✔ УГРОЗЫ БАКУ НАЧАТЬ ВОЙНУ ЛИШЬ ПОДДЕРЖИВАЮТ МИР - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»
Леонтий 19-08-2019, 12:31 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
В числе подобных факторов – смена власти в Армении, отсутствие смены власти в Азербайджане, напряженная ситуация вокруг Ирана, интересы США и нежелание России и Евросоюза подрывать очередной граничащий с ними регион. Исходя из подобных реалий, представляется, что страны-посредники из МГ ОБСЕ сегодня намного более решительны в намерении вести конфликтующие страны в направлении мира, чем это было еще пару лет назад. Все это позволяет прогнозировать долгосрочные переговоры по Карабаху все в тех же условиях ни войны, ни мира.
Предыстория
В контексте изложенного выше следует особо отметить, что за последние три года активизация переговоров по Карабаху происходила дважды. По итогам апрельской агрессии Азербайджана в отношении арцахцев и после смены власти в Армении в мае 2018 года. После инициированного Баку военного наступления на Арцах в апреле 2016 года, жертвами которого с обеих сторон конфликта стали несколько сот человек, по инициативе посредников состоялось три саммита президентов Армении и Азербайджана. В частности, 16 мая 2016 года Серж Саргсян и Ильхам Алиев на саммите в Вене достигли согласия по вопросам укрепления мер доверия, создания механизмов расследования инцидентов и расширения офиса личного представителя председателя ОБСЕ в зоне конфликта. Уже 20 июня данные договоренности были закреплены трехсторонними переговорами президентов Армении, Азербайджана и России в Санкт-Петербурге. По итогам женевской встречи президентов Армении и Азербайджана тет-а-тет 16 октября все того же года в заявлении посредников МГ ОБСЕ было отмечено согласие президентов «интенсифицировать переговоры и предпринять дополнительные шаги по снижению напряжения на линии соприкосновения». К сожалению, все эти меры и соглашения так и остались на бумаге по причине отказа Баку их реализовывать. После прекращения встреч Саргсян – Алиев переговорный процесс вновь забуксовал, из Баку с новой силой зазвучали угрозы, а на границе продолжились убийства военнослужащих. Все это сопровождалось и сопровождается гонкой вооружений между сторонами конфликта.
Активизация переговоров
Второй этап активизации переговоров начался после смены власти в Армении весной 2018 года. За этот период премьер-министр Армении Никол Пашинян провел с Ильхамом Алиевым три неофициальные и одну официальную встречу. Уже в результате первой встречи Пашинян – Алиев, состоявшейся 28 сентября на полях саммита глав государств СНГ в Душанбе, была достигнута договоренность о деэскалации ситуации и предотвращении инцидентов на границе. Вторая встреча состоялась 6 декабря в Санкт-Петербурге. А 22 января 2019 года на полях Всемирного экономического форума в Давосе состоялась третья неофициальная встреча Пашинян – Алиев. Четвертая и первая официальные встречи глав государств состоялись 29 марта в Вене. По итогам всех встреч сторонами были сделаны заявления о намерении урегулировать конфликт мирным путем. Главы МИД Армении Зограб Мнацаканян и Азербайджана Эльмар Мамедъяров встречались за этот же период семь раз, причем последняя встреча состоялась в Вашингтоне 20 июня. По итогам трехчасовой встречи Мнацаканян и Мамедъяров призвали стороны конфликта «предпринять шаги для восстановления способствующей миру атмосферы» и договорились встретиться снова в ближайшем будущем.
Тем не менее, активизация переговоров к изменениям в позициях и установках сторон конфликта не привела. В Баку процесс подается и воспринимается как очередное свидетельство «скорого возвращения земель», разумеется, без упоминания необходимости разрешения статуса Карабаха. Все так же звучат заявления о территориальной целостности и небезызвестных четырех резолюциях Совбеза ООН. В свою очередь армянский премьер Пашинян произвел определенные обновления в переговорных тезисах армянской стороны, при этом, безусловно, оставив без изменений их суть. Согласно Пашиняну, любой вариант урегулирования должен быть приемлем для народов Армении, Карабаха и Азербайджана. При этом армянский премьер продолжает настаивать на возвращении за стол переговоров Степанакерта. Подобная линия свидетельствует о наличии у официального Еревана, как минимум, предпосылок к формированию стратегии по достижению благоприятного для армянства урегулирования. Стратегии, отсутствие которой привело к стратегической же ошибке – вытеснению Арцаха из переговорного процесса.
Таким образом, по итогам последнего года, года активизации переговоров приходится констатировать изменение вектора и общей тональности обсуждений, даже не переговоров. В частности, главы государств и МИД обсуждают меры доверия, собственную готовность идти в направлении мира, возможные маршруты этого пути. При этом идти на уступки в вопросе статуса, территорий Арцаха и территориальной целостности Азербайджана ни Никол Пашинян, ни Ильхам Алиев по-прежнему не могут и потому не хотят. Причины подобной позиции у каждого из лидеров свои, есть и различные тонкости, однако в целом оба, прежде всего, не хотят принимать непопулярные решения. Понятно, что и в том, и в другом случае это прямо скажется на их имидже со всеми вытекающими последствиями вплоть до отставки. Вспомним обстоятельства ухода Левона Тер-Петросяна. И все эти тонкости инициаторы новой переговорной волны – посредники Минской группы в первую очередь от США – прекрасно понимают. Тем не менее, сегодня делается все с целью придания этой волне инерционности. Очередным подтверждением чего стала организованная впервые за последние 10 лет в Вашингтоне встреча Мнацаканян – Мамедъяров.
США, ЕС, Иран, Турция и Китай
В силу целого ряда причин роль главного катализатора переговорной активности вокруг Арцаха играет интерес администрации США к Южному Кавказу. Данный процесс стал проявляться, начиная с регионального визита советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в октябре 2018 года. Напомним, что в течение двух легислатур Барака Обамы внимание США к Южному Кавказу носило достаточно ограниченный характер. Основной причиной американской активности представляется возрастание геоэкономического интереса к Армении, Грузии и Азербайджану со стороны основного конкурента Соединенных Штатов – Китая. Достаточно отметить, что соседствующий с Ираном и Турцией Южный Кавказ – весьма важная составляющая выдвинутого Пекином в 2010 году проекта «Один пояс – один путь». В этом свете США видят в Китае четвертого конкурента вдобавок к России, Ирану и Турции. И сегодня Вашингтон, судя по последним импульсам, стремится наверстать упущенное, в том числе нарастанием активности в карабахском урегулировании. Здесь следует отметить, что для США, их главного европейского союзника Великобритании и ЕС в целом мир вокруг Арцаха важен в контексте ключевой роли Южного Кавказа в укреплении европейской энергетической безопасности. Здесь важно подчеркнуть, что Соединенные Штаты могут играть более активную роль на Кавказе исключительно в условиях поддержания и укрепления региональной стабильности. В противном случае регион давно бы полыхал по примеру Ближнего Востока.
Безусловно, поддерживает региональную заявку заокеанских партнеров по НАТО и заинтересованный в сохранении энергетического плюрализма Азербайджана Евросоюз. Южному соседу Армении, Арцаха и Азербайджана – Ирану – в свою очередь нужен мир и отсутствие на своих северных рубежах любых иностранных военных. Находящейся на Западе Турции – беспрепятственное функционирование трубопроводов и связывающих ее с Азербайджаном коммуникаций. Китаю мирный Южный Кавказ необходим для реализации собственной глобальной геоэкономической проекции. Таким образом, интересы глобальных и региональных игроков совпадают в главном – никому из них очередная война на Южном Кавказе не нужна. В свою очередь, у лидеров Армении и Азербайджана свои резоны к хорошим отношениям с США и остальными акторами, особенно если это не чревато угрозой потери власти. В этом свете участившиеся встречи, тональность заявлений Алиева и Пашиняна, существенное снижение напряженности на границе свидетельствуют о том, что в Ереване и Баку к вашингтонским предложениям явно прислушиваются.
Россия
Безусловно, очередная война вокруг Арцаха не нужна и России. Причем, по целому ряду причин. В первую очередь в силу того, что Россия является единственной страной, и так имеющей в регионе военное присутствие – 102-ю военную базу в Гюмри. Увязшая в конфликтах на юго-востоке Украины и в Сирии Москва, безусловно, заинтересована в сохранении мира вокруг Арцаха. Сохранение хотя бы относительного мира в регионе в интересах России, способной сегодня управлять исключительно локальными конфликтами. Меж тем как в случае выхода ситуации вокруг Арцаха из-под контроля Москва получит вторую Сирию, только на сей раз уже под самым боком. И в этом случае предугадать возможные последствия, как минимум, для российского Северного Кавказа окажется делом довольно несложным. Необходимо констатировать, что Москва заинтересована в сохранении собственного влияния как в Армении, так и в Азербайджане. И отсутствие широкомасштабных боевых действий – лучший тому залог. В этом свете сохранение управляемого статус-кво вокруг Арцаха соответствует российским интересам гораздо больше, чем война с непредсказуемыми для всех последствиями.
Заключение
Таким образом, при всех своих изъянах, отсутствии нацеленности на конечный результат существующий переговорный процесс создает все предпосылки для перехода карабахского конфликта в долгоиграющую мирную фазу. В условиях невозможности достижения определения юридического статуса Арцаха Еревану придется довольствоваться урегулированием именно в рамках данной формулы. Как, впрочем, и Баку, конечно же в силу совершенно иных причин. И Армению подобная ситуация, в принципе, устраивает, в отличие от Азербайджана, вынужденного проявлять время от времени, в этом свете, недовольство. Последним проявлением которого стал обстрел с территории Нахиджевана села Елпин Вайоцдзорской области Армении и поджог приграничных с все тем же Нахиджеваном территорий армянского села Хачик. Для режима Алиева жизненно необходимо время от времени выпускать пар, что выражается в угрозах, обстрелах и даже поджогах незаселенных территорий. Главное, что все это помогает удержать ситуацию от скатывания к полномасштабной войне, которая сегодня не нужна никому, включая сам Азербайджан. Таким образом, на первый взгляд парадоксальным образом, но угрозы Баку начать войну на протяжении последней четверти века лишь поддерживают мир.
Давид Степанян, Ереван
Поделитесь с друзьями:
18 августа 2019, 21:00 - NovostiNK Угроза возобновления военной фазы нагорно-карабахского конфликта существовала, анализировалась и прогнозировалась с самого своего прекращения в мае 1994 года. Эта же угроза активно задействовалась Азербайджаном в качестве козыря на переговорах по урегулированию конфликта все последние 25 лет. При этом, в силу целого ряда объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов, представляется, что сегодня вероятность новой войны вокруг Карабаха более низка, чем, к примеру, еще 3 года назад. В числе подобных факторов – смена власти в Армении, отсутствие смены власти в Азербайджане, напряженная ситуация вокруг Ирана, интересы США и нежелание России и Евросоюза подрывать очередной граничащий с ними регион. Исходя из подобных реалий, представляется, что страны-посредники из МГ ОБСЕ сегодня намного более решительны в намерении вести конфликтующие страны в направлении мира, чем это было еще пару лет назад. Все это позволяет прогнозировать долгосрочные переговоры по Карабаху все в тех же условиях ни войны, ни мира. Предыстория В контексте изложенного выше следует особо отметить, что за последние три года активизация переговоров по Карабаху происходила дважды. По итогам апрельской агрессии Азербайджана в отношении арцахцев и после смены власти в Армении в мае 2018 года. После инициированного Баку военного наступления на Арцах в апреле 2016 года, жертвами которого с обеих сторон конфликта стали несколько сот человек, по инициативе посредников состоялось три саммита президентов Армении и Азербайджана. В частности, 16 мая 2016 года Серж Саргсян и Ильхам Алиев на саммите в Вене достигли согласия по вопросам укрепления мер доверия, создания механизмов расследования инцидентов и расширения офиса личного представителя председателя ОБСЕ в зоне конфликта. Уже 20 июня данные договоренности были закреплены трехсторонними переговорами президентов Армении, Азербайджана и России в Санкт-Петербурге. По итогам женевской встречи президентов Армении и Азербайджана тет-а-тет 16 октября все того же года в заявлении посредников МГ ОБСЕ было отмечено согласие президентов «интенсифицировать переговоры и предпринять дополнительные шаги по снижению напряжения на линии соприкосновения». К сожалению, все эти меры и соглашения так и остались на бумаге по причине отказа Баку их реализовывать. После прекращения встреч Саргсян – Алиев переговорный процесс вновь забуксовал, из Баку с новой силой зазвучали угрозы, а на границе продолжились убийства военнослужащих. Все это сопровождалось и сопровождается гонкой вооружений между сторонами конфликта. Активизация переговоров Второй этап активизации переговоров начался после смены власти в Армении весной 2018 года. За этот период премьер-министр Армении Никол Пашинян провел с Ильхамом Алиевым три неофициальные и одну официальную встречу. Уже в результате первой встречи Пашинян – Алиев, состоявшейся 28 сентября на полях саммита глав государств СНГ в Душанбе, была достигнута договоренность о деэскалации ситуации и предотвращении инцидентов на границе. Вторая встреча состоялась 6 декабря в Санкт-Петербурге. А 22 января 2019 года на полях Всемирного экономического форума в Давосе состоялась третья неофициальная встреча Пашинян – Алиев. Четвертая и первая официальные встречи глав государств состоялись 29 марта в Вене. По итогам всех встреч сторонами были сделаны заявления о намерении урегулировать конфликт мирным путем. Главы МИД Армении Зограб Мнацаканян и Азербайджана Эльмар Мамедъяров встречались за этот же период семь раз, причем последняя встреча состоялась в Вашингтоне 20 июня. По итогам трехчасовой встречи Мнацаканян и Мамедъяров призвали стороны конфликта «предпринять шаги для восстановления способствующей миру атмосферы» и договорились встретиться снова в ближайшем будущем. Тем не менее, активизация переговоров к изменениям в позициях и установках сторон конфликта не привела. В Баку процесс подается и воспринимается как очередное свидетельство «скорого возвращения земель», разумеется, без упоминания необходимости разрешения статуса Карабаха. Все так же звучат заявления о территориальной целостности и небезызвестных четырех резолюциях Совбеза ООН. В свою очередь армянский премьер Пашинян произвел определенные обновления в переговорных тезисах армянской стороны, при этом, безусловно, оставив без изменений их суть. Согласно Пашиняну, любой вариант урегулирования должен быть приемлем для народов Армении, Карабаха и Азербайджана. При этом армянский премьер продолжает настаивать на возвращении за стол переговоров Степанакерта. Подобная линия свидетельствует о наличии у официального Еревана, как минимум, предпосылок к формированию стратегии по достижению благоприятного для армянства урегулирования. Стратегии, отсутствие которой привело к стратегической же ошибке – вытеснению Арцаха из переговорного процесса. Таким образом, по итогам последнего года, года активизации переговоров приходится констатировать изменение вектора и общей тональности обсуждений, даже не переговоров. В частности, главы государств и МИД обсуждают меры доверия, собственную готовность идти в направлении мира, возможные маршруты этого пути. При этом идти на уступки в вопросе статуса, территорий Арцаха и территориальной целостности Азербайджана ни Никол Пашинян, ни Ильхам Алиев по-прежнему не могут и потому не хотят. Причины подобной позиции у каждого из лидеров свои, есть и различные тонкости, однако в целом оба, прежде всего, не хотят принимать непопулярные решения. Понятно, что и в том, и в другом случае это прямо скажется на их имидже со всеми вытекающими последствиями вплоть до отставки. Вспомним обстоятельства ухода Левона Тер-Петросяна. И все эти тонкости инициаторы новой переговорной волны – посредники Минской группы в первую очередь от США – прекрасно понимают. Тем не менее, сегодня делается все с целью придания этой волне инерционности. Очередным подтверждением чего стала организованная впервые за последние 10 лет в Вашингтоне встреча Мнацаканян – Мамедъяров. США, ЕС, Иран, Турция и Китай В силу целого ряда причин роль главного катализатора переговорной активности вокруг Арцаха играет интерес администрации США к Южному Кавказу. Данный процесс стал проявляться, начиная с регионального визита советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в октябре 2018 года. Напомним, что в течение двух легислатур Барака Обамы внимание США к Южному Кавказу носило достаточно ограниченный характер. Основной причиной американской активности представляется возрастание геоэкономического интереса к Армении, Грузии и Азербайджану со стороны основного конкурента Соединенных Штатов – Китая. Достаточно отметить, что соседствующий с Ираном и Турцией Южный Кавказ – весьма важная составляющая выдвинутого Пекином в 2010 году проекта «Один пояс – один путь». В этом свете США видят в Китае четвертого конкурента вдобавок к России, Ирану и Турции. И сегодня Вашингтон, судя по последним импульсам, стремится наверстать упущенное, в том числе нарастанием активности в карабахском урегулировании. Здесь следует отметить, что для США, их главного европейского союзника Великобритании и ЕС в целом мир вокруг Арцаха важен в контексте ключевой роли Южного Кавказа в укреплении европейской энергетической безопасности. Здесь важно подчеркнуть, что Соединенные Штаты могут играть более активную роль на Кавказе исключительно в условиях поддержания и укрепления региональной стабильности. В противном случае регион давно бы полыхал по примеру Ближнего Востока. Безусловно, поддерживает региональную заявку заокеанских партнеров по НАТО и заинтересованный в сохранении энергетического плюрализма Азербайджана Евросоюз. Южному соседу Армении, Арцаха и Азербайджана – Ирану – в свою очередь нужен мир и отсутствие на своих северных рубежах любых иностранных военных. Находящейся на Западе Турции – беспрепятственное функционирование трубопроводов и связывающих ее с Азербайджаном коммуникаций. Китаю мирный Южный Кавказ необходим для реализации собственной глобальной геоэкономической проекции. Таким образом, интересы глобальных и региональных игроков совпадают в главном – никому из них очередная война на Южном Кавказе не нужна. В свою очередь, у лидеров Армении и Азербайджана свои резоны к хорошим отношениям с США и остальными акторами, особенно если это не чревато угрозой потери власти. В этом свете участившиеся встречи, тональность заявлений Алиева и Пашиняна, существенное снижение напряженности на границе свидетельствуют о том, что в Ереване и Баку к вашингтонским предложениям явно прислушиваются. Россия Безусловно, очередная война вокруг Арцаха не нужна и России. Причем, по целому ряду причин. В первую очередь в силу того, что Россия является единственной страной, и так имеющей в регионе военное присутствие – 102-ю военную базу в Гюмри. Увязшая в конфликтах на юго-востоке Украины и в Сирии Москва, безусловно, заинтересована в сохранении мира вокруг Арцаха. Сохранение хотя бы относительного мира в регионе в интересах России, способной сегодня управлять исключительно локальными конфликтами. Меж тем как в случае выхода ситуации вокруг Арцаха из-под контроля Москва получит вторую Сирию, только на сей раз уже под самым боком. И в этом случае предугадать возможные последствия, как минимум, для российского Северного Кавказа окажется делом довольно несложным. Необходимо констатировать, что Москва заинтересована в сохранении собственного влияния как в Армении, так и в Азербайджане. И отсутствие широкомасштабных боевых действий – лучший тому залог. В этом свете сохранение управляемого статус-кво вокруг Арцаха соответствует российским интересам гораздо больше, чем война с непредсказуемыми для всех последствиями. Заключение Таким образом, при всех своих изъянах, отсутствии нацеленности на конечный результат существующий переговорный процесс создает все предпосылки для перехода карабахского конфликта в долгоиграющую мирную фазу. В условиях невозможности достижения определения юридического статуса Арцаха Еревану придется довольствоваться