✔ В Армении отметили день рождения выдающегося армянского мецената Александра Манташьянца - «Новости Армении»
Johnson 4-03-2019, 00:56 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
3 марта 2019, 22:46 - NovostiNK3 марта в Армении на основании решения правительства отмечается как День предпринимателя. Видимо не случайно эта дата совпадает с днем рождения великого армянского мецената Александра Манташьянца. Как сообщает пресс-служба Союза промышленников и предпринимателей РА, «сегодня предприниматели во главе с председателем Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсеном Казаряном возложили цветы к памятнику Манташьянца, установленного в центре Еревана».
Кстати, разночтения в правописании фамилии мецената имеют место быть. «Александр Манташьянц» – так он ставил свою подпись в документах на армянском языке. Правда, в русской транскрипции его фамилия звучала уже несколько иначе – «Манташев». А иностранцы и вообще переиначили ее на более привычный заморскому уху манер – «Mantachoff». Впрочем, как любил говаривать сам миллионер, «от подобного изменения букв в написании армянской фамилии его стремление быть полезным своему народу нисколько не менялось».
Свой путь к большому бизнесу семья Манташьянц начинает с оптовой торговли мануфактурой. В 1887 году скупив значительную часть акций, купец первой гильдии Александр становится главным пайщиком Тифлисского Центрального торгового банка и председателем его административного совета. Будучи к началу ХХ века одним из самых богатейших людей России с фантастическим по тем временам капиталом в 22 миллиона рублей, Манташев не выносил показухи: не любил носить золотые украшения с драгоценными камнями, предпочитая им живой цветок в нагрудном кармане пиджака. Он относился к своему капиталу поистине как к народному достоянию, не понимая, почему нужно тратить на себя больше, чем это необходимо, вместо того чтобы сделать кому-то добро. Однажды, расплачиваясь с цирюльником, Манташев услышал: «А ваш сын дает мне вдвое больше!», на что с юмором тут же ответил: «Так он сын Манташева. А я кто?!». У владельца нескольких конезаводов не было даже собственного выезда, а потому на работу он обычно отправлялся на конке. «Не количество огромных сумм, а сердце - вот то, что играло единственную и величайшую роль в благотворительности Манташева. Он жертвовал не из пустого тщеславия или заднего умысла, а потому, что так диктовала его чувствительная душа. Его благотворительность всегда носила печать истинного христианства», - писал о нем классик армянской литературы Александр Ширванзаде.
Капитал, должности и регалии Александра Манташева служили ему отнюдь не для удовлетворения собственной гордыни, а на благо своему народу. Он опекал самый большой на Кавказе приют для малышей-сирот. Вложил средства в строительство школы для слепых детей, а затем до конца своих дней выделял этому учебному заведению крупные суммы. Впрочем, слова «первый» «самый» или «единственный» сопровождали его почти во всех начинаниях: первый телефонный кабель, положивший начало телефонизации Тифлиса, был протянут от дома Манташева. Неподалеку от фамильного особняка располагалась возведенная на его средства средняя школа, оснащенная по тем временам на самом современном европейском уровне. В 1881 году Александр Манташев финансировал в лучших европейских заведениях обучение двухсот молодых армян. Среди них числился будущий основоположник армянской классической музыки Согомон Согомонян, в будущем больше известный миру под именем Комитас. Как-то узнав, что у великого композитора нет собственного пианино, Манташев приказал привезти специально для него самый лучший музыкальный инструмент из Германии. В Москве им был построен первый в городе ипподром, причем «Манташевские конюшни» известны до сих пор, так же как и «Манташевские Торговые ряды» в Тбилиси. Всю жизнь филантроп Манташев строил многочисленные учебные заведения, церковные храмы, приюты в Тифлисе, Эривани, Москве, Петербурге, Баку, Париже. Самым заметным благотворительным деянием Манташева остается возведение армянской церкви Святого Ованеса Мкртыча (Св. Иоанна Крестителя) на Елисейских полях в Париже, за что президент Франции наградил Александра Манташева орденом Почетного легиона. Затратив в 1904 году на строительство этого грандиозного сооружения полтора миллиона франков, Манташев затем передал его в дар армянской диаспоре. На часто задаваемый вопрос: «Почему именно Париж?», он обычно не без самоиронии отвечал: «Это город, где я больше всего грешил», - видимо подразумевая под этими словами свою невероятно большую (а по догмам церкви - грешную) страсть к театру. Например, в парижской «Academic National de Musigue» у заядлого театрала Манташева имелась собственная ложа. Как истинный покровитель культуры и искусств он построил в Тифлисе здание Питоевского театра, который в настоящее время носит имя Шота Руставели. Прекрасный подарок сделал и Еревану, профинансировав на улице Астафяна строительство оригинального по самобытной архитектуре здания, в котором сегодня разместился Малый филармонический концертный зал имени Арно Бабаджаняна. В 1920 году в нем праздновали вторую годовщину Первой Армянской республики, а спустя всего шесть лет здесь давал авторские концерты Александр Спендиаров.
Натура неугомонного и энергичного бизнесмена толкала его к новым свершениям и новым прибылям. «Черное золото» в эпоху становления мирового нефтяного бизнеса сулило невероятные доходы и открывало грандиозные перспективы тем, кто рисковал вложить в него средства и был способен умело управлять делами. Очевидцы вспоминали, что перед покупкой нефтяных приисков Манташев сам приезжал на место, лично осматривал участки, а частенько даже нюхал и пробовал землю на вкус. Потом останавливался и, ткнув тростью, говорил: «С Богом! Начинайте здесь». Все знали, что Манташев никогда не ошибается и всякий раз при бурении в указанном месте из земли обязательно бил фонтан. Основав в 1899 году Бакинский торговый дом «Ал. Манташев и Ко», он через некоторое время открывает ряд представительств в Салониках, Константинополе, Александрии, Каире, Дамаске, Марселе, Лондоне, Бомбее, Шанхае. Став вскоре акционером ряда мировых нефтяных компаний, Манташев поддержал идею Дмитрия Менделеева использовать более рентабельные пути транспортировки нефти и даже профинансировал строительство первого и самого длинного в мире 835-километровый нефтепровода Баку-Батуми. По некоторым данным его компания считалась самой крупной в Российской империи, а по объему основного капитала соперничала с такими магнатами, как братья Нобель и Ротшильды. В этой связи современники миллионера вспоминали, как однажды в поезде «Вена - Париж» попутчиком Манташева оказался очень неразговорчивый человек. Все попытки завязать с ним беседу терпели неудачу. Но когда речь зашла о бакинских нефтеприисках, молчаливый попутчик вдруг оживился и, между прочим, заметил, что единственный человек, который ему заочно известен в Баку – это господин «Mantachoff». Улыбнувшись, Александр Иванович представился. Но собеседник вновь умолк и до конца путешествия больше не проронил ни слова. В Париже на перроне они лишь пожали друг другу руки и разошлись, как думалось, навсегда. Однако через несколько дней Манташев получил от барона Ротшильда приглашение на светский раут. Из письма стало понятным, что известный в Европе миллионер и был как раз тем самым неразговорчивым визави по купе, сделавшим нечаянный, но искренний комплимент Манташеву.
Умер Александр Манташев 19 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге, откуда его перевезли в Тифлис и похоронили рядом с женой в усыпальнице Ванского собора. Армянская газета «Мшак» в те дни писала: «Из сферы армянской благотворительности уходит крупнейшая личность, и подобного человека еще долго не увидит армянский купеческий класс». После революции богатые прииски новая власть национализировала. А в 1938 году по приказу Лаврентия Берии церковный комплекс, в ограде которого захоронили Манташева, был полностью разрушен строителями светлого будущего. Но в 1997 году на территории церкви Сурб Эчмиадзин в Тбилиси делегация из Армении установила памятную стелу нашему соотечественнику с эпитафией «От внуков». Ключи от ограды переданы на хранение в Музей истории Армении.
Сергей Тигранян
Источник: NovostiNK.net
Поделитесь с друзьями:
3 марта 2019, 22:46 - NovostiNK3 марта в Армении на основании решения правительства отмечается как День предпринимателя. Видимо не случайно эта дата совпадает с днем рождения великого армянского мецената Александра Манташьянца. Как сообщает пресс-служба Союза промышленников и предпринимателей РА, «сегодня предприниматели во главе с председателем Союза промышленников и предпринимателей Армении Арсеном Казаряном возложили цветы к памятнику Манташьянца, установленного в центре Еревана». Кстати, разночтения в правописании фамилии мецената имеют место быть. «Александр Манташьянц» – так он ставил свою подпись в документах на армянском языке. Правда, в русской транскрипции его фамилия звучала уже несколько иначе – «Манташев». А иностранцы и вообще переиначили ее на более привычный заморскому уху манер – «Mantachoff». Впрочем, как любил говаривать сам миллионер, «от подобного изменения букв в написании армянской фамилии его стремление быть полезным своему народу нисколько не менялось». Свой путь к большому бизнесу семья Манташьянц начинает с оптовой торговли мануфактурой. В 1887 году скупив значительную часть акций, купец первой гильдии Александр становится главным пайщиком Тифлисского Центрального торгового банка и председателем его административного совета. Будучи к началу ХХ века одним из самых богатейших людей России с фантастическим по тем временам капиталом в 22 миллиона рублей, Манташев не выносил показухи: не любил носить золотые украшения с драгоценными камнями, предпочитая им живой цветок в нагрудном кармане пиджака. Он относился к своему капиталу поистине как к народному достоянию, не понимая, почему нужно тратить на себя больше, чем это необходимо, вместо того чтобы сделать кому-то добро. Однажды, расплачиваясь с цирюльником, Манташев услышал: «А ваш сын дает мне вдвое больше!», на что с юмором тут же ответил: «Так он сын Манташева. А я кто?!». У владельца нескольких конезаводов не было даже собственного выезда, а потому на работу он обычно отправлялся на конке. «Не количество огромных сумм, а сердце - вот то, что играло единственную и величайшую роль в благотворительности Манташева. Он жертвовал не из пустого тщеславия или заднего умысла, а потому, что так диктовала его чувствительная душа. Его благотворительность всегда носила печать истинного христианства», - писал о нем классик армянской литературы Александр Ширванзаде. Капитал, должности и регалии Александра Манташева служили ему отнюдь не для удовлетворения собственной гордыни, а на благо своему народу. Он опекал самый большой на Кавказе приют для малышей-сирот. Вложил средства в строительство школы для слепых детей, а затем до конца своих дней выделял этому учебному заведению крупные суммы. Впрочем, слова «первый» «самый» или «единственный» сопровождали его почти во всех начинаниях: первый телефонный кабель, положивший начало телефонизации Тифлиса, был протянут от дома Манташева. Неподалеку от фамильного особняка располагалась возведенная на его средства средняя школа, оснащенная по тем временам на самом современном европейском уровне. В 1881 году Александр Манташев финансировал в лучших европейских заведениях обучение двухсот молодых армян. Среди них числился будущий основоположник армянской классической музыки Согомон Согомонян, в будущем больше известный миру под именем Комитас. Как-то узнав, что у великого композитора нет собственного пианино, Манташев приказал привезти специально для него самый лучший музыкальный инструмент из Германии. В Москве им был построен первый в городе ипподром, причем «Манташевские конюшни» известны до сих пор, так же как и «Манташевские Торговые ряды» в Тбилиси. Всю жизнь филантроп Манташев строил многочисленные учебные заведения, церковные храмы, приюты в Тифлисе, Эривани, Москве, Петербурге, Баку, Париже. Самым заметным благотворительным деянием Манташева остается возведение армянской церкви Святого Ованеса Мкртыча (Св. Иоанна Крестителя) на Елисейских полях в Париже, за что президент Франции наградил Александра Манташева орденом Почетного легиона. Затратив в 1904 году на строительство этого грандиозного сооружения полтора миллиона франков, Манташев затем передал его в дар армянской диаспоре. На часто задаваемый вопрос: «Почему именно Париж?», он обычно не без самоиронии отвечал: «Это город, где я больше всего грешил», - видимо подразумевая под этими словами свою невероятно большую (а по догмам церкви - грешную) страсть к театру. Например, в парижской «Academic National de Musigue» у заядлого театрала Манташева имелась собственная ложа. Как истинный покровитель культуры и искусств он построил в Тифлисе здание Питоевского театра, который в настоящее время носит имя Шота Руставели. Прекрасный подарок сделал и Еревану, профинансировав на улице Астафяна строительство оригинального по самобытной архитектуре здания, в котором сегодня разместился Малый филармонический концертный зал имени Арно Бабаджаняна. В 1920 году в нем праздновали вторую годовщину Первой Армянской республики, а спустя всего шесть лет здесь давал авторские концерты Александр Спендиаров. Натура неугомонного и энергичного бизнесмена толкала его к новым свершениям и новым прибылям. «Черное золото» в эпоху становления мирового нефтяного бизнеса сулило невероятные доходы и открывало грандиозные перспективы тем, кто рисковал вложить в него средства и был способен умело управлять делами. Очевидцы вспоминали, что перед покупкой нефтяных приисков Манташев сам приезжал на место, лично осматривал участки, а частенько даже нюхал и пробовал землю на вкус. Потом останавливался и, ткнув тростью, говорил: «С Богом! Начинайте здесь». Все знали, что Манташев никогда не ошибается и всякий раз при бурении в указанном месте из земли обязательно бил фонтан. Основав в 1899 году Бакинский торговый дом «Ал. Манташев и Ко», он через некоторое время открывает ряд представительств в Салониках, Константинополе, Александрии, Каире, Дамаске, Марселе, Лондоне, Бомбее, Шанхае. Став вскоре акционером ряда мировых нефтяных компаний, Манташев поддержал идею Дмитрия Менделеева использовать более рентабельные пути транспортировки нефти и даже профинансировал строительство первого и самого длинного в мире 835-километровый нефтепровода Баку-Батуми. По некоторым данным его компания считалась самой крупной в Российской империи, а по объему основного капитала соперничала с такими магнатами, как братья Нобель и Ротшильды. В этой связи современники миллионера вспоминали, как однажды в поезде «Вена - Париж» попутчиком Манташева оказался очень неразговорчивый человек. Все попытки завязать с ним беседу терпели неудачу. Но когда речь зашла о бакинских нефтеприисках, молчаливый попутчик вдруг оживился и, между прочим, заметил, что единственный человек, который ему заочно известен в Баку – это господин «Mantachoff». Улыбнувшись, Александр Иванович представился. Но собеседник вновь умолк и до конца путешествия больше не проронил ни слова. В Париже на перроне они лишь пожали друг другу руки и разошлись, как думалось, навсегда. Однако через несколько дней Манташев получил от барона Ротшильда приглашение на светский раут. Из письма стало понятным, что известный в Европе миллионер и был как раз тем самым неразговорчивым визави по купе, сделавшим нечаянный, но искренний комплимент Манташеву. Умер Александр Манташев 19 апреля 1911 года в Санкт-Петербурге, откуда его перевезли в Тифлис и похоронили рядом с женой в усыпальнице Ванского собора. Армянская газета «Мшак» в те дни писала: «Из сферы армянской благотворительности уходит крупнейшая личность, и подобного человека еще долго не увидит армянский купеческий класс». После революции богатые прииски новая власть национализировала. А в 1938 году по приказу Лаврентия Берии церковный комплекс, в ограде которого захоронили Манташева, был полностью разрушен строителями светлого будущего. Но в 1997 году на территории церкви Сурб Эчмиадзин в Тбилиси делегация из Армении установила памятную стелу нашему соотечественнику с эпитафией «От внуков». Ключи от ограды переданы на хранение в Музей истории Армении. Сергей Тигранян Источник: NovostiNK.net Поделитесь с друзьями: