✔ Рута Ванагайте на ВВС: Я пыталась «оголливудить» Холокост в Литве - «Новости Дня»
Виктор 22-07-2018, 14:00 193 Новости дня / ДНР и ЛНР
ПОХОЖИЕ
Как пояснил историк Альфредас Рукшенас, евреев в Литве «просто расстреливали репрессивные структуры». Казни проходили в случайных местах — лесах, городах, селах, по всей Литве насчитывается 227 мест массовых расстрелов. Закапывали убитых обычно под слоем извести — там же, где расстреливали. По словам специалистов, определить поименно персонал концентрационных лагерей гораздо проще, чем составить списки тех, кто участвовал в лесных расстрелах. Никто точно не знает, кто нажимал на курок, кто конвоировал, кто охранял. Рута Ванагайте утверждает, что в литовском Холокосте участвовали в первую очередь сами литовцы, но, по ее словам, в стране эту правду мало кто знает. «20 тысяч человек участвовали в конвоировании, в охране и в убийствах. 36 тысяч были в гражданской администрации, — перечисляет Рута Ванагайте. — Потом (после расстрелов евреев — «NOVOSTI-DNY.Ru») в каждом городке были аукционы имущества. Значит, те люди, которые ехали на эти аукционы — они тоже часть этого процесса или нет? Я спрашиваю, я не знаю. А кто вообще говорит о том, сколько немцев было в Литве во время войны? Их было от 600 до 900 человек».
По словам Альфредаса Рукшенаса, в расстрелах евреев в Литве участвовало около 20 тысяч человек. «Конечно, об этом знают, и довольно достаточно. Если вы пройдетесь по дорогам в Литве, то даже указатели на дорогах — места убийства евреев, разные названия, место геноцида, место Холокоста, надписи на домах. Как еще возможно чего-то не знать? Конечно, литовцы участвовали, несколько тысяч напрямую участвовали», — сказал историк и депутат литовского парламента Арвидас Анашаускас. Он считает, что литовцы давно извинились за Холокост. «В 1994 году, когда был визит нашего президента Альгирдаса Бразаускаса в Израиль, такие извинения прозвучали», — добавляет Анашаускас. Как отмечает журналистка ВВС Оксана Антоненко, формально всё действительно так: в Литве есть памятники, мемориальные доски, музеи, выходят книги и статьи, посвященные Холокосту. «Тут проходят памятные мероприятия, про Холокост рассказывают в школах. Бразаускас действительно просил прощения в Израиле. Каждый литовец, с которым нам удавалось поговорить, знал, что в Литве расстреливали евреев, и признавал, что это трагично. Однако ни один прохожий — в Каунасе или поселке Науянеряй — не был в курсе того, что места массового расстрела и захоронения находятся рядом с ним», — отмечает Антоненко.
По ее словам, далеко не каждый литовец оказался готов отвечать на вопрос, кто виноват в расстрелах. «Нельзя так сталкивать людей. Это неэтично», — сказала Аста из Вильнюса. «Об этом надо помолчать — кто кого расстреливал», — считает Виолетта из Каунаса. Однако благодаря книге Ванагайте тема Холокоста надолго закрепилась в новостных заголовках в Литве, а «помолчать» о том, кто стрелял, стало почти невозможно. Книга «Свои» Руты Ванагайте вышла на литовском в начале 2016 года, тираж быстро раскупили. В мае 2018-го книга вышла на русском языке. «Это не исторический труд, а публицистика, — отмечал литовский историк Илья Лемпертас, — но качественно написанная на основе архивных документов». Создавая ее, Ванагайте опиралась на интервью с очевидцами и экспертами, книги историков и документы НКВД/КГБ — в том числе стенограммы допросов. Ее критиковали в том числе за то, что «показания допросов могли содержать искаженную информацию, например, потому что были получены под давлением». В разгар скандала в соцсетях активно обсуждали, что книга Ванагайте спровоцировала такой шум, потому что ее автор — хороший пиарщик (она действительно в начале 2000-х возглавляла PR-агентство). «Писали, что причина повышенного внимания в том, что книга не про „сотни тысяч убитых“, а про конкретного „ребенка, которому разбили голову о дерево“. Не про абстрактного „литовца, который замешан в Холокосте“, а про „литовского зубного техника, который сначала стрелял, а потом спускался в яму, вырывал у покойников золотые зубы и относил жене — зубному врачу“», — отмечает Антоненко.
Все это Рута Ванагайте решила, по ее собственным словам, «оголливудить» и донести до масс. «Теперь, как говорит писательница, ей „плюют под ноги“. Ванагайте утверждала, что до сих в Литве про Холокост почти ничего не было известно. При этом, когда ей приводят ссылки на работы местных историков, она быстро соглашается с тем, что тему действительно активно изучают. Но, по ее словам, проблема восприятия Холокоста в Литве до сих пор была как раз в том, что предыдущие работы оказывались слишком академичными для широкой публики."Люди этих книг не читают, за этими книгами нет живых судеб, — говорит Рута Ванагайте. — Я эту правду огласила и сделала интересной и популярной, страшной. Я оголливудила Холокост, можете это так назвать. Это страшно, но это нужно». «Я думаю, что сейчас Литва хочет уменьшить (в общественном сознании — «NOVOSTI-DNY.Ru») до минимума число людей, которые участвовали (в убийствах евреев — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Историки, которые меня обвиняли, говорили, что выродки — не наши. А моя вина в том, что я бросила тень на гораздо большую часть общества, чем хотелось бы», — рассказывает Рута Ванагайте, называя среди своих яростных критиков того же депутата Сейма и историка Арвидаса Анашаускаса", — передает журналистка.
Ванагайте считает: «Общество через двадцать семь лет независимости должно начать говорить правду самому себе. Не Путин же нам должен сказать, чем мы занимались». «В современной Литве советский период трактуется однозначно, как оккупация. Поэтому можно предположить, что столь болезненная реакция общества была вызвана именно тем, что Ванагайте задела репутацию и память людей, боровшихся с советской властью. По словам автора „Своих“, именно в последние годы она поняла, что в литовском обществе по-прежнему существуют невидимые линии внутренней цензуры, и со многими темами нужно быть осторожней: „Сейчас я узнала, что есть табу. Есть они в России, есть они в Литве. Что поделаешь, недалеко ушли“. Люди, которые боролись с советской властью — тема для Литвы крайне чувствительная. Сегодня они считаются героями, на их памяти держится государственная идеология. Лидер партизанского движения Адольфас Романаускас-Ванагас — один из таких людей, он боролся с советской властью до середины 1950-х. Соавтор „Своих“ Эфраим Зурофф заявил, что литовский герой связан с убийствами евреев. А Ванагайте публично поставила под сомнение его преданность идее независимой Литвы. Литовское общество взорвалось», — пишет Оксана Антоненко.
Она напоминает, что на Ванагайте написали заявление в прокуратуру (в итоге это обращение совета «Литовского объединения борьбы за свободу» было отклонено), ей пришлось уехать из Литвы. «Издательство Alma littera, опубликовавшее все пять книг писательницы, объявило о прекращении сотрудничества с Ванагайте, а ее книги, включая „Своих“, были отозваны из магазинов. И теперь 27 тысяч экземпляров хранятся в гараже. В книге „Свои“ фигурирует история другого героя современной Литвы: в начале войны дипломат Казис Шкирпа руководил группой единомышленников — Литовским фронтом активистов (ЛФА). Эта организация боролась с советской властью в Литве. Но помимо идеи литовской независимости ЛФА поддерживал антисемитские настроения гитлеровской Германии. Одно из воззваний ЛФА Ванагайте приводит в своей книге: евреев там прямо называют врагами, обвиняют в связях с НКВД и депортациях литовцев. И если доказать связи Романаускаса-Ванагаса с Холокостом никому не удалось, то в случае Казиса Шкирпы особых сомнений нет. Это подтверждает, к примеру, историк Альфредас Рукшенас: „Шкирпа — противоречивая личность. Там были антисемитские моменты: изгнать евреев из Литвы, а имущество конфисковать“. Несмотря на все известные факты в самом центре Вильнюса есть улица, названная в честь Казиса Шкирпы. И далеко не все прохожие на этой улице согласны с историком. „Это мнение заинтересованных сторон. Шкирпа был наш дипломат, он не имеет отношения к антисемитизму“, — говорит Робертас из Вильнюса. Современным литовским евреям с этим смириться нелегко: для них Шкирпа — человек, который несет ответственность как минимум за идеологическую часть Холокоста», — отмечает ВВС.
«Что чувствую? Чувствую плохо, — говорит про улицу Шкирпы глава Литовской еврейской общины Фаина Куклянски. — Если бы мне в голову все время вбивали, что евреев надо убивать, что евреев нужно выгнать из Литвы, что евреи мешают другим мирным жителям… Думаю, что без этого не было бы ни нацизма, ни фашизма, ни Холокоста. Моя семья — это действительно потерпевшая семья Конечно, кто-то за это должен нести ответственность». Ванагайте пишет, что многие из тех, кто нажимал на курок, во время Холокоста состояли в литовских батальонах. Эти батальоны, по словам историка Альфредаса Рукшенаса, были созданы «Временным правительством Литвы» в 1941 году, местное население вступало туда добровольно. «Временное правительство, в свою очередь, вынашивало идею восстановления независимости Литвы от Советского Союза. То есть, бойцов батальонов вроде бы автоматически можно считать бойцами за независимость литовского государства (от СССР). Некоторые из них, помимо всего прочего, еще и участвовали в антисоветском восстании в июне 1941 года. Однако все эти процессы — восстание, формирование батальонов и деятельность Временного правительства — проходили в 1941 году на фоне немецкой оккупации. Немцы очень быстро подчинили себе литовские батальоны. Две роты из этих батальонов, рассказывает Рукшенас, были использованы „для уничтожения евреев“», — отмечает журналистка ВВС.
Сегодня Рута Ванагайте считает, что в 1941-м году уничтожение евреев было частью политики литовских националистов. «Этническая Литва без евреев, без русских, без поляков была мечтой моей страны в эти годы, — рассказывает Ванагайте. — Сначала идея была выгнать евреев, а потом понемножку, понемножку… их выгнали глубоко под землю». Она ссылается на недавний опрос, который показал, что 23% респондентов не хотели бы иметь своими соседями евреев. На вопрос, чем современные литовцы отличаются от литовцев того времени Рута Ванагайте ответила: «Не знаю. Я знаю, что в батальонах были ребята, которые любили свою родину. Были и садисты. Но что меня удивило — на допросах каждый находит оправдание, почему он это сделал. Никто не чувствует себя виновным. Они воевали, чтобы у Литвы было свое государство. Без евреев. Это всё для родины. Воевали за свободу этнической Литвы. Для литовцев». Ванагайте жалуется, что сейчас литовцы пытаются свалить вину на кого-то другого. «Все страны, которые могут свалить на Германию, сваливают до сих пор — особенно страны Восточной Европы, постсоветские страны. Мы же такие жертвы, пятьдесят лет были под Советским Союзом. Нам рано еще думать о себе как о нации, в истории которой было всякое».
В то же время Антоненко постаралась перевести Ванагайте на непременную тему о России. «В России, кажется, нет таких травм от советского времени?», — поинтересовалась журналистка ВВС. Литовская писательница с готовностью ответила, что, по ее мнению, в России за разоблачительную книгу о недавней истории она поплатилась бы еще сильнее, чем на родине. «А сколько люди пострадали в Великой Отечественной войне! Это же и жертвы, и герои. А кто будет говорить о том, что советские солдаты насиловали женщин в Берлине? Скажите вы это в России! Когда произошла эта история с книгой, мне из России позвонили и сказали: „Ну, у вас там мягко, у нас бы ты сидела“. Так что, мягко у нас», — считает Рута Ванагайте.
Два года назад писательница Рута Ванагайте создала книгу «Свои» (в оригинале Musiskiai) о том, как во время войны 5 тысяч литовцев уничтожили 200 тысяч евреев. Книга спровоцировала скандал в литовском обществе. Потом Ванагайте обвинила в сотрудничестве с советскими органами командира «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, провозглашенного в современной Литве героем и последовал новый скандал и травля писательницы. В итоге, Ванагайте вынуждена была уехать из Литвы и опубликовала книгу в России. Она заявила «Русской службе ВВС», что литовцы оказались не готовы к правде о себе. Как пояснил историк Альфредас Рукшенас, евреев в Литве «просто расстреливали репрессивные структуры». Казни проходили в случайных местах — лесах, городах, селах, по всей Литве насчитывается 227 мест массовых расстрелов. Закапывали убитых обычно под слоем извести — там же, где расстреливали. По словам специалистов, определить поименно персонал концентрационных лагерей гораздо проще, чем составить списки тех, кто участвовал в лесных расстрелах. Никто точно не знает, кто нажимал на курок, кто конвоировал, кто охранял. Рута Ванагайте утверждает, что в литовском Холокосте участвовали в первую очередь сами литовцы, но, по ее словам, в стране эту правду мало кто знает. «20 тысяч человек участвовали в конвоировании, в охране и в убийствах. 36 тысяч были в гражданской администрации, — перечисляет Рута Ванагайте. — Потом (после расстрелов евреев — «NOVOSTI-DNY.Ru») в каждом городке были аукционы имущества. Значит, те люди, которые ехали на эти аукционы — они тоже часть этого процесса или нет? Я спрашиваю, я не знаю. А кто вообще говорит о том, сколько немцев было в Литве во время войны? Их было от 600 до 900 человек». По словам Альфредаса Рукшенаса, в расстрелах евреев в Литве участвовало около 20 тысяч человек. «Конечно, об этом знают, и довольно достаточно. Если вы пройдетесь по дорогам в Литве, то даже указатели на дорогах — места убийства евреев, разные названия, место геноцида, место Холокоста, надписи на домах. Как еще возможно чего-то не знать? Конечно, литовцы участвовали, несколько тысяч напрямую участвовали», — сказал историк и депутат литовского парламента Арвидас Анашаускас. Он считает, что литовцы давно извинились за Холокост. «В 1994 году, когда был визит нашего президента Альгирдаса Бразаускаса в Израиль, такие извинения прозвучали», — добавляет Анашаускас. Как отмечает журналистка ВВС Оксана Антоненко, формально всё действительно так: в Литве есть памятники, мемориальные доски, музеи, выходят книги и статьи, посвященные Холокосту. «Тут проходят памятные мероприятия, про Холокост рассказывают в школах. Бразаускас действительно просил прощения в Израиле. Каждый литовец, с которым нам удавалось поговорить, знал, что в Литве расстреливали евреев, и признавал, что это трагично. Однако ни один прохожий — в Каунасе или поселке Науянеряй — не был в курсе того, что места массового расстрела и захоронения находятся рядом с ним», — отмечает Антоненко. По ее словам, далеко не каждый литовец оказался готов отвечать на вопрос, кто виноват в расстрелах. «Нельзя так сталкивать людей. Это неэтично», — сказала Аста из Вильнюса. «Об этом надо помолчать — кто кого расстреливал», — считает Виолетта из Каунаса. Однако благодаря книге Ванагайте тема Холокоста надолго закрепилась в новостных заголовках в Литве, а «помолчать» о том, кто стрелял, стало почти невозможно. Книга «Свои» Руты Ванагайте вышла на литовском в начале 2016 года, тираж быстро раскупили. В мае 2018-го книга вышла на русском языке. «Это не исторический труд, а публицистика, — отмечал литовский историк Илья Лемпертас, — но качественно написанная на основе архивных документов». Создавая ее, Ванагайте опиралась на интервью с очевидцами и экспертами, книги историков и документы НКВД/КГБ — в том числе стенограммы допросов. Ее критиковали в том числе за то, что «показания допросов могли содержать искаженную информацию, например, потому что были получены под давлением». В разгар скандала в соцсетях активно обсуждали, что книга Ванагайте спровоцировала такой шум, потому что ее автор — хороший пиарщик (она действительно в начале 2000-х возглавляла PR-агентство). «Писали, что причина повышенного внимания в том, что книга не про „сотни тысяч убитых“, а про конкретного „ребенка, которому разбили голову о дерево“. Не про абстрактного „литовца, который замешан в Холокосте“, а про „литовского зубного техника, который сначала стрелял, а потом спускался в яму, вырывал у покойников золотые зубы и относил жене — зубному врачу“», — отмечает Антоненко. Все это Рута Ванагайте решила, по ее собственным словам, «оголливудить» и донести до масс. «Теперь, как говорит писательница, ей „плюют под ноги“. Ванагайте утверждала, что до сих в Литве про Холокост почти ничего не было известно. При этом, когда ей приводят ссылки на работы местных историков, она быстро соглашается с тем, что тему действительно активно изучают. Но, по ее словам, проблема восприятия Холокоста в Литве до сих пор была как раз в том, что предыдущие работы оказывались слишком академичными для широкой публики."Люди этих книг не читают, за этими книгами нет живых судеб, — говорит Рута Ванагайте. — Я эту правду огласила и сделала интересной и популярной, страшной. Я оголливудила Холокост, можете это так назвать. Это страшно, но это нужно». «Я думаю, что сейчас Литва хочет уменьшить (в общественном сознании — «NOVOSTI-DNY.Ru») до минимума число людей, которые участвовали (в убийствах евреев — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Историки, которые меня обвиняли, говорили, что выродки — не наши. А моя вина в том, что я бросила тень на гораздо большую часть общества, чем хотелось бы», — рассказывает Рута Ванагайте, называя среди своих яростных критиков того же депутата Сейма и историка Арвидаса Анашаускаса", — передает журналистка. Ванагайте считает: «Общество через двадцать семь лет независимости должно начать говорить правду самому себе. Не Путин же нам должен сказать, чем мы занимались». «В современной Литве советский период трактуется однозначно, как оккупация. Поэтому можно предположить, что столь болезненная реакция общества была вызвана именно тем, что Ванагайте задела репутацию и память людей, боровшихся с советской властью. По словам автора „Своих“, именно в последние годы она поняла, что в литовском обществе по-прежнему существуют невидимые линии внутренней цензуры, и со многими темами нужно быть осторожней: „Сейчас я узнала, что есть табу. Есть они в России, есть они в Литве. Что поделаешь, недалеко ушли“. Люди, которые боролись с советской властью — тема для Литвы крайне чувствительная. Сегодня они считаются героями, на их памяти держится государственная идеология. Лидер партизанского движения Адольфас Романаускас-Ванагас — один из таких людей, он боролся с советской властью до середины 1950-х. Соавтор „Своих“ Эфраим Зурофф заявил, что литовский герой связан с убийствами евреев. А Ванагайте публично поставила под сомнение его преданность идее независимой Литвы. Литовское общество взорвалось», — пишет Оксана Антоненко. Она напоминает, что на Ванагайте написали заявление в прокуратуру (в итоге это обращение совета «Литовского объединения борьбы за свободу» было отклонено), ей пришлось уехать из Литвы. «Издательство Alma littera, опубликовавшее все пять книг писательницы, объявило о прекращении сотрудничества с Ванагайте, а ее книги, включая „Своих“, были отозваны из магазинов. И теперь 27 тысяч экземпляров хранятся в гараже. В книге „Свои“ фигурирует история другого героя современной Литвы: в начале войны дипломат Казис Шкирпа руководил группой единомышленников — Литовским фронтом активистов (ЛФА). Эта организация боролась с советской властью в Литве. Но помимо идеи литовской независимости ЛФА поддерживал антисемитские настроения гитлеровской Германии. Одно из воззваний ЛФА Ванагайте приводит в своей книге: евреев там прямо называют врагами, обвиняют в связях с НКВД и депортациях литовцев. И если доказать связи Романаускаса-Ванагаса с Холокостом никому не удалось, то в случае Казиса Шкирпы особых сомнений нет. Это подтверждает, к примеру, историк Альфредас Рукшенас: „Шкирпа — противоречивая личность. Там были антисемитские моменты: изгнать евреев из Литвы, а имущество конфисковать“. Несмотря на все известные факты в самом центре Вильнюса есть улица, названная в честь Казиса Шкирпы. И далеко не все прохожие на этой улице согласны с историком. „Это мнение заинтересованных сторон. Шкирпа был наш дипломат, он не имеет отношения к антисемитизму“, — говорит Робертас из Вильнюса. Современным литовским евреям с этим смириться нелегко: для них Шкирпа — человек, который несет ответственность как минимум за идеологическую часть Холокоста», — отмечает ВВС. «Что чувствую? Чувствую плохо, — говорит про улицу Шкирпы глава Литовской еврейской общины Фаина Куклянски. — Если бы мне в голову все время вбивали, что евреев надо убивать, что евреев нужно выгнать из Литвы, что евреи мешают другим мирным жителям… Думаю, что без этого не было бы ни нацизма, ни фашизма, ни Холокоста. Моя семья — это действительно потерпевшая семья Конечно, кто-то за это должен нести ответственность». Ванагайте пишет, что многие из тех, кто нажимал на курок, во время Холокоста состояли в литовских батальонах. Эти батальоны, по словам историка Альфредаса Рукшенаса, были созданы «Временным правительством Литвы» в 1941 году, местное население вступало туда добровольно. «Временное правительство, в свою очередь, вынашивало идею восстановления независимости Литвы от Советского Союза. То есть, бойцов батальонов вроде бы автоматически можно считать бойцами за независимость литовского государства (от СССР). Некоторые из них, помимо всего прочего, еще и участвовали в антисоветском восстании в июне 1941 года. Однако все эти процессы — восстание, формирование батальонов и деятельность Временного правительства — проходили в 1941 году на фоне немецкой оккупации. Немцы очень быстро подчинили себе литовские батальоны. Две роты из этих батальонов, рассказывает Рукшенас, были использованы „для уничтожения