✔ Злоупотреблений было так много, что европейские структуры опасаются идей веттинга - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»
Youmans 19-07-2019, 12:14 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
Собеседник Lragir.am - депутат от фракции «Мой шаг», председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян.
Господин Варданян, почему власти сочли неэффективной идею веттинга судей и о чем говорится в протоколе Венецианской комиссии?
Во-первых, веттинг – не самоцель, во-вторых, мы пытались заложить в веттинг идею периодической проверки этичности судей посредством конституционных инструментов. Веттинг – единовременная мера, а нам нужно, чтобы судьи постоянно находились в режиме проверки этики, и эти полномочия предоставлены Высшему судебному совету. То есть, единовременному веттингу мы предпочли постоянный контроль путем судебно-правовых реформ.
Зачем тогда надо было заявлять о веттинге? Никол Пашинян говорил об этом, призывая перекрыть входы в суды.
Во многих странах веттинг обрел, скорее, негативный оттенок и смысл, и ЕС опасается идей проведения веттинга. Но мы всегда воспринимали и будем воспринимать его как инструмент проверки судей. В этом смысле судебно-правовые реформы, о которых на днях заявил министр юстиции, будут направлены на уточнение основ дисциплинарной ответственности судей, внедрение эффективного инструментария проверки этического поведения судей и, после формирования комиссии по предотвращению коррупции, на создание эффективного института декларирования доходов. Это позволит оградить систему от случайных элементов, которые за эти годы, пытаясь воспользоваться своим статусом, совершали деяния, не совместимые со статусом судей. Периодические проверки судебных актов могут позволить выявлять лиц, которые отступают от своих обязательств.
Стало ли предупреждение Венецианской комиссией причиной отказа от веттинга и избрания проверки этичности?
Нет, протокол Венецианской комиссии касался обсуждений 21-22 июня. После этого по приглашению властей в Армению прибыла группа высокопоставленных должностных лиц Совета Европы. Потом были встречи в Страсбурге, в том числе,с представителями Венецианской комиссии. Достигнуты конкретные договоренности, и мы следуем этой повестке. Обнародование протокола несколько изменило ситуацию, хотя то, о чем мы говорим, появилось после заседания ВК, и мы уже выполнили часть договоренностей. Переходное правосудие – не самоцель для Армении, его цель – повышение уровня доверия к судебной системе, кроме того, все должно происходить в рамках Конституции и наших международных обязательств.
Будет ли пакет реформ готов к сентябрю?
Мы тесно сотрудничаем с министром юстиции и тоже хотим получить пакет как можно скорее, потому что судебная система не может долго пребывать в зависшем состоянии, и разного рода спекуляции никоим образом не повышают репутацию судебной власти. Но мы не хотим отступать от пути представления этих реформ гражданам. Готовый проект будет размещен на платформе E-draft, где с ним можно будет ознакомиться.
Мы попытаемся пригласить к обсуждениям все заинтересованные стороны, в том числе, представителей судебной власти.
В протоколе Венецианской комиссии есть упоминание и о ситуации вокруг Конституционного суда. Вы считаете эту ситуацию кризисом? Венецианская комиссия отсылает к переходному положению Конституции.
Там всего две строчки. Да, в Конституционном суде проблема есть, и она требует решения. А документ – это не официальный комментарий, а протокол заседания, где обсуждались разные вопросы.
А кто был докладчиком? Говорят о Вардане Погосяне.
Я не участвовал в заседании и не могу сказать, кто представлял вопрос. Можно уточнить у Вардана Погосяна, а я могу лишь сказать, что эти документы не секретны, поскольку не содержат серьезной информации. Но доступ к ним ограничен.
Что касается разрешения кризиса, то есть разные мнения, но это не юрисдикция парламента. Вопрос касается судебной власти, а у нас судебная власть отделена от других ветвей, и парламент не может взять на себя таких полномочий. Только в рамках законодательных поправок.
Поделитесь с друзьями:
19 июля 2019, 10:00 - NovostiNK Собеседник Lragir.am - депутат от фракции «Мой шаг», председатель парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян. Господин Варданян, почему власти сочли неэффективной идею веттинга судей и о чем говорится в протоколе Венецианской комиссии? Во-первых, веттинг – не самоцель, во-вторых, мы пытались заложить в веттинг идею периодической проверки этичности судей посредством конституционных инструментов. Веттинг – единовременная мера, а нам нужно, чтобы судьи постоянно находились в режиме проверки этики, и эти полномочия предоставлены Высшему судебному совету. То есть, единовременному веттингу мы предпочли постоянный контроль путем судебно-правовых реформ. Зачем тогда надо было заявлять о веттинге? Никол Пашинян говорил об этом, призывая перекрыть входы в суды. Во многих странах веттинг обрел, скорее, негативный оттенок и смысл, и ЕС опасается идей проведения веттинга. Но мы всегда воспринимали и будем воспринимать его как инструмент проверки судей. В этом смысле судебно-правовые реформы, о которых на днях заявил министр юстиции, будут направлены на уточнение основ дисциплинарной ответственности судей, внедрение эффективного инструментария проверки этического поведения судей и, после формирования комиссии по предотвращению коррупции, на создание эффективного института декларирования доходов. Это позволит оградить систему от случайных элементов, которые за эти годы, пытаясь воспользоваться своим статусом, совершали деяния, не совместимые со статусом судей. Периодические проверки судебных актов могут позволить выявлять лиц, которые отступают от своих обязательств. Стало ли предупреждение Венецианской комиссией причиной отказа от веттинга и избрания проверки этичности? Нет, протокол Венецианской комиссии касался обсуждений 21-22 июня. После этого по приглашению властей в Армению прибыла группа высокопоставленных должностных лиц Совета Европы. Потом были встречи в Страсбурге, в том числе,с представителями Венецианской комиссии. Достигнуты конкретные договоренности, и мы следуем этой повестке. Обнародование протокола несколько изменило ситуацию, хотя то, о чем мы говорим, появилось после заседания ВК, и мы уже выполнили часть договоренностей. Переходное правосудие – не самоцель для Армении, его цель – повышение уровня доверия к судебной системе, кроме того, все должно происходить в рамках Конституции и наших международных обязательств. Будет ли пакет реформ готов к сентябрю? Мы тесно сотрудничаем с министром юстиции и тоже хотим получить пакет как можно скорее, потому что судебная система не может долго пребывать в зависшем состоянии, и разного рода спекуляции никоим образом не повышают репутацию судебной власти. Но мы не хотим отступать от пути представления этих реформ гражданам. Готовый проект будет размещен на платформе E-draft, где с ним можно будет ознакомиться. Мы попытаемся пригласить к обсуждениям все заинтересованные стороны, в том числе, представителей судебной власти. В протоколе Венецианской комиссии есть упоминание и о ситуации вокруг Конституционного суда. Вы считаете эту ситуацию кризисом? Венецианская комиссия отсылает к переходному положению Конституции. Там всего две строчки. Да, в Конституционном суде проблема есть, и она требует решения. А документ – это не официальный комментарий, а протокол заседания, где обсуждались разные вопросы. А кто был докладчиком? Говорят о Вардане Погосяне. Я не участвовал в заседании и не могу сказать, кто представлял вопрос. Можно уточнить у Вардана Погосяна, а я могу лишь сказать, что эти документы не секретны, поскольку не содержат серьезной информации. Но доступ к ним ограничен. Что касается разрешения кризиса, то есть разные мнения, но это не юрисдикция парламента. Вопрос касается судебной власти, а у нас судебная власть отделена от других ветвей, и парламент не может взять на себя таких полномочий. Только в рамках законодательных поправок. Поделитесь с друзьями: