Смогут ли российско-грузинские договоренности вывести Армению из блокады? - «США» » «Новости Дня»

✔ Смогут ли российско-грузинские договоренности вывести Армению из блокады? - «США»


Смогут ли российско-грузинские договоренности вывести Армению из блокады? - «США»
Бушующие в Армении предвыборные страсти оставили вне поля внимания весьма значительное региональное событие. На днях Грузия и Россия пришли к согласию о необходимости деблокады транскавказских транспортных коммуникаций. Впрочем, для «национально мыслящих» армянских политиков вопросы стратегического порядка, непосредственно влияющие на численность населения страны, всегда уступали по приоритетности их личным делам, деньгам и планам. Поэтому и никаких внятных комментариев по вышеозначенному важному событию на официальном уровне из Еревана до сих пор не прозвучало. Армянские политики в свое время были очень активны, когда речь шла о возможности деблокады турецкого направления под патронажем США. Но их тогда подстиг провал. И слава Богу, как говорится. Видя, как развиваются события в Турции сегодня, какую динамику получает курдская проблема, готовность под американские гарантии «прорубить окно» в конфликтный ближневосточный регион через Турцию, конечно, многое говорит о способности к стратегическому планированию властей Армении. Хотя и в данном случае они, скорее всего, были не причем. Работал над вопросом Госдеп под руководством Хиллари Клинтон. И, напротив, важнейшая задача по разблокированию коммуникаций через Грузию в Россию, никогда не была в центре политических и дипломатических усилий Еревана. Здесь старалась Москва. И, судя по всему, кое какие результаты ею достигнуты.
Речь идет о реанимации подписанного в 2011 году договора «О торговых коридорах», который позволяет сторонам активизировать торговлю и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий. Реализация данного соглашения является мощнейшим стабилизатором для региона и открывает новые возможности для Армении, страдающей в тисках блокады Азербайджана и Турции.
Соглашение было достигнуто по итогам недавней встречи замминистра иностранных дел России Григория Карасина со спецпредставителем премьера Грузии по связям с Россией Зурабом Абашидзе в Праге. Грузия и Россия после длительного периода переговорной «пробуксовки», решили поставить отношения на рельсы прагматизма, оставляя за скобками острые и на сегодняшний день неразрешимые политические проблемы. «Стороны решили обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, не переходя красные линии», — сказал Абашидзе, дав понять, что для Москвы и Тбилиси — это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск.
Таким образом, российско-грузинские отношения, которые по оценке президента Грузии Георгия Маргвелашвили находятся в режиме «стратегического терпения», похоже формально продвинулись с мертвой точки. Стороны договорились, что коммуникационные коридоры будут контролировать не они сами — Россия и Грузия, а третья нейтральная сторона. В данном случае, в качестве таковой выступит Швейцария. Примечательно, что именно дипломатические миссии Швейцарии после «августовской войны» 2008 года представляют интересы России в Грузии и наоборот.
Возможное деблокирование транспортных коридоров через Абхазию и Южную Осетию без преувеличения станет историческим событием для народа Армении. Через территорию Грузии проходит сухопутный коридор, связывающий Армению с Россией, то есть Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в котором состоит Ереван. Это альтернативная для Армении в условиях транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции дорога. Открытие сообщения с Россией через Южную Осетию и Абхазию позволит Армении диверсифицировать транспортные коммуникации, поскольку Военно-грузинская дорога, связывающая республику с Россией, часто закрывается из-за погодных условий. Данная инициатива открывает также возможность для перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги, что практически сводит на нет усилия Анкары и Баку по блокаде армянского государства. В связи с этим можно ожидать, что расширению торговых связей и разблокированию путей между Грузией и Россией могут препятствовать Турция и Азербайджан путем давления на грузинское руководство (Баку и Анкара — крупные торгово-экономические партнеры Грузии и имеют определенное влияние на Тбилиси). Помимо этого, Турция может задействовать и свои тесные связи с абхазскими властями для того, чтобы торпедировать данный проект. В этой ситуации Армения должна приложить свою долю политических усилий для поддержания тонуса доброй воли в Тбилиси. Вся надежда в этом отношении на нового премьер-министра Карена Карапетяна, с приходом к руководству правительством которого процессы экономической интеграции в регионе явно активизировались. Не исключено, что внутри Армении он столкнется с противодействием сил, для которых блокада уже перестала быть бедствием, а стала средством обогащения — монополистов-импортеров и стоящих за ними политических деятелей.
Эксперты считают, что достигнутое соглашение по перезапуску абхазского и осетинского коридоров не может быть реализовано оперативными темпами. «Реализация данного соглашения наткнется на подводные камни. Речь идет о позиции Абхазии и Южной Осетии. Дело в том, что любое российско-грузинское соглашение они воспринимают с опасением, как некую сдачу их интересов. Что бы ни заявили Абашидзе и Карасин в духе нормализации двусторонних отношений, Абхазия и Южная Осетия по этому поводу придерживаются довольно радикальной и жесткой позиции. В связи с этим, по моему мнению, если даже достигнутое в Праге соглашение начнет реализовываться, это не будет быстрым процессом», — в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» заявил российский эксперт по Кавказу Сергей Маркедонов.
Грузинский эксперт, бывший советник премьер-министра Гия Хухашвили также считает, что открытие транспортных коммуникаций между Россией и Грузией не произойдет скоро. Но в Грузии все же положительно воспримут данную инициативу, если речь пойдет только об активизации экономической кооперации. «Будут конечно и сложности на пути реализации этого проекта и внутри Грузии. Это критика оппозиции, для которой соглашение Абашидзе-Карасин — еще один повод для наступления на позиции властей, и закон Грузии „Об окупации“. Однако процесс может увенчаться успехом при наличии политической воли руководств двух стран. В конце концов, нужно вывести конфликт из нынешнего состояния консервации. А то годы проходят и процесс не продвигается с мертвой точки», — заявил корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» Хухашвили, добавив, что стороны должны приложить максимум усилий и принимать сложные политические решения для прорыва в этом направлении.
Закавказская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»

Бушующие в Армении предвыборные страсти оставили вне поля внимания весьма значительное региональное событие. На днях Грузия и Россия пришли к согласию о необходимости деблокады транскавказских транспортных коммуникаций. Впрочем, для «национально мыслящих» армянских политиков вопросы стратегического порядка, непосредственно влияющие на численность населения страны, всегда уступали по приоритетности их личным делам, деньгам и планам. Поэтому и никаких внятных комментариев по вышеозначенному важному событию на официальном уровне из Еревана до сих пор не прозвучало. Армянские политики в свое время были очень активны, когда речь шла о возможности деблокады турецкого направления под патронажем США. Но их тогда подстиг провал. И слава Богу, как говорится. Видя, как развиваются события в Турции сегодня, какую динамику получает курдская проблема, готовность под американские гарантии «прорубить окно» в конфликтный ближневосточный регион через Турцию, конечно, многое говорит о способности к стратегическому планированию властей Армении. Хотя и в данном случае они, скорее всего, были не причем. Работал над вопросом Госдеп под руководством Хиллари Клинтон. И, напротив, важнейшая задача по разблокированию коммуникаций через Грузию в Россию, никогда не была в центре политических и дипломатических усилий Еревана. Здесь старалась Москва. И, судя по всему, кое какие результаты ею достигнуты. Речь идет о реанимации подписанного в 2011 году договора «О торговых коридорах», который позволяет сторонам активизировать торговлю и развивать транспортные коммуникации через Абхазию и Южную Осетию, не касаясь при этом проблемы статуса бывших грузинских автономий. Реализация данного соглашения является мощнейшим стабилизатором для региона и открывает новые возможности для Армении, страдающей в тисках блокады Азербайджана и Турции. Соглашение было достигнуто по итогам недавней встречи замминистра иностранных дел России Григория Карасина со спецпредставителем премьера Грузии по связям с Россией Зурабом Абашидзе в Праге. Грузия и Россия после длительного периода переговорной «пробуксовки», решили поставить отношения на рельсы прагматизма, оставляя за скобками острые и на сегодняшний день неразрешимые политические проблемы. «Стороны решили обсуждать лишь те вопросы, которые в принципе можно решить, не переходя красные линии», — сказал Абашидзе, дав понять, что для Москвы и Тбилиси — это статус Абхазии и Южной Осетии, а также нахождение на их территории российских войск. Таким образом, российско-грузинские отношения, которые по оценке президента Грузии Георгия Маргвелашвили находятся в режиме «стратегического терпения», похоже формально продвинулись с мертвой точки. Стороны договорились, что коммуникационные коридоры будут контролировать не они сами — Россия и Грузия, а третья нейтральная сторона. В данном случае, в качестве таковой выступит Швейцария. Примечательно, что именно дипломатические миссии Швейцарии после «августовской войны» 2008 года представляют интересы России в Грузии и наоборот. Возможное деблокирование транспортных коридоров через Абхазию и Южную Осетию без преувеличения станет историческим событием для народа Армении. Через территорию Грузии проходит сухопутный коридор, связывающий Армению с Россией, то есть Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), в котором состоит Ереван. Это альтернативная для Армении в условиях транспортной блокады со стороны Азербайджана и Турции дорога. Открытие сообщения с Россией через Южную Осетию и Абхазию позволит Армении диверсифицировать транспортные коммуникации, поскольку Военно-грузинская дорога, связывающая республику с Россией, часто закрывается из-за погодных условий. Данная инициатива открывает также возможность для перезапуска абхазского участка Транскавказской железной дороги, что практически сводит на нет усилия Анкары и Баку по блокаде армянского государства. В связи с этим можно ожидать, что расширению торговых связей и разблокированию путей между Грузией и Россией могут препятствовать Турция и Азербайджан путем давления на грузинское руководство (Баку и Анкара — крупные торгово-экономические партнеры Грузии и имеют определенное влияние на Тбилиси). Помимо этого, Турция может задействовать и свои тесные связи с абхазскими властями для того, чтобы торпедировать данный проект. В этой ситуации Армения должна приложить свою долю политических усилий для поддержания тонуса доброй воли в Тбилиси. Вся надежда в этом отношении на нового премьер-министра Карена Карапетяна, с приходом к руководству правительством которого процессы экономической интеграции в регионе явно активизировались. Не исключено, что внутри Армении он столкнется с противодействием сил, для которых блокада уже перестала быть бедствием, а стала средством обогащения — монополистов-импортеров и стоящих за ними политических деятелей. Эксперты считают, что достигнутое соглашение по перезапуску абхазского и осетинского коридоров не может быть реализовано оперативными темпами. «Реализация данного соглашения наткнется на подводные камни. Речь идет о позиции Абхазии и Южной Осетии. Дело в том, что любое российско-грузинское соглашение они воспринимают с опасением, как некую сдачу их интересов. Что бы ни заявили Абашидзе и Карасин в духе нормализации двусторонних отношений, Абхазия и Южная Осетия по этому поводу придерживаются довольно радикальной и жесткой позиции. В связи с этим, по моему мнению, если даже достигнутое в Праге соглашение начнет реализовываться, это не будет быстрым процессом», — в беседе с корреспондентом «NOVOSTI-DNY.Ru» заявил российский эксперт по Кавказу Сергей Маркедонов. Грузинский эксперт, бывший советник премьер-министра Гия Хухашвили также считает, что открытие транспортных коммуникаций между Россией и Грузией не произойдет скоро. Но в Грузии все же положительно воспримут данную инициативу, если речь пойдет только об активизации экономической кооперации. «Будут конечно и сложности на пути реализации этого проекта и внутри Грузии. Это критика оппозиции, для которой соглашение Абашидзе-Карасин — еще один повод для наступления на позиции властей, и закон Грузии „Об окупации“. Однако процесс может увенчаться успехом при наличии политической воли руководств двух стран. В конце концов, нужно вывести конфликт из нынешнего состояния консервации. А то годы проходят и процесс не продвигается с мертвой точки», — заявил корреспонденту «NOVOSTI-DNY.Ru» Хухашвили, добавив, что стороны должны приложить максимум усилий и принимать сложные политические решения для прорыва в этом направлении. Закавказская редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика