✔ «70% экономики под контролем государства убивает частные инвестиции, конкуренцию и рост» - «Новости Дня»
Erickson 13-03-2017, 19:00 193 Мир / Россия / Казань«Линейное сокращение действует угнетающе и ни к чему не ведет». Бывший замминистра экономразвития — об ошибках в сокращении расходов, слабом рубле и главном риске для роста в 2017 г.
Бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев в феврале 2017 г. ушел со своего поста с формулировкой «по собственному желанию». Сейчас он возглавляет Центр структурных исследований РАНХиГС. В интервью Би-Би-Си г-н Ведев рассказал о кризисе, ошибках властей, а также плюсах и минусах слабого курса рубля и отметил: если в 2015 г. и первую половину 2016 г. его критиковали за неоправданный пессимизм, то сейчас он — один из пессимистов.
Бывший замминистра полагает, что основной риск для экономического роста сейчас — крайне низкая потребительская активность. Избежать падения реальных доходов граждан, на взгляд Ведева, было бы невозможно: из-за высокой доли оплаты труда в экономике была необходима коррекция, и она дает российским предприятиям преимущества. И рост зарплат в реальном выражении сейчас приводит к дополнительным издержкам, из-за чего теряется запас эффективности производства, отмечает Ведев.
Девальвация рубля усложнила процесс импортозамещения, добавляет экс-чиновник. Во многих отраслях экономики, в машиностроении, например, стоимость труда хоть и снизилась, но большая доля расходов приходится на комплектующие, которые закупаются за евро или доллары.
«Я категорически против декларирования политики слабого рубля. Если у нас рубль падает, то мы проводим инфляционное таргетирование, и он будет падать столько, сколько захочет. Если у нас он укрепляется, то мы забываем о таргетировании рубля и начинаем с помощью интервенций его скупать», — говорит Ведев.
«Линейное сокращение действует угнетающе и ни к чему не ведет». Экс-замминистра отметил, что принципиально не согласен с нынешней бюджетной политикой, согласно которой все статьи расходов сокращаются пропорционально. Структурно это плохо влияет на экономику. Чтобы реализовать инвестиционно-инновационную модель экономики, необходимо наращивать инвестиции в человеческий капитал, в том числе здравоохранение и образование, а также увеличивать вложения в инфраструктуру, добавляет Алексей Ведев.
Потенциальный рост ВВП сейчас находится на уровне в 2%, более высокие темпы были бы перегревом. Но в среднесрочной перспективе нужно повысить рост хотя бы до 4%, чтобы доля России в мировой экономике перестала сжиматься. Сказать, какие реформы стоит начать в ближайший год или два, сложно, но, без сомнения необходимо снижать долю государства в экономике и увеличивать конкуренцию.
«Я исхожу из некого сложившегося консенсуса, что 70% экономики так или иначе контролируется государством. Я считаю, что это абсолютно запредельная цифра, которая, конечно, убивает и частные инвестиции, и конкуренцию, и экономический рост», — резюмировал Алексей Ведев.
«Линейное сокращение действует угнетающе и ни к чему не ведет». Бывший замминистра экономразвития — об ошибках в сокращении расходов, слабом рубле и главном риске для роста в 2017 г. Бывший замминистра экономического развития Алексей Ведев в феврале 2017 г. ушел со своего поста с формулировкой «по собственному желанию». Сейчас он возглавляет Центр структурных исследований РАНХиГС. В интервью Би-Би-Си г-н Ведев рассказал о кризисе, ошибках властей, а также плюсах и минусах слабого курса рубля и отметил: если в 2015 г. и первую половину 2016 г. его критиковали за неоправданный пессимизм, то сейчас он — один из пессимистов. Бывший замминистра полагает, что основной риск для экономического роста сейчас — крайне низкая потребительская активность. Избежать падения реальных доходов граждан, на взгляд Ведева, было бы невозможно: из-за высокой доли оплаты труда в экономике была необходима коррекция, и она дает российским предприятиям преимущества. И рост зарплат в реальном выражении сейчас приводит к дополнительным издержкам, из-за чего теряется запас эффективности производства, отмечает Ведев. Девальвация рубля усложнила процесс импортозамещения, добавляет экс-чиновник. Во многих отраслях экономики, в машиностроении, например, стоимость труда хоть и снизилась, но большая доля расходов приходится на комплектующие, которые закупаются за евро или доллары. «Я категорически против декларирования политики слабого рубля. Если у нас рубль падает, то мы проводим инфляционное таргетирование, и он будет падать столько, сколько захочет. Если у нас он укрепляется, то мы забываем о таргетировании рубля и начинаем с помощью интервенций его скупать», — говорит Ведев. «Линейное сокращение действует угнетающе и ни к чему не ведет». Экс-замминистра отметил, что принципиально не согласен с нынешней бюджетной политикой, согласно которой все статьи расходов сокращаются пропорционально. Структурно это плохо влияет на экономику. Чтобы реализовать инвестиционно-инновационную модель экономики, необходимо наращивать инвестиции в человеческий капитал, в том числе здравоохранение и образование, а также увеличивать вложения в инфраструктуру, добавляет Алексей Ведев. Потенциальный рост ВВП сейчас находится на уровне в 2%, более высокие темпы были бы перегревом. Но в среднесрочной перспективе нужно повысить рост хотя бы до 4%, чтобы доля России в мировой экономике перестала сжиматься. Сказать, какие реформы стоит начать в ближайший год или два, сложно, но, без сомнения необходимо снижать долю государства в экономике и увеличивать конкуренцию. «Я исхожу из некого сложившегося консенсуса, что 70% экономики так или иначе контролируется государством. Я считаю, что это абсолютно запредельная цифра, которая, конечно, убивает и частные инвестиции, и конкуренцию, и экономический рост», — резюмировал Алексей Ведев.