Откуда берется синдром несчастливых начальников и как понять, готовы ли вы быть боссом? - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Откуда берется синдром несчастливых начальников и как понять, готовы ли вы быть боссом? - «Новости Дня»


Откуда берется синдром несчастливых начальников и как понять, готовы ли вы быть боссом? - «Новости Дня»

Неверный ответ на вопрос «Стоит ли мне становиться начальником?» приводит к реальной потере здоровья. На чем основан процесс воспитания лидеров и как понять, стоит ли самому быть руководителем?
Дмитрий Рассохин, руководитель Института психологии управления:
 
— Конечно, не всем стоит пробовать становиться руководителями. Основная компетенция, отличающая будущего руководителя — умение прогнозировать. Человек, не умеющий прогнозировать, каким бы умницей ни был, недолго усидит на этом месте. Он может попасть в струю и, воспользовавшись ситуацией, подняться по карьерной лестнице в компании или вырасти по финансовым показателям, но неумение прогнозировать на длительный период может остановить его рост или завести в тупик.
 
Я уверен, что для каждого направления в бизнесе есть своя подходящая личность, то есть человек с определенным набором устойчивых качеств, характеристик и опыта. И даже можно сказать больше: под разные задачи одного и того же бизнеса нужны люди разных психотипов, то есть люди с разными характерами.
 
Основной вопрос в том, как самому понять, надо ли становиться руководителем? Для этого сначала нужно понять свой характер и рассчитать силы для того чтобы нести ответственность не только за себя, но и за коллектив. У меня были случаи, когда человека назначили руководителем, а он начал ломать ноги, болеть, у него то одно, то другое, третье, пятое, десятое, случалось все, чтобы он не выходил на работу. Настолько бессознательное сопротивлялось функции руководителя. Все закончилось, как только он отказался от должности.


Важнейший критерий — понимание, что такое для человека успех.


Для кого-то успех — семья, маленький домик, дача, а для кого-то и яхты, самолеты, пароходы, большая корпорация не будут успехом, потому что он не возглавил мировое правительство.
Давайте возьмем рабочего на заводе. Он зарабатывает достаточно денег, чтобы содержать свою семью. Он удовлетворяет все свои потребности. У него налажен быт, он здоров и пользуется уважением в коллективе, его это устраивает. Разве нельзя считать это успехом? Ведь если его это устраивает, то есть, уровень его притязаний равен уровню его возможностей, то это реализовавшийся человек с нормальной самооценкой.
Что такое самооценка? Это когда ты можешь то, чего ты хочешь.


В норме наша личность на 40% зависит от генетики, доставшейся нам от родителей, на 25% от социума — окружения, в котором мы живем, на 25% — от самого человека — его качеств, способностей, опыта, и на 10% — от случая.


Если же сам человек решит пойти против генетики или против социума, конечно же, он сможет, но только при этом ему в прямом смысле надо будет тратить на это больше энергии. И насколько ему хватит сил, неизвестно.
Живой пример: молодой человек закончил с золотой медалью школу, с красным дипломом — университет и прошел практику в Италии. Потом пошел работать в папину фирму. Папа сразу же дал ему в управление часть бизнеса. Не очень большую, но для него — сложную. Бизнес он завалил чуть ли не до банкротства. Потом пошел в более крупную структуру, там быстро сделал карьеру до замначальника отдела. Карьера была головокружительная, и сделал он ее сам. И его, достаточно молодого специалиста, поставили начальником отдела, где надо самостоятельно принимать решения. У него рушится все — здоровье, личная жизнь, дружеские отношения. Вот прямо начинает сыпаться. Он начинает бояться сделать неправильный шаг, давать подчиненным поручения, берет все на себя и, конечно, ничего не успевает. В конце концов у него падают показатели, и его снимают с должности.
Очень часто папы-лидеры воспитывают из своих детей подчиненных. Если папа — начальник, мама — начальник, то дети неизбежно будут становиться подчиненными, если родители не умеют переключать роли, когда приходят домой. Поэтому из домашних они делают «подчиненных», пусть и хороших. А вот воспитать лидерские качества в детях — вещь крайне трудная.


Одну универсальную рекомендацию я могу дать — хотите вырастить из своего ребенка лидера — проигрывайте ему.


Проигрывайте хоть иногда, в играх, спорах, шахматах, а если выигрываете, то — с минимальным отрывом, и не показывайте, что вы поддаетесь специально. Дайте ему почувствовать себя победителем.
Если вы будете выстраивать жесткие рамки и контролировать ребенка, то получите отличника и очень хорошего подчиненного. Если ребенок станет отличником сам, то вы получите гения. Если вы решите, что ему нужно заниматься музыкой и всучите ему в зубы скрипку, с которой он будет ходить много лет, то, как только он выйдет из-под контроля, эта скрипка окажется у него на верхней полке чердака.
Иногда родители реализуют в детях свои неисполненные мечты и заставляют достигать того, чего сами не достигли. И дети вынуждены следовать этому, сначала потому что их заставляют, потом — в силу обстоятельств и привычки, но всегда им приходится переступать через себя и тратить на это дополнительные силы.
И когда они заканчиваются, годам к 40-45, — наступает кризис среднего возраста, самый распространенный. Когда человек понимает, что он всю жизнь делал что-то не то, жил не с тем человеком, не уделял себе  времени и т. д. И начинается слом всего.


В бизнесе настоящее лидерство выражается в формировании определенной культуры отношения к ошибкам.


Я консультировал одну компанию, и был именно такой запрос: сотрудники боятся что-либо делать, потому что боятся ошибиться. Я порекомендовал ввести наказание, если не будет ни одной ошибки в течение месяца. То есть если сотрудники не ошибаются, значит, ничего не делают. Я взял это из своей практики работы с детьми. Когда, допустим, учитель говорит одно, а у ребенка другое мнение и оно неправильное, то как он научится его отстаивать, когда говорят, что учитель всегда прав?
Для ребенка в той же роли — родители. Когда отец скажет: «Пусть тебе поставят двойку за твое мнение. И если ты не принесешь двойку, а принесешь пятерку, то пряник ты не получишь», это может дать неожиданные результаты.


Я против наказаний, я за то, чтобы не давать положительное подкрепление.


От негативного подкрепления совсем отказываться нельзя, но оно не должно стоять во главе угла. Давайте ошибаться, и тогда вы увидите реальный потенциал человека, и сможете понять, как и кого стоит развивать.
Колонка написана специально для

Неверный ответ на вопрос «Стоит ли мне становиться начальником?» приводит к реальной потере здоровья. На чем основан процесс воспитания лидеров и как понять, стоит ли самому быть руководителем? Дмитрий Рассохин, руководитель Института психологии управления: — Конечно, не всем стоит пробовать становиться руководителями. Основная компетенция, отличающая будущего руководителя — умение прогнозировать. Человек, не умеющий прогнозировать, каким бы умницей ни был, недолго усидит на этом месте. Он может попасть в струю и, воспользовавшись ситуацией, подняться по карьерной лестнице в компании или вырасти по финансовым показателям, но неумение прогнозировать на длительный период может остановить его рост или завести в тупик. Я уверен, что для каждого направления в бизнесе есть своя подходящая личность, то есть человек с определенным набором устойчивых качеств, характеристик и опыта. И даже можно сказать больше: под разные задачи одного и того же бизнеса нужны люди разных психотипов, то есть люди с разными характерами. Основной вопрос в том, как самому понять, надо ли становиться руководителем? Для этого сначала нужно понять свой характер и рассчитать силы для того чтобы нести ответственность не только за себя, но и за коллектив. У меня были случаи, когда человека назначили руководителем, а он начал ломать ноги, болеть, у него то одно, то другое, третье, пятое, десятое, случалось все, чтобы он не выходил на работу. Настолько бессознательное сопротивлялось функции руководителя. Все закончилось, как только он отказался от должности. Важнейший критерий — понимание, что такое для человека успех. Для кого-то успех — семья, маленький домик, дача, а для кого-то и яхты, самолеты, пароходы, большая корпорация не будут успехом, потому что он не возглавил мировое правительство. Давайте возьмем рабочего на заводе. Он зарабатывает достаточно денег, чтобы содержать свою семью. Он удовлетворяет все свои потребности. У него налажен быт, он здоров и пользуется уважением в коллективе, его это устраивает. Разве нельзя считать это успехом? Ведь если его это устраивает, то есть, уровень его притязаний равен уровню его возможностей, то это реализовавшийся человек с нормальной самооценкой. Что такое самооценка? Это когда ты можешь то, чего ты хочешь. В норме наша личность на 40% зависит от генетики, доставшейся нам от родителей, на 25% от социума — окружения, в котором мы живем, на 25% — от самого человека — его качеств, способностей, опыта, и на 10% — от случая. Если же сам человек решит пойти против генетики или против социума, конечно же, он сможет, но только при этом ему в прямом смысле надо будет тратить на это больше энергии. И насколько ему хватит сил, неизвестно. Живой пример: молодой человек закончил с золотой медалью школу, с красным дипломом — университет и прошел практику в Италии. Потом пошел работать в папину фирму. Папа сразу же дал ему в управление часть бизнеса. Не очень большую, но для него — сложную. Бизнес он завалил чуть ли не до банкротства. Потом пошел в более крупную структуру, там быстро сделал карьеру до замначальника отдела. Карьера была головокружительная, и сделал он ее сам. И его, достаточно молодого специалиста, поставили начальником отдела, где надо самостоятельно принимать решения. У него рушится все — здоровье, личная жизнь, дружеские отношения. Вот прямо начинает сыпаться. Он начинает бояться сделать неправильный шаг, давать подчиненным поручения, берет все на себя и, конечно, ничего не успевает. В конце концов у него падают показатели, и его снимают с должности. Очень часто папы-лидеры воспитывают из своих детей подчиненных. Если папа — начальник, мама — начальник, то дети неизбежно будут становиться подчиненными, если родители не умеют переключать роли, когда приходят домой. Поэтому из домашних они делают «подчиненных», пусть и хороших. А вот воспитать лидерские качества в детях — вещь крайне трудная. Одну универсальную рекомендацию я могу дать — хотите вырастить из своего ребенка лидера — проигрывайте ему. Проигрывайте хоть иногда, в играх, спорах, шахматах, а если выигрываете, то — с минимальным отрывом, и не показывайте, что вы поддаетесь специально. Дайте ему почувствовать себя победителем. Если вы будете выстраивать жесткие рамки и контролировать ребенка, то получите отличника и очень хорошего подчиненного. Если ребенок станет отличником сам, то вы получите гения. Если вы решите, что ему нужно заниматься музыкой и всучите ему в зубы скрипку, с которой он будет ходить много лет, то, как только он выйдет из-под контроля, эта скрипка окажется у него на верхней полке чердака. Иногда родители реализуют в детях свои неисполненные мечты и заставляют достигать того, чего сами не достигли. И дети вынуждены следовать этому, сначала потому что их заставляют, потом — в силу обстоятельств и привычки, но всегда им приходится переступать через себя и тратить на это дополнительные силы. И когда они заканчиваются, годам к 40-45, — наступает кризис среднего возраста, самый распространенный. Когда человек понимает, что он всю жизнь делал что-то не то, жил не с тем человеком, не уделял себе времени и т. д. И начинается слом всего. В бизнесе настоящее лидерство выражается в формировании определенной культуры отношения к ошибкам. Я консультировал одну компанию, и был именно такой запрос: сотрудники боятся что-либо делать, потому что боятся ошибиться. Я порекомендовал ввести наказание, если не будет ни одной ошибки в течение месяца. То есть если сотрудники не ошибаются, значит, ничего не делают. Я взял это из своей практики работы с детьми. Когда, допустим, учитель говорит одно, а у ребенка другое мнение и оно неправильное, то как он научится его отстаивать, когда говорят, что учитель всегда прав? Для ребенка в той же роли — родители. Когда отец скажет: «Пусть тебе поставят двойку за твое мнение. И если ты не принесешь двойку, а принесешь пятерку, то пряник ты не получишь», это может дать неожиданные результаты. Я против наказаний, я за то, чтобы не давать положительное подкрепление. От негативного подкрепления совсем отказываться нельзя, но оно не должно стоять во главе угла. Давайте ошибаться, и тогда вы увидите реальный потенциал человека, и сможете понять, как и кого стоит развивать. Колонка написана специально для


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→