✔ Ленд-лиз и золото СССР - «Новости дня»
Carter 12-03-2017, 13:00 193 Новости дняВполне адекватная ассоциация, возникающая при словосочетании «затонувший корабль с золотом», это Позднее Средневековье и Новое время, испанские, португальские, британские или голландские парусные суда, бороздившие воды Карибского моря и Тихого океана и нашедшие там вечный покой давным-давно. Вместе с тем место кораблям с золотом находилось и в прошлом столетии, более того, эти корабли также тонули вместе со своим драгоценным грузом. Одной из удивительных страниц современной морской истории является судьба британского крейсера «Эдинбург», затонувшего в 1942 году примерно в 200 километрах к северу от Мурманска.
Откуда золото на военном корабле Второй Мировой?
Происхождение кораблей с золотом времён колонизации Америки понятно – европейские страны вывозили из Нового Света золото, которое и было на первых порах главной целью освоения нового континента. Но откуда золото появилось на военном корабле времён Второй Мировой войны? Ответ на этот вопрос связан с такой страницей истории Великой Отечественной войны, как ленд-лиз. Осенью 1941 года СССР заключил с США и Великобританией соглашение, по которому две страны будут оказывать Советскому Союзу материально-техническую поддержку для ведения борьбы с гитлеровской Германией. Эта помощь предполагала поставки продовольствия, промышленного оборудования, транспортных средств, обмундирования, оружия и вооружений и так далее. И именно с платой за ленд-лиз в ряде современных публикаций и связывается последний рейс британского лёгкого крейсера «Эдинбург».
Неувязка в том, что СССР не могли расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа. До окончания войны СССР не обязан был возмещать стоимость ленд-лиза: с одной стороны, это было связано с тем, что все финансовые ресурсы нужно было сосредоточить на боевых действиях, с другой стороны, весьма ненадёжны были возможные пути доставки платы за помощь. Небо над Европой контролировали самолёты люфтваффе, а водный путь через Северную Атлантику подвергался частым нападениям немецких военно-морских сил. Поэтому 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер «Эдинбург» в Мурманске в апреле 1942 года, были застрахованными (на две трети стоимости советскими страховыми органами, на одну треть – английскими страховыми ведомствами) выплатами Советского Союза Британии за вооружения, поставляемые сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня.
Кто виноват?
28 апреля 1942 года крейсер «Эдинбург» покинул порт Мурманска и в составе очередного конвоя, выполняющего «рейсы» из Английских портов в советские и обратно, отправился в путь. 30 апреля крейсер подвергся торпедной атаке со стороны немецкой подводной лодки под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта. «Эдинбург» был поражён двумя торпедами и получил серьёзные повреждения. Тем не менее, крейсер остался на плаву, и было решено попытаться вернуться в Мурманск. Однако 1 мая конвой был атакован тремя немецкими эсминцами, обладавшими наиболее современным вооружением, в результате чего «Эдинбург» получил дополнительные повреждения, которые делали невозможным его дальнейшее плавание. 2 мая команда крейсера была эвакуирована на другие суда конвоя, а сам «Эдинбург» вместе с расположенным в артиллерийском отсеке золотом был затоплен.
Потопление крейсера «Эдинбург» вызвало последующие споры и взаимные обвинения между советскими и английскими военными. По мнению английских моряков, именно действия советского военно-морского флота оказались косвенной причиной гибели крейсера. После первой торпедной атаки на «Эдинбург» и взятия обратного курса на Мурманск два советских эсминца из состава конвоя оставили своих английских союзников сопровождать крейсер и ушли в Мурманск первыми. С точки зрения англичан, если бы советские эсминцы остались, три немецких корабля не осмелились бы напасть на группу из шести кораблей, а вот четыре английских эсминца им показались «по зубам». В свою очередь советская сторона не раз высказывала претензии в адрес англичан, которые якобы могли перегрузить золото с повреждённого «Эдинбурга» на другие суда, а не дать ценному грузу утонуть. Правда, военно-морские эксперты отмечают, что это было трудновыполнимо в суровых условиях Баренцева моря, да ещё и в ситуации ведения боя с противником. Так что решение английского адмирала Бонэм-Картера спасти команду «Эдинбурга» и затопить сам корабль, чтобы он и золото не достались немцам, признаётся правильным.
С золотом за сорок лет ничего не случится…
Как бы то ни было, но вопрос о судьбе золота с «Эдинбурга» встал сразу после окончания войны. Однако операция по подъёму золота с корабля, находившегося на глубине свыше 200 метров, затруднялась двумя обстоятельствами. Во-первых, в первые десятилетия после войны просто ещё не существовало оборудования, которое позволяло бы осуществлять столь сложные операции (обнаружение судна, спуск к нему глубоководных аппаратов, проникновение внутрь корпуса, извлечение золота и его подъём на поверхность). Во-вторых, вмешались юридические тонкости: согласно морскому праву, никто не мог проникнуть на затонувший британский корабль без согласия Великобритании. При этом никто не мог извлекать из него золота без согласия страховых ведомств СССР, осуществивших основную часть выплат по «страховому случаю».
Тема «Эдинбурга» возникла в 1979 году, когда английский профессиональный водолаз Кейт Джессоп предложил конкретный план поиска корабля и поднятия золота. Джессоп имел отработанную технологию и связи в водолазном профессиональном сообществе, позволявшие осуществить такую операцию технически. В 1981 году СССР и Англия подписали соглашение, делавшее поиски золота возможными и фирма Джессопа принялась за дело. Основную часть работ английские водолазы осуществили в том же 1981 году: в начале года они определили точное местонахождение «Эдинбурга» и особенности его расположения на морском дне, а осенью осуществили одну из самых удачных в истории операций по подъёму золота с корабля на большой глубине. Тогда же был поднят 431 слиток золота, 34 слитка остались на корабле из-за трудных условий работы. В 1984 году были подняты ещё 29 слитков, 5 слитков общим весом 60 килограмм так и остались, поднять их без риска для жизни водолазов оказалось невозможным. Золото было разделено между Англией и СССР в пропорции одна треть на две трети, при этом каждая страна заплатила 45% от стоимости своей доли Кейту Джессопу.
Вполне адекватная ассоциация, возникающая при словосочетании «затонувший корабль с золотом», это Позднее Средневековье и Новое время, испанские, португальские, британские или голландские парусные суда, бороздившие воды Карибского моря и Тихого океана и нашедшие там вечный покой давным-давно. Вместе с тем место кораблям с золотом находилось и в прошлом столетии, более того, эти корабли также тонули вместе со своим драгоценным грузом. Одной из удивительных страниц современной морской истории является судьба британского крейсера «Эдинбург», затонувшего в 1942 году примерно в 200 километрах к северу от Мурманска. Откуда золото на военном корабле Второй Мировой? Происхождение кораблей с золотом времён колонизации Америки понятно – европейские страны вывозили из Нового Света золото, которое и было на первых порах главной целью освоения нового континента. Но откуда золото появилось на военном корабле времён Второй Мировой войны? Ответ на этот вопрос связан с такой страницей истории Великой Отечественной войны, как ленд-лиз. Осенью 1941 года СССР заключил с США и Великобританией соглашение, по которому две страны будут оказывать Советскому Союзу материально-техническую поддержку для ведения борьбы с гитлеровской Германией. Эта помощь предполагала поставки продовольствия, промышленного оборудования, транспортных средств, обмундирования, оружия и вооружений и так далее. И именно с платой за ленд-лиз в ряде современных публикаций и связывается последний рейс британского лёгкого крейсера «Эдинбург». Неувязка в том, что СССР не могли расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа. До окончания войны СССР не обязан был возмещать стоимость ленд-лиза: с одной стороны, это было связано с тем, что все финансовые ресурсы нужно было сосредоточить на боевых действиях, с другой стороны, весьма ненадёжны были возможные пути доставки платы за помощь. Небо над Европой контролировали самолёты люфтваффе, а водный путь через Северную Атлантику подвергался частым нападениям немецких военно-морских сил. Поэтому 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер «Эдинбург» в Мурманске в апреле 1942 года, были застрахованными (на две трети стоимости советскими страховыми органами, на одну треть – английскими страховыми ведомствами) выплатами Советского Союза Британии за вооружения, поставляемые сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня. Кто виноват? 28 апреля 1942 года крейсер «Эдинбург» покинул порт Мурманска и в составе очередного конвоя, выполняющего «рейсы» из Английских портов в советские и обратно, отправился в путь. 30 апреля крейсер подвергся торпедной атаке со стороны немецкой подводной лодки под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта. «Эдинбург» был поражён двумя торпедами и получил серьёзные повреждения. Тем не менее, крейсер остался на плаву, и было решено попытаться вернуться в Мурманск. Однако 1 мая конвой был атакован тремя немецкими эсминцами, обладавшими наиболее современным вооружением, в результате чего «Эдинбург» получил дополнительные повреждения, которые делали невозможным его дальнейшее плавание. 2 мая команда крейсера была эвакуирована на другие суда конвоя, а сам «Эдинбург» вместе с расположенным в артиллерийском отсеке золотом был затоплен. Потопление крейсера «Эдинбург» вызвало последующие споры и взаимные обвинения между советскими и английскими военными. По мнению английских моряков, именно действия советского военно-морского флота оказались косвенной причиной гибели крейсера. После первой торпедной атаки на «Эдинбург» и взятия обратного курса на Мурманск два советских эсминца из состава конвоя оставили своих английских союзников сопровождать крейсер и ушли в Мурманск первыми. С точки зрения англичан, если бы советские эсминцы остались, три немецких корабля не осмелились бы напасть на группу из шести кораблей, а вот четыре английских эсминца им показались «по зубам». В свою очередь советская сторона не раз высказывала претензии в адрес англичан, которые якобы могли перегрузить золото с повреждённого «Эдинбурга» на другие суда, а не дать ценному грузу утонуть. Правда, военно-морские эксперты отмечают, что это было трудновыполнимо в суровых условиях Баренцева моря, да ещё и в ситуации ведения боя с противником. Так что решение английского адмирала Бонэм-Картера спасти команду «Эдинбурга» и затопить сам корабль, чтобы он и золото не достались немцам, признаётся правильным. С золотом за сорок лет ничего не случится… Как бы то ни было, но вопрос о судьбе золота с «Эдинбурга» встал сразу после окончания войны. Однако операция по подъёму золота с корабля, находившегося на глубине свыше 200 метров, затруднялась двумя обстоятельствами. Во-первых, в первые десятилетия после войны просто ещё не существовало оборудования, которое позволяло бы осуществлять столь сложные операции (обнаружение судна, спуск к нему глубоководных аппаратов, проникновение внутрь корпуса, извлечение золота и его подъём на поверхность). Во-вторых, вмешались юридические тонкости: согласно морскому праву, никто не мог проникнуть на затонувший британский корабль без согласия Великобритании. При этом никто не мог извлекать из него золота без согласия страховых ведомств СССР, осуществивших основную часть выплат по «страховому случаю». Тема «Эдинбурга» возникла в 1979 году, когда английский профессиональный водолаз Кейт Джессоп предложил конкретный план поиска корабля и поднятия золота. Джессоп имел отработанную технологию и связи в водолазном профессиональном сообществе, позволявшие осуществить такую операцию технически. В 1981 году СССР и Англия подписали соглашение, делавшее поиски золота возможными и фирма Джессопа принялась за дело. Основную часть работ английские водолазы осуществили в том же 1981 году: в начале года они определили точное местонахождение «Эдинбурга» и особенности его расположения на морском дне, а осенью осуществили одну из самых удачных в истории операций по подъёму золота с корабля на большой глубине. Тогда же был поднят 431 слиток золота, 34 слитка остались на корабле из-за трудных условий работы. В 1984 году были подняты ещё 29 слитков, 5 слитков общим весом 60 килограмм так и остались, поднять их без риска для жизни водолазов оказалось невозможным. Золото было разделено между Англией и СССР в пропорции одна треть на две трети, при этом каждая страна заплатила 45% от стоимости своей доли Кейту Джессопу.