✔ Почему протестует Сербия? - «США»
Генриетта 4-04-2019, 00:09 193 Мир / США
ПОХОЖИЕ
21:08Хотя политическая напряженность на Балканах в последние десятилетия не уменьшилась, заметно, что теперь этот регион вступил в новую фазу динамики. Балканские страны различаются по своей позиции, некоторые являются членами ЕС и НАТО, некоторые нет, но все они обеспокоены примерно одними и теми же проблемами, такими, как безработица, коррупция, бедность, отток населения, отчуждение политических элит, цензура в СМИ, неэффективная политическая и судебная система, экономическая нестабильность и др.
Последние несколько месяцев привели к кульминации недовольства граждан в некоторых балканских странах, что привело к демонстрациям протеста. В ноябре прошлого года начались массовые демонстрации против диктатуры в Сербии — это произошло после того, как один из лидеров оппозиции был избит. В январе начались демонстрации в Румынии, участники которых протестуют против новых судебных законов, которые, по их мнению, способствуют коррупции. В середине февраля в Албании начались протесты против коррумпированного и неэффективного правительства. В Черногории раскрытие коррупционного дела привело к новой волне демонстраций против режима Мило Джукановича.
Очевидно, что у балканских стран-членов ЕС существуют те же проблемы, что и у стран, которые не состоят в Евросоюзе, что говорит о том, что европейская интеграция не предлагает в нынешних условиях никаких перспектив.
При этом проблемы самого Европейского союза ставят под сомнение его выживаемость. НАТО существует для того, чтобы Соединенные Штаты достигали своих целей, используя альянс в качестве инструмента. ЕС полностью полагается на НАТО, и многие проблемы, с которыми он сталкивается сегодня, вызваны такой архитектурой отношений с США.
Поддержка внешней политики США привела ЕС к серьезным трудностям. Тем не менее, Соединенные Штаты рассчитывают на то, что они сохранят свое влияние в Европе и на Балканах с помощью существующих механизмов. По этой причине они использовали политические, дипломатические, разведывательные, экономические и другие рычаги давления для разрешения давнего спора между Грецией и бывшей югославской Республикой Македонией по поводу её названия. Такое ускоренное решение было необходимо в связи с быстрой интеграцией Македонии в НАТО. Ранее аналогичным образом в НАТО была введена Черногория — помимо воли ее граждан, которые были лишены возможности высказать свое мнение на референдуме. С другой стороны, граждане Македонии, которые хоть и в небольшом количестве, но вышли на референдум, таким образом показали, что они думают об изменении названия страны и её вступлении в ЕС и НАТО. Однако это не помешало США поздравить премьера Зорана Заева и совместно отпраздновать эту «победу». Теперь Соединенные Штаты хотели бы интегрировать в ЕС и НАТО другие балканские страны, чтобы упрочить свое влияние в этом регионе. Хотя западные СМИ часто пишут, что Россия существенно влияет на ситуацию на Балканах, такие взгляды не основываются на фактах. Однако очевидно, что США боятся распространения российского влияния и хотят его предотвратить. Ключевой страной, на которую нужно напасть, является Сербия, потому что от этого зависит практическая интеграция остальной части Балкан.
Сербия находится в глубоком социальном кризисе, который характеризуется дезорганизацией и дестабилизацией общества, неэффективностью социальных норм, законов и ценностей. Социально-политический кризис длился десятилетиями, что еще больше усложняет и углубляет трещины в обществе. Хотя общество находится в долгосрочной переходной фазе, оно не смогло консолидироваться или найти стратегию выхода из кризиса. Социум все еще находится в состоянии неопределенности, что характерно для времени распада общего государства Югославии. Хотя падение Берлинской стены оказало серьезное влияние на трансформацию международных отношений, тогдашние сербские элиты оставались полностью изолированными от всех мировых событий. Игнорируя существующие тенденции, они пытались защитить последние остатки коммунизма в Европе и сохранить Югославию, что было нереально. Непонимание политических обстоятельств еще больше ускорило все негативные тенденции и подвергло Сербию самым серьёзным опасностям. Западные державы играли главную роль в конфликтах в бывшей Югославии, поддерживая национализм тех народов и этнических групп, с которыми они заключили союз. В первую очередь это касалось хорватов, боснийских мусульман и албанцев в Косово и Метохии. Такие союзы все еще существуют. После распада Югославии и прекращения агрессии НАТО против Сербии сербское общество вступило в новую фазу перехода, которая так и не была полностью реализована. Надежда на лучшее будущее и окончательное улучшение были быстро растрачены, и новые политические элиты, пришедшие на смену режиму Милошевича, не справились с поставленной задачей.
Момент для создания сильных государственных институтов был упущен. Вместо этого слабые институты оказались под растущим контролем внешних сил. Дополнительным политическим фактором стали неправительственные организации, которые финансировались из-за рубежа и которые сыграли важную роль в формировании общественного мнения. Они по-прежнему занимают важное место в политической системе, но теперь они финансируются не из западных фондов, а из бюджета Республики Сербии. Запад сократил свои расходы, переведя организации, работающие в его интересах, на баланс сербского государственного бюджета.
Граждане Сербии фактически стали спонсорами антигосударственной деятельности организаций, обозначенных в России как иностранные агенты. Демократические структуры, пришедшие к власти после падения Милошевича, полагали, что Запад изменит свое отношение к Сербии после смены власти.
Запад утверждает, что целью нападения был именно режим Милошевича, а не государство Сербия. Однако после смены власти США и ЕС продолжили репрессивную и дестабилизирующую политику в отношении Сербии, поддерживая хорватский, боснийский и албанский национализм и в то же время обижаясь на Сербию за отсутствие сотрудничества. Это сотрудничество было связано с настойчивыми просьбами Запада — от ареста государственного и военного руководства до признания Косово.
Хотя европейская интеграция приобрела непредсказуемый характер, а сам ЕС остановил процесс расширения, сербские власти никогда не оспаривали это направление внешней политики, заявляя, что альтернативы ей нет.
Двойственность стандартов западной демократии особенно явно демонстрирует тот факт, что волеизъявление граждан на референдуме по наиболее важным вопросам нежелательно. С другой стороны, переходные процессы и европейская интеграция имели катастрофические последствия для сербской экономики. В период приватизации, проводившейся по той же схеме, что и в России, государственные предприятия были ликвидированы и проданы по низким ценам. Таким образом, они оказалась в руках небольшого числа олигархов. Политическая система стала зависеть от финансов местного крупного бизнеса, а не от государственной экономики, спонсирующей развитие страны. Другая проблема — разрушение внутреннего банковского сектора, в результате чего Сербия стала зависимой от иностранных банков. Наконец, подписание Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС привело к переходу рынка на импортную продукцию и разрушению внутреннего сельского хозяйства. Это привело к еще большему обнищанию граждан и государства после периода кризисов, санкций и войн. Внутри демократической коалиции возник конфликт по поводу дальнейшего развития европейской интеграции, за которым последовал конфликт с ЕС из-за давления и шантажа по косовскому вопросу.
Бывший президент Сербии Борис Тадич отказался удалить сербские органы власти с территории Косово и Метохии, и сразу же после этого он потерял поддержку ЕС. К власти пришла трансформированная Сербская радикальная партия, приобретшая проевропейские взгляды. Фактически, в 2012 году у руля снова оказались Социалистическая партия Сербии и Сербская радикальная партия, которые до 2000 года составляли режим Милошевича. Эта коалиция пересекает все красные линии в сближении с Западом, которые были прочерчены предыдущими властями, и быстро подписывает Брюссельское соглашение с Приштиной, которое уничтожает институты государства Сербия на территории Косово и устанавливает границу между Косово и остальной частью Сербии. Также две политические партии, которые в своё время де-факто вступили в войну с НАТО, теперь подписали с ним ряд соглашений, дающих этой организации в Сербии самые широкие полномочия.
Хотя сербские власти заявляют, что они придерживаются военного нейтралитета и сотрудничают как с Западом, так и с Востоком, такой баланс в действительности не реализуется. Например, в то время как НАТО предоставлены широкие возможности, которые касаются не только вопросов безопасности и военного сотрудничества, но и образования, экономики, средств массовой информации и т. д., сербские власти не предоставили обещанный дипломатический статус сербско-российскому гуманитарному центру в Нише. Они также не воспользовались возможностью для укрепления внутренней экономики за счет развития экспорта в Россию, поскольку ЕС настаивал на том, чтобы Сербия не входила на российский рынок после введения взаимных санкций в отношениях Россия-ЕС.
Что касается экономики, правящая коалиция принимает дополнительные меры для привлечения иностранных инвестиций, что предполагает финансирование иностранных компаний и создание новых рабочих мест. Так, одна иностранная компания, открывающая завод в Сербии, получает до 10 тысяч евро на одного работника, имея ряд дополнительных льгот и освобождение от уплаты сборов. Рабочие получают зарплату в диапазоне от 150 до 300 евро в месяц с избыточными трудовыми требованиями. Иностранные компании, наряду с деньгами и пособиями по трудоустройству, также получают дешевую рабочую силу. Вместо того, чтобы предоставлять государственное финансирование иностранным компаниям, было бы логично за те же деньги вкладывать средства в развитие внутренней экономики и, таким образом, стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Сербия также в долгу перед мировыми институтами, поэтому она хочет продать оставшиеся государственные ресурсы, такие, как шахты, аэропорты и т. д. В экономическом плане, помимо западных и турецких компаний, в последнее время приходит капитал с Ближнего Востока, а также из Китая. Но приход российского капитала эффективно заблокирован, так как Запад с помощью сербского руководства ставит ему барьеры. Из-за всего этого, помимо теплого приветствия и братской любви, сербско-российские отношения застаиваются. Крупнейшие российские инвестиции в Сербию были реализованы при правительстве Тадича и Коштуницы. В годы же нынешнего режима был отмечен случай, когда российская компания сделала более выгодное предложение по поводу покупки шахты Бор, но она не прошла как покупатель. Запад, безусловно, терпит маркетинг, с помощью которого сербско-российское сотрудничество развивается, потому что его устраивают политика. Благодаря этому нынешний режим с помощью пророссийских избирателей проводит линию сближения с ЕС и США.
Тем не менее, основной причиной недовольства граждан, помимо нищеты, высокой коррупции и безработицы, является деградация всех государственных институтов. Согласно Конституции, власть в Сербии делится на исполнительную, законодательную и судебную, но в действительности она сосредоточена в руках одного человека, который самостоятельно принимает все решения. Работа парламента заблокирована, публичных дебатов нет, СМИ находятся под строгим контролем. Нет свободы слова и возможности высказывать другое мнение. Создана система партократии, в которой правящая партия захватила государственные ресурсы и монополизировала их для собственных нужд. В нарушение Конституции и закона государства правящая коалиция отменяет правовую систему. Хотя эти факты являются очевидными для западных держав, которые на словах поддерживают свободу, демократию и верховенство закона, они закрывают на происходящее глаза, желая достичь своих собственных целей. Массовые демонстрации в Сербии продолжались четыре месяца, и теперь они перешли в новую фазу, отраженную в их радикализации. Помимо граждан, протестовавших на улицах, оппозиция прервала свое участие в парламентской работе и присоединилась к участникам протестных акций. Кроме Белграда, недовольные граждане протестовали еще в ста городах Сербии. Однако даже после четырех месяцев демонстраций «Радиотелевидение Сербии» не сочло нужным информировать общественность о демонстрациях. Напротив, СМИ распространяют дезинформацию и осуществляют медиапреследование политических оппонентов.
«Радиотелевидение Сербии», например, сообщает о демонстрациях в Париже, но не о демонстрациях в нашей стране. В свою очередь, требования оппозиции связаны, прежде всего, с проведением регулярных выборов, все участники которых будут находиться в равных условиях. Хотя правящий режим утверждает, что демонстрации являются формой давления на него со стороны Запада, этому нет никаких доказательств. Напротив, после встречи европейских чиновников с лидерами «Союза за Сербию» они потребовали, чтобы оппозиция вернулась в парламент и прекратила демонстрации. Режим Александра Вучича действительно находится под давлением: он него требуют фактически признать Косово посредством всеобъемлющего мирного соглашения и демаркации границы, что является частью секретного соглашения о захвате власти Сербской прогрессивной партией. Оппозиция, в свою очередь, чётко выступила в поддержку решения косовской проблемы в соответствии с резолюцией 1244 и Конституцией Республики Сербия. С другой стороны, демонстрации на улицах Сербии мешают правящему режиму, потому что в этих обстоятельствах ему будет нелегко подписать юридически обязывающий документ об отказе от Косово и Метохии. Тем более что власти не могут предсказать, как протестующие отреагируют на это.
Оппозиция не откажется от своих требований, согласно которым очередные выборы, которые должны состояться весной следующего года, были организованы в нормальных условиях и при отсутствии цензуры в СМИ. Сербия должна обязательно консолидироваться и начать создавать сильные институты. Поэтому весь фокус политики должен быть направлен на решение этой задачи. Без сильных институтов Сербия не сможет развиваться и бороться за свое место в новой системе международных отношений. Для Сербии важно избежать ловушек, шантажа и давления со стороны Брюсселя и Вашингтона, а для всего региона Балкан важно сохранить мир. У Соединенных Штатов есть потенциал для того, чтобы снова дестабилизировать регион, и это представляет большую опасность.
Что касается внешнеполитической ориентации, Сербия должна проанализировать свою приверженность евроинтеграции из-за политического, экономического и миграционного кризиса в Евросоюзе. До тех пор, пока она не стабилизирует внутренние связи и не укрепит государственные институты, Сербия должна оставаться в стороне от всех интеграционных процессов. Ей следует развивать двусторонние отношения, основанные на взаимных интересах — особенно с европейскими странами.
И особое внимание следует уделить развитию сотрудничества с дружественными государствами, которые играют важную роль на международной арене — такими, как Россия, Китай и Индия, чья роль будет усиливаться.
Драгана Трифкович, директор Центра геостратегических исследований (Белград)
Балканы: пороховая бочка Европы
03.04 Сербская оппозиция: Вступление Косово в ООН уничтожит ялтинскую систему
01.04 Уроки Черногории: Где умножается грех, там преизобилует благодать
01.04 Сербская правда не нужна западным кураторам Боснии
30.03 Сербия: и власть, и оппозиция хотят доказать, что «предатели не мы, а они»
24.03 Неосязаемая смерть. Белград, весна 1999 года
Все новости сюжета
3 апреля 2019 21:08 Хотя политическая напряженность на Балканах в последние десятилетия не уменьшилась, заметно, что теперь этот регион вступил в новую фазу динамики. Балканские страны различаются по своей позиции, некоторые являются членами ЕС и НАТО, некоторые нет, но все они обеспокоены примерно одними и теми же проблемами, такими, как безработица, коррупция, бедность, отток населения, отчуждение политических элит, цензура в СМИ, неэффективная политическая и судебная система, экономическая нестабильность и др. Последние несколько месяцев привели к кульминации недовольства граждан в некоторых балканских странах, что привело к демонстрациям протеста. В ноябре прошлого года начались массовые демонстрации против диктатуры в Сербии — это произошло после того, как один из лидеров оппозиции был избит. В январе начались демонстрации в Румынии, участники которых протестуют против новых судебных законов, которые, по их мнению, способствуют коррупции. В середине февраля в Албании начались протесты против коррумпированного и неэффективного правительства. В Черногории раскрытие коррупционного дела привело к новой волне демонстраций против режима Мило Джукановича. Очевидно, что у балканских стран-членов ЕС существуют те же проблемы, что и у стран, которые не состоят в Евросоюзе, что говорит о том, что европейская интеграция не предлагает в нынешних условиях никаких перспектив. При этом проблемы самого Европейского союза ставят под сомнение его выживаемость. НАТО существует для того, чтобы Соединенные Штаты достигали своих целей, используя альянс в качестве инструмента. ЕС полностью полагается на НАТО, и многие проблемы, с которыми он сталкивается сегодня, вызваны такой архитектурой отношений с США. Поддержка внешней политики США привела ЕС к серьезным трудностям. Тем не менее, Соединенные Штаты рассчитывают на то, что они сохранят свое влияние в Европе и на Балканах с помощью существующих механизмов. По этой причине они использовали политические, дипломатические, разведывательные, экономические и другие рычаги давления для разрешения давнего спора между Грецией и бывшей югославской Республикой Македонией по поводу её названия. Такое ускоренное решение было необходимо в связи с быстрой интеграцией Македонии в НАТО. Ранее аналогичным образом в НАТО была введена Черногория — помимо воли ее граждан, которые были лишены возможности высказать свое мнение на референдуме. С другой стороны, граждане Македонии, которые хоть и в небольшом количестве, но вышли на референдум, таким образом показали, что они думают об изменении названия страны и её вступлении в ЕС и НАТО. Однако это не помешало США поздравить премьера Зорана Заева и совместно отпраздновать эту «победу». Теперь Соединенные Штаты хотели бы интегрировать в ЕС и НАТО другие балканские страны, чтобы упрочить свое влияние в этом регионе. Хотя западные СМИ часто пишут, что Россия существенно влияет на ситуацию на Балканах, такие взгляды не основываются на фактах. Однако очевидно, что США боятся распространения российского влияния и хотят его предотвратить. Ключевой страной, на которую нужно напасть, является Сербия, потому что от этого зависит практическая интеграция остальной части Балкан. Сербия находится в глубоком социальном кризисе, который характеризуется дезорганизацией и дестабилизацией общества, неэффективностью социальных норм, законов и ценностей. Социально-политический кризис длился десятилетиями, что еще больше усложняет и углубляет трещины в обществе. Хотя общество находится в долгосрочной переходной фазе, оно не смогло консолидироваться или найти стратегию выхода из кризиса. Социум все еще находится в состоянии неопределенности, что характерно для времени распада общего государства Югославии. Хотя падение Берлинской стены оказало серьезное влияние на трансформацию международных отношений, тогдашние сербские элиты оставались полностью изолированными от всех мировых событий. Игнорируя существующие тенденции, они пытались защитить последние остатки коммунизма в Европе и сохранить Югославию, что было нереально. Непонимание политических обстоятельств еще больше ускорило все негативные тенденции и подвергло Сербию самым серьёзным опасностям. Западные державы играли главную роль в конфликтах в бывшей Югославии, поддерживая национализм тех народов и этнических групп, с которыми они заключили союз. В первую очередь это касалось хорватов, боснийских мусульман и албанцев в Косово и Метохии. Такие союзы все еще существуют. После распада Югославии и прекращения агрессии НАТО против Сербии сербское общество вступило в новую фазу перехода, которая так и не была полностью реализована. Надежда на лучшее будущее и окончательное улучшение были быстро растрачены, и новые политические элиты, пришедшие на смену режиму Милошевича, не справились с поставленной задачей. Момент для создания сильных государственных институтов был упущен. Вместо этого слабые институты оказались под растущим контролем внешних сил. Дополнительным политическим фактором стали неправительственные организации, которые финансировались из-за рубежа и которые сыграли важную роль в формировании общественного мнения. Они по-прежнему занимают важное место в политической системе, но теперь они финансируются не из западных фондов, а из бюджета Республики Сербии. Запад сократил свои расходы, переведя организации, работающие в его интересах, на баланс сербского государственного бюджета. Граждане Сербии фактически стали спонсорами антигосударственной деятельности организаций, обозначенных в России как иностранные агенты. Демократические структуры, пришедшие к власти после падения Милошевича, полагали, что Запад изменит свое отношение к Сербии после смены власти. Запад утверждает, что целью нападения был именно режим Милошевича, а не государство Сербия. Однако после смены власти США и ЕС продолжили репрессивную и дестабилизирующую политику в отношении Сербии, поддерживая хорватский, боснийский и албанский национализм и в то же время обижаясь на Сербию за отсутствие сотрудничества. Это сотрудничество было связано с настойчивыми просьбами Запада — от ареста государственного и военного руководства до признания Косово. Хотя европейская интеграция приобрела непредсказуемый характер, а сам ЕС остановил процесс расширения, сербские власти никогда не оспаривали это направление внешней политики, заявляя, что альтернативы ей нет. Двойственность стандартов западной демократии особенно явно демонстрирует тот факт, что волеизъявление граждан на референдуме по наиболее важным вопросам нежелательно. С другой стороны, переходные процессы и европейская интеграция имели катастрофические последствия для сербской экономики. В период приватизации, проводившейся по той же схеме, что и в России, государственные предприятия были ликвидированы и проданы по низким ценам. Таким образом, они оказалась в руках небольшого числа олигархов. Политическая система стала зависеть от финансов местного крупного бизнеса, а не от государственной экономики, спонсирующей развитие страны. Другая проблема — разрушение внутреннего банковского сектора, в результате чего Сербия стала зависимой от иностранных банков. Наконец, подписание Соглашения о стабилизации и ассоциации с ЕС привело к переходу рынка на импортную продукцию и разрушению внутреннего сельского хозяйства. Это привело к еще большему обнищанию граждан и государства после периода кризисов, санкций и войн. Внутри демократической коалиции возник конфликт по поводу дальнейшего развития европейской интеграции, за которым последовал конфликт с ЕС из-за давления и шантажа по косовскому вопросу. Бывший президент Сербии Борис Тадич отказался удалить сербские органы власти с территории Косово и Метохии, и сразу же после этого он потерял поддержку ЕС. К власти пришла трансформированная Сербская радикальная партия, приобретшая проевропейские взгляды. Фактически, в 2012 году у руля снова оказались Социалистическая партия Сербии и Сербская радикальная партия, которые до 2000 года составляли режим Милошевича. Эта коалиция пересекает все красные линии в сближении с Западом, которые были прочерчены предыдущими властями, и быстро подписывает Брюссельское соглашение с Приштиной, которое уничтожает институты государства Сербия на территории Косово и устанавливает границу между Косово и остальной частью Сербии. Также две политические партии, которые в своё время де-факто вступили в войну с НАТО, теперь подписали с ним ряд соглашений, дающих этой организации в Сербии самые широкие полномочия. Хотя сербские власти заявляют, что они придерживаются военного нейтралитета и сотрудничают как с Западом, так и с Востоком, такой баланс в действительности не реализуется. Например, в то время как НАТО предоставлены широкие возможности, которые касаются не только вопросов безопасности и военного сотрудничества, но и образования, экономики, средств массовой информации и т. д., сербские власти не предоставили обещанный дипломатический статус сербско-российскому гуманитарному центру в Нише. Они также не воспользовались возможностью для укрепления внутренней экономики за счет развития экспорта в Россию, поскольку ЕС настаивал на том, чтобы Сербия не входила на российский рынок после введения взаимных санкций в отношениях Россия-ЕС. Что касается экономики, правящая коалиция принимает дополнительные меры для привлечения иностранных инвестиций, что предполагает финансирование иностранных компаний и создание новых рабочих мест. Так, одна иностранная компания, открывающая завод в Сербии, получает до 10 тысяч евро на одного работника, имея ряд дополнительных льгот и освобождение от уплаты сборов. Рабочие получают зарплату в диапазоне от 150 до 300 евро в месяц с избыточными трудовыми требованиями. Иностранные компании, наряду с деньгами и пособиями по трудоустройству, также получают дешевую рабочую силу. Вместо того, чтобы предоставлять государственное финансирование иностранным компаниям, было бы логично за те же деньги вкладывать средства в развитие внутренней экономики и, таким образом, стабилизировать экономическую ситуацию в стране. Сербия