и единственная партия страны, подавила и замяла тогда националистические настроение, но ненадолго.

Ко времени смерти Тито в 1980 году, экономика страны представляла собой плачевное зрелище: госдолг был размеров в 18 миллиардов долларов (неплохо так), инфляция была на уровне 40%, а безработица составила 12%. Страна нуждалась в реформах, но партийного единства не было, каждая региональная коммунистическая партия преследовала свои собственные политические интересы. Союз коммунистов Югославии существовал уже только на бумаге. С горем пополам в 1983 году был принят план реформ, который делал ставку на рынок и малое предпринимательство. Однако, внутренние раздоры среди коммунистов мешали полному внедрению реформ, центральный аппарат партии начал внутренние чистки, под удар попала и оппозиция. К 1985 году страна оказывает на грани экономического и политического краха: в парламенте уже открытые стычки между региональными коммунистическими партиями, уровень безработицы превысил 15 процентов, инфляция приближалась к 100 процентам, темп роста снизился до 1 процента, на предприятиях проходили регулярные забастовки. Тогдашний премьер-министр Милка Планинк назвал эту ситуацию "взрывоопасной". Он и не ошибался.

В Белграде происходят регулярные митинги, особенно частыми стали митинги националистов, которые обвиняли партию в анти-сербской политике, а саму Югославию называли анти-сербским образованием. В 1987 году коммунисты принимают закон о заморозке выплаты заработных плат, по стране проходит очередная волна протестов и забастовок.

В 1987 году в результате партийного переворота к власти приходит глава регионального отделения коммунистической партии Слободан Милошевич. Он отлично использует националистический вопрос и строит свою политику на защите сербов в Косово. Параллельно он критикует руководство других республик, стремясь снизить их влияние, расправляется с оппозицией в самой Сербии, а также регулярно делает заявления о том, что вокруг Сербии сплошные враги, а существующая система направлена против сербов. Все это только подогревает националистические настроение в Сербии.

Милошевич в 1988 году создает Комитет по защите косовских сербов и черногорцев. Комитет создал агентурную сеть в деревнях Черногории, Косово и Воеводине и организовал серию митингов с участием до 160 тысяч человек, что дестабилизировало правительства этих федеральных единиц. К весне 1989 года комитет организовал почти 100 акций протеста, в среднем по 50 тысяч участников на демонстрацию. Благодаря этому, Милошевичу удалось свергнуть правительства Воеводины (октябрь 1988 года), Черногории (январь 1989 года) и Косово (февраль 1989 года). В каждом случае должностные лица, враждебные Милошевичу, были вынуждены уйти в отставку, и в каждом случае их заменяли сторонники Милошевича. В феврале 1989 года Милошевичу удалось добиться конституционных изменений, которые устранили полномочия провинций принимать свои собственные законы и которые объявляли Верховный суд Сербии как высший апелляционный суд для косоваров и воеводинцев для подачи апелляции на федеральном уровне.

Но что прошло так хорошо в маленьких провинциях, крайне плохо проходило в крупных. В мае 1988 года два словенских журналиста раскрыли предполагаемый заговор Югославской народной армии (ЮНА) по аресту 200 словенских чиновников и журналистов и, при необходимости, использования вооруженного вмешательства для подавления массовых акций протеста. Этот отчет признавал северо-западный регион, как наиболее процветающую и этнически однородную республику Югославии. На фоне этого даже до словенских коммунистов дошло, что неплохо бы сделать многопартийность, что и происходит, был снят запрет на создание политических партий. К маю в республике состоялось неофициальное голосование по вопросу о суверенитете Словении, ее праве на отделение, свободных многопартийных выборах и частной собственности. Сербское давление на Словению усиливалось. В декабре 1989 года в Любляне около 100 тысяч сербов были заблокированы силами безопасности Словении, сербское руководство объявило полный бойкот словенских товаров и разрыв культурных связей. В принципе, с этого момента можно забыть о "единой" Югославии.

В 1990 году проходит 14 съезд Союза коммунистов Югославии, на котором словенские коммунисты требуют проведение всеобщих свободных выборов на территории страны, а также соблюдения прав человека в Косово. Получив отказ, словенская делегация покинула съезд. Вслед за ними съезд покинули и хорватская и боснийско-герцеговинская стороны. Сербы просто вкрай всех доконали.

Спустя несколько месяцев в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, а также в Македонии проходят выборы. И везде коммунисты терпят поражение. Возникнет вопрос, а что собственно делать со страной, которая как бы коммунистическая, но в которой коммунисты не контролируют 4 из 6 регионов? Предложение возникло довольно быстро: полная политическая автономия, сохраняется лишь единое экономическое пространство. Вопрос надо было решать и решать быстро, так как на границах стали случаться вооруженные стычки.

На рубеже 1991 года лидеры шести югославских республик провели серию собраний, якобы призванных предотвратить столкновения. Но решения не было достигнуто. Словения и Хорватия уведомили, что, если к 26 июню 1991 года не будет достигнуто какое-либо межреспубликанское соглашение о новой политической форме для Югославии, они прекратят свое сотрудничество с федерацией. Решения достигнуто не было. 25 июня Словения и Хорватия объявили о своих намерениях выйти из состава югославской федерации, а на следующий день югославская народная армия по приказу из Белграда начала войну против Словении. Тем самым, положив начало, гражданской войне. Такие вот бедные и несчастные сербы.


Когда у простого обывателя спрашивают про Югославию, то первое, что ему приходит на ум это бомбардировки НАТО, которые начались 20 лет назад. Огромное количество СМИ акцентирует все внимание непосредственно на этом событии, из-за этого у многих сформировалось представление, что, мол, именно НАТО обратило в хаос Югославию и вовсе разрушило эту страну, а против бедных и несчастных сербов настроился тогда вообще весь мир. Но это, конечно, не совсем так. Югославия находилась в состоянии гражданской войны с 1991 года, а основа этому конфликту была заложена еще после Первой Мировой Войны, с объединения Сербии, Словении и Хорватии. Сербское же руководство далеко не было таким белым и пушистым, как его любят представлять, тут стоить напомнить, что именно Белград отдал приказ в 1991 году вторгнуться в Словению. Но давайте обо всем по порядку. Для начала давайте разберемся с тем, что же стало основой для возникновения
Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Top.Mail.Ru