Нижегородцы смогли задать все «неудобные» вопросы на слушаниях по бюджету - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Нижегородцы смогли задать все «неудобные» вопросы на слушаниях по бюджету - «Новости Дня»


На минувшей неделе проект бюджета Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов прошел публичные слушания. В Дом Советов пришли более 140 человек: журналисты, представители Общественной палаты города. Самые активные жители в прямом диалоге, в том числе и с главой Нижнего Новгорода Елизаветой Солонченко, получили ответы на свои вопросы.




Фото: Андрей Абрамов

А почему не как в Казани?



Людей интересовали как конкретные вещи – когда сделают дорогу, водопровод в конкретном микрорайоне, поселке, сколько денег выделяется на питание детей в школах, будут ли увеличивать компенсацию многодетным, почему мало средств на спорт, почему город не участвует в управлении ДУКами (там, где у муниципалитета еще сохранился пакет акций), так и глобальные – почему Нижний Новгород, у которого бюджет больше, чем у Казани, выглядит и убирается хуже столицы Татарстана, насколько эффективно используются бюджетные средства, почему чиновники не отвечают за неэффективность, куда идут средства Теплоэнерго и Водоканала.



Объяснить все за пару минут было, конечно, сложно, но чиновникам и депутатам поручили дополнительно разъяснить интересующимся нижегородцам отдельные положения бюджетного процесса. Потому что разобраться с тонкостями формирования главного финансового документа города с учетом межбюджетных отношений и в целом законодательства простым гражданам непросто, даже не всем депутатам просто.



Но глава города Елизавета Солонченко крайне заинтересована, чтобы горожане действительно включались в обсуждение и в понимание того, что стоит за конкретными статьями расходов, какие мероприятия, объекты заложены для реализации в муниципальных программах (в основном бюджет делается по программному принципу).



Львиная доля расходов – свыше 60% – это содержание социальной сферы, зарплаты бюджтников, образование, а также затраты на транспорт и дорожное хозяйство. У муниципалитета серьезные обязательства по ремонтам и лизинговым платежам. Более 600 млн рублей пойдут на строительство детских дошкольных учреждений, где есть и ясельные места. При этом указано, куда направляется софинансирование, когда деньги на строительство ДОУ дают федералы, региональное правительство и муниципальный бюджет.



К сожалению, детализации – когда каждую расходную строку чиновники «расписали» бы по объектам и мероприятиям – проект бюджета не содержит. Это привело бы к сверхперегрузке документа, но в электронном виде, после его принятия, содержание программ можно было бы выкладывать. Тогда все интересующиеся увидели бы, сколько денег и на что выделяется. Это дело недалекого будущего.



Земля перестала «давать» налог



Директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода Юрий Мочалкин в своем докладе представил только основные характеристики городского бюджета по основным направлениям: доходы, расходы, дефицит. Сумма доходов в проекте на 2018 год составляет 28,8 млрд рублей (в 2017 году утвержденный бюджет – 26,2 млрд), в том числе: собственные доходы 13,2 млрд – 46% (в 2017 году – 13 млрд); безвозмездные поступления 15,6 млрд – 54% (в 2017 году – 13,2 млрд). Налоговые доходы планируются в сумме 9,5 млрд рублей, с увеличением на 5,3% к уровню ожидаемых поступлений 2017 года.



Главные источники: налог на доходы физических лиц в сумме 6,6 млрд. рублей, или 50%; доходы от использования муниципального имущества – 2,4 млрд – 18,2%; налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,6 млрд, или 12%. Динамика поступления земельного налога показывает резкое, в 1,5 раза, снижение в 2016 году – с 1,525 млрд рублей до 1,07 млрд, вызванное массовой переоценкой кадастровой стоимости земельных участков.



В 2015 году комиссией Росреестра, судами было удовлетворено 98 обращений о пересмотре кадастровой стоимости, в результате чего начисления земельного налога снизились на 172,7 млн рублей, в 2016 году – 112 обращений на 163,1 млн, в 2017 году – 22 обращения на 4,9 млн.



В 2017 году были внесены изменения в федеральный закон «Об оценочной деятельности», и теперь органы местного самоуправления вправе быть истцом по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, не только находящихся в муниципальной собственности. Рост доходов от налога на имущество физических лиц с 2017 года связан с переходом на исчисление налога с кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Кроме того, рост налога в 2018–2020 годах обусловлен поэтапным повышением поправочного коэффициента с 0,2 в 2016 году до 1,0 в 2020 году.



В сравнении с другими городами-миллионниками (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) Нижний Новгород занимает девятое место из тринадцати как по абсолютному объему налоговых доходов, так и по их размеру в расчете на душу населения.



Общая сумма расходов на 2018 год обозначена в 29,2 млрд рублей (в 2017-м утвержденный бюджет – 27,1 млрд). Наибольший удельный вес составят расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) – 18,6 млрд рублей, или 63,6%; на транспорт и дорожное хозяйство – 5,9 млрд – 20,3%; общегосударственные расходы – 1,8 млрд – 6,1%; на жилищно-коммунальное хозяйство – 1,7 млрд, или 5,8%; на обслуживание муниципального долга – 850 млн, или 3% (в 2017 году потратили на это 1 млрд рублей, или 3,6%).



Администрации города в период верстки бюджета пришлось откликаться и на просьбы депутатов гордумы. Заместитель главы города Михаил Кузнецов настаивал на необходимости заложить в бюджет 2018 года ассигнования на проект рекультивации свалки в Шуваловской промзоне. Депутат Василий Пушкин обозначил проблему восстановления стадиона в Автозаводском районе, на улице Лоскутова. Площадка в предаварийном состоянии, но там занимаются до 700 детей. Деньги нужны на проект реконструкции.



Председатель комиссии гордумы по городскому хозяйству Владимир Аношкин ранее отмечал, что у программы капитального ремонта есть большие проблемы и что нужно учитывать в бюджете средства на ликвидацию аварийных ситуаций в жилищном фонде.



«Дело в том, что по закону ДУК, который устраняет аварийные ситуации, не получает возмещение за свою работу. Законом решено так, что возмещение получает житель, а ДУК, затратив деньги на эти работы, ничего не получит. В 2018 году в бюджете будет создан фонд в объеме 30 млн рублей, который можно будет тратить на устранение аварийных ситуаций. Например, сгорела крыша, где-то случился пожар, сломался лифт, что-то повредили в подъезде – есть возможность обратиться в администрацию города, чтобы устранить эти внештатные ситуации, чтобы люди не ждали», – пояснил он.



Финансовой грамотности недостаточно



«В этот раз активность участников публичных слушаний существенно выше, чем была в прошлом году, а сравнительный анализ всегда очень полезен, – обратил внимание председатель комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман (ему тоже пришлось отвечать на вопросы слушателей). – В большей части вопросов мы имеем углубленность в очень мелкую конкретику. Более половины вопросов должны быть ориентированы не к уровню городского бюджета, а к полномочиям субъекта, федерального законодательства. У муниципалитета свои рамки и возможности. Бюджетный кодекс четко закрепляет, что мы можем и что не можем. Поэтому активность жителей радует, а грамотность пока недостаточна».



«Любимая тема звучала, – добавляет Фельдман: – Казань, размер бюджета и что с ним связано. Если разобраться, то реальные затраты на содержание и развитие Казани в разы больше, чем можем мы себе позволить. Почему: бюджет Республики Татарстан взял на себя серьезные финансовые обязательства, в том числе в части сопровождения образования, что Нижний Новгород несет на себе».



«Мы поступательно движемся к увеличению бюджета как доходной, так и расходной части и снижению дефицита. Если этот год мы начинали с доходами в 26,2 млрд, то сегодня в проекте бюджета на 2018 год мы имеем 28,8 млрд. На 2019 год заложено примерно столько же, а вот бюджет 2020 года планируется быть профицитным. Планируемый дефицит бюджета на 2018 год составит 425 миллионов – это самый низкий показатель за последние 10 лет», – подчеркнула по итогам обсуждения глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко.



При этом, как отметила глава города, меняется структура долга. Выпуск облигационного займа позволил перейти от краткосрочных кредитных обязательств к более дешевым – среднесрочным, поэтому снижаются расходы на обслуживание муниципального долга с 1,0 млрд в 2017 году до 850,0 млн в 2018 году. (При этом размер госдолга на 1 января 2019 года установлен в размере 11,15 млрд рублей, его уровень не должен превышать 85% собственных доходов города.)



Кроме того, Солонченко отметила, что в бюджете 2018 года запланирована индексация зарплат бюджетникам в соответствии с майскими указами президента: педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей на 10,3%, работникам учреждений культуры на 16,7%, и даже тем работникам, которые не подпадают под действие этих указов, предусмотрена индексация зарплат на 4%. Впервые в 2018 году в городе будет действовать муниципальная программа «Развитие малого и среднего бизнеса», на ее реализацию предусмотрено 38 млн рублей на грантовую, информационную и иную поддержку.



«Это наши инвестиции в будущую доходную часть бюджета – в налогооблагаемую базу. Самое важное, в этом году мы сделали все, чтобы публичные слушания были не формальными, проект бюджета заранее был опубликован на сайте городской администрации в понятном виде. Потому что самое важное для городской власти – это доверие нижегородцев, а доверие возникает там, где ничего не скрывают», – сказала Елизавета Солонченко.


На минувшей неделе проект бюджета Нижнего Новгорода на 2018 год и на плановый период 2019–2020 годов прошел публичные слушания. В Дом Советов пришли более 140 человек: журналисты, представители Общественной палаты города. Самые активные жители в прямом диалоге, в том числе и с главой Нижнего Новгорода Елизаветой Солонченко, получили ответы на свои вопросы. Фото: Андрей Абрамов А почему не как в Казани? Людей интересовали как конкретные вещи – когда сделают дорогу, водопровод в конкретном микрорайоне, поселке, сколько денег выделяется на питание детей в школах, будут ли увеличивать компенсацию многодетным, почему мало средств на спорт, почему город не участвует в управлении ДУКами (там, где у муниципалитета еще сохранился пакет акций), так и глобальные – почему Нижний Новгород, у которого бюджет больше, чем у Казани, выглядит и убирается хуже столицы Татарстана, насколько эффективно используются бюджетные средства, почему чиновники не отвечают за неэффективность, куда идут средства Теплоэнерго и Водоканала. Объяснить все за пару минут было, конечно, сложно, но чиновникам и депутатам поручили дополнительно разъяснить интересующимся нижегородцам отдельные положения бюджетного процесса. Потому что разобраться с тонкостями формирования главного финансового документа города с учетом межбюджетных отношений и в целом законодательства простым гражданам непросто, даже не всем депутатам просто. Но глава города Елизавета Солонченко крайне заинтересована, чтобы горожане действительно включались в обсуждение и в понимание того, что стоит за конкретными статьями расходов, какие мероприятия, объекты заложены для реализации в муниципальных программах (в основном бюджет делается по программному принципу). Львиная доля расходов – свыше 60% – это содержание социальной сферы, зарплаты бюджтников, образование, а также затраты на транспорт и дорожное хозяйство. У муниципалитета серьезные обязательства по ремонтам и лизинговым платежам. Более 600 млн рублей пойдут на строительство детских дошкольных учреждений, где есть и ясельные места. При этом указано, куда направляется софинансирование, когда деньги на строительство ДОУ дают федералы, региональное правительство и муниципальный бюджет. К сожалению, детализации – когда каждую расходную строку чиновники «расписали» бы по объектам и мероприятиям – проект бюджета не содержит. Это привело бы к сверхперегрузке документа, но в электронном виде, после его принятия, содержание программ можно было бы выкладывать. Тогда все интересующиеся увидели бы, сколько денег и на что выделяется. Это дело недалекого будущего. Земля перестала «давать» налог Директор департамента финансов администрации Нижнего Новгорода Юрий Мочалкин в своем докладе представил только основные характеристики городского бюджета по основным направлениям: доходы, расходы, дефицит. Сумма доходов в проекте на 2018 год составляет 28,8 млрд рублей (в 2017 году утвержденный бюджет – 26,2 млрд), в том числе: собственные доходы 13,2 млрд – 46% (в 2017 году – 13 млрд); безвозмездные поступления 15,6 млрд – 54% (в 2017 году – 13,2 млрд). Налоговые доходы планируются в сумме 9,5 млрд рублей, с увеличением на 5,3% к уровню ожидаемых поступлений 2017 года. Главные источники: налог на доходы физических лиц в сумме 6,6 млрд. рублей, или 50%; доходы от использования муниципального имущества – 2,4 млрд – 18,2%; налоги на имущество (земельный налог и налог на имущество физических лиц) в сумме 1,6 млрд, или 12%. Динамика поступления земельного налога показывает резкое, в 1,5 раза, снижение в 2016 году – с 1,525 млрд рублей до 1,07 млрд, вызванное массовой переоценкой кадастровой стоимости земельных участков. В 2015 году комиссией Росреестра, судами было удовлетворено 98 обращений о пересмотре кадастровой стоимости, в результате чего начисления земельного налога снизились на 172,7 млн рублей, в 2016 году – 112 обращений на 163,1 млн, в 2017 году – 22 обращения на 4,9 млн. В 2017 году были внесены изменения в федеральный закон «Об оценочной деятельности», и теперь органы местного самоуправления вправе быть истцом по делам об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, не только находящихся в муниципальной собственности. Рост доходов от налога на имущество физических лиц с 2017 года связан с переходом на исчисление налога с кадастровой, а не инвентаризационной стоимости. Кроме того, рост налога в 2018–2020 годах обусловлен поэтапным повышением поправочного коэффициента с 0,2 в 2016 году до 1,0 в 2020 году. В сравнении с другими городами-миллионниками (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) Нижний Новгород занимает девятое место из тринадцати как по абсолютному объему налоговых доходов, так и по их размеру в расчете на душу населения. Общая сумма расходов на 2018 год обозначена в 29,2 млрд рублей (в 2017-м утвержденный бюджет – 27,1 млрд). Наибольший удельный вес составят расходы на социальную сферу (образование, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) – 18,6 млрд рублей, или 63,6%; на транспорт и дорожное хозяйство – 5,9 млрд – 20,3%; общегосударственные расходы – 1,8 млрд – 6,1%; на жилищно-коммунальное хозяйство – 1,7 млрд, или 5,8%; на обслуживание муниципального долга – 850 млн, или 3% (в 2017 году потратили на это 1 млрд рублей, или 3,6%). Администрации города в период верстки бюджета пришлось откликаться и на просьбы депутатов гордумы. Заместитель главы города Михаил Кузнецов настаивал на необходимости заложить в бюджет 2018 года ассигнования на проект рекультивации свалки в Шуваловской промзоне. Депутат Василий Пушкин обозначил проблему восстановления стадиона в Автозаводском районе, на улице Лоскутова. Площадка в предаварийном состоянии, но там занимаются до 700 детей. Деньги нужны на проект реконструкции. Председатель комиссии гордумы по городскому хозяйству Владимир Аношкин ранее отмечал, что у программы капитального ремонта есть большие проблемы и что нужно учитывать в бюджете средства на ликвидацию аварийных ситуаций в жилищном фонде. «Дело в том, что по закону ДУК, который устраняет аварийные ситуации, не получает возмещение за свою работу. Законом решено так, что возмещение получает житель, а ДУК, затратив деньги на эти работы, ничего не получит. В 2018 году в бюджете будет создан фонд в объеме 30 млн рублей, который можно будет тратить на устранение аварийных ситуаций. Например, сгорела крыша, где-то случился пожар, сломался лифт, что-то повредили в подъезде – есть возможность обратиться в администрацию города, чтобы устранить эти внештатные ситуации, чтобы люди не ждали», – пояснил он. Финансовой грамотности недостаточно «В этот раз активность участников публичных слушаний существенно выше, чем была в прошлом году, а сравнительный анализ всегда очень полезен, – обратил внимание председатель комиссии городской Думы по бюджетной, финансовой и налоговой политике Марк Фельдман (ему тоже пришлось отвечать на вопросы слушателей). – В большей части вопросов мы имеем углубленность в очень мелкую конкретику. Более половины вопросов должны быть ориентированы не к уровню городского бюджета, а к полномочиям субъекта, федерального законодательства. У муниципалитета свои рамки и возможности. Бюджетный кодекс четко закрепляет, что мы можем и что не можем. Поэтому активность жителей радует, а грамотность пока недостаточна». «Любимая тема звучала, – добавляет Фельдман: – Казань, размер бюджета и что с ним связано. Если разобраться, то реальные затраты на содержание и развитие Казани в разы больше, чем можем мы себе позволить. Почему: бюджет Республики Татарстан взял на себя серьезные финансовые обязательства, в том числе в части сопровождения образования, что Нижний Новгород несет на себе». «Мы поступательно движемся к увеличению бюджета как доходной, так и расходной части и снижению дефицита. Если этот год мы начинали с доходами в 26,2 млрд, то сегодня в проекте бюджета на 2018 год мы имеем 28,8 млрд. На 2019 год заложено примерно столько же, а вот бюджет 2020 года планируется быть профицитным. Планируемый дефицит бюджета на 2018 год составит 425 миллионов – это самый низкий показатель за последние 10 лет», – подчеркнула по итогам обсуждения глава Нижнего Новгорода Елизавета Солонченко. При этом, как отметила глава города, меняется структура долга. Выпуск облигационного займа позволил перейти от краткосрочных кредитных обязательств к более дешевым – среднесрочным, поэтому снижаются расходы на обслуживание муниципального долга с 1,0 млрд в 2017 году до 850,0 млн в 2018 году. (При этом размер госдолга на 1 января 2019 года установлен в размере 11,15 млрд рублей, его уровень не должен превышать 85% собственных доходов города.) Кроме того, Солонченко отметила, что в бюджете 2018 года запланирована индексация зарплат бюджетникам в соответствии с майскими указами президента: педагогическим работникам организаций дополнительного образования детей на 10,3%, работникам учреждений культуры на 16,7%, и даже тем работникам, которые не подпадают под действие этих указов, предусмотрена индексация зарплат на 4%. Впервые в 2018 году в городе будет действовать муниципальная программа «Развитие малого и среднего бизнеса», на ее реализацию предусмотрено 38 млн рублей на грантовую, информационную и иную поддержку. «Это наши инвестиции в будущую доходную часть бюджета – в налогооблагаемую базу. Самое важное, в этом году мы сделали все, чтобы публичные слушания были не формальными, проект бюджета заранее был опубликован на сайте городской администрации в понятном виде. Потому что самое важное для городской власти – это доверие нижегородцев, а доверие возникает там, где ничего не скрывают», – сказала Елизавета Солонченко.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика