Почему в Нижегородской области высокие тарифы на ресурсы - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Почему в Нижегородской области высокие тарифы на ресурсы - «Новости Дня»


Нижегородцы давно уже привыкли к тому, что в регионе и ресурсы, и услуги монополистов – одни из самых дорогих и в ПФО, и по России мы в передовиках – теплогенерация, водоснабжение и водоотведение.




Срезать тариф – легко



И это вовсе не «естественные цены», которые нужны для обеспечения функционирования системы или для оплаты услуг ресурсников. О чем достаточно доказательно рассказывал на минувшей неделе директор АНО «ЦМОК» (Центр мониторинга и контроля за ценообразованием) Алексей Малозёмов, который имеет богатый опыт работы в госструктурах.



Доклад о результатах мониторинга принятых тарифных решений на 2017 год произвел впечатление на собравшихся в региональной ТПП предпринимателей. Тем более что денег на повышение эффективности тарифообразования не нужно, надо только приложить соответствующий административный рычаг и политическую волю. И сократить затраты монополистов на 20 процетнов – легко! Без всяких последствий.



«Но на самом “верху” возникло обратное предложение – прекратить регулирование инфраструктуры там, где развивается конкуренция. А в какой сфере у нас она развивается? – рассуждает Алексей Малозёмов. – Где за последние 20 лет возник нормальный здоровый рынок? Может быть, в электроэнергетике, в “Россетях”, в железных дорогах? Напротив, мы видим превышение предельных уровней тарифов. Да, субъект имеет право превышать предельные уровни. Но только при включении дополнительных инвестиционных затрат. Для этого нужно проводить специальный (и честный. – Ред.) анализ расчетов. Этим сейчас должна заниматься ФАС РФ. Но сегодня мы видим проверки этого ведомства только в восьми регионах (и не по всей линейке контроля. – Ред.), при этом не контролируются даже результаты исполнения. В 2017 году рост тарифов на передачу электроэнергии составил 40 процентов. Какие три процента (“инфляция минус”)? Методология установления тарифов нарушена в половине субъектов РФ. Тарифы фактически подгоняются под параметры прогноза минсоцэкономразвития. Под конкретный регион, под конкретного поставщика. Это еще больше убивает конкуренцию, создает новые коррупционные схемы. Например, в сфере технологического присоединения к сетям инфраструктуры из 85 субъектов в 38 есть нарушения».



Кроме того, по словам эксперта, источником формирования инвестпрограмм является в том числе и чистая прибыль регулируемой организации, но должного контроля за этим нет.



«Если посмотреть текущие тарифные решения, – говорит он, – то там нет отчетов о реализации инвестсоглашений. Может быть, где-то в “анналах” что-то такое и лежит, но до общества эта информация не доходит. И сами контролеры этих “достижений” не видят. В чем эффективность данных инвестсоглашений, за которые платят потребители, население?



Просто законом обеспечить госрегулирование тарифов не получится, – уверен Малоземов. – Он не избавит потребителей от экономически необоснованных тарифов. Нужна четкая профессиональная стратегия, практические механизмы, которые позволят оптимизировать расходы инфраструктурных монополий за счет нормирования затрат, синхронизации программ развития регионов. Но пока таких изменений нет, зато мы слышим популизм и лозунги. Нам также рассказывают, что тарифы в электроэнергетике выросли в 10 раз, в водоотведении – в 300 раз, а по некоторым сегментам рост 7000 процентов. Я думаю, во столько раз зарплаты в регионах не растут. Напрашивается вывод: контроль за установлением тарифов просто отсутствует. Например, у ЦМОК есть полный анализ за последние 10 лет о деятельности сбытовых компаний. Что позволяет нам констатировать, что во многих регионах более миллиарда рублей необоснованных затрат “сидит” в тарифах. А представители “Россетей” на одном из совещаний обещали “безболезненно” срезать до 20 процентов затрат» (если их обяжут. – Ред.).



Разница в сотни раз



Что же интересного намониторил ЦМОК?



В электроэнергетике. Нарушение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по которым ФАС России не осуществила контрольные мероприятия, выявлено в 21 регионе, в том числе в Нижегородской области.



Регионов, принявших с 1 января 2017 года решения с нарушением предельных уровней тарифов, 35, в их числе и Нижегородская область.



Согласно данным Центра, темп роста одноставочного тарифа с 1 июля 2017 года в Нижегородской области составил 111 процентов (по всем категориям напряжения, мощности). Выше нас только в Марий Эл и Саратовской области. Это при уровне инфляции 104,9 процента, а рост тарифов определен прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 год на уровне трех процентов.



При этом индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, исключая население, на 2017 год обозначена в три процента в среднем по Российской Федерации. В действительности рост единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (по категориям напряжения) составил от 104 до 140 процентов!



Теплоснабжение. Результаты мониторинга тарифных решений, принятых органами исполнительной власти субъектов в сфере теплоснабжения в 2016–2017 годах, в частности, по Нижегородской области, таковы: 35 дел примерно из 300 содержат признаки нарушения законодательства.



Водоснабжение. По ПФО – примерно в 25 процентах тарифных решений выявлены нарушения. Кроме того, в сфере водоснабжения наибольшие и наименьшие тарифы (в пределах выборки) в Приволжском округе разнятся колоссально! Для населения – от 4 до 116 руб./кубометр – почти в 30 раз. Разница в тарифах «для прочих потребителей» между минимальным и максимальным – в 302 раза!



Почем нынче кабель



Дьявол, как говорится, в деталях. В проекте можно заложить дорогие расходы – материалы, кабели, трубы, а на деле использовать более дешевые и, возможно, менее качественные комплектующие. Центр зафиксировал нарушения методологии расчетов в сфере технологического присоединения к электрическим сетям. То есть нет дифференциации стандартизированных тарифных ставок в зависимости от вида используемого материала и способа выполнения работ. Сетевые организации самостоятельно определяют вид используемого провода (кабеля), более или менее дорогостоящего. Это говорит о создании условий для злоупотребления при технологическом присоединении к электрическим сетям, увеличивая при этом тарифную нагрузку на потребителя, говорится в докладе.



Газоснабжение, техприсоединение. По Нижегородской области минимальные и максимальные стандартизированные тарифные ставки, установленные для газораспределительных станций, разнятся в пять раз и выше – как раз у крупнейшей газовой организации.



Разработка проектной документации (150 метров и менее): в Нижегородской области такие стандартизированные ставки отличаются в 200 с лишним раз. По Приволжскому федеральному округу технологическое присоединение в ценах скачет меньше – в 73 раза. Например, «Газпром газораспределение Нижний Новгород», подземное техприсоединение. Стоимость работ в 2016 году – 3 531 039 руб./км, в 2017 году – 3 633 466 руб./км. Они включают строительство (реконструкцию) стального газопровода (более 150 м), стоимость трубы и стоимость работ по укладке. «Но в этой сумме львиную долю занимают прочие расходы (более 80 процентов непосредственно не относящихся к технологическому присоединению), – говорит Малозёмов. – Разница в стандартных ставках по строительству (реконструкция) газопроводов всех диаметров, материалов труб и типов прокладки отличается в 22 раза по Нижегородской области».



«Какие основные проблемы? – резюмирует эксперт. – Отсутствие взаимоувязанных целей развития инфраструктурных монополий, направленных на создание условий повышения эффективности всех отраслей экономики страны, отсутствие целеполагания. Монополии рассматриваются как самодостаточные центры формирования прибыли. Ценообразование на их услуги формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности. Отсутствует комплексный подход при определении параметров перекрестного субсидирования.



Планирование инвестиционной деятельности монополий не синхронизировано с программами территориального развития регионов. Инвестиционные затраты закладываются в стоимость товаров (услуг) без учета эффективности их реализации. Отсутствие единой автоматизированной современной информационной среды, унифицированных подходов по формированию цен (тарифов)».



Что нужно сделать?



«Хватит строить дорогу на Луну, – призывает Малозёмов. – Нужна немедленная реализация имеющихся на федеральном уровне контрольных полномочий. Исключение необоснованной инвестиционной составляющей в тарифах и внедрение новой, соответствующей международным стандартам, модели формирования инвестиций на основе метода тарифного регулирования, нормирование затрат, установление тарифов на долгосрочный период (шесть лет) без права на пересмотр. Ценообразование должно быть предельным, фактически должен устанавливаться верхний предел тарифа. Надо создавать у организации стимул к снижению затрат при сохранении качества предоставляемых услуг. Эффект от расчетного снижения тарифов на 30 процентов может составлять ля региона (потребителей) до 41 миллиарда рублей. А в целом по России эффект от перерасчета четырех видов тарифов (газ, электричество, тепло, вода) – более двух триллионов рублей».



«Я не разделяю оптимизм больших начальников, что у нас растет экономика. Она не растет. У нас просто снизилась инфляция, – сказал на пресс-подходе Алексей Малозёмов. – Поэтому нужно повышать эффективность внутри государства. Восемь триллионов рублей – объем регулируемой инфраструктуры, и мы его распыляем. Где инвестиции, направленные на сокращение затрат и модернизацию? Где результаты энергореформы Чубайса? Нужно стимулировать эффективность и снижение затрат, тарифов, бизнес ждет этого! Кстати, мы предложили свои услуги вашему новому главе региона (бесплатно!), мы можем показать болевые точки, где можно реально снизить затраты».


Нижегородцы давно уже привыкли к тому, что в регионе и ресурсы, и услуги монополистов – одни из самых дорогих и в ПФО, и по России мы в передовиках – теплогенерация, водоснабжение и водоотведение. Срезать тариф – легко И это вовсе не «естественные цены», которые нужны для обеспечения функционирования системы или для оплаты услуг ресурсников. О чем достаточно доказательно рассказывал на минувшей неделе директор АНО «ЦМОК» (Центр мониторинга и контроля за ценообразованием) Алексей Малозёмов, который имеет богатый опыт работы в госструктурах. Доклад о результатах мониторинга принятых тарифных решений на 2017 год произвел впечатление на собравшихся в региональной ТПП предпринимателей. Тем более что денег на повышение эффективности тарифообразования не нужно, надо только приложить соответствующий административный рычаг и политическую волю. И сократить затраты монополистов на 20 процетнов – легко! Без всяких последствий. «Но на самом “верху” возникло обратное предложение – прекратить регулирование инфраструктуры там, где развивается конкуренция. А в какой сфере у нас она развивается? – рассуждает Алексей Малозёмов. – Где за последние 20 лет возник нормальный здоровый рынок? Может быть, в электроэнергетике, в “Россетях”, в железных дорогах? Напротив, мы видим превышение предельных уровней тарифов. Да, субъект имеет право превышать предельные уровни. Но только при включении дополнительных инвестиционных затрат. Для этого нужно проводить специальный (и честный. – Ред.) анализ расчетов. Этим сейчас должна заниматься ФАС РФ. Но сегодня мы видим проверки этого ведомства только в восьми регионах (и не по всей линейке контроля. – Ред.), при этом не контролируются даже результаты исполнения. В 2017 году рост тарифов на передачу электроэнергии составил 40 процентов. Какие три процента (“инфляция минус”)? Методология установления тарифов нарушена в половине субъектов РФ. Тарифы фактически подгоняются под параметры прогноза минсоцэкономразвития. Под конкретный регион, под конкретного поставщика. Это еще больше убивает конкуренцию, создает новые коррупционные схемы. Например, в сфере технологического присоединения к сетям инфраструктуры из 85 субъектов в 38 есть нарушения». Кроме того, по словам эксперта, источником формирования инвестпрограмм является в том числе и чистая прибыль регулируемой организации, но должного контроля за этим нет. «Если посмотреть текущие тарифные решения, – говорит он, – то там нет отчетов о реализации инвестсоглашений. Может быть, где-то в “анналах” что-то такое и лежит, но до общества эта информация не доходит. И сами контролеры этих “достижений” не видят. В чем эффективность данных инвестсоглашений, за которые платят потребители, население? Просто законом обеспечить госрегулирование тарифов не получится, – уверен Малоземов. – Он не избавит потребителей от экономически необоснованных тарифов. Нужна четкая профессиональная стратегия, практические механизмы, которые позволят оптимизировать расходы инфраструктурных монополий за счет нормирования затрат, синхронизации программ развития регионов. Но пока таких изменений нет, зато мы слышим популизм и лозунги. Нам также рассказывают, что тарифы в электроэнергетике выросли в 10 раз, в водоотведении – в 300 раз, а по некоторым сегментам рост 7000 процентов. Я думаю, во столько раз зарплаты в регионах не растут. Напрашивается вывод: контроль за установлением тарифов просто отсутствует. Например, у ЦМОК есть полный анализ за последние 10 лет о деятельности сбытовых компаний. Что позволяет нам констатировать, что во многих регионах более миллиарда рублей необоснованных затрат “сидит” в тарифах. А представители “Россетей” на одном из совещаний обещали “безболезненно” срезать до 20 процентов затрат» (если их обяжут. – Ред.). Разница в сотни раз Что же интересного намониторил ЦМОК? В электроэнергетике. Нарушение предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по которым ФАС России не осуществила контрольные мероприятия, выявлено в 21 регионе, в том числе в Нижегородской области. Регионов, принявших с 1 января 2017 года решения с нарушением предельных уровней тарифов, 35, в их числе и Нижегородская область. Согласно данным Центра, темп роста одноставочного тарифа с 1 июля 2017 года в Нижегородской области составил 111 процентов (по всем категориям напряжения, мощности). Выше нас только в Марий Эл и Саратовской области. Это при уровне инфляции 104,9 процента, а рост тарифов определен прогнозом социально-экономического развития РФ на 2017 год на уровне трех процентов. При этом индексация тарифов сетевых компаний на передачу электрической энергии для всех категорий потребителей, исключая население, на 2017 год обозначена в три процента в среднем по Российской Федерации. В действительности рост единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (по категориям напряжения) составил от 104 до 140 процентов! Теплоснабжение. Результаты мониторинга тарифных решений, принятых органами исполнительной власти субъектов в сфере теплоснабжения в 2016–2017 годах, в частности, по Нижегородской области, таковы: 35 дел примерно из 300 содержат признаки нарушения законодательства. Водоснабжение. По ПФО – примерно в 25 процентах тарифных решений выявлены нарушения. Кроме того, в сфере водоснабжения наибольшие и наименьшие тарифы (в пределах выборки) в Приволжском округе разнятся колоссально! Для населения – от 4 до 116 руб./кубометр – почти в 30 раз. Разница в тарифах «для прочих потребителей» между минимальным и максимальным – в 302 раза! Почем нынче кабель Дьявол, как говорится, в деталях. В проекте можно заложить дорогие расходы – материалы, кабели, трубы, а на деле использовать более дешевые и, возможно, менее качественные комплектующие. Центр зафиксировал нарушения методологии расчетов в сфере технологического присоединения к электрическим сетям. То есть нет дифференциации стандартизированных тарифных ставок в зависимости от вида используемого материала и способа выполнения работ. Сетевые организации самостоятельно определяют вид используемого провода (кабеля), более или менее дорогостоящего. Это говорит о создании условий для злоупотребления при технологическом присоединении к электрическим сетям, увеличивая при этом тарифную нагрузку на потребителя, говорится в докладе. Газоснабжение, техприсоединение. По Нижегородской области минимальные и максимальные стандартизированные тарифные ставки, установленные для газораспределительных станций, разнятся в пять раз и выше – как раз у крупнейшей газовой организации. Разработка проектной документации (150 метров и менее): в Нижегородской области такие стандартизированные ставки отличаются в 200 с лишним раз. По Приволжскому федеральному округу технологическое присоединение в ценах скачет меньше – в 73 раза. Например, «Газпром газораспределение Нижний Новгород», подземное техприсоединение. Стоимость работ в 2016 году – 3 531 039 руб./км, в 2017 году – 3 633 466 руб./км. Они включают строительство (реконструкцию) стального газопровода (более 150 м), стоимость трубы и стоимость работ по укладке. «Но в этой сумме львиную долю занимают прочие расходы (более 80 процентов непосредственно не относящихся к технологическому присоединению), – говорит Малозёмов. – Разница в стандартных ставках по строительству (реконструкция) газопроводов всех диаметров, материалов труб и типов прокладки отличается в 22 раза по Нижегородской области». «Какие основные проблемы? – резюмирует эксперт. – Отсутствие взаимоувязанных целей развития инфраструктурных монополий, направленных на создание условий повышения эффективности всех отраслей экономики страны, отсутствие целеполагания. Монополии рассматриваются как самодостаточные центры формирования прибыли. Ценообразование на их услуги формируется по фактическим затратам, а не от уровня эффективности и их экономической обоснованности. Отсутствует комплексный подход при определении параметров перекрестного субсидирования. Планирование инвестиционной деятельности монополий не синхронизировано с программами территориального развития регионов. Инвестиционные затраты закладываются в стоимость товаров (услуг) без учета эффективности их реализации. Отсутствие единой автоматизированной современной информационной среды, унифицированных подходов по формированию цен (тарифов)». Что нужно сделать? «Хватит строить дорогу на Луну, – призывает Малозёмов. – Нужна немедленная реализация имеющихся на федеральном уровне контрольных полномочий. Исключение необоснованной инвестиционной составляющей в тарифах и внедрение новой, соответствующей международным стандартам, модели формирования инвестиций на основе метода тарифного регулирования, нормирование затрат, установление тарифов на долгосрочный период (шесть лет) без права на пересмотр. Ценообразование должно быть предельным, фактически должен устанавливаться верхний предел тарифа. Надо создавать у организации стимул к снижению затрат при сохранении качества предоставляемых услуг. Эффект от расчетного снижения тарифов на 30 процентов может составлять ля региона (потребителей) до 41 миллиарда рублей. А в целом по России эффект от перерасчета четырех видов тарифов (газ, электричество, тепло, вода) – более двух триллионов рублей». «Я не разделяю оптимизм больших начальников, что у нас растет экономика. Она не растет. У нас просто снизилась инфляция, – сказал на пресс-подходе Алексей Малозёмов. – Поэтому нужно повышать эффективность внутри государства. Восемь триллионов рублей – объем регулируемой инфраструктуры, и мы его распыляем. Где инвестиции, направленные на сокращение затрат и модернизацию? Где результаты энергореформы Чубайса? Нужно стимулировать эффективность и снижение затрат, тарифов, бизнес ждет этого! Кстати, мы предложили свои услуги вашему новому главе региона (бесплатно!), мы можем показать болевые точки, где можно реально снизить затраты».


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика