Леонид Зорин: "Миронову я сказал: "Андрюша, ну какой же вы Хоботов?»

✔ Леонид Зорин: "Миронову я сказал: "Андрюша, ну какой же вы Хоботов?»


Леонид Зорин: "Миронову я сказал: "Андрюша, ну какой же вы Хоботов?»

Тридцать пять лет назад была снята знаменитая кинокомедия «Покровские ворота»



Фильм «Покровские ворота» режиссера Михаила Козакова полюбился огромному количеству зрителей. Что ни фраза — перл. А как блестяще сыграли роли Олег Меньшиков, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов, Леонид Броневой, Софья Пилявская, Римма Маркова, Евгений Моргунов, Татьяна Догилева, Елена Коренева…



Увы, ни режиссер, ни многие артисты до наших дней не дожили.



О том, как снимался фильм, «ФАКТАМ» рассказал автор сценария «Покровских ворот» писатель Леонид Зорин.






— Леонид Генрихович, знаете, что снятый по вашему сценарию фильм «Покровские ворота» миллионы пользователей сегодня скачивают в Интернете на свои гаджеты — планшеты и смартфоны?



— Это очень приятно!



— Говорят, на премьере в московском Доме кино люди едва не висели на люстрах.



— Да, народу было очень много.



— Я видела кинохронику, где в зале сидел Эльдар Рязанов. Анатолий Равикович (сыгравший Хоботова) вспоминал, как Эльдар Александрович после премьеры позвонил ему часов в двенадцать ночи и сказал: «Толя, это Рязанов говорит. Сейчас только посмотрел „Покровские ворота“. Замечательно! Столько ностальгических чувств фильм вызвал. Ты играешь замечательно. Спасибо. До свидания». Равикович ушам своим не поверил, что сам Рязанов звонит, думал, что кто-то его разыграл. Чтобы удостовериться, решился набрать режиссера среди ночи. Эльдар Александрович с присущим ему юмором ответил: «Спи спокойно, это был я». Но ведь многие восприняли фильм неоднозначно…



— Время было идеологизированное, и, понятное дело, принимающим картину инстанциям не все понравилось. В этом нет ничего удивительного. Я в литературе давно, очень давно. Мне все-таки 93 года, поэтому многое видел. Цензура свирепствовала. А она и искусство — вещи несовместимые. Ведь нельзя цепляться к каждому слову, как цеплялись в то время. Даже слово «сумерки» в произведении вызывало сомнения у принимающих инстанций. Мол, оно ассоциируется с пессимистичным настроением. Приходилось бороться за каждое слово, за каждую фразу. И, несмотря ни на что, я написал больше пятидесяти пьес и больше десяти томов прозы.



— Поражает факт, что картину положили на полку из-за того лишь, что в 1982 году Елена Коренева, сыгравшая роль возлюбленной Хоботова Людочки, вышла замуж за американца и уехала в США. Брак с иностранцами в СССР приравнивался к измене родине?



— Все это было, конечно, сумасшествием. Комедию действительно положили на полку. А спас ее, сам того не ведая, Андропов. Он поинтересовался у председателя Гостелерадио СССР Лапина, почему в стране снимается так мало кинокомедий. По стечению обстоятельств единственной готовой картиной в этом жанре в тот момент оказался фильм «Покровские ворота». Андропов посмотрел его и одобрил. 11 февраля 1983 года на Центральном телевидении состоялась премьера.



— Костик, которого сыграл Олег Меньшиков, — это ведь фактически вы в молодости?



— Да, прототипом Костика был я, в 23 года приехавший из Баку в Москву и снявший комнату у старушки в коммуналке. Я был молод и некоторое время так вот жил — на птичьих правах. Коммуналка находилась на Петровском бульваре. В своей пьесе я перенес место действия к Покровским воротам. Впечатления, полученные в этой квартире, стали толчком для написания пьесы. Но когда пишешь произведение, оно всегда обрастает новыми линиями, деталями.



— Олег Меньшиков в роли Костика оправдал ваши ожидания?



— Меньшиков замечательно сыграл роль Костика. Я сказал Мише Козакову: «Как ты знаешь, я никогда не вмешиваюсь в режиссерский выбор. Это твое дело. Но поскольку Костик — фигура автобиографическая, то буду капризничать». Несколько Мишиных кандидатур я «отмел». А когда увидел Меньшикова, стало очевидным, что это точное попадание. И, как видите, не ошибся. Да и в жизни Олега фильм, думаю, сыграл заметную роль.



— Сейчас вы с ним общаетесь?



— Видел его несколько лет назад, когда он стал художественным руководителем Театра имени Ермоловой. Меня пригласили на открытие сезона. Мы пообщались. Сейчас я редко выхожу из дому, в силу возраста уже не очень мобилен. А главное, тороплюсь закончить пьесу, название для которой еще не придумал. Я человек трезвомыслящий и понимаю, что времени в обрез. К слову, и сейчас мои пьесы идут в театрах, при том что некоторым произведениям уже больше 50 лет.



— С Михаилом Козаковым вы дружили?



— Да, мы были очень хорошие друзья. Он в моих работах играл много. А познакомились мы давно, когда Миша был дублером Олега Ефремова в моей пьесе «Декабристы». Играл в ней Николая I.



— История декабристов тесно связана с Украиной. В частности, с городом Тульчин на Виннитчине, где располагался центр Южного общества декабристов и где Пушкин бывал в гостях у Пестеля.



— Так в этом городе родился мой отец! Правда, я не бывал в нем никогда. А вот в Киев приезжал часто. У меня там было много премьер. Очень хорошие отношения сложились с Театром русской драмы имени Леси Украинки. А моя пьеса «Дион» шла на украинском языке в Театре имени Ивана Франко, когда его возглавлял Гнат Юра. Киев — волшебный город! Мне очень понравился Подол, а также улицы Фундуклеевская и Крещатик.



— Это приятно. Но вернемся к фильму. Многие актеры говорили, что Михаил Козаков как режиссер был чрезвычайно требователен.



— Я на репетициях и съемках не бывал, но что мне импонировало в Козакове как в режиссере — его отношение к слову. Актеры иной раз любят привнести отсебятину, а Миша требовал абсолютно точного воспроизведения авторского текста, так что я мог быть спокоен.



— С удивлением узнала, что на роль Хоботова пробовался Андрей Миронов. И он ведь очень хотел сыграть эту роль.



— Действительно, было такое. Андрей — замечательный актер, я его очень любил. Но сказал ему: «Андрюша, все женщины страны мечтали бы, чтобы вы обратили на них внимание. Ну какой же вы Хоботов?» Он рассмеялся, и на этом все закончилось.



— На роль Маргариты Павловны претендовали Наталья Гундарева и Людмила Гурченко. Но досталась она Инне Ульяновой, и, нужно сказать, сыграла актриса прекрасно.



— Да, замечательно! Но тут я уже не вмешивался.



— Читала, что в преклонные годы, оказавшись забытой и одинокой, она вспоминала только эту свою роль. В фильме ее героиня дважды побывала замужем, сама же Инна Ульянова в браке никогда не была.



— Все это очень драматично и горько. Вообще, зачастую актерские судьбы и их финалы — это печальные истории.



— Писали, что незадолго до смерти измученный болезнью Виктор Борцов (сыгравший Савву Игнатьевича) последний раз посмотрел «Покровские ворота» и, улыбнувшись, произнес: «Я не зря жил на свете».



— Как это трогательно! Вообще то, что люди любят этот фильм, согревает мою старость.



— Комедия разобрана на цитаты. Ушли в народ фразы: «Высокие, высокие отношения!», «Кулина-а-ар!», «От тебя один дискомфорт», «Осчастливить против желания нельзя»…



— Для писателя — это большая мечта.



— Когда слышите эти фразы, произнесенные кем-то в быту, не хочется сказать: «Это я написал!»?



— Нет, этот возраст я уже перерос. Отношусь к таким вещам спокойно, но услышать фразу из своего произведения всегда приятно.



— Они придуманы вами или случайно услышаны и записаны?



— Конечно, все это я придумал. Разве можно запомнить все услышанное?



— У вас потрясающее чувство юмора!



— Спасибо.



— Ваш сын преподает в Оксфордском университете?



— Да, он профессор в Оксфорде, читает там историю культуры. У него много научных трудов.



— Интересно, а фильм «Покровские ворота» за рубежом известен?



— Кроме того, и одноименная пьеса игралась за границей. Отовсюду приходили гонорары. И «Варшавская мелодия» шла в 17 странах. В таких городах, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Гавана… В Киеве в спектакле «Варшавская мелодия» прекрасно сыграла Ада Роговцева. Выходила в нем на сцену 800 раз! Адочка — замечательная актриса.



— Вы как-то ощутили славу после выхода на экраны фильма «Покровские ворота»?



— Зрители запоминают прежде всего актеров. В лучшем случае — режиссера. А уж автора сценария слава не очень касается. Сначала я написал пьесу «Покровские ворота», а потом по ней — сценарий. Пьесу тоже поставил Козаков. Спектакль в Театре на Малой Бронной имел большой успех. Он шел с аншлагами не один сезон. После выхода же фильма на экраны от зрителей приходило много писем. Какие-то сохранились. Когда их получал, мне было интересно. Но с тех пор много времени прошло, всего не упомнишь.



— В фильме «Покровские ворота» запечатлены 1950-е годы. Одна из примет того времени — жизнь в коммуналках.



— Все это моя молодость. Уже нет того дома, где я снимал комнату. На его месте — какой-то научный институт. Когда проезжаю там, всегда вспоминаю то время.



— К слову, а правда, что «путевку в литературу» вам дал Горький?



— Да, Алексей Максимович, как говорится, благословил меня на этот путь. Он даже написал обо мне статью.



— Как же вы с ним познакомились?



— Когда мне было десять лет, у меня вышла книга стихов. Я жил тогда в Баку, и меня к Горькому направил азербайджанский «наркомпрос». Алексей Максимович тепло принял меня. Напротив меня за столом сидел Бабель.



— Несколько лет назад я брала интервью у внучки Горького Дарьи Пешковой и внука Исаака Бабеля Андрея Малаева-Бабеля.



— Андрей ко мне несколько раз приезжал и просил рассказать о деде. Я с Исааком Бабелем тогда отправился к Горькому в Горки. Машины в то время ездили медленно, не так, как сейчас. И мы часа три общались. Наклонившись ко мне и показав глазами на Бабеля, Горький произнес: «Гениальный человек!» Алексей Максимович так ценил Бабеля, что у того в Горках даже была своя комната. Исаак Бабель был замечательным рассказчиком. Он так рассказывал о флоре и фауне Подмосковья, что я заслушался. Писатели расспрашивали, чем я увлекаюсь, занимаюсь ли спортом. Ответил, что очень люблю играть в футбол. И, надо сказать, это увлечение меня долго не оставляло. До семнадцати лет я играл довольно серьезно. Был игроком бакинской команды «Нефтчи». Но потом пришлось выбирать между футболом и литературой.



— И не отдай вы предпочтение писательскому труду, зрители никогда не увидели бы картину «Покровские ворота». А вы, к слову, ее любите пересматривать?



— Давно не видел. А когда она только вышла, несколько раз посмотрел.



— У вас есть любимые эпизоды?



— Сцены с Костиком. Но это понятно.



— Как считаете, в чем секрет того, что фильм «Покровские ворота» зрители с удовольствием смотрят и сегодня?



— В том, что он о людях, об их взаимоотношениях, о том, как они любят, как мыслят… И, очевидно, в том, что зритель героям верит.


Тридцать пять лет назад была снята знаменитая кинокомедия «Покровские ворота» Фильм «Покровские ворота» режиссера Михаила Козакова полюбился огромному количеству зрителей. Что ни фраза — перл. А как блестяще сыграли роли Олег Меньшиков, Анатолий Равикович, Инна Ульянова, Виктор Борцов, Леонид Броневой, Софья Пилявская, Римма Маркова, Евгений Моргунов, Татьяна Догилева, Елена Коренева… Увы, ни режиссер, ни многие артисты до наших дней не дожили. О том, как снимался фильм, «ФАКТАМ» рассказал автор сценария «Покровских ворот» писатель Леонид Зорин. — Леонид Генрихович, знаете, что снятый по вашему сценарию фильм «Покровские ворота» миллионы пользователей сегодня скачивают в Интернете на свои гаджеты — планшеты и смартфоны? — Это очень приятно! — Говорят, на премьере в московском Доме кино люди едва не висели на люстрах. — Да, народу было очень много. — Я видела кинохронику, где в зале сидел Эльдар Рязанов. Анатолий Равикович (сыгравший Хоботова) вспоминал, как Эльдар Александрович после премьеры позвонил ему часов в двенадцать ночи и сказал: «Толя, это Рязанов говорит. Сейчас только посмотрел „Покровские ворота“. Замечательно! Столько ностальгических чувств фильм вызвал. Ты играешь замечательно. Спасибо. До свидания». Равикович ушам своим не поверил, что сам Рязанов звонит, думал, что кто-то его разыграл. Чтобы удостовериться, решился набрать режиссера среди ночи. Эльдар Александрович с присущим ему юмором ответил: «Спи спокойно, это был я». Но ведь многие восприняли фильм неоднозначно… — Время было идеологизированное, и, понятное дело, принимающим картину инстанциям не все понравилось. В этом нет ничего удивительного. Я в литературе давно, очень давно. Мне все-таки 93 года, поэтому многое видел. Цензура свирепствовала. А она и искусство — вещи несовместимые. Ведь нельзя цепляться к каждому слову, как цеплялись в то время. Даже слово «сумерки» в произведении вызывало сомнения у принимающих инстанций. Мол, оно ассоциируется с пессимистичным настроением. Приходилось бороться за каждое слово, за каждую фразу. И, несмотря ни на что, я написал больше пятидесяти пьес и больше десяти томов прозы. — Поражает факт, что картину положили на полку из-за того лишь, что в 1982 году Елена Коренева, сыгравшая роль возлюбленной Хоботова Людочки, вышла замуж за американца и уехала в США. Брак с иностранцами в СССР приравнивался к измене родине? — Все это было, конечно, сумасшествием. Комедию действительно положили на полку. А спас ее, сам того не ведая, Андропов. Он поинтересовался у председателя Гостелерадио СССР Лапина, почему в стране снимается так мало кинокомедий. По стечению обстоятельств единственной готовой картиной в этом жанре в тот момент оказался фильм «Покровские ворота». Андропов посмотрел его и одобрил. 11 февраля 1983 года на Центральном телевидении состоялась премьера. — Костик, которого сыграл Олег Меньшиков, — это ведь фактически вы в молодости? — Да, прототипом Костика был я, в 23 года приехавший из Баку в Москву и снявший комнату у старушки в коммуналке. Я был молод и некоторое время так вот жил — на птичьих правах. Коммуналка находилась на Петровском бульваре. В своей пьесе я перенес место действия к Покровским воротам. Впечатления, полученные в этой квартире, стали толчком для написания пьесы. Но когда пишешь произведение, оно всегда обрастает новыми линиями, деталями. — Олег Меньшиков в роли Костика оправдал ваши ожидания? — Меньшиков замечательно сыграл роль Костика. Я сказал Мише Козакову: «Как ты знаешь, я никогда не вмешиваюсь в режиссерский выбор. Это твое дело. Но поскольку Костик — фигура автобиографическая, то буду капризничать». Несколько Мишиных кандидатур я «отмел». А когда увидел Меньшикова, стало очевидным, что это точное попадание. И, как видите, не ошибся. Да и в жизни Олега фильм, думаю, сыграл заметную роль. — Сейчас вы с ним общаетесь? — Видел его несколько лет назад, когда он стал художественным руководителем Театра имени Ермоловой. Меня пригласили на открытие сезона. Мы пообщались. Сейчас я редко выхожу из дому, в силу возраста уже не очень мобилен. А главное, тороплюсь закончить пьесу, название для которой еще не придумал. Я человек трезвомыслящий и понимаю, что времени в обрез. К слову, и сейчас мои пьесы идут в театрах, при том что некоторым произведениям уже больше 50 лет. — С Михаилом Козаковым вы дружили? — Да, мы были очень хорошие друзья. Он в моих работах играл много. А познакомились мы давно, когда Миша был дублером Олега Ефремова в моей пьесе «Декабристы». Играл в ней Николая I. — История декабристов тесно связана с Украиной. В частности, с городом Тульчин на Виннитчине, где располагался центр Южного общества декабристов и где Пушкин бывал в гостях у Пестеля. — Так в этом городе родился мой отец! Правда, я не бывал в нем никогда. А вот в Киев приезжал часто. У меня там было много премьер. Очень хорошие отношения сложились с Театром русской драмы имени Леси Украинки. А моя пьеса «Дион» шла на украинском языке в Театре имени Ивана Франко, когда его возглавлял Гнат Юра. Киев — волшебный город! Мне очень понравился Подол, а также улицы Фундуклеевская и Крещатик. — Это приятно. Но вернемся к фильму. Многие актеры говорили, что Михаил Козаков как режиссер был чрезвычайно требователен. — Я на репетициях и съемках не бывал, но что мне импонировало в Козакове как в режиссере — его отношение к слову. Актеры иной раз любят привнести отсебятину, а Миша требовал абсолютно точного воспроизведения авторского текста, так что я мог быть спокоен. — С удивлением узнала, что на роль Хоботова пробовался Андрей Миронов. И он ведь очень хотел сыграть эту роль. — Действительно, было такое. Андрей — замечательный актер, я его очень любил. Но сказал ему: «Андрюша, все женщины страны мечтали бы, чтобы вы обратили на них внимание. Ну какой же вы Хоботов?» Он рассмеялся, и на этом все закончилось. — На роль Маргариты Павловны претендовали Наталья Гундарева и Людмила Гурченко. Но досталась она Инне Ульяновой, и, нужно сказать, сыграла актриса прекрасно. — Да, замечательно! Но тут я уже не вмешивался. — Читала, что в преклонные годы, оказавшись забытой и одинокой, она вспоминала только эту свою роль. В фильме ее героиня дважды побывала замужем, сама же Инна Ульянова в браке никогда не была. — Все это очень драматично и горько. Вообще, зачастую актерские судьбы и их финалы — это печальные истории. — Писали, что незадолго до смерти измученный болезнью Виктор Борцов (сыгравший Савву Игнатьевича) последний раз посмотрел «Покровские ворота» и, улыбнувшись, произнес: «Я не зря жил на свете». — Как это трогательно! Вообще то, что люди любят этот фильм, согревает мою старость. — Комедия разобрана на цитаты. Ушли в народ фразы: «Высокие, высокие отношения!», «Кулина-а-ар!», «От тебя один дискомфорт», «Осчастливить против желания нельзя»… — Для писателя — это большая мечта. — Когда слышите эти фразы, произнесенные кем-то в быту, не хочется сказать: «Это я написал!»? — Нет, этот возраст я уже перерос. Отношусь к таким вещам спокойно, но услышать фразу из своего произведения всегда приятно. — Они придуманы вами или случайно услышаны и записаны? — Конечно, все это я придумал. Разве можно запомнить все услышанное? — У вас потрясающее чувство юмора! — Спасибо. — Ваш сын преподает в Оксфордском университете? — Да, он профессор в Оксфорде, читает там историю культуры. У него много научных трудов. — Интересно, а фильм «Покровские ворота» за рубежом известен? — Кроме того, и одноименная пьеса игралась за границей. Отовсюду приходили гонорары. И «Варшавская мелодия» шла в 17 странах. В таких городах, как Нью-Йорк, Лондон, Париж, Гавана… В Киеве в спектакле «Варшавская мелодия» прекрасно сыграла Ада Роговцева. Выходила в нем на сцену 800 раз! Адочка — замечательная актриса. — Вы как-то ощутили славу после выхода на экраны фильма «Покровские ворота»? — Зрители запоминают прежде всего актеров. В лучшем случае — режиссера. А уж автора сценария слава не очень касается. Сначала я написал пьесу «Покровские ворота», а потом по ней — сценарий. Пьесу тоже поставил Козаков. Спектакль в Театре на Малой Бронной имел большой успех. Он шел с аншлагами не один сезон. После выхода же фильма на экраны от зрителей приходило много писем. Какие-то сохранились. Когда их получал, мне было интересно. Но с тех пор много времени прошло, всего не упомнишь. — В фильме «Покровские ворота» запечатлены 1950-е годы. Одна из примет того времени — жизнь в коммуналках. — Все это моя молодость. Уже нет того дома, где я снимал комнату. На его месте — какой-то научный институт. Когда проезжаю там, всегда вспоминаю то время. — К слову, а правда, что «путевку в литературу» вам дал Горький? — Да, Алексей Максимович, как говорится, благословил меня на этот путь. Он даже написал обо мне статью. — Как же вы с ним познакомились? — Когда мне было десять лет, у меня вышла книга стихов. Я жил тогда в Баку, и меня к Горькому направил азербайджанский «наркомпрос». Алексей Максимович тепло принял меня. Напротив меня за столом сидел Бабель. — Несколько лет назад я брала интервью у внучки Горького Дарьи Пешковой и внука Исаака Бабеля Андрея Малаева-Бабеля. — Андрей ко мне несколько раз приезжал и просил рассказать о деде. Я с Исааком Бабелем тогда отправился к Горькому в Горки. Машины в то время ездили медленно, не так, как сейчас. И мы часа три общались. Наклонившись ко мне и показав глазами на Бабеля, Горький произнес: «Гениальный человек!» Алексей Максимович так ценил Бабеля, что у того в Горках даже была своя комната. Исаак Бабель был замечательным рассказчиком. Он так рассказывал о флоре и фауне Подмосковья, что я заслушался. Писатели расспрашивали, чем я увлекаюсь, занимаюсь ли спортом. Ответил, что очень люблю играть в футбол. И, надо сказать, это увлечение меня долго не оставляло. До семнадцати лет я играл довольно серьезно. Был игроком бакинской команды «Нефтчи». Но потом пришлось выбирать между футболом и литературой. — И не отдай вы предпочтение писательскому труду, зрители никогда не увидели бы картину «Покровские ворота». А вы, к слову, ее любите пересматривать? —


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→