Коммуникационная дилемма Армении и грузинская «дорога жизни» - «Новости Дня» » «Новости Дня»

✔ Коммуникационная дилемма Армении и грузинская «дорога жизни» - «Новости Дня»


Коммуникационная дилемма Армении и грузинская «дорога жизни» - «Новости Дня»
Фото: novost.ge
На прошлой неделе Грузию с двухдневным официальным визитом посетила представительная правительственная делегация Армении во главе с премьер-министром страны Кареном Карапетяном. О высоком представительском уровне свидетельствует и тот факт, что премьера в поездке сопровождали министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян, министр здравоохранения Левон Алтунян, министр сельского хозяйства Игнатий Аракелян.
В ходе визита армянский премьер провел переговоры со своим грузинским коллегой Георгием Квирикашвили, президентом Георгием Маргвелашвили, встретился с католикосом-патриархом Всея Грузии Илией II, с представителями армянской диаспоры, посетил две армянские церкви. В ходе переговоров обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества Грузии и Армении в сферах экономики, энергетики, торговли, культуры и туризма, транспорта.
«Мы заинтересованы в том, чтобы граждане Грузии рассматривали Армению как страну, в которую можно инвестировать, приезжать в качестве туриста. У наших коллег есть предложение для бизнесменов, чтобы провести встречу и рассмотреть возможности как грузинского, так и армянского рынка», — заявил Карен Карапетян на пресс-конференции в Тбилиси. Он пригласил Георгия Квирикашвили с официальным визитом в Армению.
Грузинский премьер в свою очередь заявил, что армянская сторона привезла с собой «интересные предложения» по освоению потенциала и кооперации между двумя странами в различных сферах. «С нашей стороны мы выразили полную готовность активно работать в этом направлении и поощрять представителей частного сектора из обеих стран», — заявил Квирикашвили.
О многовековой дружбе и братстве грузинского и армянского народов, о сотрудничестве двух церквей говорил католикос-патриарх всея Грузии, которого Карен Карапетян поблагодарил за прием и передал ему слова уважения и теплые приветствия президента Армении Сержа Саргсяна и католикоса всех армян Гарегина II. Те же мысли озвучили и премьер-министры стран. Нельзя не отметить, что принимающая сторона, как всегда, держала на самом высоком уровне планку знаменитого грузинского гостеприимства. «Большое спасибо за теплый прием нашей делегации… Мы соскучились по атмосфере, в которой нас встретили здесь…» — сказал армянский премьер.
Однако эксперты двух стран обратили внимание на то, что после встречи с глазу на глаз главы армянского и грузинского правительств ни до, ни после встречи не раскрыли деталей переговоров и ограничились общими фразами по поводу укрепления двухсторонних торговых отношений. Несмотря на это, общее мнение подавляющего большинства экспертов сводится к тому, что одной из основных тем переговоров было задействование альтернативных транзитных путей в направлении России через территорию Грузии. Этот вопрос для армянской стороны имеет первостепенное значение. Как известно, Турция и Азербайджан полностью закрыли свои участки границы с Арменией, подвергая ее жесткой блокаде.
Сразу после распада СССР блокада Армении начинала напоминать ленинградскую. Естественно, что для государства недопущение такой ситуации в будущем является стратегически важной задачей. Сегодня Армения общается с миром через Иран и Грузию. Отношения с Ираном строятся на древней индоевропейской общности и многовековых ирано-турецких противоречиях. Религиозные и ментальные различия, исторический опыт заставляют в долгосрочной перспективе смотреть на развитие армяно-иранских отношений с известной долей скепсиса.
По территории Грузии проходит главная коммуникация, связывающая Армению с главным политическим и экономическим союзником — Россией. Но дорога эта, проходящая в высокогорье, имеет не слишком большую пропускную способность и к тому же в довольно большой степени зависит от погодных условий. А в горах погода стабильной практически не бывает, особенно в зимнее время. Снегопады, сходы лавин или просто их угроза часто и надолго перекрывают эту важнейшую для Армении экономическую артерию. В связи с этим альтернатива расположенному на грузино-российской границе таможенно-пропускному пункту «Казбеги — Верхний Ларс» приобретает огромное значение.
Однако политические противоречия на Южном Кавказе переплелись в такой тугой узел, что размотать его будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что альтернативные пути в Россию могут пройти либо через Абхазию, либо через Южную Осетию (не считая железнодоржной морской паромной переправы по маршруту порт Поти — порт Кавказ — «NOVOSTI-DNY.Ru»). А эти территории Грузия рассматривает как «оккупированные». Принятый в связи с этим специальный закон об «оккупированных территориях» прямо запрещает торговым представителям третьих стран перемещаться по этим территориям.
Вроде бы, вопрос должен быть закрыт, но еще в 2011 году было достигнуто соглашение «О торговых коридорах», согласно которому стороны получают возможность развивать транспортные коммуникации через территории частично признанных республик Абхазия и Южная Осетия. Именно это соглашение приобрело актуальность в ходе одной из последних грузино-российских встреч в формате «Абашидзе — Карасин». Грузинский представитель сделал следующее заявление: «Работа над договором продолжалась все это время. На данном этапе сначала наша сторона, а затем и российская должны подписать контракт со швейцарской компанией SGS, которая будет контролировать потоки грузов с обеих сторон. Затем начнется непосредственная реализация этого проекта».
Казалось бы, лед тронулся, но политолог Малхаз Мацаберидзе сомневается в возможности открытия альтернативных магистралей, и одной из причин неуспеха считает «незаинтересованность России в экономическом усилении» стран постсоветского пространства, так как в этом случае она «утратит свою доминирующую роль». «Поэтому она не спешит форсировать сообщение с Арменией. Думаю, переговоры будут вестись вокруг участка автомагистрали, проходящей через Цхинвал. Однако в свете грядущего референдума по переименованию оккупированных грузинских территорий в этом вопросе особых подвижек не предвидится, так как Россия попытается увязать признание захваченных территорий с открытием дорог, что для нас неприемлемо. Поэтому этот вопрос находится вне формата двусторонних отношений Армении и Грузии», — считает грузинский эксперт.
Есть и еще один фактор, способный сыграть негативную роль в деле задействования альтернативных маршрутов через Грузию в Россию — жесткая позиция Турции и Азербайджана, которые являются стратегическими партнерами Грузии. Эти страны за последние годы не один раз оказывали на официальный Тбилиси прямое давление с целью провала или блокировки любых проектов, связанных с Арменией.
Так или иначе, но премьер-министр Армении после окончания визита сказал журналистам: «Если вас интересует, будет ли альтернатива Ларсу, то могу вас заверить, что да, будет! Об остальном потом, пока я не раскрываю скобки. Мы договорились как по Ларсу, так и по энергетическому коридору».
Дороги — один из главнейших признаков цивилизации. Где они есть — там прогресс и культура, где их нет — дикость и варварство. Пусть их будет больше, и пусть они ведут к храму, к добру, к миру.
Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»

Фото: novost.geНа прошлой неделе Грузию с двухдневным официальным визитом посетила представительная правительственная делегация Армении во главе с премьер-министром страны Кареном Карапетяном. О высоком представительском уровне свидетельствует и тот факт, что премьера в поездке сопровождали министр экономического развития и инвестиций Сурен Караян, министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Ашот Манукян, министр транспорта, связи и информационных технологий Ваан Мартиросян, министр здравоохранения Левон Алтунян, министр сельского хозяйства Игнатий Аракелян. В ходе визита армянский премьер провел переговоры со своим грузинским коллегой Георгием Квирикашвили, президентом Георгием Маргвелашвили, встретился с католикосом-патриархом Всея Грузии Илией II, с представителями армянской диаспоры, посетил две армянские церкви. В ходе переговоров обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества Грузии и Армении в сферах экономики, энергетики, торговли, культуры и туризма, транспорта. «Мы заинтересованы в том, чтобы граждане Грузии рассматривали Армению как страну, в которую можно инвестировать, приезжать в качестве туриста. У наших коллег есть предложение для бизнесменов, чтобы провести встречу и рассмотреть возможности как грузинского, так и армянского рынка», — заявил Карен Карапетян на пресс-конференции в Тбилиси. Он пригласил Георгия Квирикашвили с официальным визитом в Армению. Грузинский премьер в свою очередь заявил, что армянская сторона привезла с собой «интересные предложения» по освоению потенциала и кооперации между двумя странами в различных сферах. «С нашей стороны мы выразили полную готовность активно работать в этом направлении и поощрять представителей частного сектора из обеих стран», — заявил Квирикашвили. О многовековой дружбе и братстве грузинского и армянского народов, о сотрудничестве двух церквей говорил католикос-патриарх всея Грузии, которого Карен Карапетян поблагодарил за прием и передал ему слова уважения и теплые приветствия президента Армении Сержа Саргсяна и католикоса всех армян Гарегина II. Те же мысли озвучили и премьер-министры стран. Нельзя не отметить, что принимающая сторона, как всегда, держала на самом высоком уровне планку знаменитого грузинского гостеприимства. «Большое спасибо за теплый прием нашей делегации… Мы соскучились по атмосфере, в которой нас встретили здесь…» — сказал армянский премьер. Однако эксперты двух стран обратили внимание на то, что после встречи с глазу на глаз главы армянского и грузинского правительств ни до, ни после встречи не раскрыли деталей переговоров и ограничились общими фразами по поводу укрепления двухсторонних торговых отношений. Несмотря на это, общее мнение подавляющего большинства экспертов сводится к тому, что одной из основных тем переговоров было задействование альтернативных транзитных путей в направлении России через территорию Грузии. Этот вопрос для армянской стороны имеет первостепенное значение. Как известно, Турция и Азербайджан полностью закрыли свои участки границы с Арменией, подвергая ее жесткой блокаде. Сразу после распада СССР блокада Армении начинала напоминать ленинградскую. Естественно, что для государства недопущение такой ситуации в будущем является стратегически важной задачей. Сегодня Армения общается с миром через Иран и Грузию. Отношения с Ираном строятся на древней индоевропейской общности и многовековых ирано-турецких противоречиях. Религиозные и ментальные различия, исторический опыт заставляют в долгосрочной перспективе смотреть на развитие армяно-иранских отношений с известной долей скепсиса. По территории Грузии проходит главная коммуникация, связывающая Армению с главным политическим и экономическим союзником — Россией. Но дорога эта, проходящая в высокогорье, имеет не слишком большую пропускную способность и к тому же в довольно большой степени зависит от погодных условий. А в горах погода стабильной практически не бывает, особенно в зимнее время. Снегопады, сходы лавин или просто их угроза часто и надолго перекрывают эту важнейшую для Армении экономическую артерию. В связи с этим альтернатива расположенному на грузино-российской границе таможенно-пропускному пункту «Казбеги — Верхний Ларс» приобретает огромное значение. Однако политические противоречия на Южном Кавказе переплелись в такой тугой узел, что размотать его будет чрезвычайно сложно. Дело в том, что альтернативные пути в Россию могут пройти либо через Абхазию, либо через Южную Осетию (не считая железнодоржной морской паромной переправы по маршруту порт Поти — порт Кавказ — «NOVOSTI-DNY.Ru»). А эти территории Грузия рассматривает как «оккупированные». Принятый в связи с этим специальный закон об «оккупированных территориях» прямо запрещает торговым представителям третьих стран перемещаться по этим территориям. Вроде бы, вопрос должен быть закрыт, но еще в 2011 году было достигнуто соглашение «О торговых коридорах», согласно которому стороны получают возможность развивать транспортные коммуникации через территории частично признанных республик Абхазия и Южная Осетия. Именно это соглашение приобрело актуальность в ходе одной из последних грузино-российских встреч в формате «Абашидзе — Карасин». Грузинский представитель сделал следующее заявление: «Работа над договором продолжалась все это время. На данном этапе сначала наша сторона, а затем и российская должны подписать контракт со швейцарской компанией SGS, которая будет контролировать потоки грузов с обеих сторон. Затем начнется непосредственная реализация этого проекта». Казалось бы, лед тронулся, но политолог Малхаз Мацаберидзе сомневается в возможности открытия альтернативных магистралей, и одной из причин неуспеха считает «незаинтересованность России в экономическом усилении» стран постсоветского пространства, так как в этом случае она «утратит свою доминирующую роль». «Поэтому она не спешит форсировать сообщение с Арменией. Думаю, переговоры будут вестись вокруг участка автомагистрали, проходящей через Цхинвал. Однако в свете грядущего референдума по переименованию оккупированных грузинских территорий в этом вопросе особых подвижек не предвидится, так как Россия попытается увязать признание захваченных территорий с открытием дорог, что для нас неприемлемо. Поэтому этот вопрос находится вне формата двусторонних отношений Армении и Грузии», — считает грузинский эксперт. Есть и еще один фактор, способный сыграть негативную роль в деле задействования альтернативных маршрутов через Грузию в Россию — жесткая позиция Турции и Азербайджана, которые являются стратегическими партнерами Грузии. Эти страны за последние годы не один раз оказывали на официальный Тбилиси прямое давление с целью провала или блокировки любых проектов, связанных с Арменией. Так или иначе, но премьер-министр Армении после окончания визита сказал журналистам: «Если вас интересует, будет ли альтернатива Ларсу, то могу вас заверить, что да, будет! Об остальном потом, пока я не раскрываю скобки. Мы договорились как по Ларсу, так и по энергетическому коридору». Дороги — один из главнейших признаков цивилизации. Где они есть — там прогресс и культура, где их нет — дикость и варварство. Пусть их будет больше, и пусть они ведут к храму, к добру, к миру. Ираклий Чхеидзе (Тбилиси), специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика