✔ ЦИВИЛИЗОВАННОМУ УРЕГУЛИРОВАНИЮ ПРЕПЯТСТВУЕТ АГРЕССИВНАЯ ПОЛИТИКА БАКУ - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»
Тимур 14-08-2019, 04:06 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
В предыдущем номере «Ноева Ковчега» (№7, июль 2019 г.) было опубликовано интервью с директором Общества гуманитарных исследований (Баку), автором книги «Нагорный Карабах: Трудный путь народной дипломатии» Авазом Гасановым. Следует приветствовать сдержанный, неагрессивный тон азербайджанского эксперта, который отличается от большинства других бакинских политологов, тексты которых не несут смысловой нагрузки, а разжигают по указанию бакинской администрации армянофобию и русофобию.
Однако, одним из основных посылов господина А. Гасанова является оправдание позиции бакинской администрации, выдвигающей вопрос о привлечении к переговорам так называемой «азербайджанской общины» Карабаха, хотя азербайджанский политолог признает, что эта уловка Баку практической значимости «не имеет и не может иметь по определению». Очевидно, что такая постановка вопроса бакинской администрацией является попыткой извратить суть конфликта путем перевода его из межгосударственного азербайджано-карабахского в межэтнический и межобщинный «азербайджано-армянский», а также изменения официального формата переговоров. На самом деле трехсторонний формат Азербайджан – Арцах – Армения юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта.
Автор этих строк в составе делегации Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) участвовал в переговорах в официальном трехстороннем формате Азербайджанская Республика – Республика Арцах – Республика Армения в 1994-1997 годах в рамках Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта и в российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху в 2001 – 2012 годах. Распространение фейков и хайп стали способом ведения внешней политики целых государств. Классический пример – бакинская администрация. Вспоминается, как сопредседатели МГ ОБСЕ и Дартмутской конференции с недоумением и раздражением взирали на периодическое бегание представителей азербайджанской делегации со стульями в поисках отдельного места за столом переговоров для изображения так называемой «азербайджанской общины» Карабаха. Естественно, эти театральные представления представителей Азербайджана пресекались посредниками.
К поведению бакинской администрации применимы слова басни И.А. Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Помнится, как на переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ руководитель карабахской делегации, министр иностранных дел НКР А.А. Гукасян предложил Низами Бахманова, который пытался себя позиционировать в качестве мэра Шуши и занять со своим стулом отдельное от азербайджанской делегации место за столом переговоров, назначить мэром Парижа, обосновав это тем, что какая разница, мэром какого города себя провозглашать, являясь азербайджанским госчиновником и занимаясь бизнесом в Баку. Это замечание А.А. Гукасяна было позитивно оценено сопредседателями.
Приходит на память и другой случай, когда на одном из раундов Дартмутской конференции сопредседатели применили процедуру предоставления слова участникам исключительно по разрешению руководителей делегаций Азербайджана, Арцаха и Армении, дабы прекратить деструктивные игры с так называемой четвертой делегацией из Азербайджана, также применявшей тактику шума и гама беготни со стульями. Российско-американская Дартмутская конференция по Нагорному Карабаху приняла именно тремя сторонами в 2005 г. «Рамочное соглашение о мирном процессе».
Важно отметить, что представители так называемой «азербайджанской общины» Карабаха являются гражданами Азербайджана, принимают участие в выборах всех уровней, полностью интегрированы в государственные структуры Азербайджана и ее интересы за столом переговоров отражает действующая администрация Баку. В апреле 2019 г. В.Н. Казимиров, в 1992-1996 гг. глава посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по карабахскому конфликту, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ, подчеркнул: «Нагорный Карабах не признан как государство, но имеет все критерии стороны конфликта: свои вооруженные силы и командование ими, территорию под своим контролем. У азербайджанской общины Нагорного Карабаха ничего этого нет».
Стоит помнить, что азербайджанские власти и политологи категорически отказываются обсуждать решение проблем армянских беженцев из Азербайджана, из оккупированных азербайджанской армией районов Республики Арцах, Северного Арцаха, где проведены этнические чистки. Доктрина бакинской администрации – недопущение возвращения армянских беженцев ни при каких обстоятельствах.
Деструктивная политика Баку свидетельствует о слабости его переговорной позиции, отсутствии правовых аргументов, желании сохранения неприемлемого статус-кво. Отказ бакинской администрации от переговоров с Республикой Арцах – это путь в никуда и намеренное затягивание переговорного процесса. Практика наглядно продемонстрировала, что участие Республики Арцах в переговорах обеспечивает прорыв, а трехсторонний формат является самым эффективным и результативным. Именно в данном формате был достигнут важнейший результат в процессе урегулирования – трехстороннее соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 г. При этом, как свидетельствует В.Н. Казимиров, 9 мая 1994 г. Азербайджан по указанию Гейдара Алиева подписал Соглашение о прекращении огня именно с НКР, без какого-либо участия Армении. Лишь впоследствии руководство Армении дало согласие на ее подпись, которую вписали от руки посередине документа. Но первоначально, соглашение было подписано только Азербайджаном и НКР.
В трехстороннем формате Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения 26-27 июля 1994 г. подписали дополнительное соглашение, в котором подтвердили «взятые на себя обязательства по прекращению огня вплоть до заключения большого политического соглашения». 4 февраля 1995 г. Азербайджан, НКР и Армения под эгидой ОБСЕ заключили соглашение об укреплении режима прекращения огня.
Политолог А. Гасанов признает: «В целом могу отметить очевидную незаинтересованность Баку в переговорах с участием Нагорного Карабаха». Но в годы азербайджано-карабахской войны (1991-1994 гг.) Баку, особенно когда терпел военные поражения, неоднократно вел переговоры именно с Республикой Арцах. В.Н. Казимиров констатирует: «До осени 1993 года Ереван участвовал в подписании всего двух соглашений, во всех остальных случаях азербайджанцы вели переговоры непосредственно с карабахской стороной. Все соглашения о прекращении огня подписывались между Баку и Степанакертом без участия Еревана». В 1993 г. Азербайджан десять раз именно с НКР заключал договоренности о прекращении огня или их продлении. 3 сентября 1993 г. глава Азербайджана Гейдар Алиев ставит свою подпись под документом, в котором говорится: «Руководство Азербайджана уполномачивает заместителя председателя Верховного Совета А. Джалилова вести переговоры об организации встречи руководителей Азербайджана и НКР». Тогда Азербайджан фактически признал Республику Арцах.
В интервью большое внимание уделяется взрывоопасной ситуации с Ираном. Следует согласиться с экспертом А. Гасановым, что в случае боевых действий против Ирана большие потери понесут сопредельные страны. Но необходимо констатировать, что, кроме некоторых всем известных ближневосточных стран, именно Азербайджан весьма заинтересован в начале боевых действий чужими руками до последнего американца против Ирана, так как имеет виды на северные провинции Ирана.
Азербайджан имеет территориальные претензии ко всем соседним государствам – Ирану, Арцаху, Армении, Грузии, России, Туркмении. Иран уже давно серьезно озабочен программой создания «Великого Азербайджана». Этот план направлен на отторжение исконной иранской области «Азарбайджан» (название на фарси исторической Атропатены), которая не имеет никакого географического и исторического отношения к нынешней Азербайджанской Республике, которая позаимствовала, фактически украла, это название в 1920-е годы у иранцев, чтобы иметь возможность как-то назвать новосозданную республику и в будущем предъявить территориальные претензии к Ирану, что сейчас и происходит.
Неоднократно в Милли Меджлисе (парламент Азербайджана) депутаты от правящей партии «Ени Азербайджан» выступали с предложением переименовать Азербайджан в «Северный Азербайджан», сравнив Азербайджанскую Республику с Северной Кореей. Это сравнение было бы уместно в плане общности политической системы, но никак не в географическом плане. Очевидно, что в Азербайджане такие заявления делаются с одобрения и по инициативе высшего руководства страны.
Иранский историк Абд уль-Али Каранг констатирует: «Принятие турками термина турецкий Азербайджан исходило из их пантюркистских устремлений, основанных на общности языка населения иранской провинции Азарбайджан и Аррана и Ширвана. Их главная цель состояла в аннексии Азарбайджана, испокон веков являвшегося исконной территорией Ирана. Но они не считались с тем, что единства языка далеко не достаточно, ибо азарбайджанцы – исконные иранцы и верны древним традициям Ирана». В Иране многие не признают за Азербайджанской Республикой права называться «Азербайджаном», а называют ее «Республика Баку».
Иран неоднократно требовал прекратить в СМИ Азербайджана антииранскую враждебную пропаганду, запретить деятельность группировок «Национально-освободительное движение Южного Азербайджана» и «Объединение за Большой Азербайджан». Так называемая проблема Иранского Азербайджана стала одной из главных на заседаниях всемирных конгрессов азербайджанцев, в которых активное участие принимает не только общественность, но и официальные лица Азербайджанской Республики, в том числе дипломаты, сотрудники аппарата президента, депутаты парламента. В азербайджанских правительственных СМИ неоднократно печатались карты с развевающимся над Иранским Азербайджаном государственным флагом Азербайджана. Очень четко охарактеризовал политику Азербайджана в отношении Ирана иранский политолог Мохаммед Араси: Азербайджан, с одной стороны, просит у Ирана экономической и военной помощи, а с другой – лелеет идею расчленения Ирана.
Кроме того, бакинская администрация весьма заинтересована в военных действиях против Ирана, дабы усилить блокаду Республики Армения и Республики Арцах, так как может возникнуть ситуация, когда транспортные коридоры Армении через Иран окажутся закрытыми.
Бакинский эксперт А. Гасанов сожалеет об убийстве военнослужащих на границе Азербайджана и Республики Арцах и квалифицирует это как провокацию, но не говорит, по понятным причинам, что эти провокации на совести бакинской администрации, которая ничего не делает в вопросе подготовки народов к миру. С точностью до наоборот, бакинская администрация систематически и целенаправленно разжигает антиармянскую истерию и ненависть в СМИ и системе образования, саботирует переговорный процесс, грозится войной, устраивает провокации и террористические атаки на границе, отказывается осудить геноцид против армян, пытается фальсифицировать мировую историю. Азербайджан на высшем официальном уровне агрессивно ставит по сомнение суверенитет и территориальную целостность Республики Арцах (НКР). Разрастаются территориальные претензии на земли Республики Армения, которые бакинские власти в лице президента Азербайджана И. Алиева систематически называют «Западным Азербайджаном».
Политический аналитик А. Гасанов в интервью выступает за мирное урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, что само по себе непривычно для азербайджанских политологов и политиков, но трезво признает, что азербайджанское общество к этому не готово, при этом умалчивая вину бакинской администрации. Говоря о своих лекциях в азербайджанских вузах, А. Гасанов констатирует: «Как только я начинаю углубляться в детали этого мира с учетом компромиссов – к примеру, спрашиваю, а готовы ли они сидеть в одной аудитории с армянами, – у них немедленно появляются сомнения вплоть до целесообразности мирного решения конфликта». Таким образом, получается, что Арцах (Нагорный Карабах) с армянами Азербайджану не нужен, а вот без армян, как говорится, пригодится в хозяйстве для удовлетворения амбиций и капризов. Еще в 2008 г. директор азербайджанского центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу провел специальную пресс-конференцию, на которой высказал журналистам соображения по Нагорному Карабаху: «Нагорный Карабах возвращается Азербайджану, причем с условием, что армяне там проживать не будут». Прекрасно понимая, что от его высказываний веет фашизмом, М. Ахмедоглу пытается оправдываться: «Я не фашист. Я считаю, что армяне не должны проживать в Нагорном Карабахе из соображений обеспечения безопасности, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана».
4 февраля 2016 г. Шахин Рзаев, директор азербайджанского филиала Института по освещению войны и мира (IWPR) (Баку), дал подробный прагматичный анализ, на основе которого в конце сделал логичный вывод: «Представим, что стороны договорились и Нагорный Карабах остается в составе Азербайджана на условиях автономии по аналогии с Аландской автономией. Это значит, что: Нагорный Карабах будет иметь право вето на любые международные договоры Азербайджана. Допустим, завтра Азербайджан захочет заключить какой-то союз с Турцией. Без согласия НК это будет невозможно. Это нам надо? Армянский язык станет вторым государственным языком. Любой этнический армянин будет иметь право обращаться в государственные органы Азербайджана с заявлением на армянском языке и требовать ответ на том же языке. Мы к этому готовы? В центре Баку, в одном из самых красивых зданий (наверное, построенных армянскими архитекторами, таких в Баку много) будет открыто представительство НКР (уже без кавычек) с гербом и флагом. И в Милли Меджлисе будет квота для армянского большинства НКР. Власти почему-то не говорят о такой возможности. (…) Следующий результат: после подписания мирного соглашения, допустим, на основе тех же Мадридских принципов, беженцы будут иметь право возвращаться в свои родные города и села. Готово ли общество в Баку и в Гяндже принять десятки тысяч армян? На сегодняшний день однозначно – нет. И ведь никто даже не говорит о возможности такого развития событий. (…) И теперь представим себе, что в Баку начинают возвращаться армяне. А они, между прочим, жили в центре города, в «престижных» домах. Достаточно же будет одной маленькой искры, чтобы межэтнические стычки вспыхнули с новой силой. Это нам надо? Исходя из всего вышесказанного, позвольте сделать вывод: ни на сегодняшний день, ни в ближайшем будущем я не вижу перспективы возвращения Нагорного Карабаха в состав Азербайджана ни военным, ни мирным путем».
Очевидно, что затягивание признания Республики Арцах прямо противоречит как интересам граждан Азербайджана, так и национальным интересам страны. В мыслящей части азербайджанского общества растет осознание того, что Республика Арцах – это сосед, а не враг, что им не нужен захват Арцаха, что азербайджано-карабахский конфликт создает проблемы для развития Азербайджана, создания жизнеспособного государства, для его демократизации, что необходим выход из тупика конфронтации с Республикой Арцах без национальной катастрофы. Профессиональные эксперты констатируют, что, несмотря на связи бакинской администрации с исламистскими террористическими группировками, экзистенциальную угрозу Азербайджану представляют именно они, а не соседи.
В интервью А. Гасанов утверждает, что позиция Баку на гуманитарные инициативы МГ ОБСЕ положительна и глава МИД Э. Мамедъяров выразил готовность организовать приезд армянских журналистов в Азербайджан. Но всему миру давно известна азбучная истина, что в Армению азербайджанские журналисты свободно приезжают, а в Азербайджан не пускают не только граждан Армении, но и граждан любой страны, если есть подозрение в их армянском происхождении. 1 ноября 2016 г. комитет ООН по правам человека выразил обеспокоенность тем, что иностранцы с армянской фамилией, независимо от своего гражданства, не допускаются в Азербайджан.
18 января 2019 г. МИД РФ сделал заявление «К вопросу о недопуске на территорию Азербайджана российских граждан», в котором отметил «столь вопиющие, как отказ во въезде в мае 2018 года ветерану Великой Отечественной войны, восьмидесятиоднолетней жительнице блокадного Ленинграда или недопуск в страну в феврале 2017 года женщины, которую вместе с четырехлетним сыном много часов продержали в спецнакопителе». 12 марта 2019 г. вышел комментарий МИД России «Предупреждение российским гражданам, направляющимся в Азербайджанскую Республику», в котором констатируется: «Пограничная служба Азербайджана продолжает отказывать в пропуске на территорию страны лицам, независимо от гражданства, имеющим прямые или косвенные признаки принадлежности к армянской национальности».
23 мая 2019 г. МИД Великобритании разместил предупреждение для своих граждан, которые намерены поехать в Азербайджан. Государственный департамент США в своем ежегодном докладе по правам человека в мире в 2018 г. отметил: «Люди с именами, звучащими по-армянски, часто подвергались дополнительному досмотру на пунктах пересечения границы Азербайджана, и им часто отказывали во въезде. Активисты гражданского общества отмечают, что на разговорах ненависти к армянам уже выросло целое поколение».
Исследовательница из Турции Ясемин Килит Аклар в работе, посвященной преподаванию истории в Азербайджане, делает вывод, что официальные азербайджанские учебники внушают ненависть к армянам, русским и иранцам. Согласно ее подсчетам, на 391 странице одного учебника истории армяне называются врагами 187 раз, русские – 119 раз, иранцы – 44 раза.
В заключение в рамках общего анализа сложившейся ситуации в регионе (Армения, Арцах, Азербайджан, Турция) и азербайджано-турецкой доктрины «Один народ – два государства» необходимо развенчать миф азербайджанской пропаганды о том, что Армения и Арцах являются абсолютными победителями, а Азербайджан – проигравшая жертва. Аваз Гасанов в интервью 1news.az 17 октября 2018 г. говорит: «И дипломаты, и международные организации понимают, что Азербайджан потерял в этой войне намного больше, чем армяне». Однако реальная действительность иная. На самом деле Азербайджан аннексировал значительные армянские земли – Нахиджеван, Арцвашен, Северный Арцах, часть Республики Арцах (Шаумянский район, часть Мардакертского и Мартунинского районов), а Турция аннексировала Западную Армению и часть Восточной Армении (Карскую область), остался безнаказанным геноцид против армян в Турции и Западной Армении 1915–1923 гг. и в Азербайджане и Нагорном Карабахе 1988-1994 гг. В этой ситуации, когда 9/10 территории Армении и Арцаха захвачено Турцией и Азербайджаном, абсолютно противоправными и нелепыми звучат призывы о дальнейших дополнительных территориальных уступках и компромиссах со стороны Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики).
Бакинская администрация не успевает, да и не стремится, осознать закономерности современного исторического процесса. Отказываясь от переговоров, фактически сбежав с них, Баку целенаправленно затягивает урегулирование, так как действующая администрация боится потерять власть и боится неизбежного окончательного признания Республики Арцах мировым сообществом. Основная проблема мирного урегулирования азербайджано-карабахского конфликта связана с нежеланием Баку признавать право народа Республики Арцах на жизнь и достойное существование. Нельзя не отметить, что А. Гасанов признает обоснованность необходимости обеспечения безопасности армян Арцаха. Агрессивные попытки бакинской администрации обойти реальность давным-давно состоявшейся и успешной Республики Арцах, отрицание норм международного права и Устава ООН, обязывающих незамедлительно признать независимость Республики Арцах еще в 1991 г., ведут к затягиванию цивилизованного урегулирования.
Рубен Заргарян, кандидат исторических наук
Поделитесь с друзьями:
13 августа 2019, 20:00 - NovostiNK Абсурд беготни со стульями бакинской администрации В предыдущем номере «Ноева Ковчега» (№7, июль 2019 г.) было опубликовано интервью с директором Общества гуманитарных исследований (Баку), автором книги «Нагорный Карабах: Трудный путь народной дипломатии» Авазом Гасановым. Следует приветствовать сдержанный, неагрессивный тон азербайджанского эксперта, который отличается от большинства других бакинских политологов, тексты которых не несут смысловой нагрузки, а разжигают по указанию бакинской администрации армянофобию и русофобию. Однако, одним из основных посылов господина А. Гасанова является оправдание позиции бакинской администрации, выдвигающей вопрос о привлечении к переговорам так называемой «азербайджанской общины» Карабаха, хотя азербайджанский политолог признает, что эта уловка Баку практической значимости «не имеет и не может иметь по определению». Очевидно, что такая постановка вопроса бакинской администрацией является попыткой извратить суть конфликта путем перевода его из межгосударственного азербайджано-карабахского в межэтнический и межобщинный «азербайджано-армянский», а также изменения официального формата переговоров. На самом деле трехсторонний формат Азербайджан – Арцах – Армения юридически закреплен в основополагающих документах ОБСЕ Будапештского саммита декабря 1994 г. и Пражского резюме действующего председателя ОБСЕ от 31 марта 1995 г. о трех сторонах конфликта. Автор этих строк в составе делегации Республики Арцах (Нагорно-Карабахской Республики) участвовал в переговорах в официальном трехстороннем формате Азербайджанская Республика – Республика Арцах – Республика Армения в 1994-1997 годах в рамках Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-карабахского конфликта и в российско-американской Дартмутской конференции по Нагорному Карабаху в 2001 – 2012 годах. Распространение фейков и хайп стали способом ведения внешней политики целых государств. Классический пример – бакинская администрация. Вспоминается, как сопредседатели МГ ОБСЕ и Дартмутской конференции с недоумением и раздражением взирали на периодическое бегание представителей азербайджанской делегации со стульями в поисках отдельного места за столом переговоров для изображения так называемой «азербайджанской общины» Карабаха. Естественно, эти театральные представления представителей Азербайджана пресекались посредниками. К поведению бакинской администрации применимы слова басни И.А. Крылова: «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Помнится, как на переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ руководитель карабахской делегации, министр иностранных дел НКР А.А. Гукасян предложил Низами Бахманова, который пытался себя позиционировать в качестве мэра Шуши и занять со своим стулом отдельное от азербайджанской делегации место за столом переговоров, назначить мэром Парижа, обосновав это тем, что какая разница, мэром какого города себя провозглашать, являясь азербайджанским госчиновником и занимаясь бизнесом в Баку. Это замечание А.А. Гукасяна было позитивно оценено сопредседателями. Приходит на память и другой случай, когда на одном из раундов Дартмутской конференции сопредседатели применили процедуру предоставления слова участникам исключительно по разрешению руководителей делегаций Азербайджана, Арцаха и Армении, дабы прекратить деструктивные игры с так называемой четвертой делегацией из Азербайджана, также применявшей тактику шума и гама беготни со стульями. Российско-американская Дартмутская конференция по Нагорному Карабаху приняла именно тремя сторонами в 2005 г. «Рамочное соглашение о мирном процессе». Важно отметить, что представители так называемой «азербайджанской общины» Карабаха являются гражданами Азербайджана, принимают участие в выборах всех уровней, полностью интегрированы в государственные структуры Азербайджана и ее интересы за столом переговоров отражает действующая администрация Баку. В апреле 2019 г. В.Н. Казимиров, в 1992-1996 гг. глава посреднической миссии России, полномочный представитель президента РФ по карабахскому конфликту, участник и сопредседатель Минской группы ОБСЕ, подчеркнул: «Нагорный Карабах не признан как государство, но имеет все критерии стороны конфликта: свои вооруженные силы и командование ими, территорию под своим контролем. У азербайджанской общины Нагорного Карабаха ничего этого нет». Стоит помнить, что азербайджанские власти и политологи категорически отказываются обсуждать решение проблем армянских беженцев из Азербайджана, из оккупированных азербайджанской армией районов Республики Арцах, Северного Арцаха, где проведены этнические чистки. Доктрина бакинской администрации – недопущение возвращения армянских беженцев ни при каких обстоятельствах. Деструктивная политика Баку свидетельствует о слабости его переговорной позиции, отсутствии правовых аргументов, желании сохранения неприемлемого статус-кво. Отказ бакинской администрации от переговоров с Республикой Арцах – это путь в никуда и намеренное затягивание переговорного процесса. Практика наглядно продемонстрировала, что участие Республики Арцах в переговорах обеспечивает прорыв, а трехсторонний формат является самым эффективным и результативным. Именно в данном формате был достигнут важнейший результат в процессе урегулирования – трехстороннее соглашение о прекращении огня от 12 мая 1994 г. При этом, как свидетельствует В.Н. Казимиров, 9 мая 1994 г. Азербайджан по указанию Гейдара Алиева подписал Соглашение о прекращении огня именно с НКР, без какого-либо участия Армении. Лишь впоследствии руководство Армении дало согласие на ее подпись, которую вписали от руки посередине документа. Но первоначально, соглашение было подписано только Азербайджаном и НКР. В трехстороннем формате Нагорный Карабах, Азербайджан, Армения 26-27 июля 1994 г. подписали дополнительное соглашение, в котором подтвердили «взятые на себя обязательства по прекращению огня вплоть до заключения большого политического соглашения». 4 февраля 1995 г. Азербайджан, НКР и Армения под эгидой ОБСЕ заключили соглашение об укреплении режима прекращения огня. Политолог А. Гасанов признает: «В целом могу отметить очевидную незаинтересованность Баку в переговорах с участием Нагорного Карабаха». Но в годы азербайджано-карабахской войны (1991-1994 гг.) Баку, особенно когда терпел военные поражения, неоднократно вел переговоры именно с Республикой Арцах. В.Н. Казимиров констатирует: «До осени 1993 года Ереван участвовал в подписании всего двух соглашений, во всех остальных случаях азербайджанцы вели переговоры непосредственно с карабахской стороной. Все соглашения о прекращении огня подписывались между Баку и Степанакертом без участия Еревана». В 1993 г. Азербайджан десять раз именно с НКР заключал договоренности о прекращении огня или их продлении. 3 сентября 1993 г. глава Азербайджана Гейдар Алиев ставит свою подпись под документом, в котором говорится: «Руководство Азербайджана уполномачивает заместителя председателя Верховного Совета А. Джалилова вести переговоры об организации встречи руководителей Азербайджана и НКР». Тогда Азербайджан фактически признал Республику Арцах. В интервью большое внимание уделяется взрывоопасной ситуации с Ираном. Следует согласиться с экспертом А. Гасановым, что в случае боевых действий против Ирана большие потери понесут сопредельные страны. Но необходимо констатировать, что, кроме некоторых всем известных ближневосточных стран, именно Азербайджан весьма заинтересован в начале боевых действий чужими руками до последнего американца против Ирана, так как имеет виды на северные провинции Ирана. Азербайджан имеет территориальные претензии ко всем соседним государствам – Ирану, Арцаху, Армении, Грузии, России, Туркмении. Иран уже давно серьезно озабочен программой создания «Великого Азербайджана». Этот план направлен на отторжение исконной иранской области «Азарбайджан» (название на фарси исторической Атропатены), которая не имеет никакого географического и исторического отношения к нынешней Азербайджанской Республике, которая позаимствовала, фактически украла, это название в 1920-е годы у иранцев, чтобы иметь возможность как-то назвать новосозданную республику и в будущем предъявить территориальные претензии к Ирану, что сейчас и происходит. Неоднократно в Милли Меджлисе (парламент Азербайджана) депутаты от правящей партии «Ени Азербайджан» выступали с предложением переименовать Азербайджан в «Северный Азербайджан», сравнив Азербайджанскую Республику с Северной Кореей. Это сравнение было бы уместно в плане общности политической системы, но никак не в географическом плане. Очевидно, что в Азербайджане такие заявления делаются с одобрения и по инициативе высшего руководства страны. Иранский историк Абд уль-Али Каранг констатирует: «Принятие турками термина турецкий Азербайджан исходило из их пантюркистских устремлений, основанных на общности языка населения иранской провинции Азарбайджан и Аррана и Ширвана. Их главная цель состояла в аннексии Азарбайджана, испокон веков являвшегося исконной территорией Ирана. Но они не считались с тем, что единства языка далеко не достаточно, ибо азарбайджанцы – исконные иранцы и верны древним традициям Ирана». В Иране многие не признают за Азербайджанской Республикой права называться «Азербайджаном», а называют ее «Республика Баку». Иран неоднократно требовал прекратить в СМИ Азербайджана антииранскую враждебную пропаганду, запретить деятельность группировок «Национально-освободительное движение Южного Азербайджана» и «Объединение за Большой Азербайджан». Так называемая проблема Иранского Азербайджана стала одной из главных на заседаниях всемирных конгрессов азербайджанцев, в которых активное участие принимает не только общественность, но и официальные лица Азербайджанской Республики, в том числе дипломаты, сотрудники аппарата президента, депутаты парламента. В азербайджанских правительственных СМИ неоднократно печатались карты с развевающимся над Иранским Азербайджаном государственным флагом Азербайджана. Очень четко охарактеризовал политику Азербайджана в