Ученые доказали генетическую «живучесть» армян - «Новости Армении» » «Новости Дня»

✔ Ученые доказали генетическую «живучесть» армян - «Новости Армении»

Ученые доказали генетическую «живучесть» армян - «Новости Армении»

Изучая генофонд Передней Азии, ученые показали, что наиболее генетически контрастны народы, живущие в горах и на равнине. Выяснилось, что армянские диаспоры в большинстве своем сохраняют генофонд исходной армянской популяции. Эти и другие выводы были изложены на страницах журнала Human Genetics. Генетики взяли образцы ДНК и исследовалиY-хромосомы в трех популяциях грузин и в четырех популяциях армян (всего обследовано 598 человек). Эти результаты они объединили с уже опубликованными данными по другим народам получив обширную базу данных поY-хромосомам шести тысяч человек из 60 популяций Передней Азии. К Передней Азии относят Анатолию, Левант, Месопотамию, Аравийский полуостров, Армянское и Иранское нагорья. Этот регион в эпоху неолита стал источником важнейших миграций, которые принесли в Европу земледелие. В то же время генетически Передняя Азия до последнего времени была недостаточно хорошо изучена. На графике эти популяции разделились на две группы: первая включила народы Иордании, Ливана, Ирака, Сирии и стран Аравийскогополуострова, во вторую вошли армяне, азербайджанцы, курды, турки и народы Ирана. Перваягруппа объединила народы, живущие на равнине, а вторая – народы, живущие в горах. Для проверки этого наблюдения популяции сгруппировали самыми разными способами: ихподелили на восточные и западные, на горные и равнинные, на говорящие на индоевропейских, тюркских и семитских языках. В каждом случае оценивали генетические различия, и они оказались максимальными именно между горными и равнинными народами. Ту же закономерность авторы обнаружили, когда для каждого крупного народа Передней Азии построили карту генетического сходства: она показывает, с населением каких территорий этот народ генетически схож, а от каких отличается. Например, Сирия, будучи преимущественно равнинной, по генофонду ближе к равнинным популяциям (хотя большинство из них географически далеко), чем к своим горным географическим соседям. Этот результат комментирует первый автор статьи проф. РАН Олег Балановский: «Генофонды Передней Азии очень разнообразны, но нам удалось разложить их по полочкам: все народы равнин оказалась генетически сходны друг с другом, а на другую полку попали популяции нагорий. Мы думаем, что это связано с историей населения, с тем, что большинство миграций проходило между сходными ландшафтами, а с гор на равнины или наоборот большие массы населения переселялись реже». В первом приближении армяне генетически относятся к группе народов Передней Азии, а зона наибольшего сходства с их генофондом соответствует исторической территории Армении. Это может означать, что на этой территории генофонд в какой-то степени сохранился, несмотря на ее заселение турками. Интересно, что армянские диаспоры (армяне в Адыгее, в Грузии, в Иране, в Ливане, в Нагорном Карабахе) генетически очень близки к основной армянской популяции на Армянском нагорье. Исключение составили амшенцы и донские армяне. Что касается грузин, то, хотя в целом они генетически сходны с армянами, но имеретинцы и восточные грузины чуть больше тяготеют не к южным соседям (народам Передней Азии), а к северным (Западному и Центральному Кавказу). Основные авторы работы входят в коллектив лаборатории геномной географии Института общей генетики РАН под руководством Олега Балановского и лаборатории популяционной генетики человека под руководством Елены Балановской, также в работе участвовали специалисты из Великобритании, Армении и консорциум проекта «Генографик».