РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ СИЛА РЕЖИМА - «Новости Армении» » «Новости Дня»

✔ РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ СИЛА РЕЖИМА - «Новости Армении»


РАЗРУШИТЕЛЬНАЯ СИЛА РЕЖИМА - «Новости Армении»

Сегодня весь внутриполитический дискурс в Армении, так или иначе, завязан на вопросе о возможном воспроизводстве власти Сержа Саргсяна, второй срок президентства которого истекает в апреле следующего года. Политики, эксперты и СМИ сосредоточили свое внимание на том, кто именно займет пост премьер-министра весной 2018 года. Именно тогда окончательно вступит в силу новая Конституция, и Армения перейдет с президентской на парламентскую форму государственного правления.

В этом контексте продолжается обсуждение различных, даже самых невероятных вариантов воспроизводства власти Сержа Саргсяна.

Так, некоторые наблюдатели, которые уютно расположились у «кормушки» власти, не исключают того, что вскоре может быть принят закон о Совете национальной безопасности, согласно которому этот Совет будет иметь не только рекомендательную, но и исполнительную функцию. При этом предполагается, что Совет, который, безусловно, должен возглавить Серж Саргсян, может стать новым мощным органом государственного управления, в руках которого сосредоточатся не только сферы внешней политики и безопасности, но и основные финансовые средства.

Остаётся, чтобы кормящиеся с рук режима политологи и СМИ в своих грезах о вечном царствовании Сержа Саргсяна начали бы убеждать общество в том, что правительство после апреля 2018 года будет подчиняться Совету национальной безопасности, а должность премьера станет второстепенной.

Непонятно почему вдруг заговорили о важности создания Всеармянского совета, который, возможно, будет организован в рамках планируемого на этот месяц конгресса «Армения-Диаспора».

Впрочем, иллюзии это одно, а их реализация – совсем другое. Прежде чем проанализировать жизненность этих версий, ответим на куда более глубинный вопрос о том, а что же принесла стране и народу Армении власть президента Сержа Саргсяна, воспроизводства которой столь упорно он добивается? Ведь если мы затрагиваем вопрос о различных версиях воспроизводства власти, разработкой которых неустанно занимается президент и его соратники, то самое время подвести итоги почти 10-летнего периода его правления.

Практически во всех сферах зарегистрирован регресс. Начнём с вопроса о государственном долге.

За годы правления Сержа Саргсяна государственный долг страны вырос почти в 4 раза. Так, в 2008 году госдолг составлял всего 1,5 млрд долларов или 13% ВВП, а вот по итогам 2016 года долг достиг 5,9 млрд долларов, что составляет уже 55% ВВП, и долг продолжает неуклонно расти.

В конце 2016 года доля внешнего долга составляла 80,8% государственного долга Армении. В самой структуре внешнего долга кредиты, получаемые от международных организаций, составляют 84%. Но дело не столько в неуклонном увеличении государственного долга, а в том, что при Серже Саргсяне международные кредиты с экономической точки зрения расходовались крайне неэффективно. Огромные финансовые средства направлялись не на осуществление программ по развитию экономики, а на бюджетные расходы, прежде всего, социального содержания, а то и просто расхищались.

По словам экономистов, доказательством того, что кредиты тратятся неэффективно, является соотношение роста внешнего долга и роста ВВП, где в случае с Арменией первый показатель значительно превышает второй.

Между тем, по данным авторитетной американской неправительственной организации Global Financial Integrity (GFI), которая занимается исследованиями нелегального вывоза капитала из развивающихся стран, из Армении с 2004 года в среднем ежегодно вывозилось 983 миллиона долларов. Начиная с 2010 года, нелегальный отток из страны постоянно увеличивался и в 2013 году достиг $1,8 миллиарда. Напомним, что нынешний президент возглавляет государство с апреля 2008 года. В целом же, только за 10 лет (доклад GFI охватывает 2004-2013 гг.) из Армении вывезена сумма, в два раза превышающая размер внешнего долга. При этом по официальной статистике каждый третий житель страны является бедным. Даже по числу бедных ситуация при Серже Саргсяне оказалась намного хуже, чем при его предшественнике.

По мнению экспертов, огромный для столь маленькой и бедной страны отток капитала включает «отмытые» в Армении деньги и средства, полученные чиновниками через различные коррупционные схемы. Кроме того, предприниматели, учитывая существующие неравные условия для ведения бизнеса и повсеместную коррупцию, нередко предпочитают вывозить капитал, нежели направлять его на создание производств и соответственно, рабочих мест.

Таким образом, политикой Сержа Саргсяна недовольны не только бедные, но и богатые.

Очевидно, что указанные объемы нелегально вывозимого капитала могли бы решить множество наболевших социально-экономических проблем. Однако вместо этого продолжается миграция из страны. Только за годы правления Саргсяна, то есть с 2008 по настоящее время, из Армении эмигрировало 370 тысяч человек, причём 207 тысяч из них – люди трудоспособного возраста. Если миграцию из страны порядка 400 тысяч человек в годы правления Левона Тер-Петросяна можно объяснить войной, отсутствием нормального электро- и газоснабжения и прочим, то чем объяснить миграцию такого же количества граждан сегодня?..

Но вернемся к вопросу об оттоке капитала в контексте существенно сократившихся за последние годы инвестиций.

Понятно, что предприниматели – как местные, так и зарубежные – стремятся вкладывать деньги в экономику страны, где реально, а не на бумаге или по заверениям чиновников, существует свободное экономическое поле. Но какие условия для свободного предпринимательства могут существовать в коррумпированной стране с монопольным укладом экономики и кланово-олигархической системой власти?

Ведь одной из основных причин сокращения инвестиций в экономику является именно коррупция. Иностранный или местный инвестор в случае невыполнения действий, предусмотренных особым кодексом, сталкивается с множеством непреодолимых трудностей, в том числе и в судебной системе, которая, как известно, не является независимой. Не помогли оздоровлению судебной системы и специальные программы Европейского Союза. Судьи по-прежнему являются исполнителями воли вышестоящих инстанций власти. Многоликость коррупции проявляется и в вопросах фаворитизма в бизнесе, что напрочь исключает наличие равных конкурентных условий.

Коррупция, которая разъедает практически все сферы, нанося огромный ущерб развитию Армении, достигла весьма существенного «прогресса» также в годы правления президента Саргсяна.

При нынешней власти был окончательно и бесповоротно закрыт вопрос о крупнейшем в СССР производителе хлоропренового каучука, заводе «Наирит», на котором до недавнего времени работало порядка 2 тысяч человек. В результате бездарного управления предприятием со стороны британской компании Rhinovile Property с 2006 по 2010 гг. к проблемам технологического и производственного характера прибавились огромные задолженности по зарплате, за электроэнергию и газ, на сумму в 400 млн долларов. По информации специалистов завода, основной причиной долгов явилась продажа продукции ниже ее себестоимости. СМИ неоднократно указывали на наличие коррупционной связи между тогдашним премьером Тиграном Саркисяном и руководством этой британской компании.

Ещё в 2011 году тогдашний лидер либерально-демократической партии (рамкавар-азатакан) Арутюн Аракелян в открытом письме генпрокурору и главе Службы национальной безопасности писал о подозрительной сделке между правительством и зарегистрированной в декабре 2002 года в оффшорной зоне несколько мутной компанией Rhinovile Property Limеited. Одним из основных инициаторов и ответственных за сделку политик назвал Тиграна Саркисяна. В дальнейшем из-за преследований властей Арутюн Аракелян вынужден был уехать из Армении, а общество так и не получило объяснений по поводу обвинений в воровстве, которые Аракелян адресовал экс-премьеру и его брату, возглавлявшему несколько лет это предприятие.

Химический гигант «Наирит» при попустительстве властей, которые не предприняли ни единого действия для спасения предприятия, был доведен до банкротства. Решением суда общей юрисдикции ереванской общины Шенгавит в ноябре 2016 года завод «Наирит» был признан банкротом. Согласно решению суда, с целью погашения долгов имущество завода должно быть продано.

При действующем президенте был доведен до конца процесс развала отечественной гражданской авиации. По сведениям интернет-издания Hetq.am (в переводе с армянского – «след»), в результате нескольких непрозрачных сделок в 2003 году правительство Армении предоставило вновь созданной частной авиакомпании «Армавиа» эксклюзивное право на осуществление ряда рейсов, в том числе, и по наиболее прибыльному маршруту Ереван-Москва-Ереван. Владельцем «Армавиа» являлась фирма «Мика Лимитед», зарегистрированная в оффшорной зоне и принадлежащая крупному предпринимателю Михаилу Багдасарову, который входил в самое близкое окружение правящей верхушки Армении.

Передача эксклюзивного права на рейс Ереван-Москва-Ереван стала мощным ударом по государственной компании «Армянские авиалинии» («ААЛ»). В СМИ много писалось о том, что у работающей с прибылью до 1997 года компании «ААЛ», сначала правления Роберта Кочаряна, то есть с 1998 года, начались финансовые и технические проблемы.

«Добиться искусственного банкротства «ААЛ» пытались «сверху», тем самым открыв дорогу компании Багдасарова. В 2002-2003 гг. национальный авиаперевозчик, компания «ААЛ», переживал глубокий кризис, и договор правительства с компанией «Армавиа» положил начало концу «ААЛ». Неслучайно, что в том же 2003 году компания «ААЛ» прекратила полеты, а 12 апреля 2004 года решением Экономического суда она была признана банкротом», – пишет издание «Hetq.am».

Между тем, получившая от правительства большие преференции «Армавиа» уже через 10 лет обанкротилась. По мнению специалистов, причинами банкротства структуры М. Багдасарова «стал бездарный менеджмент, сам формат компании, где ни государство, ни коллектив не имели никаких рычагов воздействия на руководство компании в вопросах кадровой и технической политики.

Фаворит Сержа Саргсяна Михаил Багдасаров не понес абсолютно никакой ответственности. Здесь так же, как в случае с заводом «Наирит», власть проявила личностный интерес, лишенный какого-либо государственного подхода. В первом случае Армения лишилась мощного предприятия, в продукции которого были заинтересованы многие страны, а во втором – национального авиаперевозчика. И таких примеров разрушения, основанных на коррупционных схемах, беспределе, а главное непомерной жадности – много.

Но процесс разрушения не остановился, его объектами становятся все новые и новые сферы.

Так, приближается эра окончательного развала бесконечно реформируемой системы образования. В результате многолетних усилий по усовершенствованию сферы образования, школы получили крайне примитивные учебники младших классов и наоборот, написанные очень сложным языком учебники в старших классах. При этом, главный реформатор системы образования – Левон Мкртчян, который установил своеобразный рекорд пребывания на посту министра науки и образования (этот господин назначался министром образования 4 раза), заверяет, что у Армении нет опыта написания школьных учебников, ибо в СССР все учебники писались в Москве.

Так и хочется спросить этого чиновника, имеющего роскошную недвижимость в Ницце: а что, учебники для армянских школ тоже писались в Москве? Или за 26 лет независимости в Армении так и не научились издавать нормальные учебники?

Странно, но Мкртчян недоумевает, почему в Армении не состоялась старшая школа? При этом он пытается обвинить в этом… родителей.

Вследствие сокращения численности населения возникла задача оптимизации школ и соответственно сокращения учителей. Главный реформатор предлагает трудоустраивать учителей пенсионного возраста в селах. Воистину маразм крепчает!

Не лучше ситуация и в здравоохранении, и по другим направлениям. Изложение подобных фактов можно еще долго продолжать…

Главное во всем этом то, что за годы правления Сержа Саргсяна, не был зарегистрирован прогресс ни в одной из сфер, не было достигнуто никаких успехов ни в науке, наоборот: везде провалы и разруха.

Действующий глава государства не выполнил ни одного своего предвыборного обещания.

Как уже было сказано выше, Сержа Саргсяна не поддерживают не только бедные и условно средний класс, его не поддерживают и богатые. Правда и то, что богатые нередко поддерживают власть вынужденно, поскольку не хотят иметь проблем в рамках действующей системы.

Сложившаяся ситуация серьезно осложняет возможность воспроизводства нынешней власти.

Захотят ли при подобном раскладе поддержать проект Саргсяна по воспроизводству власти внешние игроки? Невысокий рейтинг президента и повсеместный развал снижают его шансы. Все это не может не повлиять на подходы внешних игроков. Ведь антивластные настроения в обществе могут трансформироваться либо в антизападные, либо в антироссийские. В целом, любой процесс имеет свою логику. Правда, и Запад, и Россия долго поддерживали правящий в Армении режим…

Ануш СИРУНЯН

Сегодня весь внутриполитический дискурс в Армении, так или иначе, завязан на вопросе о возможном воспроизводстве власти Сержа Саргсяна, второй срок президентства которого истекает в апреле следующего года. Политики, эксперты и СМИ сосредоточили свое внимание на том, кто именно займет пост премьер-министра весной 2018 года. Именно тогда окончательно вступит в силу новая Конституция, и Армения перейдет с президентской на парламентскую форму государственного правления. В этом контексте продолжается обсуждение различных, даже самых невероятных вариантов воспроизводства власти Сержа Саргсяна. Так, некоторые наблюдатели, которые уютно расположились у «кормушки» власти, не исключают того, что вскоре может быть принят закон о Совете национальной безопасности, согласно которому этот Совет будет иметь не только рекомендательную, но и исполнительную функцию. При этом предполагается, что Совет, который, безусловно, должен возглавить Серж Саргсян, может стать новым мощным органом государственного управления, в руках которого сосредоточатся не только сферы внешней политики и безопасности, но и основные финансовые средства. Остаётся, чтобы кормящиеся с рук режима политологи и СМИ в своих грезах о вечном царствовании Сержа Саргсяна начали бы убеждать общество в том, что правительство после апреля 2018 года будет подчиняться Совету национальной безопасности, а должность премьера станет второстепенной. Непонятно почему вдруг заговорили о важности создания Всеармянского совета, который, возможно, будет организован в рамках планируемого на этот месяц конгресса «Армения-Диаспора». Впрочем, иллюзии это одно, а их реализация – совсем другое. Прежде чем проанализировать жизненность этих версий, ответим на куда более глубинный вопрос о том, а что же принесла стране и народу Армении власть президента Сержа Саргсяна, воспроизводства которой столь упорно он добивается? Ведь если мы затрагиваем вопрос о различных версиях воспроизводства власти, разработкой которых неустанно занимается президент и его соратники, то самое время подвести итоги почти 10-летнего периода его правления. Практически во всех сферах зарегистрирован регресс. Начнём с вопроса о государственном долге. За годы правления Сержа Саргсяна государственный долг страны вырос почти в 4 раза. Так, в 2008 году госдолг составлял всего 1,5 млрд долларов или 13% ВВП, а вот по итогам 2016 года долг достиг 5,9 млрд долларов, что составляет уже 55% ВВП, и долг продолжает неуклонно расти. В конце 2016 года доля внешнего долга составляла 80,8% государственного долга Армении. В самой структуре внешнего долга кредиты, получаемые от международных организаций, составляют 84%. Но дело не столько в неуклонном увеличении государственного долга, а в том, что при Серже Саргсяне международные кредиты с экономической точки зрения расходовались крайне неэффективно. Огромные финансовые средства направлялись не на осуществление программ по развитию экономики, а на бюджетные расходы, прежде всего, социального содержания, а то и просто расхищались. По словам экономистов, доказательством того, что кредиты тратятся неэффективно, является соотношение роста внешнего долга и роста ВВП, где в случае с Арменией первый показатель значительно превышает второй. Между тем, по данным авторитетной американской неправительственной организации Global Financial Integrity (GFI), которая занимается исследованиями нелегального вывоза капитала из развивающихся стран, из Армении с 2004 года в среднем ежегодно вывозилось 983 миллиона долларов. Начиная с 2010 года, нелегальный отток из страны постоянно увеличивался и в 2013 году достиг $1,8 миллиарда. Напомним, что нынешний президент возглавляет государство с апреля 2008 года. В целом же, только за 10 лет (доклад GFI охватывает 2004-2013 гг.) из Армении вывезена сумма, в два раза превышающая размер внешнего долга. При этом по официальной статистике каждый третий житель страны является бедным. Даже по числу бедных ситуация при Серже Саргсяне оказалась намного хуже, чем при его предшественнике. По мнению экспертов, огромный для столь маленькой и бедной страны отток капитала включает «отмытые» в Армении деньги и средства, полученные чиновниками через различные коррупционные схемы. Кроме того, предприниматели, учитывая существующие неравные условия для ведения бизнеса и повсеместную коррупцию, нередко предпочитают вывозить капитал, нежели направлять его на создание производств и соответственно, рабочих мест. Таким образом, политикой Сержа Саргсяна недовольны не только бедные, но и богатые. Очевидно, что указанные объемы нелегально вывозимого капитала могли бы решить множество наболевших социально-экономических проблем. Однако вместо этого продолжается миграция из страны. Только за годы правления Саргсяна, то есть с 2008 по настоящее время, из Армении эмигрировало 370 тысяч человек, причём 207 тысяч из них – люди трудоспособного возраста. Если миграцию из страны порядка 400 тысяч человек в годы правления Левона Тер-Петросяна можно объяснить войной, отсутствием нормального электро- и газоснабжения и прочим, то чем объяснить миграцию такого же количества граждан сегодня? Но вернемся к вопросу об оттоке капитала в контексте существенно сократившихся за последние годы инвестиций. Понятно, что предприниматели – как местные, так и зарубежные – стремятся вкладывать деньги в экономику страны, где реально, а не на бумаге или по заверениям чиновников, существует свободное экономическое поле. Но какие условия для свободного предпринимательства могут существовать в коррумпированной стране с монопольным укладом экономики и кланово-олигархической системой власти? Ведь одной из основных причин сокращения инвестиций в экономику является именно коррупция. Иностранный или местный инвестор в случае невыполнения действий, предусмотренных особым кодексом, сталкивается с множеством непреодолимых трудностей, в том числе и в судебной системе, которая, как известно, не является независимой. Не помогли оздоровлению судебной системы и специальные программы Европейского Союза. Судьи по-прежнему являются исполнителями воли вышестоящих инстанций власти. Многоликость коррупции проявляется и в вопросах фаворитизма в бизнесе, что напрочь исключает наличие равных конкурентных условий. Коррупция, которая разъедает практически все сферы, нанося огромный ущерб развитию Армении, достигла весьма существенного «прогресса» также в годы правления президента Саргсяна. При нынешней власти был окончательно и бесповоротно закрыт вопрос о крупнейшем в СССР производителе хлоропренового каучука, заводе «Наирит», на котором до недавнего времени работало порядка 2 тысяч человек. В результате бездарного управления предприятием со стороны британской компании Rhinovile Property с 2006 по 2010 гг. к проблемам технологического и производственного характера прибавились огромные задолженности по зарплате, за электроэнергию и газ, на сумму в 400 млн долларов. По информации специалистов завода, основной причиной долгов явилась продажа продукции ниже ее себестоимости. СМИ неоднократно указывали на наличие коррупционной связи между тогдашним премьером Тиграном Саркисяном и руководством этой британской компании. Ещё в 2011 году тогдашний лидер либерально-демократической партии (рамкавар-азатакан) Арутюн Аракелян в открытом письме генпрокурору и главе Службы национальной безопасности писал о подозрительной сделке между правительством и зарегистрированной в декабре 2002 года в оффшорной зоне несколько мутной компанией Rhinovile Property Limеited. Одним из основных инициаторов и ответственных за сделку политик назвал Тиграна Саркисяна. В дальнейшем из-за преследований властей Арутюн Аракелян вынужден был уехать из Армении, а общество так и не получило объяснений по поводу обвинений в воровстве, которые Аракелян адресовал экс-премьеру и его брату, возглавлявшему несколько лет это предприятие. Химический гигант «Наирит» при попустительстве властей, которые не предприняли ни единого действия для спасения предприятия, был доведен до банкротства. Решением суда общей юрисдикции ереванской общины Шенгавит в ноябре 2016 года завод «Наирит» был признан банкротом. Согласно решению суда, с целью погашения долгов имущество завода должно быть продано. При действующем президенте был доведен до конца процесс развала отечественной гражданской авиации. По сведениям интернет-издания Hetq.am (в переводе с армянского – «след»), в результате нескольких непрозрачных сделок в 2003 году правительство Армении предоставило вновь созданной частной авиакомпании «Армавиа» эксклюзивное право на осуществление ряда рейсов, в том числе, и по наиболее прибыльному маршруту Ереван-Москва-Ереван. Владельцем «Армавиа» являлась фирма «Мика Лимитед», зарегистрированная в оффшорной зоне и принадлежащая крупному предпринимателю Михаилу Багдасарову, который входил в самое близкое окружение правящей верхушки Армении. Передача эксклюзивного права на рейс Ереван-Москва-Ереван стала мощным ударом по государственной компании «Армянские авиалинии» («ААЛ»). В СМИ много писалось о том, что у работающей с прибылью до 1997 года компании «ААЛ», сначала правления Роберта Кочаряна, то есть с 1998 года, начались финансовые и технические проблемы. «Добиться искусственного банкротства «ААЛ» пытались «сверху», тем самым открыв дорогу компании Багдасарова. В 2002-2003 гг. национальный авиаперевозчик, компания «ААЛ», переживал глубокий кризис, и договор правительства с компанией «Армавиа» положил начало концу «ААЛ». Неслучайно, что в том же 2003 году компания «ААЛ» прекратила полеты, а 12 апреля 2004 года решением Экономического суда она была признана банкротом», – пишет издание «Hetq.am». Между тем, получившая от правительства большие преференции «Армавиа» уже через 10 лет обанкротилась. По мнению специалистов, причинами банкротства структуры М. Багдасарова «стал бездарный менеджмент, сам формат компании, где ни государство, ни коллектив не имели никаких рычагов воздействия на руководство компании в вопросах кадровой и технической политики. Фаворит Сержа Саргсяна Михаил Багдасаров не понес абсолютно


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→