От вора до императора: Алексею Петренко давались все роли - «Новости дня» » «Новости Дня»

✔ От вора до императора: Алексею Петренко давались все роли - «Новости дня»


От вора до императора: Алексею Петренко давались все роли - «Новости дня»


В Москве умер народный артист РСФСР Алексей Петренко. Прощание с ним пройдет в понедельник — 27 февраля — в московском Доме кино. Гражданская панихида начнется в 11 утра. А сегодня Алексея Петренко вспоминают его многочисленные коллеги — актеры и режиссеры, с которым он успел поработать. Соблезнования семье и близким артиста выразил Владимир Путин.


В своем последнем интервью, всего за два месяца до смерти, Алексей Петренко говорил, кажется, совсем не об искусстве. "Святость воспринимается нами тяжелее, потому что мы сами грешники. Мы живем во грехе. И понимаем очень хорошо грех. И он нам близок. А святость, она от нас далека. Поэтому показать святость впрямую, да еще актерскими какими-то ходами, способами невозможно", — говорил Петренко.


Только зритель всегда знал: невозможного для него не было. Актерский диапазон — от императора в "Сказе о том, как царь Петр арапа женил" до острохарактерного вороватого рабочего в советской короткометражке. От генерала в "Сибирском цирюльнике" до Сталина, которого Алексей Петренко сыграл шесть раз. И все сетовал, что так и не сумел перевоплотиться как следует.


"Великий, гениальный артист ушел из жизни. Такого масштаба … сейчас такого масштаба не делают, что называется. Такого мощного нутра, такого темперамента, такого бесстрашия. Умеющего из, казалось бы, ничего не значащих ситуаций выстраивать грандиозный образ", — вспоминает о Петренко кинорежиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков.


Кто-то из режиссеров как-то назвал его не персонажем, а персоной, которой достаточно одного лишь присутствия в кадре, чтобы кадр состоялся. Один монолог в фильме "Двадцать дней без войны" — десять минут один долгий крупный план. Задача для большого артиста.


"В картине у Германа «20 дней без войны» появление Леши производило мощнейшее впечатление, потому что это был такой оголенный нерв в кадре. Снято было одним планом. Какие-то легенды ходили, что чуть ли вообще это не проба актерская, которая вошла в картину, просто осталась в картине", — говорит Владимир Меньшов, народный артист РСФСР.


Теперь почти невозможно в это поверить, но такую фактуру долго не могли разглядеть: в Харьковский театральный институт Алексей Петренко ездил поступать несколько лет подряд, одалживая деньги на дорогу у родителей. Раз за разом проваливался — и возвращался к работе: был матросом, слесарем. Но чаще всего вспоминал, как трудился кузнецом: говорил, что профессия научила его больше, чем театральная школа. И вспоминал гоголевского Вакулу, уточняя, что лишь кузнецам под силу одолеть чертей.


О вере и грехе, об истории и ее невыученных уроках — последнее интервью в минувшем декабре теперь звучит почти как завещание. Он много говорил об одной из главных своих ролей — Григории Распутине, которого сыграл в фильме "Агония". Во время проб режиссер Элем Климов пригласил на площадку Вольфа Мессинга. Они беседовали около часа. Потом сфотографировались. И на оборотной стороне снимка Мессинг написал: "Я мысленно всегда с вами, Алеша. У вас все будет хорошо".


Ему не нужны были дубли и не требовались дублеры — органику Алексея Петренко невозможно скопировать. Талант, которого хватало и на кинокадр, и на театральный зал, который на его творческих вечерах был всегда полный. А сегодня — осиротевший. Проститься с артистом его поклонники смогут в понедельник в Доме кино.


В Москве умер народный артист РСФСР Алексей Петренко. Прощание с ним пройдет в понедельник — 27 февраля — в московском Доме кино. Гражданская панихида начнется в 11 утра. А сегодня Алексея Петренко вспоминают его многочисленные коллеги — актеры и режиссеры, с которым он успел поработать. Соблезнования семье и близким артиста выразил Владимир Путин. В своем последнем интервью, всего за два месяца до смерти, Алексей Петренко говорил, кажется, совсем не об искусстве. "Святость воспринимается нами тяжелее, потому что мы сами грешники. Мы живем во грехе. И понимаем очень хорошо грех. И он нам близок. А святость, она от нас далека. Поэтому показать святость впрямую, да еще актерскими какими-то ходами, способами невозможно", — говорил Петренко. Только зритель всегда знал: невозможного для него не было. Актерский диапазон — от императора в "Сказе о том, как царь Петр арапа женил" до острохарактерного вороватого рабочего в советской короткометражке. От генерала в "Сибирском цирюльнике" до Сталина, которого Алексей Петренко сыграл шесть раз. И все сетовал, что так и не сумел перевоплотиться как следует. "Великий, гениальный артист ушел из жизни. Такого масштаба … сейчас такого масштаба не делают, что называется. Такого мощного нутра, такого темперамента, такого бесстрашия. Умеющего из, казалось бы, ничего не значащих ситуаций выстраивать грандиозный образ", — вспоминает о Петренко кинорежиссер, народный артист РСФСР Никита Михалков. Кто-то из режиссеров как-то назвал его не персонажем, а персоной, которой достаточно одного лишь присутствия в кадре, чтобы кадр состоялся. Один монолог в фильме "Двадцать дней без войны" — десять минут один долгий крупный план. Задача для большого артиста. "В картине у Германа «20 дней без войны» появление Леши производило мощнейшее впечатление, потому что это был такой оголенный нерв в кадре. Снято было одним планом. Какие-то легенды ходили, что чуть ли вообще это не проба актерская, которая вошла в картину, просто осталась в картине", — говорит Владимир Меньшов, народный артист РСФСР. Теперь почти невозможно в это поверить, но такую фактуру долго не могли разглядеть: в Харьковский театральный институт Алексей Петренко ездил поступать несколько лет подряд, одалживая деньги на дорогу у родителей. Раз за разом проваливался — и возвращался к работе: был матросом, слесарем. Но чаще всего вспоминал, как трудился кузнецом: говорил, что профессия научила его больше, чем театральная школа. И вспоминал гоголевского Вакулу, уточняя, что лишь кузнецам под силу одолеть чертей. О вере и грехе, об истории и ее невыученных уроках — последнее интервью в минувшем декабре теперь звучит почти как завещание. Он много говорил об одной из главных своих ролей — Григории Распутине, которого сыграл в фильме "Агония". Во время проб режиссер Элем Климов пригласил на площадку Вольфа Мессинга. Они беседовали около часа. Потом сфотографировались. И на оборотной стороне снимка Мессинг написал: "Я мысленно всегда с вами, Алеша. У вас все будет хорошо". Ему не нужны были дубли и не требовались дублеры — органику Алексея Петренко невозможно скопировать. Талант, которого хватало и на кинокадр, и на театральный зал, который на его творческих вечерах был всегда полный. А сегодня — осиротевший. Проститься с артистом его поклонники смогут в понедельник в Доме кино.


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→