✔ Белорусское следствие игнорирует аргументы защиты пророссийских публицистов - «Новости Дня»
Fraser 15-10-2017, 18:00 193 Новости дня / ДНР и ЛНР
ПОХОЖИЕ
Речь, в частности, идёт о том, что следователь Юрий Мацкевич отказался включать в дело ходатайство защиты, содержащее мнение независимых специалистов, согласно которому никакого «экстремизма» в статьях Юрия Павловца, Сергея Шиптенко и Дмитрия Алимкина нет.
По словам Ирины Шиптенко, следователь Мацкевич мотивировал свой отказ приложить к делу заключение экспертов, являющихся профессорами, докторами и кандидатами исторических, филологических и философских наук, тем, что «…в названных заключениях содержатся некорректные формулировки и название государства Белоруссия…». «Таким образом, следователь, квалификацию которого подтверждает диплом частного белорусского ВУЗа, взял на себя смелость оценивать корректность формулировок четырёх профессоров», — подчеркнула супруга арестованного публициста.
Она также напомнила, что в декабре 2016 года заместителем председателя Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней элементов экстремизма, функционирующей под патронажем министерства информации Белоруссии, был В.В. Матусевич, и именно он назначал членов комиссии, которым поручалась подготовка экспертных заключений, проводил заседания и подписывал протоколы этих заседаний, констатировавшие наличие «элементов экстремизма» в публицистических материалах Аллы Бронь, Николая Радова, Павла Юринцева и Артура Григорьева (как утверждает следствие, под этими псевдонимами публиковали свои статьи Шиптенко, Павловец и Алимкин — «NOVOSTI-DNY.Ru»), размещенных на сайтах российских информационных агентств. На данный момент Матусевич является генеральным директором РУП «Белпочта». Сергей Шиптенко отправил его непосредственному начальнику министру связи и информатизации Белоруссии Сергею Попкову запрос с просьбой предоставить информацию об ученых степенях и научных трудах, а также компетентности Матусевича в деле определения «признаков экстремизма», что позволило ему занимать обе вышеуказанные должности. «Ответ превзошел самые смелые ожидания: Попков отказался предоставить запрашиваемую информацию о Матусевиче В.В., ссылаясь на тайну личной жизни!», — сообщила Ирина Шиптенко.
По её словам, Сергей послал жалобу на такой ответ в Генпрокуратуру РБ начальнику отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан М.В. Поповой. «В рассмотрении жалобы было отказано в связи с тем, что Сергей не приложил к ней копию ответа из Минсвязи — как будто в генпрокуратуре не в курсе, что в камерах СИЗО отсутствует ксерокс», — заявила супруга арестованного публициста.
В свою очередь, Любовь Павловец сообщила, что её муж получил ответы на окончательные ходатайства, с которыми обращался он сам и его адвокат. «Оказывается, заключение тех экспертов, которых к делу определения признаков „экстремизма“ привлекло следствие (белорусские филологи Кирдун и Андреева, а также психолог Гатальская) соответствует требованиям УПК (при явной некомпетентности его авторов), а мнение специалистов, которые мы получили по запросу защиты и предоставили следствию в установленном порядке, им не соответствует. И это при том, что УПК не предусматривает требований для формы и содержания заключения специалиста, полученного защитой. Т. е. получается, что мнение иностранных экспертов, в компетентности и репутации нет оснований сомневаться, не удовлетворяют нормативам УПК, а вот заключение Кирдун, Андреевой и Гатальской — вполне, хотя они не являются специалистами по данной теме. И это подтверждает руководство комитета госэкспертиз, говоря о том, что у них это направление „только начинает развиваться“. Более того, защита Павловца указала на многочисленные нарушения, допущенные Кирдун, Андреевой и Гатальской при проведении экспертизы, каждое из которых существенно подрывает безапелляционность их выводов», — отметила жена арестованного журналиста.
«К сожалению, адвокату не удалось предоставить следователю заключение О.В. Кукушкиной, которая является автором и разработчиком методики, на основании которой Кирдун, Гатальская и Андреева проводили свою „экспертизу“ — оно было направлено уже в прокуратуру. Кукушкина также не подтвердила наличие признаков экстремизма в статьях Юрия. Проблема здесь в том, что белорусские эксперты поверхностно восприняли созданную ей методику, придя к неверным выводам. Но наиболее вопиющим является то, что Юрию в вину поставлены даже не его цитаты, а высказывания других авторов», — отметила Любовь Павловец.
«Я много раз заявляла о том, что в нашей стране существует презумпция невиновности, и не мы должны доказывать невиновность Юрия, а именно следователь должен искать доказательства его вины. На мой взгляд, он просто назначил моего мужа виновным. Также вызывает очень много вопросов некая мифическая „группа с неустановленными лицами“, которая заключается в том, что Юра написал статью, а кто-то ее опубликовал. В этом что, и состоит „группа“? Почему следователь не установил это лицо? Известно, что Мацкевич привлек в качестве ещё одного обвиняемого шеф-редактора агентства Regnum Юрия Баранчика. Ну так почему не привлечь ещё и других редакторов, верстальщиков, секретаря, да и уборщиц? Ведь установить их личности не составляет никакого труда. Почему следователь не подал запрос в Российскую Федерацию о том, привлекался ли Юрий к ответственности за свою трилогию о белорусской идентичности, в которой, как утверждают белорусские „эксперты“, содержится „экстремизм“? Ведь получается, что это „преступление“ совершено и в России. И если, например, Юрию в РФ не инкриминировали то же самое, что ему вменяют в вину в Белоруссии, то дела в отношении него в связи с этими же статьями априори быть не может. На это следователь ответил, что „в связи с отсутствием достаточных данных полагать, что при совершении вышеуказанных преступлений Павловец Юрий Сергеевич и действующие с ним группой неустановленные лица находились на территории иностранных государств, в том числе в РФ, оснований для истребования сведений о привлечении к уголовной ответственности не имеется“. При этом имеются основания для того, чтобы посадить моего мужа на 12 лет», — сказала жена арестованного журналиста.
Она напомнила, что профильные учреждения РФ (в частности, Роскомнадзор) официально заявили о том, что в содержании публикаций Юрия Павловца не содержится нарушений российского законодательства. Соответственно, действия работавших в «группе» с Павловцом «неустановленных лиц», судя по всему, находившихся в России (так как агентства Regnum, Lenta.ru и «NOVOSTI-DNY.Ru» зарегистрированы именно там), не являлись преступными.
«Также мой муж не понимает, почему обвиняя его по 233 статье («незаконное предпринимательство», под которым следствие подразумевает получение авторских гонораров за написание статей для различных СМИ — «NOVOSTI-DNY.Ru»), следователь Мацкевич не включил в дело гонорары, полученные Юрием от газеты «Советская Белоруссия» (официальное издание администрации Александра Лукашенко — «NOVOSTI-DNY.Ru»). «Или написание статей для «СБ» — это не предпринимательство, а для российских информагентств — предпринимательство? Какие-то двойные стандарты. Я очень сильно надеюсь, что прокуратура примет все приложенные адвокатом документы и рассмотрит их по существу», — резюмировала Любовь Павловец.
Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», белорусские публицисты Сергей Шиптенко, Дмитрий Алимкин и Юрий Павловец были арестованы в декабре 2016 года, их обвиняют в «разжигании межнациональной розни». Поводом для уголовного преследования публицистов, писавших для российских СМИ, стала их идейная позиция, связанная с резким неприятием зарождающегося в Белоруссии союза власти и радикального национализма, фактического пересмотра официальным Минском курса на интеграцию с Россией, оказания Белоруссией военной помощи Украине и других подобных явлений. С тех пор уже десять месяцев арестованные находятся с одном из минских СИЗО.
Белоруссия: закат эпохи Лукашенко
13.10 Эксперт: Лукашенко сдал силовиков, чтобы удержать власть
11.10 «Позиция Лукашенко помогает Западу вести политику изоляции России»
10.10 «„Либерализация“ в Белоруссии означает лишь одно — урезание социалки»
10.10 Дело пророссийских публицистов: новый 1937-й в экс-БССР
05.10 Юрий Павловец: Процесс над нами напоминает сталинские репрессии
Все новости сюжета
Сергей Шиптенко, Дмитрий Алимкин, Юрий Павловец.Следствие по «делу пророссийских публицистов» в Белоруссии отказывается принимать любые доводы защиты, способные доказать невиновность арестованных. Об этом «NOVOSTI-DNY.Ru» сообщили супруги арестованных журналистов Любовь Павловец и Ирина Шиптенко. Речь, в частности, идёт о том, что следователь Юрий Мацкевич отказался включать в дело ходатайство защиты, содержащее мнение независимых специалистов, согласно которому никакого «экстремизма» в статьях Юрия Павловца, Сергея Шиптенко и Дмитрия Алимкина нет. По словам Ирины Шиптенко, следователь Мацкевич мотивировал свой отказ приложить к делу заключение экспертов, являющихся профессорами, докторами и кандидатами исторических, филологических и философских наук, тем, что «…в названных заключениях содержатся некорректные формулировки и название государства Белоруссия…». «Таким образом, следователь, квалификацию которого подтверждает диплом частного белорусского ВУЗа, взял на себя смелость оценивать корректность формулировок четырёх профессоров», — подчеркнула супруга арестованного публициста. Она также напомнила, что в декабре 2016 года заместителем председателя Республиканской экспертной комиссии по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней элементов экстремизма, функционирующей под патронажем министерства информации Белоруссии, был В.В. Матусевич, и именно он назначал членов комиссии, которым поручалась подготовка экспертных заключений, проводил заседания и подписывал протоколы этих заседаний, констатировавшие наличие «элементов экстремизма» в публицистических материалах Аллы Бронь, Николая Радова, Павла Юринцева и Артура Григорьева (как утверждает следствие, под этими псевдонимами публиковали свои статьи Шиптенко, Павловец и Алимкин — «NOVOSTI-DNY.Ru»), размещенных на сайтах российских информационных агентств. На данный момент Матусевич является генеральным директором РУП «Белпочта». Сергей Шиптенко отправил его непосредственному начальнику министру связи и информатизации Белоруссии Сергею Попкову запрос с просьбой предоставить информацию об ученых степенях и научных трудах, а также компетентности Матусевича в деле определения «признаков экстремизма», что позволило ему занимать обе вышеуказанные должности. «Ответ превзошел самые смелые ожидания: Попков отказался предоставить запрашиваемую информацию о Матусевиче В.В., ссылаясь на тайну личной жизни!», — сообщила Ирина Шиптенко. По её словам, Сергей послал жалобу на такой ответ в Генпрокуратуру РБ начальнику отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан М.В. Поповой. «В рассмотрении жалобы было отказано в связи с тем, что Сергей не приложил к ней копию ответа из Минсвязи — как будто в генпрокуратуре не в курсе, что в камерах СИЗО отсутствует ксерокс», — заявила супруга арестованного публициста. В свою очередь, Любовь Павловец сообщила, что её муж получил ответы на окончательные ходатайства, с которыми обращался он сам и его адвокат. «Оказывается, заключение тех экспертов, которых к делу определения признаков „экстремизма“ привлекло следствие (белорусские филологи Кирдун и Андреева, а также психолог Гатальская) соответствует требованиям УПК (при явной некомпетентности его авторов), а мнение специалистов, которые мы получили по запросу защиты и предоставили следствию в установленном порядке, им не соответствует. И это при том, что УПК не предусматривает требований для формы и содержания заключения специалиста, полученного защитой. Т. е. получается, что мнение иностранных экспертов, в компетентности и репутации нет оснований сомневаться, не удовлетворяют нормативам УПК, а вот заключение Кирдун, Андреевой и Гатальской — вполне, хотя они не являются специалистами по данной теме. И это подтверждает руководство комитета госэкспертиз, говоря о том, что у них это направление „только начинает развиваться“. Более того, защита Павловца указала на многочисленные нарушения, допущенные Кирдун, Андреевой и Гатальской при проведении экспертизы, каждое из которых существенно подрывает безапелляционность их выводов», — отметила жена арестованного журналиста. «К сожалению, адвокату не удалось предоставить следователю заключение О.В. Кукушкиной, которая является автором и разработчиком методики, на основании которой Кирдун, Гатальская и Андреева проводили свою „экспертизу“ — оно было направлено уже в прокуратуру. Кукушкина также не подтвердила наличие признаков экстремизма в статьях Юрия. Проблема здесь в том, что белорусские эксперты поверхностно восприняли созданную ей методику, придя к неверным выводам. Но наиболее вопиющим является то, что Юрию в вину поставлены даже не его цитаты, а высказывания других авторов», — отметила Любовь Павловец. «Я много раз заявляла о том, что в нашей стране существует презумпция невиновности, и не мы должны доказывать невиновность Юрия, а именно следователь должен искать доказательства его вины. На мой взгляд, он просто назначил моего мужа виновным. Также вызывает очень много вопросов некая мифическая „группа с неустановленными лицами“, которая заключается в том, что Юра написал статью, а кто-то ее опубликовал. В этом что, и состоит „группа“? Почему следователь не установил это лицо? Известно, что Мацкевич привлек в качестве ещё одного обвиняемого шеф-редактора агентства Regnum Юрия Баранчика. Ну так почему не привлечь ещё и других редакторов, верстальщиков, секретаря, да и уборщиц? Ведь установить их личности не составляет никакого труда. Почему следователь не подал запрос в Российскую Федерацию о том, привлекался ли Юрий к ответственности за свою трилогию о белорусской идентичности, в которой, как утверждают белорусские „эксперты“, содержится „экстремизм“? Ведь получается, что это „преступление“ совершено и в России. И если, например, Юрию в РФ не инкриминировали то же самое, что ему вменяют в вину в Белоруссии, то дела в отношении него в связи с этими же статьями априори быть не может. На это следователь ответил, что „в связи с отсутствием достаточных данных полагать, что при совершении вышеуказанных преступлений Павловец Юрий Сергеевич и действующие с ним группой неустановленные лица находились на территории иностранных государств, в том числе в РФ, оснований для истребования сведений о привлечении к уголовной ответственности не имеется“. При этом имеются основания для того, чтобы посадить моего мужа на 12 лет», — сказала жена арестованного журналиста. Она напомнила, что профильные учреждения РФ (в частности, Роскомнадзор) официально заявили о том, что в содержании публикаций Юрия Павловца не содержится нарушений российского законодательства. Соответственно, действия работавших в «группе» с Павловцом «неустановленных лиц», судя по всему, находившихся в России (так как агентства Regnum, Lenta.ru и «NOVOSTI-DNY.Ru» зарегистрированы именно там), не являлись преступными. «Также мой муж не понимает, почему обвиняя его по 233 статье («незаконное предпринимательство», под которым следствие подразумевает получение авторских гонораров за написание статей для различных СМИ — «NOVOSTI-DNY.Ru»), следователь Мацкевич не включил в дело гонорары, полученные Юрием от газеты «Советская Белоруссия» (официальное издание администрации Александра Лукашенко — «NOVOSTI-DNY.Ru»). «Или написание статей для «СБ» — это не предпринимательство, а для российских информагентств — предпринимательство? Какие-то двойные стандарты. Я очень сильно надеюсь, что прокуратура примет все приложенные адвокатом документы и рассмотрит их по существу», — резюмировала Любовь Павловец. Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», белорусские публицисты Сергей Шиптенко, Дмитрий Алимкин и Юрий Павловец были арестованы в декабре 2016 года, их обвиняют в «разжигании межнациональной розни». Поводом для уголовного преследования публицистов, писавших для российских СМИ, стала их идейная позиция, связанная с резким неприятием зарождающегося в Белоруссии союза власти и радикального национализма, фактического пересмотра официальным Минском курса на интеграцию с Россией, оказания Белоруссией военной помощи Украине и других подобных явлений. С тех пор уже десять месяцев арестованные находятся с одном из минских СИЗО. Белоруссия: закат эпохи Лукашенко 13.10 Эксперт: Лукашенко сдал силовиков, чтобы удержать власть 11.10 «Позиция Лукашенко помогает Западу вести политику изоляции России» 10.10 «„Либерализация“ в Белоруссии означает лишь одно — урезание социалки» 10.10 Дело пророссийских публицистов: новый 1937-й в экс-БССР 05.10 Юрий Павловец: Процесс над нами напоминает сталинские репрессии Все новости сюжета