СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ: УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИЛИ НОВЫЙ ЭТАП? - «Новости Армении» » «Новости Дня»

✔ СИРИЙСКИЙ КОНФЛИКТ: УРЕГУЛИРОВАНИЕ ИЛИ НОВЫЙ ЭТАП? - «Новости Армении»


После серии побед над группировкой ИГ в Сирии Москва активизировала усилия по запуску политического урегулирования конфликта. Российская сторона озвучивает подход, согласно которому военное поражение ИГ открывает путь к урегулированию кризиса и прекращению его военной фазы. В то же время в мотивах Москвы, стоящих за последней серией дипломатической активности вокруг Сирии, выделяется ряд внутри- и внешнеполитических интересов.


АКЦЕНТНЫМИ ФАКТОРАМИ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЮТСЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ соображения, связанные с предстоящими в 2018 году в РФ президентскими выборами. В их преддверии для российского руководства важно закрепить победный итог операции в Сирии и запустить процесс сокращения российской группировки в этой стране, развеяв возможные опасения относительно долгосрочного втягивания РФ в конфликт.

В активности Москвы, видимо, имеет место и стремление максимально капитализировать военные результаты сирийской кампании, обеспечив стабильное присутствие и влияние Москвы в Сирии в рамках новой предполагаемой системы власти в стране. Запуск политического урегулирования конфликта также позволит снизить напряженность в отношениях с Западом с учетом того, что после российского вовлечения в кризис США не пошли на прямое сотрудничество с Москвой по Сирии, в результате чего участие РФ в конфликте превратилось в еще один источник противостояния в отношениях с Западом.

В то же время предполагаемое после урегулирования сокращение российского военного присутствия в Сирии явно не означает ухода Москвы из страны, и речь идет именно о сокращении российского контингента при сохранении долгосрочного военного присутствия РФ в Сирии. Последнее явно является частью более широкой российской стратегии по проецированию силы в стратегическом с точки зрения энергобезопасности Европы регионе Средиземного моря. Помимо баз в Сирии элементами этой стратегии выступают активность России в рамках конфликта в Ливии и расширение военного сотрудничества с Египтом.

ЧТО КАСАЕТСЯ ЗАПУСКА НЕПОСРЕДСТВЕННО УРЕГУЛИРОВАНИЯ сирийского конфликта, то ключевым механизмом здесь, видимо, выступит планируемый по российской инициативе Конгресс национального диалога Сирии. Предполагается, что на конгрессе будут рассмотрены вопросы принятия новой Конституции страны и проведения выборов. По сути, это будет означать переформатирование властной системы в Сирии, что приведет к допуску части оппозиции к управлению страной. В то же время ключевым политическим фактором, сдвинувшим процесс урегулирования с мертвой точки, стало взаимодействие России, Ирана и Турции, по сути отражающее готовность этих трех игроков взаимно учитывать свои интересы в Сирии.

На сегодня к этому взаимодействию фактически подключилась и Саудовская Аравия, успешно обеспечившая в ноябре формирование единой делегации сирийской оппозиции. Отметим, что взаимодействие Москвы с Эр-Риядом по Сирии активизировалось на фоне расширения экономического и военно-технического сотрудничества России и Саудовской Аравии, в рамках которого саудиты, в частности, приняли решение о закупке российских зенитных ракетных систем С-400.

В то же время в рамках конфликта в настоящее время выделяется несколько конфликтных узлов, способных подорвать российские действия по урегулированию. Первым из них является сложный узел противоречий, сформировавшийся вокруг курдов на севере Сирии. С одной стороны, здесь имеют место противоречия между Анкарой и Москвой, выступающей за участие курдов в Конгрессе национального диалога. Это в свою очередь вызвало противодействие Анкары, и, скорее всего, именно эти разногласия стали причиной переноса сроков проведения конгресса.

Кроме того, свой курс в данном районе реализует Вашингтон, никак не взаимодействующий с указанным трехсторонним форматом. США, опираясь на сотрудничество с сирийскими курдами, стремятся обеспечить контроль как над большей частью сирийской нефти, так и отрезком стратегически важной границы с Ираком. По сути, речь идет о долгосрочных планах США по формированию собственной сферы влияния в Сирии и фрагментации страны. Как пишет The Washington Post со ссылкой на источники, США планируют не выводить свои войска из Сирии после разгрома ИГ и сформировать на севере Сирии новую местную власть, не зависимую от правительства Асада.

ВТОРЫМ ПОДОБНЫМ УЗЛОМ ПРОТИВОРЕЧИЙ ОСТАЕТСЯ СИТУАЦИЯ НА ЮГЕ СИРИИ, где Москве приходится иметь дело со столкновением интересов Израиля и своего союзника - Ирана. Последний заинтересован в военном присутствии непосредственно у израильских границ, а это в свою очередь вызывает военно-политическое давление США и Израиля на Россию. По данным западных и ближневосточных СМИ, Израиль настаивает на формировании на юге Сирии 40-километровой буферной зоны, из которой будут выведены проиранские силы.

Примечателен в этом плане комментарий Госдепартамента США, опубликованный после принятия в ноябре президентами РФ и США совместного заявления по Сирии. Представитель Госдепа отметил, что Россия будет работать с правительством Сирии, чтобы снизить присутствие поддерживаемых Ираном сил на территории страны в регионах, удерживаемых оппозицией, а также вблизи Голанских высот и границы с Иорданией, а США в свою очередь будут работать над снижением присутствия джихадистов.

В результате в рамках урегулирования сирийского кризиса перед российской стороной стоит сложная задача по согласованию и сближению радикально противостоящих друг другу интересов внешних и внутренних игроков конфликта. Удастся ли это Москве, покажет время, однако уже сейчас очевидно, что даже в случае достижения определенных договоренностей по политическому урегулированию столкновения геополитических интересов в рамках сирийского конфликта, скорее всего, продолжатся.
Давид АРУТЮНОВ
Поделитесь с друзьями:

После серии побед над группировкой ИГ в Сирии Москва активизировала усилия по запуску политического урегулирования конфликта. Российская сторона озвучивает подход, согласно которому военное поражение ИГ открывает путь к урегулированию кризиса и прекращению его военной фазы. В то же время в мотивах Москвы, стоящих за последней серией дипломатической активности вокруг Сирии, выделяется ряд внутри- и внешнеполитических интересов. АКЦЕНТНЫМИ ФАКТОРАМИ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ЯВЛЯЮТСЯ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКИЕ соображения, связанные с предстоящими в 2018 году в РФ президентскими выборами. В их преддверии для российского руководства важно закрепить победный итог операции в Сирии и запустить процесс сокращения российской группировки в этой стране, развеяв возможные опасения относительно долгосрочного втягивания РФ в конфликт. В активности Москвы, видимо, имеет место и стремление максимально капитализировать военные результаты сирийской кампании, обеспечив стабильное присутствие и влияние Москвы в Сирии в рамках новой предполагаемой системы власти в стране. Запуск политического урегулирования конфликта также позволит снизить напряженность в отношениях с Западом с учетом того, что после российского вовлечения в кризис США не пошли на прямое сотрудничество с Москвой по Сирии, в результате чего участие РФ в конфликте превратилось в еще один источник противостояния в отношениях с Западом. В то же время предполагаемое после урегулирования сокращение российского военного присутствия в Сирии явно не означает ухода Москвы из страны, и речь идет именно о сокращении российского контингента при сохранении долгосрочного военного присутствия РФ в Сирии. Последнее явно является частью более широкой российской стратегии по проецированию силы в стратегическом с точки зрения энергобезопасности Европы регионе Средиземного моря. Помимо баз в Сирии элементами этой стратегии выступают активность России в рамках конфликта в Ливии и расширение военного сотрудничества с Египтом. ЧТО КАСАЕТСЯ ЗАПУСКА НЕПОСРЕДСТВЕННО УРЕГУЛИРОВАНИЯ сирийского конфликта, то ключевым механизмом здесь, видимо, выступит планируемый по российской инициативе Конгресс национального диалога Сирии. Предполагается, что на конгрессе будут рассмотрены вопросы принятия новой Конституции страны и проведения выборов. По сути, это будет означать переформатирование властной системы в Сирии, что приведет к допуску части оппозиции к управлению страной. В то же время ключевым политическим фактором, сдвинувшим процесс урегулирования с мертвой точки, стало взаимодействие России, Ирана и Турции, по сути отражающее готовность этих трех игроков взаимно учитывать свои интересы в Сирии. На сегодня к этому взаимодействию фактически подключилась и Саудовская Аравия, успешно обеспечившая в ноябре формирование единой делегации сирийской оппозиции. Отметим, что взаимодействие Москвы с Эр-Риядом по Сирии активизировалось на фоне расширения экономического и военно-технического сотрудничества России и Саудовской Аравии, в рамках которого саудиты, в частности, приняли решение о закупке российских зенитных ракетных систем С-400. В то же время в рамках конфликта в настоящее время выделяется несколько конфликтных узлов, способных подорвать российские действия по урегулированию. Первым из них является сложный узел противоречий, сформировавшийся вокруг курдов на севере Сирии. С одной стороны, здесь имеют место противоречия между Анкарой и Москвой, выступающей за участие курдов в Конгрессе национального диалога. Это в свою очередь вызвало противодействие Анкары, и, скорее всего, именно эти разногласия стали причиной переноса сроков проведения конгресса. Кроме того, свой курс в данном районе реализует Вашингтон, никак не взаимодействующий с указанным трехсторонним форматом. США, опираясь на сотрудничество с сирийскими курдами, стремятся обеспечить контроль как над большей частью сирийской нефти, так и отрезком стратегически важной границы с Ираком. По сути, речь идет о долгосрочных планах США по формированию собственной сферы влияния в Сирии и фрагментации страны. Как пишет The Washington Post со ссылкой на источники, США планируют не выводить свои войска из Сирии после разгрома ИГ и сформировать на севере Сирии новую местную власть, не зависимую от правительства Асада. ВТОРЫМ ПОДОБНЫМ УЗЛОМ ПРОТИВОРЕЧИЙ ОСТАЕТСЯ СИТУАЦИЯ НА ЮГЕ СИРИИ, где Москве приходится иметь дело со столкновением интересов Израиля и своего союзника - Ирана. Последний заинтересован в военном присутствии непосредственно у израильских границ, а это в свою очередь вызывает военно-политическое давление США и Израиля на Россию. По данным западных и ближневосточных СМИ, Израиль настаивает на формировании на юге Сирии 40-километровой буферной зоны, из которой будут выведены проиранские силы. Примечателен в этом плане комментарий Госдепартамента США, опубликованный после принятия в ноябре президентами РФ и США совместного заявления по Сирии. Представитель Госдепа отметил, что Россия будет работать с правительством Сирии, чтобы снизить присутствие поддерживаемых Ираном сил на территории страны в регионах, удерживаемых оппозицией, а также вблизи Голанских высот и границы с Иорданией, а США в свою очередь будут работать над снижением присутствия джихадистов. В результате в рамках урегулирования сирийского кризиса перед российской стороной стоит сложная задача по согласованию и сближению радикально противостоящих друг другу интересов внешних и внутренних игроков конфликта. Удастся ли это Москве, покажет время, однако уже сейчас очевидно, что даже в случае достижения определенных договоренностей по политическому урегулированию столкновения геополитических интересов в рамках сирийского конфликта, скорее всего, продолжатся. Давид АРУТЮНОВ Поделитесь с друзьями:


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→