✔ Как клан Алиевых одурманивает азербайджанский народ посредством телевидения - NovostiNK - Новости Армении - «Новости Армении»
Cooper 27-05-2019, 16:16 193 Мир / Россия / Армения27 мая 2019, 16:00 - NovostiNK Власти Азербайджана одурманивают собственный народ, причем не брезгуют никакими средствами. Этой теме посвящена публикация «Азербайджанское телевидение при помощи государства скатывается все ниже» на сайте eurasianet.org (независимая журналистка Дурна Сафарова).
Представляем материал без сокращений:
В азербайджанском телеэфире теперь господствуют реалити-шоу, в которых главное место отводится драме в личных отношениях.
В прилизанной телевизионной студии сидят в глубоких креслах юрист, поэт, актриса и психолог. Напротив них — 35-летний Вугар и его родители. Тема разговора: предполагаемая супружеская неверность жены Вугара. В ходе часовой программы эта экспертная комиссия разбирает по косточкам взаимоотношения внутри семьи.
«Почему ты выбрал эту женщину, чтобы родить тебе детей? — допытывается юрист у Вугара, внутреннего переселенца из Карабаха, живущего сейчас на Апшеронском полуострове рядом с Баку. — На Страшном Суде твой ребенок спросит: „Зачем ты женился на ней, зачем я появился из ее тела?»
«Ее сестра такая же, — отвечает Вугар. — А их мать еще хуже. Когда мы поженились, я плохо их знал».
Это передача «Расскажи о своем горе», одна из самых популярных программ на частном телеканале Space TV, близком к правящей семье. Выбор в пользу пикантных мелодрам — с большим количеством проблем в личных отношениях, конфликтов между свойственниками и домашнего насилия — типичное явление на сегодняшнем азербайджанском телевидении.
В число других популярных в Азербайджане передач входят программы «Позвольте сказать», «Наш народ, наша тайна», «Ты с нами». Их многие смотрят и широко обсуждают в социальных сетях; вокруг них часто возникают споры.
«В наше время на телевидении появлялись люди, достойные подражания, — сказал в недавнем интервью известный актер Расим Балаев. — Теперь в телевизор может попасть любой человек с улицы. Аморальные люди читают мне мораль, коррумпированные рассказывают о вреде коррупции, глупые рассуждают об уме».
Хотя такие программы существуют во всем мире, в Азербайджане они пользуются необычайно мощной поддержкой государства.
Последние годы правительство выдает частным телеканалам весьма существенные субсидии. В 2011 году оно предоставило телевизионным станциям 5 млн манатов (в то время около 6 млн долларов) на производство программ; в 2013 на те же цели было выделено 6 млн манатов.
В указе, подписанном президентом Ильхамом Алиевым в 2011 году, говорится, что эти деньги были потрачены, «учитывая большое значение телефильмов, пропагандирующих культурное наследие азербайджанского народа и прививающих духовно-нравственные ценности, в формировании национального сознания». Как сообщается в отчете Национального совета по телевидению и радио, благодаря этим средствам было выпущено приблизительно 40 программ, по большей части мыльных опер.
А в январе текущего года Алиев объявил о предоставлении частным телеканалам государственной субсидии в размере 3 млн манатов (около 1,8 млн долларов) для оказания им помощи в эксплуатации недавно запущенного азербайджанского спутника Azerspace-1.
Связи с государством
Многие из нынешних частных телеканалов были созданы в начале 2000-х, когда Азербайджан получил членство в Совете Европы, который попытался заставить Баку диверсифицировать СМИ. В одном из своих докладов 2000 года Совет критиковал засилье государственного телевидения и трудности в создании частных телевизионных станций.
Однако все новые каналы были организованы людьми, тесно связанными с правительством. Основатель и президент Lider TV, частного телеканала, известного кампаниями по очернению оппозиционных политиков и независимых журналистов, — Адалят Алиев, родственник Ильхама Алиева. Севиль Алиева, сестра президента, стала основательницей телеканала Space TV.
«У бизнесменов в Азербайджане нет никакой возможности владеть телеканалом, если только у них нет тесных связей с правительством», — сказал Eurasianet.org Халид Агалиев, специалист по азербайджанскому законодательству о СМИ.
Некоторые независимые деятели пытались получить лицензии на право вещания, но потерпели неудачу. В 2011 году, когда правительство объявило тендер на новую лицензию на радиовещание, в нем приняли участие журналист Яшар Агазаде и правозащитник Расул Джафаров. Их заявка была отклонена, а лицензию получила радиостанция «Араз», которую возглавляет сын Али Гасанова, высокопоставленного советника Алиева.
В связи с этим Институт прав медиа, местная организация, выступавшая в защиту свободы прессы, обратилась в Комитет ООН по правам человека с жалобой на нарушение свободы слова. В 2017 году этот международный орган вынес решение, осуждающее действия правительства, — первое в его практике решение, касающееся Азербайджана. (Тем временем Институт прав медиа был вынужден прекратить свою работу из-за ужесточения ограничений на деятельность организаций гражданского общества в Азербайджане.)
Государственное финансирование помогает частным телеканалам покрыть катастрофический недостаток средств. Экономика страны находится в упадке, что приводит к снижению доходов от рекламы, которые могли бы позволить каналам работать более независимо. По данным государственной статистики, объем рекламы в СМИ упал с 25,1 млн манатов в 2014 году до 4,6 млн манатов в 2017-м (это последние доступные сведения).
«СМИ нуждаются в доходах от рекламы, но в Азербайджане такого рынка нет», — сказал Агалиев.
По-видимому, это связано не только с экономическими, но и — по меньшей мере частично — с политическими причинами. Компании, которые могли бы размещать свою рекламу на телевидении, часто контролируются государством и, следовательно, могут испытывать политическое давление при распределении расходов на рекламу. В опубликованном в 2012 году докладе организации Article 19, борющейся за свободу прессы, отмечалось: «Азербайджанская экономика по большей части управляется государством, таким образом, имеющиеся на рынке ресурсы для СМИ принадлежат правительству. В 2008 году 40 % всех расходов были оплачены банковским сектором, а еще 25 % — телекоммуникационными компаниями, причем все эти организации контролируются государством».
«Авторитарному режиму, который заинтересован в информационном управлении и дезориентации общества, не выгодно иметь большой и свободный рекламный рынок», — писало независимое новостное агентство Turan в докладе о телевизионной рекламе. Такой рынок «угрожает формированием независимых в финансовом, а значит в политическом отношении СМИ, как это уже было в 90-х годах прошлого столетия».
«Эта ситуация намеренно создавалась десятилетиями, и частному телевидению ничего не остается, кроме как ждать государственной помощи», — сказал Eurasianet.org Агалиев.
«Измены — настоящая манна небесная»
Азербайджанское телевидение расцвело в первые годы постсоветской эпохи; тогда на нем были относительно независимые новостные программы и ток-шоу по широкому спектру тем. Но с начала 2000-х, по мере развития частного телевидения, развлекательные передачи — обычно низкого качества — начали вытеснять более «умные» программы.
Первыми развлекательными программами, завоевавшими широкую популярность, стали сплетни из жизни звезд и реалити-шоу свадебной тематики; в обоих случаях передачи копировались с турецких оригиналов. Сектор реалити-шоу рос, к нему добавились сериалы, посвященные семейным драмам, а также программы благотворительной помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Даже независимый телеканал ANS, который когда-то был серьезной новостной станцией, к моменту закрытия в 2016 году (якобы за пропаганду терроризма) в основном переключился на программы «реального жанра».
«Качественные дискуссии на телевидении бывают редко, да и то только благодаря конкретным журналистам, — сказал Гулу Магеррамли, профессор факультета журналистики Бакинского государственного университета, проработавший в государственных вещательных организациях почти 30 лет. — Зрители перестали надеяться на телевидение».
«Каналы отдают предпочтение шоу о драмах в отношениях, чтобы привлечь внимание, — сказал Eurasianet.org на условиях анонимности один бывший сотрудник телевидения. — Есть любимые темы, в том числе изнасилования и побои. А супружеские измены — настоящая манна небесная».
Иногда драмы бывают срежиссированными: в социальных сетях появилась видеозапись, сделанная за кулисами реалити-шоу «Я ищу тебя», в которой продюсеры инструктируют одного из участников программы.
«Действительно, многое из этого срежиссировано, а истории сфабрикованы», — сказал бывший сотрудник телевидения.
Даже сам Алиев критиковал низкое качество частного азербайджанского телевидения. «Зачастую частные телеканалы ведут борьбу за рекламу. Поэтому стараются показывать более зрелищные передачи, порой уровень в них несколько снижается», — сказал он в марте группе деятелей культуры.
Однако погоня за рейтингами — не единственный побудительный мотив. В 2010 году, перед парламентскими выборами, государство выделило каждому кандидату по четыре минуты эфирного времени на государственном телевидении для участия в дебатах за круглым столом. «Рейтинг этих передач был самым высоким за последние годы», — сказал Агалиев.
«Зависимые (от государства) СМИ напуганы, — пояснил Агалиев. — Они распространяют безопасный контент, с которым они ничем не рискуют, и это нравится власти, которая их контролирует. А какой контент нужен зрителям, их не волнует».
Поделитесь с друзьями:
27 мая 2019, 16:00 - NovostiNK Власти Азербайджана одурманивают собственный народ, причем не брезгуют никакими средствами. Этой теме посвящена публикация «Азербайджанское телевидение при помощи государства скатывается все ниже» на сайте eurasianet.org (независимая журналистка Дурна Сафарова). Представляем материал без сокращений: В азербайджанском телеэфире теперь господствуют реалити-шоу, в которых главное место отводится драме в личных отношениях. В прилизанной телевизионной студии сидят в глубоких креслах юрист, поэт, актриса и психолог. Напротив них — 35-летний Вугар и его родители. Тема разговора: предполагаемая супружеская неверность жены Вугара. В ходе часовой программы эта экспертная комиссия разбирает по косточкам взаимоотношения внутри семьи. «Почему ты выбрал эту женщину, чтобы родить тебе детей? — допытывается юрист у Вугара, внутреннего переселенца из Карабаха, живущего сейчас на Апшеронском полуострове рядом с Баку. — На Страшном Суде твой ребенок спросит: „Зачем ты женился на ней, зачем я появился из ее тела?» «Ее сестра такая же, — отвечает Вугар. — А их мать еще хуже. Когда мы поженились, я плохо их знал». Это передача «Расскажи о своем горе», одна из самых популярных программ на частном телеканале Space TV, близком к правящей семье. Выбор в пользу пикантных мелодрам — с большим количеством проблем в личных отношениях, конфликтов между свойственниками и домашнего насилия — типичное явление на сегодняшнем азербайджанском телевидении. В число других популярных в Азербайджане передач входят программы «Позвольте сказать», «Наш народ, наша тайна», «Ты с нами». Их многие смотрят и широко обсуждают в социальных сетях; вокруг них часто возникают споры. «В наше время на телевидении появлялись люди, достойные подражания, — сказал в недавнем интервью известный актер Расим Балаев. — Теперь в телевизор может попасть любой человек с улицы. Аморальные люди читают мне мораль, коррумпированные рассказывают о вреде коррупции, глупые рассуждают об уме». Хотя такие программы существуют во всем мире, в Азербайджане они пользуются необычайно мощной поддержкой государства. Последние годы правительство выдает частным телеканалам весьма существенные субсидии. В 2011 году оно предоставило телевизионным станциям 5 млн манатов (в то время около 6 млн долларов) на производство программ; в 2013 на те же цели было выделено 6 млн манатов. В указе, подписанном президентом Ильхамом Алиевым в 2011 году, говорится, что эти деньги были потрачены, «учитывая большое значение телефильмов, пропагандирующих культурное наследие азербайджанского народа и прививающих духовно-нравственные ценности, в формировании национального сознания». Как сообщается в отчете Национального совета по телевидению и радио, благодаря этим средствам было выпущено приблизительно 40 программ, по большей части мыльных опер. А в январе текущего года Алиев объявил о предоставлении частным телеканалам государственной субсидии в размере 3 млн манатов (около 1,8 млн долларов) для оказания им помощи в эксплуатации недавно запущенного азербайджанского спутника Azerspace-1. Связи с государством Многие из нынешних частных телеканалов были созданы в начале 2000-х, когда Азербайджан получил членство в Совете Европы, который попытался заставить Баку диверсифицировать СМИ. В одном из своих докладов 2000 года Совет критиковал засилье государственного телевидения и трудности в создании частных телевизионных станций. Однако все новые каналы были организованы людьми, тесно связанными с правительством. Основатель и президент Lider TV, частного телеканала, известного кампаниями по очернению оппозиционных политиков и независимых журналистов, — Адалят Алиев, родственник Ильхама Алиева. Севиль Алиева, сестра президента, стала основательницей телеканала Space TV. «У бизнесменов в Азербайджане нет никакой возможности владеть телеканалом, если только у них нет тесных связей с правительством», — сказал Eurasianet.org Халид Агалиев, специалист по азербайджанскому законодательству о СМИ. Некоторые независимые деятели пытались получить лицензии на право вещания, но потерпели неудачу. В 2011 году, когда правительство объявило тендер на новую лицензию на радиовещание, в нем приняли участие журналист Яшар Агазаде и правозащитник Расул Джафаров. Их заявка была отклонена, а лицензию получила радиостанция «Араз», которую возглавляет сын Али Гасанова, высокопоставленного советника Алиева. В связи с этим Институт прав медиа, местная организация, выступавшая в защиту свободы прессы, обратилась в Комитет ООН по правам человека с жалобой на нарушение свободы слова. В 2017 году этот международный орган вынес решение, осуждающее действия правительства, — первое в его практике решение, касающееся Азербайджана. (Тем временем Институт прав медиа был вынужден прекратить свою работу из-за ужесточения ограничений на деятельность организаций гражданского общества в Азербайджане.) Государственное финансирование помогает частным телеканалам покрыть катастрофический недостаток средств. Экономика страны находится в упадке, что приводит к снижению доходов от рекламы, которые могли бы позволить каналам работать более независимо. По данным государственной статистики, объем рекламы в СМИ упал с 25,1 млн манатов в 2014 году до 4,6 млн манатов в 2017-м (это последние доступные сведения). «СМИ нуждаются в доходах от рекламы, но в Азербайджане такого рынка нет», — сказал Агалиев. По-видимому, это связано не только с экономическими, но и — по меньшей мере частично — с политическими причинами. Компании, которые могли бы размещать свою рекламу на телевидении, часто контролируются государством и, следовательно, могут испытывать политическое давление при распределении расходов на рекламу. В опубликованном в 2012 году докладе организации Article 19, борющейся за свободу прессы, отмечалось: «Азербайджанская экономика по большей части управляется государством, таким образом, имеющиеся на рынке ресурсы для СМИ принадлежат правительству. В 2008 году 40 % всех расходов были оплачены банковским сектором, а еще 25 % — телекоммуникационными компаниями, причем все эти организации контролируются государством». «Авторитарному режиму, который заинтересован в информационном управлении и дезориентации общества, не выгодно иметь большой и свободный рекламный рынок», — писало независимое новостное агентство Turan в докладе о телевизионной рекламе. Такой рынок «угрожает формированием независимых в финансовом, а значит в политическом отношении СМИ, как это уже было в 90-х годах прошлого столетия». «Эта ситуация намеренно создавалась десятилетиями, и частному телевидению ничего не остается, кроме как ждать государственной помощи», — сказал Eurasianet.org Агалиев. «Измены — настоящая манна небесная» Азербайджанское телевидение расцвело в первые годы постсоветской эпохи; тогда на нем были относительно независимые новостные программы и ток-шоу по широкому спектру тем. Но с начала 2000-х, по мере развития частного телевидения, развлекательные передачи — обычно низкого качества — начали вытеснять более «умные» программы. Первыми развлекательными программами, завоевавшими широкую популярность, стали сплетни из жизни звезд и реалити-шоу свадебной тематики; в обоих случаях передачи копировались с турецких оригиналов. Сектор реалити-шоу рос, к нему добавились сериалы, посвященные семейным драмам, а также программы благотворительной помощи оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Даже независимый телеканал ANS, который когда-то был серьезной новостной станцией, к моменту закрытия в 2016 году (якобы за пропаганду терроризма) в основном переключился на программы «реального жанра». «Качественные дискуссии на телевидении бывают редко, да и то только благодаря конкретным журналистам, — сказал Гулу Магеррамли, профессор факультета журналистики Бакинского государственного университета, проработавший в государственных вещательных организациях почти 30 лет. — Зрители перестали надеяться на телевидение». «Каналы отдают предпочтение шоу о драмах в отношениях, чтобы привлечь внимание, — сказал Eurasianet.org на условиях анонимности один бывший сотрудник телевидения. — Есть любимые темы, в том числе изнасилования и побои. А супружеские измены — настоящая манна небесная». Иногда драмы бывают срежиссированными: в социальных сетях появилась видеозапись, сделанная за кулисами реалити-шоу «Я ищу тебя», в которой продюсеры инструктируют одного из участников программы. «Действительно, многое из этого срежиссировано, а истории сфабрикованы», — сказал бывший сотрудник телевидения. Даже сам Алиев критиковал низкое качество частного азербайджанского телевидения. «Зачастую частные телеканалы ведут борьбу за рекламу. Поэтому стараются показывать более зрелищные передачи, порой уровень в них несколько снижается», — сказал он в марте группе деятелей культуры. Однако погоня за рейтингами — не единственный побудительный мотив. В 2010 году, перед парламентскими выборами, государство выделило каждому кандидату по четыре минуты эфирного времени на государственном телевидении для участия в дебатах за круглым столом. «Рейтинг этих передач был самым высоким за последние годы», — сказал Агалиев. «Зависимые (от государства) СМИ напуганы, — пояснил Агалиев. — Они распространяют безопасный контент, с которым они ничем не рискуют, и это нравится власти, которая их контролирует. А какой контент нужен зрителям, их не волнует». Поделитесь с друзьями: