✔ ЕБРР возвращается в Узбекистан. Ташкенту стоит быть осмотрительным - «США»
Erickson 27-10-2017, 02:00 193 Мир / США
ПОХОЖИЕ
Одним из условий возвращения ЕБРР в Узбекистан было проведение реформ в экономической и политической сфере. Чакрабарти также сообщил, что ЕБРР разрабатывает для Узбекистана «ощутимый пакет инвестиционных проектов». Накануне Советом директоров ЕБРР единогласно были одобрены к финансированию первые два реализуемых в Узбекистане проекта на сумму свыше $ 100 млн. Выделение этих средств является беспрецедентным событием, так как банк ранее не давал одобрения на финансирование без предварительного утверждения Страновой программы (программа, составленная любым международным финансовым институтом для определенного государства, сроком на 4–5 лет, согласуется с руководством государства, и совместно с ним определяется направление финансового вложения). Ожидается, что в начале следующего года делегация ЕБРР по Стратегии посетит Узбекистан, чтобы согласовать приоритеты для долгосрочной деятельности института в республике.
Ранее министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов заявлял, что Ташкент и ЕБРР прорабатывают совместные проекты на общую сумму около $ 1,5 млрд в транспортной и коммунальной инфраструктуре, банковской сфере и секторе малого бизнеса. ЕБРР, в отличие от всех других международных финансовых институтов, имеет два рычага воздействия на правительства — финансовый и политический. По мнению экспертов, ЕБРР — наиболее политизированный банк. Научный сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Иван Ипполитов в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» отметил, что возвращение в Узбекистан — это признание со стороны руководства ЕБРР заслуг правительства республики в области демократизации общества и либерализации экономики.
Возращение ЕБРР в Узбекистан — это благо для страны?
Стоит напомнить, что первый визит главы ЕБРР в Ташкент состоялся в марте нынешнего года. Президент ЕБРР Сума Чакрабарти встречался с руководством Узбекистана и осыпал комплиментами новое руководство республики, принятую в Узбекистане стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития страны, выразил повышенный интерес банка к работе в этой стране, сказав, что без Узбекистана работа в регионе была неполной.
ЕБРР уже имеет опыт работы в Узбекистане, но после андижанских событий 2005 года, рассорившись с руководством республики, покинул страну.
Действительно, ЕБРР когда-то присутствовал в Узбекистане. В начале 90-х годов прошлого века республика вступила в состав участников ЕБРР, и примерно за 15 лет деятельности в Узбекистане банк успел профинансировать различных проектов на $ 1 млрд, что по меркам республики неплохой показатель. ЕБРР был заметным игроком на рынке кредитных услуг и инфраструктурных вложений в Узбекистане.
Однако отношения между руководством банка и страны ухудшились. С 2003 году отношения между Ташкентом и ЕБРР начали осложняться. Причиной этого назывались претензии ЕБРР к узбекским властям по поводу соблюдения прав человека. А после андижанских событий 2005 года ЕБРР из республики вовсе ушел. Теперь же произошла смена высшего руководства Узбекистана. В новой стратегии был заявлен курс на либерализацию экономики, и это создает повод для возобновления интереса к Узбекистану со стороны ЕБРР. Понятно, что республика нуждается в существенных кредитах от международных институтов для того, чтобы провести либерализацию и оживление экономики. Чем сейчас активно власти в Ташкенте и занимаются. Это позитивный сдвиг. И Узбекистан может извлечь заметную пользу для себя.
Внутриполитическая ситуация тоже меняется. На свободу понемногу отпускаются те, кого ЕБРР считал политзаключенными. Это тоже играет свою роль в восстановлении отношений банка с Ташкентом?
Своеобразный обмен любезностями.
То есть, в руководстве банка позитивно отметили процесс либерализации в Узбекистане, как в экономической, так и в политической сфере?
События показывают, что действительно происходят движения в сторону либерализации в Узбекистане. Это не голословные утверждения властей республики. Но хотелось бы отметить один важный момент. Как показывает история отношений ЕБРР с Ташкентом, да и с Москвой тоже, летом 2014 года ЕБРР заявил о том, что перестает финансировать новые проекты в России. Полностью из России ЕБРР не ушел, но подвергался не раз критике со стороны российских властей по поводу того, что его решения политически ангажированные. В частности, год назад Чакрабарти в кулуарах Всемирного Экономического форума в интервью российским СМИ так и сказал, что решение ЕБРР по поводу его будущих проектов в России будет рассмотрено спустя несколько месяцев после выборов в США, когда будет понятен вопрос с администрацией и ее курсом в отношении России. ЕБРР все-таки, в первую очередь, прислушивается ко мнению Вашингтона по поводу развития отношений с той или иной страной постсоветского пространства.
Во время переговоров в Узбекистане Чакрабарти отметил, что Банк будет в первую очередь обращать внимание на проекты в сфере малого бизнеса. Так сказать работать, но «близко к земле», указывая таким образом, что позиция банка не является политически нейтральной и беспристрастной. Думаю, властям Узбекистана следует проявлять определенную долю осторожности к его проектам. С одной стороны, сотрудничество с ЕБРР дает определенные бонусы, а с другой — весьма вероятно, что проекты банка будут затрагивать какие-то деликатные стороны общественной жизни в республике.
Значит, проекты коснутся тех слоев населения, которые наиболее уязвимы и легки на подъем?
В том числе. Вполне возможно, что структуры банка будут, как минимум, иметь актуальную, уникальную информацию о процессах, происходящих в обществе в Узбекистане. И за счет своих проектов, связанных с местным бизнесом, малым предпринимательством, иметь непосредственное воздействие на настроение общества, помимо Ташкента.
Так сказать, уникальный экономический инструмент в деле демократизации общества?
В том-то и дело. ЕБРР не нейтральная организация, а политически ангажированная. Работать с ней можно, и, наверное, даже нужно, но не теряя определенной доли разумного критицизма.
Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Заседание пресс-клуба в Ташкенте. Второй слева — Сума Чакрабарти. Фото: gazeta.uz (архив)Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) возобновит работу в Узбекистане в ноябре 2017 года. Об этом сообщил глава ЕБРР Сума Чакрабарти в своем письме на президента Шавката Мирзиёева. Одним из условий возвращения ЕБРР в Узбекистан было проведение реформ в экономической и политической сфере. Чакрабарти также сообщил, что ЕБРР разрабатывает для Узбекистана «ощутимый пакет инвестиционных проектов». Накануне Советом директоров ЕБРР единогласно были одобрены к финансированию первые два реализуемых в Узбекистане проекта на сумму свыше $ 100 млн. Выделение этих средств является беспрецедентным событием, так как банк ранее не давал одобрения на финансирование без предварительного утверждения Страновой программы (программа, составленная любым международным финансовым институтом для определенного государства, сроком на 4–5 лет, согласуется с руководством государства, и совместно с ним определяется направление финансового вложения). Ожидается, что в начале следующего года делегация ЕБРР по Стратегии посетит Узбекистан, чтобы согласовать приоритеты для долгосрочной деятельности института в республике. Ранее министр иностранных дел Узбекистана Абдулазиз Камилов заявлял, что Ташкент и ЕБРР прорабатывают совместные проекты на общую сумму около $ 1,5 млрд в транспортной и коммунальной инфраструктуре, банковской сфере и секторе малого бизнеса. ЕБРР, в отличие от всех других международных финансовых институтов, имеет два рычага воздействия на правительства — финансовый и политический. По мнению экспертов, ЕБРР — наиболее политизированный банк. Научный сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран ближнего зарубежья Российского института стратегических исследований (РИСИ) Иван Ипполитов в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» отметил, что возвращение в Узбекистан — это признание со стороны руководства ЕБРР заслуг правительства республики в области демократизации общества и либерализации экономики. Возращение ЕБРР в Узбекистан — это благо для страны? Стоит напомнить, что первый визит главы ЕБРР в Ташкент состоялся в марте нынешнего года. Президент ЕБРР Сума Чакрабарти встречался с руководством Узбекистана и осыпал комплиментами новое руководство республики, принятую в Узбекистане стратегию действий по пяти приоритетным направлениям развития страны, выразил повышенный интерес банка к работе в этой стране, сказав, что без Узбекистана работа в регионе была неполной. ЕБРР уже имеет опыт работы в Узбекистане, но после андижанских событий 2005 года, рассорившись с руководством республики, покинул страну. Действительно, ЕБРР когда-то присутствовал в Узбекистане. В начале 90-х годов прошлого века республика вступила в состав участников ЕБРР, и примерно за 15 лет деятельности в Узбекистане банк успел профинансировать различных проектов на $ 1 млрд, что по меркам республики неплохой показатель. ЕБРР был заметным игроком на рынке кредитных услуг и инфраструктурных вложений в Узбекистане. Однако отношения между руководством банка и страны ухудшились. С 2003 году отношения между Ташкентом и ЕБРР начали осложняться. Причиной этого назывались претензии ЕБРР к узбекским властям по поводу соблюдения прав человека. А после андижанских событий 2005 года ЕБРР из республики вовсе ушел. Теперь же произошла смена высшего руководства Узбекистана. В новой стратегии был заявлен курс на либерализацию экономики, и это создает повод для возобновления интереса к Узбекистану со стороны ЕБРР. Понятно, что республика нуждается в существенных кредитах от международных институтов для того, чтобы провести либерализацию и оживление экономики. Чем сейчас активно власти в Ташкенте и занимаются. Это позитивный сдвиг. И Узбекистан может извлечь заметную пользу для себя. Внутриполитическая ситуация тоже меняется. На свободу понемногу отпускаются те, кого ЕБРР считал политзаключенными. Это тоже играет свою роль в восстановлении отношений банка с Ташкентом? Своеобразный обмен любезностями. То есть, в руководстве банка позитивно отметили процесс либерализации в Узбекистане, как в экономической, так и в политической сфере? События показывают, что действительно происходят движения в сторону либерализации в Узбекистане. Это не голословные утверждения властей республики. Но хотелось бы отметить один важный момент. Как показывает история отношений ЕБРР с Ташкентом, да и с Москвой тоже, летом 2014 года ЕБРР заявил о том, что перестает финансировать новые проекты в России. Полностью из России ЕБРР не ушел, но подвергался не раз критике со стороны российских властей по поводу того, что его решения политически ангажированные. В частности, год назад Чакрабарти в кулуарах Всемирного Экономического форума в интервью российским СМИ так и сказал, что решение ЕБРР по поводу его будущих проектов в России будет рассмотрено спустя несколько месяцев после выборов в США, когда будет понятен вопрос с администрацией и ее курсом в отношении России. ЕБРР все-таки, в первую очередь, прислушивается ко мнению Вашингтона по поводу развития отношений с той или иной страной постсоветского пространства. Во время переговоров в Узбекистане Чакрабарти отметил, что Банк будет в первую очередь обращать внимание на проекты в сфере малого бизнеса. Так сказать работать, но «близко к земле», указывая таким образом, что позиция банка не является политически нейтральной и беспристрастной. Думаю, властям Узбекистана следует проявлять определенную долю осторожности к его проектам. С одной стороны, сотрудничество с ЕБРР дает определенные бонусы, а с другой — весьма вероятно, что проекты банка будут затрагивать какие-то деликатные стороны общественной жизни в республике. Значит, проекты коснутся тех слоев населения, которые наиболее уязвимы и легки на подъем? В том числе. Вполне возможно, что структуры банка будут, как минимум, иметь актуальную, уникальную информацию о процессах, происходящих в обществе в Узбекистане. И за счет своих проектов, связанных с местным бизнесом, малым предпринимательством, иметь непосредственное воздействие на настроение общества, помимо Ташкента. Так сказать, уникальный экономический инструмент в деле демократизации общества? В том-то и дело. ЕБРР не нейтральная организация, а политически ангажированная. Работать с ней можно, и, наверное, даже нужно, но не теряя определенной доли разумного критицизма. Центральноазиатская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»