✔ РЕФЕРЕНДУМ СОСТОИТСЯ 20 ФЕВРАЛЯ - «Новости Армении»
Kirk 11-02-2017, 15:01 193 Мир / Россия / Армения
ПОХОЖИЕ
20 февраля состоится референдум по проекту Конституции Арцаха. По счету это вторая Конституция, которая коренным образом отличается от предыдущей и по названию, и по содержанию. Если проект пройдет, то у нас будет Конституция Арцаха вместо Конституции НКР, что полностью соответствует первоначальному названию этой армянской территории. В ходе обсуждения в проект было внесено большое количество изменений, что похвально с точки зрения толерантности политических сил. В то же время до сих пор существуют некоторые разногласия. За разъяснениями мы обратились к заведующему кафедрой "Конституционное право" ЕГУ доктору юридических наук, профессору Геворгу Даниеляну.
- В процессе подготовки конституционной реформы Армении комиссия, в составе которой вы работали, считала обоснованной парламентскую форму правления, учитывая военную угрозу со стороны Азербайджана, преследуя целью сделать управленческий аппарат гибким и в то же время создать условия для развития демократии. Но угроза в основном направлена против Арцаха, и в результате агрессивных действий Азербайджана люди зачастую погибают именно на этой территории. Почему была избрана форма правления, резко отличающаяся от существующей в Армении, хотя мы находимся в сходных условиях?
- Эти же доводы оказались весьма актуальными и для противников проекта Конституции Арцаха. Такого же мнения, кстати, придерживается и партия "Дашнакцутюн". К сожалению, Арцах не находится в идентичных с Арменией условиях. Нельзя упускать из виду то важное обстоятельство, что, пока Арцах не является признанным государством, он не может пользоваться возможностью непосредственного взаимодействия с международными организациями и зарубежными государствами, защищая свои интересы.
Оппоненты почему-то об этом молчат. И представляют общественности примитивные доводы о том, что в Армении и в Арцахе одинаковая ситуация, но выбраны разные системы правления. С учетом сказанного президентская форма правления для Арцаха является не только приемлемой, но и самой выигрышной - в отличие от Армении, где, как известно, существуют определенные предпосылки для перехода к парламентской форме правления.
- И все-таки президентская форма правления, по мнению некоторых политических сил, не допустит осуществления в полной мере гарантированного принципа разделения властей и в итоге будет сформирована излишне централизованная система правления.
- Опять-таки необходимо учитывать, что любая форма правления имеет свои модели. В данном случае является очень важным то обстоятельство, что в Арцахе Комиссия по конституционным реформам вполне оправданно отдала предпочтение именно такой модели, при которой президент не сможет проявить неограниченную власть и принимать решения по большинству важных политических вопросов единолично. В частности, если при разногласиях президента и парламента президент примет решение о роспуске парламента, то он должен иметь в виду, что с этого момента будут также прекращены и его полномочия. Добавлю, что реализация конституционных норм зависит по большому счету от конституционной культуры. А судя по процессам конституционных реформ, отрадно отметить, что в Арцахе в основном сложилась атмосфера толерантности и взаимопонимания. В Арцахе многие политические деятели открыто выступали против проекта Конституции, и это на фоне, к примеру, азербайджанских реалий, где одно слово критики стоит 10 лет лишения свободы.
- Можно ли, сравнивая проект арцахской Конституции с Основным Законом Армении, не прийти к выводу, что они отличаются по всем параметрам?
- Это вовсе не так, потому что в тексте проекта нашли место те конституционные положения Армении, которые уже прошли определенную апробацию и получили положительные оценки со стороны авторитетных международных структур и экспертов. В частности, почти одинаково отредактированы права и свободы личности, механизм их защиты, основы законодательного процесса, в том числе референдумы, основы местного самоуправления и т.д.
- Поговаривают, что Конституция в Арцахе переделана для того, чтобы президент Бако Саакян получил легитимную возможность продлить свой президентской срок. Как известно, в сентябре этого года срок его пребывания на посту истекает...
- Отвечая на этот вопрос, я бы попросил тех, кто так считает, обратить внимание на то, что, согласно статье 168 проекта, до окончания полномочий действующего президента Национальным Собранием будет избран новый президент, который возьмет в свои руки бразды правления до 2020 года. То есть до истечения срока полномочий парламента. И, как известно, власти Арцаха тоже сделали официальное заявление, что Конституция составлена таким образом, чтобы ни у кого не возникало опасений, что конституционные изменения преследуют лишь цели субъективного, личностного значения.
- Как известно, Азербайджан, не брезгуя в выборе средств, готов на все, чтобы растоптать элементарные права народа Арцаха. Можно ли противостоять этому посредством новой Конституции?
- Вся Конституция в целом подготовлена именно с учетом угрозы, прозвучавшей в вашем вопросе. К сожалению, мы пока не можем руководствоваться лишь демократическими подходами, а вынуждены создать такую правовую систему, которая будет способна противостоять агрессивным помыслам этого государства. Добавлю, что в статье 175 проекта Конституции закреплено, что государственная власть в Арцахе распространяется на территории, фактически находящиеся под юрисдикцией Арцаха.
Лана МШЕЦЯН, "Голос Армении"
Геворг ДАНИЕЛЯН: "Для Арцаха как непризнанного государства предпочтительна президентская форма правления" 20 февраля состоится референдум по проекту Конституции Арцаха. По счету это вторая Конституция, которая коренным образом отличается от предыдущей и по названию, и по содержанию. Если проект пройдет, то у нас будет Конституция Арцаха вместо Конституции НКР, что полностью соответствует первоначальному названию этой армянской территории. В ходе обсуждения в проект было внесено большое количество изменений, что похвально с точки зрения толерантности политических сил. В то же время до сих пор существуют некоторые разногласия. За разъяснениями мы обратились к заведующему кафедрой "Конституционное право" ЕГУ доктору юридических наук, профессору Геворгу Даниеляну. - В процессе подготовки конституционной реформы Армении комиссия, в составе которой вы работали, считала обоснованной парламентскую форму правления, учитывая военную угрозу со стороны Азербайджана, преследуя целью сделать управленческий аппарат гибким и в то же время создать условия для развития демократии. Но угроза в основном направлена против Арцаха, и в результате агрессивных действий Азербайджана люди зачастую погибают именно на этой территории. Почему была избрана форма правления, резко отличающаяся от существующей в Армении, хотя мы находимся в сходных условиях? - Эти же доводы оказались весьма актуальными и для противников проекта Конституции Арцаха. Такого же мнения, кстати, придерживается и партия "Дашнакцутюн". К сожалению, Арцах не находится в идентичных с Арменией условиях. Нельзя упускать из виду то важное обстоятельство, что, пока Арцах не является признанным государством, он не может пользоваться возможностью непосредственного взаимодействия с международными организациями и зарубежными государствами, защищая свои интересы. Оппоненты почему-то об этом молчат. И представляют общественности примитивные доводы о том, что в Армении и в Арцахе одинаковая ситуация, но выбраны разные системы правления. С учетом сказанного президентская форма правления для Арцаха является не только приемлемой, но и самой выигрышной - в отличие от Армении, где, как известно, существуют определенные предпосылки для перехода к парламентской форме правления. - И все-таки президентская форма правления, по мнению некоторых политических сил, не допустит осуществления в полной мере гарантированного принципа разделения властей и в итоге будет сформирована излишне централизованная система правления. - Опять-таки необходимо учитывать, что любая форма правления имеет свои модели. В данном случае является очень важным то обстоятельство, что в Арцахе Комиссия по конституционным реформам вполне оправданно отдала предпочтение именно такой модели, при которой президент не сможет проявить неограниченную власть и принимать решения по большинству важных политических вопросов единолично. В частности, если при разногласиях президента и парламента президент примет решение о роспуске парламента, то он должен иметь в виду, что с этого момента будут также прекращены и его полномочия. Добавлю, что реализация конституционных норм зависит по большому счету от конституционной культуры. А судя по процессам конституционных реформ, отрадно отметить, что в Арцахе в основном сложилась атмосфера толерантности и взаимопонимания. В Арцахе многие политические деятели открыто выступали против проекта Конституции, и это на фоне, к примеру, азербайджанских реалий, где одно слово критики стоит 10 лет лишения свободы. - Можно ли, сравнивая проект арцахской Конституции с Основным Законом Армении, не прийти к выводу, что они отличаются по всем параметрам? - Это вовсе не так, потому что в тексте проекта нашли место те конституционные положения Армении, которые уже прошли определенную апробацию и получили положительные оценки со стороны авторитетных международных структур и экспертов. В частности, почти одинаково отредактированы права и свободы личности, механизм их защиты, основы законодательного процесса, в том числе референдумы, основы местного самоуправления и т.д. - Поговаривают, что Конституция в Арцахе переделана для того, чтобы президент Бако Саакян получил легитимную возможность продлить свой президентской срок. Как известно, в сентябре этого года срок его пребывания на посту истекает. - Отвечая на этот вопрос, я бы попросил тех, кто так считает, обратить внимание на то, что, согласно статье 168 проекта, до окончания полномочий действующего президента Национальным Собранием будет избран новый президент, который возьмет в свои руки бразды правления до 2020 года. То есть до истечения срока полномочий парламента. И, как известно, власти Арцаха тоже сделали официальное заявление, что Конституция составлена таким образом, чтобы ни у кого не возникало опасений, что конституционные изменения преследуют лишь цели субъективного, личностного значения. - Как известно, Азербайджан, не брезгуя в выборе средств, готов на все, чтобы растоптать элементарные права народа Арцаха. Можно ли противостоять этому посредством новой Конституции? - Вся Конституция в целом подготовлена именно с учетом угрозы, прозвучавшей в вашем вопросе. К сожалению, мы пока не можем руководствоваться лишь демократическими подходами, а вынуждены создать такую правовую систему, которая будет способна противостоять агрессивным помыслам этого государства. Добавлю, что в статье 175 проекта Конституции закреплено, что государственная власть в Арцахе распространяется на территории, фактически находящиеся под юрисдикцией Арцаха. Лана МШЕЦЯН, "Голос Армении"