Кто способствовал выводу Нагорного Карабаха из переговорного процесса - «Новости Армении» » «Новости Дня»

✔ Кто способствовал выводу Нагорного Карабаха из переговорного процесса - «Новости Армении»


20 мая 2018, 23:14 - NovostiNKПолемика относительно того, кто способствовал выводу Степанакерта из процесса непосредственных переговоров была спровоцирована заявлением нового премьера Армении о необходимости снова включить Арцах в формат переговоров



После заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна о необходимости участия Степанакерта в переговорном процессе по карабахскому конфликту, в республике разгорелась нешуточная заочная полемика. Тон в ней задал экс-министр обороны и бывший руководитель президентского аппарата Виген Саркисян. Он успел раскритиковать премьера не только за заявления по будущему переговорного процесса в отношении карабахской проблемы, но и в плане избранного метода достижения целей: «Сложно под ширмой законности скрывать то, что не имеет юридического обоснования». Как бы то ни было, и какие бы причины ни двигали Вигеном Саркисяном, пока он остается наиболее жестким критиком деятельности Пашиняна.

Если говорить начистоту, то в высказанных Пашиняном суждениях ничего нового не было. Автор данного материала сам неоднократно, сталкиваясь с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ прежних составов (еще времен Метью Брайзы), ставил вопросы под тем же углом зрения, напоминая о том, что именно сопредседатели МГ ОБСЕ подтверждали, что НКР обязательно будет возвращена за стол переговоров, но — в «нужное время», так сказать. Не говоря уже о контактах на протяжении многих лет с бывшим российским сопредседателем Владимиром Казимировым и многочисленных спорах с ним о правосубъектности НКР и подписей ее представителей на документах 1994 года.

В конце концов, мне было что и с чем сравнивать — в 1992?93 гг. участвовал в выработке экспертных оценок и контрпредложений от имени Армении на самые первые «Графики неотложных мер по прекращению огня в зоне конфликта». В частности, был одним из экспертов, которые указали властям Армении на необходимость требовать от СБСЕ (1992?93 гг.) принципа асимметрии в вопросе отвода войск и тяжелых вооружений от линии соприкосновения противоборствующих армий. Поэтому риторика Пашиняна не удивляла — в конце концов, в редакции «Лрагир», где довелось некоторое время сотрудничать и мне, и Пашиняну, вопрос об урегулировании на бытовом уровне обсуждался и не раз.

Однако в мае 2018 года вокруг вполне давно и хорошо известных тезисов развернулась дискуссия — причем даже не между Пашиняном и Вигеном Саркисяном, а между экс-министром и первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном. В эту дискуссию уже вмешались два не менее «тяжеловесных» участника переговоров по Арцаху — Нагорному Карабаху — в лице второго президента Армении Роберта Кочаряна и Владимира Казимирова (Кочарян обвинил в выводе Степанакерта из переговорного процесса Тер-Петросяна). То есть сущностная составляющая спора пережила качественный скачок. Тем более что Казимиров напросился на встречу с Тер-Петросяном.

Фактор Казимирова крайне важен. Долгие годы он категорически отрицал, что в 1994 году, когда создавались предпосылки для подготовки и подписания Соглашения о прекращении огня между тремя конфликтующими сторонами, между представляемым им МИД России и Минобороны РФ в вопросе урегулирования имелись «разночтения». Они были обусловлены личными связями и личным отношением к ситуации в регионе экс-министра обороны Павла Грачева. Из Еревана нюансовые различия в позициях МИД и МО России были намного заметней. В частности, в то время почти во всех СМИ Армении отмечалось, что, образно говоря, «в Москве не понятно, кто и за что отвечает».

До встречи с Тер-Петросяном в Ереване Казимиров успел вмешаться во внутриереванскую полемику заочно и встал на сторону первого президента. Это не удивительно — ведь Тер-Петросян, можно сказать, почти что «козыревский элемент», а все достоинства и недостатки экс-министра иностранных дел РФ Андрея Козырева давно осуждены, и не только политиками и общественностью России, но и высшей властью РФ. Sputnik Армения обратился к Казимирову, и он заявил: «Левон Акопович (Тер-Петросян — прим. ИА REGNUM ) прав», комментируя дискуссию. На вопрос, с какого периода можно считать Армению стороной конфликта, Казимиров ответил — «на наш взгляд, практически, с самого начала вооруженного конфликта. Так считали мы, ибо вовлеченность Армении вскоре стала неизбежной (после операции «Кольцо» и изгнания армян из районов севернее Нагорного Карабаха)». По его словам, Ереван не признал это сразу, только при подписании соглашения о прекращении огня. Казимиров при этом подчеркнул, что этот вопрос требует дополнительного рассмотрения. В документах, на которые ссылается Тер-Петросян, в частности, в пражском разъяснении главы руководящего совета ОБСЕ Sputnik Армения действительно нашел косвенное упоминание об Армении как о стороне конфликта. «…Действующий председатель подтверждает ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т. е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию», — говорится в документе. Здесь отмечается Нагорный Карабах как сторона конфликта, а также два «государства-участника». Понятно, что речь идет об Армении и Азербайджане.

В другом, документе — будапештском меморандуме 1994 года — о сторонах говорится более расплывчато. В тексте, в частности, отмечается, что Совет министров ОБСЕ поддерживает усилия сопредседателей по достижению политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта. Это, по задумке авторов, должно было устранить последствия для «всех сторон конфликта». «Осуществление такого соглашения устранит основные последствия конфликта для всех сторон и позволит в кратчайший срок созвать Минскую конференцию», — указано в тексте. Возможно, именно эта фраза предполагает наличие более двух сторон конфликта. Хотя пражский документ ОБСЕ, конечно же, намного убедительнее.

И отметим, что в 1993?95 гг. шли ведь и прямые контакты между Баку и Степанакертом — это и не обсуждалось и не ставилось под сомнение. Даже Казимиров упреждает от далеко идущих выводов, требуя «дополнительного рассмотрения». На наш взгляд, потому, что ему уже известно о реплике Роберта Кочаряна, с которым российский дипломат знаком ничуть не хуже, чем с Тер-Петросяном. Российский дипломат прекрасно понимает, что если Кочарян скажет немного больше, то он, Казимиров, да и Тер-Петросян, окажутся в крайне неприятном положении оправдывающихся, которым ради самооправдания придется сказать еще и еще. Что именно — вряд ли кто в состоянии предполагать, поскольку переговорный процесс по Арцаху долгие годы, в сущности, засекречен.

Поэтому предположим, что в мае 2018-го Казимирову понадобилась срочная личная встреча с Тер-Петросяном для того, чтобы договориться: пусть первый экс далее не углубляется в своих исповедях и менторских поучениях. И вот почему в сообщениях о нынешних переговорах Казимирова с Тер-Петросяном нет ни намека о том, что реально обсуждалось: «В ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с карабахским урегулированием и вытекающими из этого процесса политическими реалиями в регионе». И известно лишь, что «во встрече принял участие вице-председатель АНК (т.е. новой партии Тер-Петросяна «Армянский национальный конгресс» — прим. ИА REGNUM ) Левон Зурабян».

Считаем также неслучайным, что именно в день встречи Казимирова с Тер-Петросяном и Никол Пашинян внезапно заявил, что готов встретиться с экс-президентом Сержем Саргсяном с конкретной целью: «Единственным вариантом, при котором теоретически встреча с Сержем Саргсяном возможна, может быть необходимость получения определенной информации по карабахской проблеме». Между прочим, это — и косвенное признание того, что премьер-министр слишком далек от достоверных сведений о состоянии переговорного процесса по Арцаху-НКР.

Заметим еще одну тонкость — после реплики Кочаряна Тер-Петросян просто не посмел что-либо возразить. Так чего ж, по сути, боятся услышать из уст второго экс-президента и Тер-Петросян, и Казимиров? Но разве не удивительно, что молчит о создавшемся кризисе в оценках переговорного процесса тот, кто унаследовал от Кочаряна неподписанные «Мадридские принципы» и в итоге их подписал, т. е. именно Серж Саргсян? А ведь в руки третьего экс-президента от Кочаряна перешли и иные документы, которые он давал обязательство подписать, чем и была бы признана (или было бы напомнено об этом) правосубъектность Арцаха-НКР. Мало кто сейчас помнит, что в парламенте Армении тогда бурно обсуждался вопрос о необходимости подписания некого соглашения между Арменией и НКР о военной помощи и взаимодействии, например. И документ был подготовлен — но С. Саргсян его не продвинул ни на микрон.

Кто же и в чем прав во внутриереванской полемике по Арцаху-НКР? В рамках одного материала вряд ли физически возможно охватить все нюансы переговоров периода 1992?97 гг., когда и закладывались основы сегодняшнего формата переговоров в рамках МГ ОБСЕ. В частности, следует публично показать, почему Тер-Петросян и власть АОД в 1993 году солидаризировались с требованиями Запада и «козыревского» МИД России о сдаче Кельбаджара, и как на это реагировал Госкомитет обороны НКР. Например, почему главный советник Тер-Петросяна — Жирайр Липаритян, в то время фактически бежал из Степанакерта, не добившись успеха в «уговорах». И почему он срочно покинул Армению, когда Роберт Кочарян приехал в Ереван и был назначен премьер-министром летом 1997 года.

Факт остается фактом — даже на уровне Совета Безопасности ООН мир точно знал в 1993?94 гг. о том, что в конфликте есть третья самостоятельная сторона. Дословная цитата из резолюции 853 СБ ООН, требовавшей вывода «местных армянских формирований Нагорной части Карабаха» свидетельствовала о признании мировым сообществом наличия и активного функционирования самостоятельной Армии обороны Арцаха-НКР. Так что тут главная заковыка все-таки не в том, что Будапештский и Пражский документы ОБСЕ признавали или не признавали количество конфликтующих сторон — 2 или 3. Это уже вторично, если в резолюции СБ ООН 1993 года конкретно говорилось о явно третьей стороне, т. е. «местных (английское слово «local» имеет, конечно, и иные переводы — прим. ИА REGNUM ) армянских формированиях Нагорной части Карабаха».

Вопрос, как следует из полемики, больше касается причин, по которым в итоге к концу 1997 года произошли бурные споры между Тер-Петросяном и другими главарями АОД, с одной стороны, и триумвиратом в лице Р. Кочаряна, С. Саргсяна и тогдашнего министра обороны Армении Вазгена Саркисяна — с другой. Дело в том, что со второй половины 1996 года возросло вмешательство в настроения «недр» Главного офиса ОБСЕ со стороны США и Великобритании. Ситуация усугубилась, когда в декабре 1996 года в Баку Гейдар Алиев подписал пресловутую «Сделку века» по каспийской нефти и газу, в которой тон задавали исключительно британцы. Чуть позже, когда вместо норвежской фирмы Stat Oil в «Сделке века» появилась американская фирма Amoco, и сформировался альянс BP-Amoco, а российская фирма «ЛУКойл» была выдавлена из «Сделки века», конфигурация позиций «заинтересованных сторон» по Арцахскому вопросу стала почти окончательной.

Не странно, что Лиссабонский саммит ОБСЕ в декабре 1996 года был самым антиармянским и вынудил Армению ветировать навязывавшийся текст Итогового документа. Вето касалось трех пунктов, предложенных США и поддержанных Западом: 1) Армия обороны НКР выводится со всех территорий за пределами бывшей административной границы НКАО; 2) должны быть возвращены на места бывшего проживания, в том числе и внутри НКР, все азербайджанские беженцы — без симметричного возвращения армян-беженцев, даже в пределах границ бывшей НКАО (под оккупацией Азербайджана продолжают оставаться еще даже те земли, которые ранее в советский период признавались землями НКАО — прим. ИА REGNUM ); 3) конфликтующие стороны после выполнения двух вышеуказанных требований при участии МГ ОБСЕ приступают к переговорам о прекращении конфликта и о будущем статусе НКР только в рамках «самой широкой автономии» в составе Азербайджана.

Вся эта галиматья называлась «поэтапным» планом урегулирования. Думаю, что теперь понятно, почему представители Армении ветировали в декабре 1996 года план сдачи Арцаха, надиктованный США-Великобританией. И не добившись своего (т.е. подписи Армении), Запад попытался закрепить эти антиармянские положения «явочным порядком» — устами действующего председателя ОБСЕ Флавио Котти, зачитавшего эти гнусные антиармянские пункты в своем Заключительном слове.

С того момента и разворачивались внутренние бурные обсуждения и споры в Армении и Карабахе, поскольку руководство НКР выступило с контрпредложением, называвшимся «пакетным» планом урегулирования. Суть — последствия войны являются итогом нерешенности стержневого вопроса о государственно-политическом статусе Арцаха, решение которого в рамках какого бы то ни было Азербайджана невозможно. И поэтому — вначале переговоры о статусе, а все остальное — потом. Но по окончании Лиссабонского саммита ОБСЕ США массированно «обрабатывали» руководства европейских стран, в ходе «челночных» заездов эмиссаров Вашингтона в Закавказье — и руководителей Армении, НКР и Азербайджана. Результатом прессинга стал пересмотр формата сопредседательства в МГ ОБСЕ, и с согласия конфликтующих сторон, в сущности, уже с конца января 1997 года США кооптировались в состав этого сопредседательства, хотя до конца 1996 года сопредседателей было двое — один, как «постоянная константа», представлял Россию, другой — какую-нибудь из стран-членов ОБСЕ.

К моменту появления США партнером РФ в МГ ОБСЕ была Франция. Так и закрепилось — тройка сопредседателей из РФ, Франции и США… И именно с последней четверти 1996-го — начала 1997 гг. Степанакерт как бы начинают изолировать от прямых переговоров и консультаций. Заявление офиса второго президента Армении (т.е. Роберта Кочаряна) от 14 мая 2018 года очень жестко напоминает об этом и Тер-Петросяну, и Казимирову, и заочно — даже Пашиняну: «Cегодня экс-президент Левон Тер-Петросян в очередной раз выступил с несоответствующим действительности заявлением, в котором обвинил второго президента в вытеснении Арцаха из формата переговоров по мирному урегулированию Карабахского конфликта. Руководитель офиса второго президента Виктор Согомонян неоднократно обращался к этому вопросу и на фактах доказал, что именно Левон Тер-Петросян и его политическая команда были виновны в том, что Арцах остался вне переговорного процесса. Исторические факты свидетельствуют о том, что представители НКР перестали участвовать в переговорах как минимум за год до избрания президентом Роберта Кочаряна. А встречи президентов Армении и Азербайджана и переговоры проводились периодически с 1990 года — параллельно Минскому процессу. Левон Тер-Петросян вел переговоры и с Аязом Муталибовым, и Абульфазом Эльчибеем, и Гейдаром Алиевым. Более того, одновременно проводились интенсивные встречи между представителями двух президентов — Жирайром Липаритяном и Вафа Гулузаде (в 1995?96 гг. состоялось 11 подобных встреч)».

И не удивило, что раньше офиса Р. Кочаряна отреагировал именно экс-министр обороны Виген Саркисян, напомнивший именно 14 мая, что «подходы первого президента Тер-Петросяна по карабахскому вопросу известны всем и именно они стали причиной его отставки с поста главы государства, а также полного провала возглавляемой им партии АНК во время парламентских выборов 2017 года», и выразивший надежду, что Пашинян не разделяет подходы АОД-АНК по конфликту.

Тут следует напомнить два факта. Во-первых, занимая очень высокопоставленную и ответственную должность в аппарате Тер-Петросяна, тот же Липаритян продолжал оставаться гражданином США. Во-вторых, в конце 1997-го первый экс разразился статьей «Война или мир?», в которой открыто пропагандировал капитуляцию и согласие на «поэтапный» план урегулирования с оставлением Арцаха в составе Азербайджана. Именно об этих подходах напоминал В. Саркисян — в сущности, о предательстве, о чем также есть прозрачный намек и в заявлении офиса Р.Кочаряна. И именно после этой статьи, а точней — после публикации в газете «Аравот» открытого обращения-ответа автора данного материала в адрес Тер-Петросяна, в январе 1998 года состоялась памятная пресс-конференция министра обороны Армении Вазгена Саркисяна, а затем последовала «добровольно-принудительная» отставка Тер-Петросяна и т.д.

Пока молчит Серж Саргсян и пока молчат власти России и США, мы вправе ожидать, что спор вокруг описанных вопросов в Ереване не прекратится. Однако достоверно осведомленные о ходе мирных переговоров и о состоянии переговорного процесса на сегодняшний день бывшие должностные лица явно будут поосторожней — чтобы вдруг не сказать чего-либо лишнего.
Сергей Шакарянц
Поделитесь с друзьями:

20 мая 2018, 23:14 - NovostiNKПолемика относительно того, кто способствовал выводу Степанакерта из процесса непосредственных переговоров была спровоцирована заявлением нового премьера Армении о необходимости снова включить Арцах в формат переговоров После заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна о необходимости участия Степанакерта в переговорном процессе по карабахскому конфликту, в республике разгорелась нешуточная заочная полемика. Тон в ней задал экс-министр обороны и бывший руководитель президентского аппарата Виген Саркисян. Он успел раскритиковать премьера не только за заявления по будущему переговорного процесса в отношении карабахской проблемы, но и в плане избранного метода достижения целей: «Сложно под ширмой законности скрывать то, что не имеет юридического обоснования». Как бы то ни было, и какие бы причины ни двигали Вигеном Саркисяном, пока он остается наиболее жестким критиком деятельности Пашиняна. Если говорить начистоту, то в высказанных Пашиняном суждениях ничего нового не было. Автор данного материала сам неоднократно, сталкиваясь с сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ прежних составов (еще времен Метью Брайзы), ставил вопросы под тем же углом зрения, напоминая о том, что именно сопредседатели МГ ОБСЕ подтверждали, что НКР обязательно будет возвращена за стол переговоров, но — в «нужное время», так сказать. Не говоря уже о контактах на протяжении многих лет с бывшим российским сопредседателем Владимиром Казимировым и многочисленных спорах с ним о правосубъектности НКР и подписей ее представителей на документах 1994 года. В конце концов, мне было что и с чем сравнивать — в 1992?93 гг. участвовал в выработке экспертных оценок и контрпредложений от имени Армении на самые первые «Графики неотложных мер по прекращению огня в зоне конфликта». В частности, был одним из экспертов, которые указали властям Армении на необходимость требовать от СБСЕ (1992?93 гг.) принципа асимметрии в вопросе отвода войск и тяжелых вооружений от линии соприкосновения противоборствующих армий. Поэтому риторика Пашиняна не удивляла — в конце концов, в редакции «Лрагир», где довелось некоторое время сотрудничать и мне, и Пашиняну, вопрос об урегулировании на бытовом уровне обсуждался и не раз. Однако в мае 2018 года вокруг вполне давно и хорошо известных тезисов развернулась дискуссия — причем даже не между Пашиняном и Вигеном Саркисяном, а между экс-министром и первым президентом страны Левоном Тер-Петросяном. В эту дискуссию уже вмешались два не менее «тяжеловесных» участника переговоров по Арцаху — Нагорному Карабаху — в лице второго президента Армении Роберта Кочаряна и Владимира Казимирова (Кочарян обвинил в выводе Степанакерта из переговорного процесса Тер-Петросяна). То есть сущностная составляющая спора пережила качественный скачок. Тем более что Казимиров напросился на встречу с Тер-Петросяном. Фактор Казимирова крайне важен. Долгие годы он категорически отрицал, что в 1994 году, когда создавались предпосылки для подготовки и подписания Соглашения о прекращении огня между тремя конфликтующими сторонами, между представляемым им МИД России и Минобороны РФ в вопросе урегулирования имелись «разночтения». Они были обусловлены личными связями и личным отношением к ситуации в регионе экс-министра обороны Павла Грачева. Из Еревана нюансовые различия в позициях МИД и МО России были намного заметней. В частности, в то время почти во всех СМИ Армении отмечалось, что, образно говоря, «в Москве не понятно, кто и за что отвечает». До встречи с Тер-Петросяном в Ереване Казимиров успел вмешаться во внутриереванскую полемику заочно и встал на сторону первого президента. Это не удивительно — ведь Тер-Петросян, можно сказать, почти что «козыревский элемент», а все достоинства и недостатки экс-министра иностранных дел РФ Андрея Козырева давно осуждены, и не только политиками и общественностью России, но и высшей властью РФ. Sputnik Армения обратился к Казимирову, и он заявил: «Левон Акопович (Тер-Петросян — прим. ИА REGNUM ) прав», комментируя дискуссию. На вопрос, с какого периода можно считать Армению стороной конфликта, Казимиров ответил — «на наш взгляд, практически, с самого начала вооруженного конфликта. Так считали мы, ибо вовлеченность Армении вскоре стала неизбежной (после операции «Кольцо» и изгнания армян из районов севернее Нагорного Карабаха)». По его словам, Ереван не признал это сразу, только при подписании соглашения о прекращении огня. Казимиров при этом подчеркнул, что этот вопрос требует дополнительного рассмотрения. В документах, на которые ссылается Тер-Петросян, в частности, в пражском разъяснении главы руководящего совета ОБСЕ Sputnik Армения действительно нашел косвенное упоминание об Армении как о стороне конфликта. «…Действующий председатель подтверждает ранее принятые ОБСЕ решения о статусе сторон, т. е. об участии двух вовлеченных в конфликт государств-участников, а также третьей стороны в конфликте (Нагорного Карабаха) во всем процессе переговоров, включая Минскую конференцию», — говорится в документе. Здесь отмечается Нагорный Карабах как сторона конфликта, а также два «государства-участника». Понятно, что речь идет об Армении и Азербайджане. В другом, документе — будапештском меморандуме 1994 года — о сторонах говорится более расплывчато. В тексте, в частности, отмечается, что Совет министров ОБСЕ поддерживает усилия сопредседателей по достижению политического соглашения о прекращении вооруженного конфликта. Это, по задумке авторов, должно было устранить последствия для «всех сторон конфликта». «Осуществление такого соглашения устранит основные последствия конфликта для всех сторон и позволит в кратчайший срок созвать Минскую конференцию», — указано в тексте. Возможно, именно эта фраза предполагает наличие более двух сторон конфликта. Хотя пражский документ ОБСЕ, конечно же, намного убедительнее. И отметим, что в 1993?95 гг. шли ведь и прямые контакты между Баку и Степанакертом — это и не обсуждалось и не ставилось под сомнение. Даже Казимиров упреждает от далеко идущих выводов, требуя «дополнительного рассмотрения». На наш взгляд, потому, что ему уже известно о реплике Роберта Кочаряна, с которым российский дипломат знаком ничуть не хуже, чем с Тер-Петросяном. Российский дипломат прекрасно понимает, что если Кочарян скажет немного больше, то он, Казимиров, да и Тер-Петросян, окажутся в крайне неприятном положении оправдывающихся, которым ради самооправдания придется сказать еще и еще. Что именно — вряд ли кто в состоянии предполагать, поскольку переговорный процесс по Арцаху долгие годы, в сущности, засекречен. Поэтому предположим, что в мае 2018-го Казимирову понадобилась срочная личная встреча с Тер-Петросяном для того, чтобы договориться: пусть первый экс далее не углубляется в своих исповедях и менторских поучениях. И вот почему в сообщениях о нынешних переговорах Казимирова с Тер-Петросяном нет ни намека о том, что реально обсуждалось: «В ходе встречи были обсуждены вопросы, связанные с карабахским урегулированием и вытекающими из этого процесса политическими реалиями в регионе». И известно лишь, что «во встрече принял участие вице-председатель АНК (т.е. новой партии Тер-Петросяна «Армянский национальный конгресс» — прим. ИА REGNUM ) Левон Зурабян». Считаем также неслучайным, что именно в день встречи Казимирова с Тер-Петросяном и Никол Пашинян внезапно заявил, что готов встретиться с экс-президентом Сержем Саргсяном с конкретной целью: «Единственным вариантом, при котором теоретически встреча с Сержем Саргсяном возможна, может быть необходимость получения определенной информации по карабахской проблеме». Между прочим, это — и косвенное признание того, что премьер-министр слишком далек от достоверных сведений о состоянии переговорного процесса по Арцаху-НКР. Заметим еще одну тонкость — после реплики Кочаряна Тер-Петросян просто не посмел что-либо возразить. Так чего ж, по сути, боятся услышать из уст второго экс-президента и Тер-Петросян, и Казимиров? Но разве не удивительно, что молчит о создавшемся кризисе в оценках переговорного процесса тот, кто унаследовал от Кочаряна неподписанные «Мадридские принципы» и в итоге их подписал, т. е. именно Серж Саргсян? А ведь в руки третьего экс-президента от Кочаряна перешли и иные документы, которые он давал обязательство подписать, чем и была бы признана (или было бы напомнено об этом) правосубъектность Арцаха-НКР. Мало кто сейчас помнит, что в парламенте Армении тогда бурно обсуждался вопрос о необходимости подписания некого соглашения между Арменией и НКР о военной помощи и взаимодействии, например. И документ был подготовлен — но С. Саргсян его не продвинул ни на микрон. Кто же и в чем прав во внутриереванской полемике по Арцаху-НКР? В рамках одного материала вряд ли физически возможно охватить все нюансы переговоров периода 1992?97 гг., когда и закладывались основы сегодняшнего формата переговоров в рамках МГ ОБСЕ. В частности, следует публично показать, почему Тер-Петросян и власть АОД в 1993 году солидаризировались с требованиями Запада и «козыревского» МИД России о сдаче Кельбаджара, и как на это реагировал Госкомитет обороны НКР. Например, почему главный советник Тер-Петросяна — Жирайр Липаритян, в то время фактически бежал из Степанакерта, не добившись успеха в «уговорах». И почему он срочно покинул Армению, когда Роберт Кочарян приехал в Ереван и был назначен премьер-министром летом 1997 года. Факт остается фактом — даже на уровне Совета Безопасности ООН мир точно знал в 1993?94 гг. о том, что в конфликте есть третья самостоятельная сторона. Дословная цитата из резолюции 853 СБ ООН, требовавшей вывода «местных армянских формирований Нагорной части Карабаха» свидетельствовала о признании мировым сообществом наличия и активного функционирования самостоятельной Армии обороны Арцаха-НКР. Так что тут главная заковыка все-таки не в том, что Будапештский и Пражский документы ОБСЕ признавали или не признавали количество конфликтующих сторон — 2 или 3. Это уже вторично, если в резолюции СБ ООН 1993 года конкретно говорилось о явно


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика