✔ ПОСВЯЩЕНИЕ ГАРО СТЕПАНЯНУ - «Новости Армении»
Милица 20-02-2017, 03:00 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
Среди музыкальных фестивалей, которые традиционно проходят в Ереване, фестиваль композиторского искусства занимает особое место. В этом году с 15 по 28 февраля он состоится восьмой раз. Каждый год фестиваль посвящается одному из выдающихся армянских композиторов. На сей раз дань памяти адресована талантливому музыканту Гаро Степаняну, чей 120-летний юбилей отмечается в этом году.
ГАРО СТЕПАНЯН РОДИЛСЯ В ГАНДЗАКЕ. В СЕМНАДЦАТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ он добровольцем участвовал в Первой мировой войне. После ее окончания учился в Тифлисской консерватории, где познакомился с Романосом Меликяном. В 1923 году продолжил учебу в Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Его преподавателем был Михаил Гнесин. Позже Степанян продолжил свое музыкальное образование в Ленинградской консерватории.
К сожалению, в последнее время о нем мало кто вспоминает. А между тем он внес большой вклад в музыкальное искусство и оставил нам в наследие пять опер, в том числе эпико-героическую "Давид Сасунский", три симфонии, камерные инструментальные произведения, концерт для фортепиано, множество романсов. Он много сделал для обогащения и развития армянского классического музыкального искусства, неоднократно участвовал в фольклорных экспедициях по стране, в начале 30-х годов преподавал в Ереванской государственной консерватории, а в 1947 году возглавил Союз композиторов Армении. И не случайно, говоря о композиторе, Михаил Гнесин как-то отметил: "Восхищения достойны тонкий вкус, лиризм и стилевые искры Степаняна".
Фестиваль композиторского искусства – это инициатива Государственного молодежного оркестра Армении под управлением дирижера Сергея Смбатяна, и проходит он под патронатом президента Сержа Саргсяна и при содействии Министерства культуры РА. Цель фестиваля – поддержка и пропаганда творчества армянских композиторов, в том числе современных, а также записи, видеосъемка исполнения их симфонических и камерных произведений, оцифровка нот и их сохранение.
- ФЕСТИВАЛЬ, - ГОВОРИТ СМБАТЯН, - СЧИТАЮ БОЛЬШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ оркестра, потому что помимо поэтапного осуществления наших целей можно говорить о важной тенденции: многие солисты и коллективы стали включать в свой репертуар произведения, исполняемые на фестивале, в том числе и редко звучащие. Фестиваль поддерживает творчество наших композиторов. И мне приятно, что новый министр культуры Армен Амирян понял, насколько это серьезное дело, и поддержал нас. Поскольку композиторское искусство – это очень большой пласт, мы надеемся, что уже в будущем году многие современные композиторы станут работать на фестиваль. Надеюсь, что фестиваль сможет иметь некий бюджет, благодаря которому мы сможем заказывать композиторам музыку для фестиваля и поощрять их и исполнителей. А они в свою очередь будут подходить к таким предложениям как к средству для своего профессионального заработка. Коммерческие предложения тоже могут иметь немалый успех, хотя, к сожалению, многие приравнивают коммерческий успех к чему-то недостойному, не соответствующему настоящему искусству.
По словам Смбатяна, в этом году фестиваль композиторского искусства посвящен Гаро Степаняну, потому что его стали забывать, его музыка не так часто звучит на концертах, на радио и телевидении. Организаторы фестиваля долго искали ноты композитора. Поиски привели в Музей литературы и искусства им.Чаренца, где им очень помогли, кое-какие ноты нашлись и в библиотеках, но их состояние настолько ветхое (это рукописи), что работать с ними музыкантам просто не представлялось возможным.
- Я НЕ ХОЧУ НАЗЫВАТЬ КОНКРЕТНЫХ ИМЕН, - ПРОДОЛЖАЕТ СМБАТЯН, - но стыд и позор, что ноты некоторых наших выдающихся композиторов также хранятся все еще в рукописном варианте и до сих пор не оцифрованы. А если какой-либо оркестр запросит у нас ноты этих композиторов, что часто практикуется в музыкальном мире, то в таком состоянии мы просто не сможем их выслать. Т.е. мы даже не пытаемся адаптировать нашу историю к реалиям ХХI века, совершая большую ошибку. Мы долго работали над предоставленными нам нотами, оцифровали их, тем самым внеся скромный вклад в общее дело.
Гаро Степанян создал уникальные произведения. Талантливый композитор работал в разных жанрах, известно, что существуют его инструментальные произведения, но мы, к сожалению, так и не смогли найти эти ноты. То, что будет исполнено во время фестиваля, в оркестровом исполнении ранее никогда не звучало. Мы много говорим о прошлом, но большинство людей даже не знает, какие личности работали в этом самом прошлом. У фестиваля есть свой художественный совет, в который входят авторитетные фигуры армянского музыкального мира, прекрасно понимающие важность и значимость пропаганды национальной музыкальной культуры. Это Давид Казарян, Сона Ованесян, Арам Талалян, Армен Бабаханян, Вардан Аджемян, Эдуард Айрапетян и другие. Благодаря совету и формируется программа фестиваля.
В этом году он имеет свои градации: камерная музыка, хоровая, вокальная и симфоническая. Гвоздем фестиваля станет последний день – 28 февраля. В этот вечер состоится премьера Концерта для фортепиано с симфоническим оркестром. Солисткой выступит пианистка Наре Аграманян (Австрия), для которой Эдуард Айрапетян специально написал это произведение. Будет также исполнена 2-я Симфония другого талантливого композитора, Джона (Дживана) Татевосяна, а это очень серьезная симфоническая заявка в армянском музыкальном искусстве.
В рамках фестиваля прозвучат также произведения Вардана Аджемяна, Ваче Шарафяна, других композиторов, выступят известные исполнители. А откроется фестиваль в Большом зале филармонии музыкой Гаро Степаняна.
Елена ГАЛОЯН, "Голос Армении"
Открывается VIII фестиваль композиторского искусства Среди музыкальных фестивалей, которые традиционно проходят в Ереване, фестиваль композиторского искусства занимает особое место. В этом году с 15 по 28 февраля он состоится восьмой раз. Каждый год фестиваль посвящается одному из выдающихся армянских композиторов. На сей раз дань памяти адресована талантливому музыканту Гаро Степаняну, чей 120-летний юбилей отмечается в этом году. ГАРО СТЕПАНЯН РОДИЛСЯ В ГАНДЗАКЕ. В СЕМНАДЦАТИЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ он добровольцем участвовал в Первой мировой войне. После ее окончания учился в Тифлисской консерватории, где познакомился с Романосом Меликяном. В 1923 году продолжил учебу в Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Его преподавателем был Михаил Гнесин. Позже Степанян продолжил свое музыкальное образование в Ленинградской консерватории. К сожалению, в последнее время о нем мало кто вспоминает. А между тем он внес большой вклад в музыкальное искусство и оставил нам в наследие пять опер, в том числе эпико-героическую "Давид Сасунский", три симфонии, камерные инструментальные произведения, концерт для фортепиано, множество романсов. Он много сделал для обогащения и развития армянского классического музыкального искусства, неоднократно участвовал в фольклорных экспедициях по стране, в начале 30-х годов преподавал в Ереванской государственной консерватории, а в 1947 году возглавил Союз композиторов Армении. И не случайно, говоря о композиторе, Михаил Гнесин как-то отметил: "Восхищения достойны тонкий вкус, лиризм и стилевые искры Степаняна". Фестиваль композиторского искусства – это инициатива Государственного молодежного оркестра Армении под управлением дирижера Сергея Смбатяна, и проходит он под патронатом президента Сержа Саргсяна и при содействии Министерства культуры РА. Цель фестиваля – поддержка и пропаганда творчества армянских композиторов, в том числе современных, а также записи, видеосъемка исполнения их симфонических и камерных произведений, оцифровка нот и их сохранение. - ФЕСТИВАЛЬ, - ГОВОРИТ СМБАТЯН, - СЧИТАЮ БОЛЬШИМ ДОСТИЖЕНИЕМ оркестра, потому что помимо поэтапного осуществления наших целей можно говорить о важной тенденции: многие солисты и коллективы стали включать в свой репертуар произведения, исполняемые на фестивале, в том числе и редко звучащие. Фестиваль поддерживает творчество наших композиторов. И мне приятно, что новый министр культуры Армен Амирян понял, насколько это серьезное дело, и поддержал нас. Поскольку композиторское искусство – это очень большой пласт, мы надеемся, что уже в будущем году многие современные композиторы станут работать на фестиваль. Надеюсь, что фестиваль сможет иметь некий бюджет, благодаря которому мы сможем заказывать композиторам музыку для фестиваля и поощрять их и исполнителей. А они в свою очередь будут подходить к таким предложениям как к средству для своего профессионального заработка. Коммерческие предложения тоже могут иметь немалый успех, хотя, к сожалению, многие приравнивают коммерческий успех к чему-то недостойному, не соответствующему настоящему искусству. По словам Смбатяна, в этом году фестиваль композиторского искусства посвящен Гаро Степаняну, потому что его стали забывать, его музыка не так часто звучит на концертах, на радио и телевидении. Организаторы фестиваля долго искали ноты композитора. Поиски привели в Музей литературы и искусства им.Чаренца, где им очень помогли, кое-какие ноты нашлись и в библиотеках, но их состояние настолько ветхое (это рукописи), что работать с ними музыкантам просто не представлялось возможным. - Я НЕ ХОЧУ НАЗЫВАТЬ КОНКРЕТНЫХ ИМЕН, - ПРОДОЛЖАЕТ СМБАТЯН, - но стыд и позор, что ноты некоторых наших выдающихся композиторов также хранятся все еще в рукописном варианте и до сих пор не оцифрованы. А если какой-либо оркестр запросит у нас ноты этих композиторов, что часто практикуется в музыкальном мире, то в таком состоянии мы просто не сможем их выслать. Т.е. мы даже не пытаемся адаптировать нашу историю к реалиям ХХI века, совершая большую ошибку. Мы долго работали над предоставленными нам нотами, оцифровали их, тем самым внеся скромный вклад в общее дело. Гаро Степанян создал уникальные произведения. Талантливый композитор работал в разных жанрах, известно, что существуют его инструментальные произведения, но мы, к сожалению, так и не смогли найти эти ноты. То, что будет исполнено во время фестиваля, в оркестровом исполнении ранее никогда не звучало. Мы много говорим о прошлом, но большинство людей даже не знает, какие личности работали в этом самом прошлом. У фестиваля есть свой художественный совет, в который входят авторитетные фигуры армянского музыкального мира, прекрасно понимающие важность и значимость пропаганды национальной музыкальной культуры. Это Давид Казарян, Сона Ованесян, Арам Талалян, Армен Бабаханян, Вардан Аджемян, Эдуард Айрапетян и другие. Благодаря совету и формируется программа фестиваля. В этом году он имеет свои градации: камерная музыка, хоровая, вокальная и симфоническая. Гвоздем фестиваля станет последний день – 28 февраля. В этот вечер состоится премьера Концерта для фортепиано с симфоническим оркестром. Солисткой выступит пианистка Наре Аграманян (Австрия), для которой Эдуард Айрапетян специально написал это произведение. Будет также исполнена 2-я Симфония другого талантливого композитора, Джона (Дживана) Татевосяна, а это очень серьезная симфоническая заявка в армянском музыкальном искусстве. В рамках фестиваля прозвучат также произведения Вардана Аджемяна, Ваче Шарафяна, других композиторов, выступят известные исполнители. А откроется фестиваль в Большом зале филармонии музыкой Гаро Степаняна. Елена ГАЛОЯН, "Голос Армении"