✔ АФГАНСКИЙ СЛЕД: Наемники азербайджанской армии в Карабахской войне - (часть вторая) - «Новости Армении»
Sykes 14-10-2017, 20:00 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
ЦИФРЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ КОЛИЧЕСТВО АФГАНСКИХ БОЕВИКОВ, ПОБЫВАВШИХ В КАРАБАХЕ, ПРИВОДЯТСЯ РАЗНЫЕ. Согласно эксперту по Кавказу Томасу де Ваалу, Азербайджан привлек от 1500 до 2500 афганских моджахедов. Официально они не существовали, и азербайджанское правительство отрицало их присутствие. Однако очевидцы сообщают, что видели в центре Баку длинноволосых и не похожих на других мужчин, некоторые из них носили традиционную афганскую одежду - перухан: длинная рубашка, широкие брюки. Они встречались так часто, что существование "пришельцев" невозможно было отрицать.
В письме, направленном Арменией в ООН, говорилось, что афганские моджахеды (порядка 3000 человек) принимали самое активное участие в боевых действиях в Нагорном Карабахе. В докладе говорится, что афганцы также занимались "специальными задачами", что ввиду отсутствия дисциплины означает карательные операции против азербайджанских дезертиров, в том числе и исполнение функций так называемых заградительных отрядов. Цифру примерно в 1500 бойцов приводит политический аналитик, президент RSA Conference-Where the world talks security Патрик Горман. По его оценке, в 1992 году Азербайджан не имел ни сил, ни материальных ресурсов, чтобы одновременно защитить свои южные границы, подавить возможность этнического конфликта на севере, обуздать мятежных турок в Нахиджеване и продолжать операции против армян в Нагорном Карабахе".
Согласно Революционной ассоциации женщин Афганистана (RAWA), в сообщении, датированном 23 мая 1994 года, "Хизб-и-Ислами" увеличила набор вербуемых для Азербайджана бойцов. Следует отметить, что сообщения того RAWA, обычно собираемые при исключительно трудных обстоятельствах, являются, как правило, весьма надежными. Согласно их отчету, группа примерно из 500 афганцев была на пути в Баку, причем это была не первая группа и ей предшествовал ряд других.
"Примерно 1500 афганских ветеранов прибыли в Азербайджан в сентябре 1993 г. Летом 1994 г. их число возросло до 2500. После тяжелых потерь в боях с армянами афганская бригада расформировалась в том же 1994 г., однако многие из них участвовали в других региональных конфликтах" (Washington ProFile). По данным "Независимого военного обозрения" (со ссылкой на Washington ProFile), в сентябре 1993 г. "Аль- Каида" организовала переброску в зону нагорно- карабахского конфликта более 1,5 тыс. афганских талибов - моджахедов. К лету 1994 г. их число выросло до 2,5- 3 тыс. человек.
С этими цифрами соглашается известный исследователь Майкл Таарнби, перу которого принадлежит исследование "Моджахеды в Нагорном Карабахе", которое, по его признанию, оказалось одной из самых сложных исследовательских программ, предпринятых автором. Источников на данную тему очень мало. Так или иначе, в зависимости от источника оценки количества афганских моджахедов, приехавших в Азербайджан между 1993 и 1994 годами, колеблются от 1000 до 3000 человек. Это расхождение объясняется тем, что информация берется из различных открытых источников: Christian Science Monitor, доклад в британской палате лордов, "Вашингтон пост", "Дейли телеграф", пресс-служба Армии обороны НКР.
ПЕРВАЯ ПАРТИЯ АФГАНЦЕВ СОСТОЯЛА ИЗ 200 МОДЖАХЕДОВ, получивших от $700 до $1,000 в месяц. Наемники были прежде всего размещены в деревне Толипар Ждановского района (ныне Бейлаганский район), Сельфул Шамхорского района, между Кучо и Менгечаурским районом и, наконец, в Али-Байрамлы. Они служили в 860-й и 723-й моторизированных стрелковых бригадах.
Сразу оговоримся, что ни о какой реальной "исламской солидарности" не могло быть и речи по нескольким причинам. Во-первых, и Хекматиару, и Дустуму нужно было кормить оравы озлобленных вооруженных людей, которые остались без спонсоров из США, Саудовской Аравии, Иордании, Египта буквально на следующий день после того, как последняя колонна советских войск Ограниченного контингента в Афганистане (ОКСВА) 15 февраля 1989 года пересекла афгано- советскую границу. Во-вторых, и Абульфаз Эльчибей, и Гейдар Алиев вели жесткую секуляристскую политику в духе идей Ататюрка, подавляя любое проявление религиозной активности и этим вызывая недовольство в том числе и ваххабитской Саудовской Аравии, других монархий Персидского залива и особенно антипода последних - шиитского Ирана.
Примерно 85% (есть цифра и в 60 %, но по всей вероятности она обусловлена субъективными желаниями правящего в Азербайджане клана) населения Азербайджана исповедует шиизм джафаритского мазхаба, так называемые шииты-двудесятники, как и в Иране. Естественно, пуштуны, которые составляли преобладающий костяк афганских наемников в Азербайджане, сунниты, многие из которых под влиянием активно участвующих в войне против советских войск в Афганистане идеологов "Братьев мусульман", "Египетского арабского джихада", "Мактаб аль Хыдамат" (Бюро помощи), "Аль-Каиды", влиятельного палестинского теолога Абдулла Аззама, Усамы бен Ладена, духовного лидера и религиозного учителя египетских исламистов Шейха Омара Абдель Рахмана, Аймана аз-Завахири стали адептами фундаментальных течений ислама, в первую очередь джихадистского салафизма и ваххабизма (политического салафизма). Если учесть, что между двумя течениями ислама (суннизмом и шиизмом) есть существенные разночтения, и различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права, то несовпадения позиций затрагивают основополагающие нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам. Присутствие афганских бородачей еще аукнется шиитскому населению Азербайджана, которое выросло в условиях доминирования в советской идеологии атеистических, отрицающих религию воззрений. В результате советской атеистической политики население Азербайджана во многом утратило свою религиозность и практически полностью утратило культурные и социальные связи с соседним Ираном, с другими исламскими странами.
ДВЕ КАРДИНАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ МУСУЛЬМАН не могли не возненавидеть друг друга. Чадра, шариат, таухид "пуритан и протестантов ислама", с одной стороны, и короткие юбки, с земными развлечениями, с невосприятием всех этих религиозных ограничений - с другой. Тем более что практически с первых дней независимости Азербайджана первый президент, по оценкам аналитиков, страстный тюркский националист с идейным "западничеством" Абульфаз Эльчибей, взял курс на идеологию турецкого национализма - кемализм с упором на светский характер государства и отделение государства от ислама.
Одной из первых реформ Мустафы Кемаля Ататюрка, как известно, была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены Министерству просвещения. В современной Турции этот принцип проявляется в том числе в судебном преследовании партий происламской ориентации. В этом контексте любые попытки Ильхама Алиева стать "своим" в таких организациях, как Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская лига, Организация исламского сотрудничества (до 2011 года называлась - Организация Исламская конференция (ОИК), где верховодит ваххабитская Саудовская Аравия, и использовать их влиятельные рычаги для решения карабахской проблемы в свою пользу, могут вызывать лишь усмешки и молчаливое, по крайней мере пока, раздражение Ирана.
Без подсказки США монархии залива не примут ни одного важного решения или документа. Икрой, долларами и небоскребами их не заманишь, у самих этого добра навалом. Все население "страны огней" не переубедишь перейти в суннизм, несмотря на то что, как пишут аналитики, правящая в Азербайджане элита стремится максимально в сжатые сроки изменить имидж страны, переформатировать религиозный шиитско-суннитский расклад, чтобы поставить Азербайджан в один ряд с прогрессивными суннитскими Турцией и Казахстаном и продемонстрировать современному миру свою прозападность, светскость и цивилизованность. Им очень не хочется оказываться в одной компании с шиитским теократическим Ираном, которого и США, и Израиль считают оплотом зла. Так что никакой исламской солидарности, никакой пуштуно-азербайджанской дружбы и в помине не было. Лишь голый расчет: азербайджанская верхушка старалась и старается всеми возможными и невозможными средствами, игнорируя все правила морали, подставляя гражданское население под удары артиллерии, используя наемников, ангажированные международные структуры, политиков, чувство жалости к себе, угрозы оружием решить карабахский вопрос.
Что касается афганских наемников "идеологического" фронта, то они не сильно отличались от других "диких гусей", исповедуя в своей тотальной беспринципности лишь один принцип: "за ваши деньги - любой каприз". Единственные религиозно и по этногенезу родственные ираноязычные шииты тюркского и монгольского происхождения, населяющие центральный Афганистан (8-10 % от общей численности населения страны), не были сильно замечены в рядах моджахедов даже в Афганистане. Майкл Таарнби считает, что в основном вербовка, организованная командиром Фазелем Хак Маджахидом из партии "Хизб-и-Ислами", шла в Пешаваре и Пакистане. В сообщении также говорится, что среди афганских моджахедов было неизвестное число арабов, которые воевали в Афганистане против Советского Союза в 1980-х. Предположительно некоторые из арабов были доставлены в Баку вместе с афганскими моджахедами. Однако это остается неподтвержденным, хотя кажется вполне вероятным, особенно в свете последующих событий в Азербайджане.
Окончание следует.
Саркис САРКИСЯН, "Депи Арарат"
Итак, в декабре 1992 года Ровшан Джавадов вылетел в Афганистан на встречу с премьер-министром Афганистана Гульбеддином (Гюльбеддином) Хекматиаром, получившим ранее прозвище "мясник Кабула", и генералом Рашидом Дустумом, который с 1992 года практически возглавлял 2,5-миллионный центрально-северный, населенный в основном этническими узбеками регион Афганистана с центром в Мазари-Шарифе. В организации этих встреч Джавадову помогал анонимный афганский друг детства. Полковник добился прибытия весной 1993 года около 1000 афганских бойцов в помощь Азербайджану в Карабахской войне. ЦИФРЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ КОЛИЧЕСТВО АФГАНСКИХ БОЕВИКОВ, ПОБЫВАВШИХ В КАРАБАХЕ, ПРИВОДЯТСЯ РАЗНЫЕ. Согласно эксперту по Кавказу Томасу де Ваалу, Азербайджан привлек от 1500 до 2500 афганских моджахедов. Официально они не существовали, и азербайджанское правительство отрицало их присутствие. Однако очевидцы сообщают, что видели в центре Баку длинноволосых и не похожих на других мужчин, некоторые из них носили традиционную афганскую одежду - перухан: длинная рубашка, широкие брюки. Они встречались так часто, что существование "пришельцев" невозможно было отрицать. В письме, направленном Арменией в ООН, говорилось, что афганские моджахеды (порядка 3000 человек) принимали самое активное участие в боевых действиях в Нагорном Карабахе. В докладе говорится, что афганцы также занимались "специальными задачами", что ввиду отсутствия дисциплины означает карательные операции против азербайджанских дезертиров, в том числе и исполнение функций так называемых заградительных отрядов. Цифру примерно в 1500 бойцов приводит политический аналитик, президент RSA Conference-Where the world talks security Патрик Горман. По его оценке, в 1992 году Азербайджан не имел ни сил, ни материальных ресурсов, чтобы одновременно защитить свои южные границы, подавить возможность этнического конфликта на севере, обуздать мятежных турок в Нахиджеване и продолжать операции против армян в Нагорном Карабахе". Согласно Революционной ассоциации женщин Афганистана (RAWA), в сообщении, датированном 23 мая 1994 года, "Хизб-и-Ислами" увеличила набор вербуемых для Азербайджана бойцов. Следует отметить, что сообщения того RAWA, обычно собираемые при исключительно трудных обстоятельствах, являются, как правило, весьма надежными. Согласно их отчету, группа примерно из 500 афганцев была на пути в Баку, причем это была не первая группа и ей предшествовал ряд других. "Примерно 1500 афганских ветеранов прибыли в Азербайджан в сентябре 1993 г. Летом 1994 г. их число возросло до 2500. После тяжелых потерь в боях с армянами афганская бригада расформировалась в том же 1994 г., однако многие из них участвовали в других региональных конфликтах" (Washington ProFile). По данным "Независимого военного обозрения" (со ссылкой на Washington ProFile), в сентябре 1993 г. "Аль- Каида" организовала переброску в зону нагорно- карабахского конфликта более 1,5 тыс. афганских талибов - моджахедов. К лету 1994 г. их число выросло до 2,5- 3 тыс. человек. С этими цифрами соглашается известный исследователь Майкл Таарнби, перу которого принадлежит исследование "Моджахеды в Нагорном Карабахе", которое, по его признанию, оказалось одной из самых сложных исследовательских программ, предпринятых автором. Источников на данную тему очень мало. Так или иначе, в зависимости от источника оценки количества афганских моджахедов, приехавших в Азербайджан между 1993 и 1994 годами, колеблются от 1000 до 3000 человек. Это расхождение объясняется тем, что информация берется из различных открытых источников: Christian Science Monitor, доклад в британской палате лордов, "Вашингтон пост", "Дейли телеграф", пресс-служба Армии обороны НКР. ПЕРВАЯ ПАРТИЯ АФГАНЦЕВ СОСТОЯЛА ИЗ 200 МОДЖАХЕДОВ, получивших от $700 до $1,000 в месяц. Наемники были прежде всего размещены в деревне Толипар Ждановского района (ныне Бейлаганский район), Сельфул Шамхорского района, между Кучо и Менгечаурским районом и, наконец, в Али-Байрамлы. Они служили в 860-й и 723-й моторизированных стрелковых бригадах. Сразу оговоримся, что ни о какой реальной "исламской солидарности" не могло быть и речи по нескольким причинам. Во-первых, и Хекматиару, и Дустуму нужно было кормить оравы озлобленных вооруженных людей, которые остались без спонсоров из США, Саудовской Аравии, Иордании, Египта буквально на следующий день после того, как последняя колонна советских войск Ограниченного контингента в Афганистане (ОКСВА) 15 февраля 1989 года пересекла афгано- советскую границу. Во-вторых, и Абульфаз Эльчибей, и Гейдар Алиев вели жесткую секуляристскую политику в духе идей Ататюрка, подавляя любое проявление религиозной активности и этим вызывая недовольство в том числе и ваххабитской Саудовской Аравии, других монархий Персидского залива и особенно антипода последних - шиитского Ирана. Примерно 85% (есть цифра и в 60 %, но по всей вероятности она обусловлена субъективными желаниями правящего в Азербайджане клана) населения Азербайджана исповедует шиизм джафаритского мазхаба, так называемые шииты-двудесятники, как и в Иране. Естественно, пуштуны, которые составляли преобладающий костяк афганских наемников в Азербайджане, сунниты, многие из которых под влиянием активно участвующих в войне против советских войск в Афганистане идеологов "Братьев мусульман", "Египетского арабского джихада", "Мактаб аль Хыдамат" (Бюро помощи), "Аль-Каиды", влиятельного палестинского теолога Абдулла Аззама, Усамы бен Ладена, духовного лидера и религиозного учителя египетских исламистов Шейха Омара Абдель Рахмана, Аймана аз-Завахири стали адептами фундаментальных течений ислама, в первую очередь джихадистского салафизма и ваххабизма (политического салафизма). Если учесть, что между двумя течениями ислама (суннизмом и шиизмом) есть существенные разночтения, и различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права, то несовпадения позиций затрагивают основополагающие нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам. Присутствие афганских бородачей еще аукнется шиитскому населению Азербайджана, которое выросло в условиях доминирования в советской идеологии атеистических, отрицающих религию воззрений. В результате советской атеистической политики население Азербайджана во многом утратило свою религиозность и практически полностью утратило культурные и социальные связи с соседним Ираном, с другими исламскими странами. ДВЕ КАРДИНАЛЬНО ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ГРУППЫ МУСУЛЬМАН не могли не возненавидеть друг друга. Чадра, шариат, таухид "пуритан и протестантов ислама", с одной стороны, и короткие юбки, с земными развлечениями, с невосприятием всех этих религиозных ограничений - с другой. Тем более что практически с первых дней независимости Азербайджана первый президент, по оценкам аналитиков, страстный тюркский националист с идейным "западничеством" Абульфаз Эльчибей, взял курс на идеологию турецкого национализма - кемализм с упором на светский характер государства и отделение государства от ислама. Одной из первых реформ Мустафы Кемаля Ататюрка, как известно, была отмена шариатского права. Затем был введен запрет на религиозное образование, а все школы были подчинены Министерству просвещения. В современной Турции этот принцип проявляется в том числе в судебном преследовании партий происламской ориентации. В этом контексте любые попытки Ильхама Алиева стать "своим" в таких организациях, как Всемирный исламский конгресс, Всемирная исламская лига, Организация исламского сотрудничества (до 2011 года называлась - Организация Исламская конференция (ОИК), где верховодит ваххабитская Саудовская Аравия, и использовать их влиятельные рычаги для решения карабахской проблемы в свою пользу, могут вызывать лишь усмешки и молчаливое, по крайней мере пока, раздражение Ирана. Без подсказки США монархии залива не примут ни одного важного решения или документа. Икрой, долларами и небоскребами их не заманишь, у самих этого добра навалом. Все население "страны огней" не переубедишь перейти в суннизм, несмотря на то что, как пишут аналитики, правящая в Азербайджане элита стремится максимально в сжатые сроки изменить имидж страны, переформатировать религиозный шиитско-суннитский расклад, чтобы поставить Азербайджан в один ряд с прогрессивными суннитскими Турцией и Казахстаном и продемонстрировать современному миру свою прозападность, светскость и цивилизованность. Им очень не хочется оказываться в одной компании с шиитским теократическим Ираном, которого и США, и Израиль считают оплотом зла. Так что никакой исламской солидарности, никакой пуштуно-азербайджанской дружбы и в помине не было. Лишь голый расчет: азербайджанская верхушка старалась и старается всеми возможными и невозможными средствами, игнорируя все правила морали, подставляя гражданское население под удары артиллерии, используя наемников, ангажированные международные структуры, политиков, чувство жалости к себе, угрозы оружием решить карабахский вопрос. Что касается афганских наемников "идеологического" фронта, то они не сильно отличались от других "диких гусей", исповедуя в своей тотальной беспринципности лишь один принцип: "за ваши деньги - любой каприз". Единственные религиозно и по этногенезу родственные ираноязычные шииты тюркского и монгольского происхождения, населяющие центральный Афганистан (8-10 % от общей численности населения страны), не были сильно замечены в рядах моджахедов даже в Афганистане. Майкл Таарнби считает, что в основном вербовка, организованная командиром Фазелем Хак Маджахидом из партии "Хизб-и-Ислами", шла в Пешаваре и Пакистане. В сообщении также говорится, что среди афганских моджахедов было неизвестное число арабов, которые воевали в Афганистане против Советского Союза в 1980-х. Предположительно некоторые из арабов были доставлены в Баку вместе с афганскими моджахедами. Однако это остается неподтвержденным, хотя кажется вполне вероятным, особенно в свете последующих событий в Азербайджане. Окончание следует. Саркис САРКИСЯН, "Депи