✔ Россия готовится к рекордному росту добычи угля — СМИ - «Россия»
Валентина 23-08-2019, 12:11 193 Мир / Россия
ПОХОЖИЕ
10:14Российские угледобывающие компании к 2035 году, по оценкам Минэнерго, будут добывать 550–670 млн тонн угля, что на 25–52% превысит уровень прошлого года, признанный рекордным. Скорректированная программа развития угольной отрасли до 2035 года предполагает увеличение добычи с сегодняшних 440 млн тонн до 550 млн или 670 млн тонн в зависимости от сценария. «КоммерсантЪ» пишет, что основной объем угля планируется отправлять железной дорогой в страны АТР.
О планах по добыче рассказал 22 августа глава Минэнерго Александр Новак на встрече Владимира Путина с губернаторами угледобывающих регионов. При этом возможны различия в прогнозах, которые связаны с объемами потребления угля в электроэнергетике и ЖКХ — либо они сохранятся на текущем уровне, либо произойдет рост потребления почти на 30 млн тонн.
Программа развития угольной отрасли предусматривает рост экспорта в консервативном сценарии до 322 млн тонн при его удельном весе в поставках 66,5% и 392 млн тонн — в оптимистичном (66,7%). В оптимистичном сценарии экспорт будет увеличиваться в абсолютное большинство стран, кроме ЕС. Падение экспорта в ЕС уже к 2030 году должно компенсироваться поставками в Южную Европу, Африку и на Ближний Восток. Ожидают авторы программы и роста цен на энергоуголь.
Для реализации программы, по мнению и Минэнерго, и угольщиков, нужно активно развивать БАМ и Транссиб, обеспечивая неизменность тарифов и после 2025 года, до которого они формально согласованы.
Нехватку пропускной способности железных дорог угольщики называют одной из наиболее актуальных проблем. И поскольку долгосрочная программа развития ОАО РЖД содержит конкретный хронологический график инвестиций в разрезе отдельных участков и объектов, то могут возникнуть риски рассинхронизации с темпами роста предъявления грузов на сеть. В частности, имеются такие опасения касательно участка Тында — Беркакит ДВЖД, где есть вероятность недостатка пропускной и провозной способности его в 2020 году относительно грузопотока из Южной Якутии.
Александр Новак поддерживает также предложение угольщиков о долгосрочном тарифе, уточняя, что «конкретные параметры за рамками 2025 года предстоит еще обсудить». В разных местах программы для сдерживания роста транспортной составляющей, помимо долгосрочного тарифа, предложено внести изменения в тарифы так, чтобы они учитывали калорийность угля и конъюнктуру мирового рынка.
Между тем независимые эксперты сдержанно оценивают прогнозы Минэнерго и угольщиков. Директор по оказанию консультационных услуг компаниям энергетической отрасли PwC в России Дмитрий Стапран отмечает, что 38% мирового объема электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях. Объем добычи угля компаниями из топ-40 увеличился, говорит он, хотя некоторые продали профильные активы. Однако в долгосрочной перспективе развитие возобновляемой энергетики приведет к изменению энергобаланса, с 2023 года «потребление угля стабилизируется».
По мнению Максима Худалова из АКРА, при текущих ценах добыча даже на уровне 550 млн тонн выглядит слишком оптимистично, тем более что «потенциал экспортных рынков может не удовлетворить амбиции российских угольных компаний».
23 августа 2019 10:14 Российские угледобывающие компании к 2035 году, по оценкам Минэнерго, будут добывать 550–670 млн тонн угля, что на 25–52% превысит уровень прошлого года, признанный рекордным. Скорректированная программа развития угольной отрасли до 2035 года предполагает увеличение добычи с сегодняшних 440 млн тонн до 550 млн или 670 млн тонн в зависимости от сценария. «КоммерсантЪ» пишет, что основной объем угля планируется отправлять железной дорогой в страны АТР. О планах по добыче рассказал 22 августа глава Минэнерго Александр Новак на встрече Владимира Путина с губернаторами угледобывающих регионов. При этом возможны различия в прогнозах, которые связаны с объемами потребления угля в электроэнергетике и ЖКХ — либо они сохранятся на текущем уровне, либо произойдет рост потребления почти на 30 млн тонн. Программа развития угольной отрасли предусматривает рост экспорта в консервативном сценарии до 322 млн тонн при его удельном весе в поставках 66,5% и 392 млн тонн — в оптимистичном (66,7%). В оптимистичном сценарии экспорт будет увеличиваться в абсолютное большинство стран, кроме ЕС. Падение экспорта в ЕС уже к 2030 году должно компенсироваться поставками в Южную Европу, Африку и на Ближний Восток. Ожидают авторы программы и роста цен на энергоуголь. Для реализации программы, по мнению и Минэнерго, и угольщиков, нужно активно развивать БАМ и Транссиб, обеспечивая неизменность тарифов и после 2025 года, до которого они формально согласованы. Нехватку пропускной способности железных дорог угольщики называют одной из наиболее актуальных проблем. И поскольку долгосрочная программа развития ОАО РЖД содержит конкретный хронологический график инвестиций в разрезе отдельных участков и объектов, то могут возникнуть риски рассинхронизации с темпами роста предъявления грузов на сеть. В частности, имеются такие опасения касательно участка Тында — Беркакит ДВЖД, где есть вероятность недостатка пропускной и провозной способности его в 2020 году относительно грузопотока из Южной Якутии. Александр Новак поддерживает также предложение угольщиков о долгосрочном тарифе, уточняя, что «конкретные параметры за рамками 2025 года предстоит еще обсудить». В разных местах программы для сдерживания роста транспортной составляющей, помимо долгосрочного тарифа, предложено внести изменения в тарифы так, чтобы они учитывали калорийность угля и конъюнктуру мирового рынка. Между тем независимые эксперты сдержанно оценивают прогнозы Минэнерго и угольщиков. Директор по оказанию консультационных услуг компаниям энергетической отрасли PwC в России Дмитрий Стапран отмечает, что 38% мирового объема электроэнергии вырабатывается на угольных электростанциях. Объем добычи угля компаниями из топ-40 увеличился, говорит он, хотя некоторые продали профильные активы. Однако в долгосрочной перспективе развитие возобновляемой энергетики приведет к изменению энергобаланса, с 2023 года «потребление угля стабилизируется». По мнению Максима Худалова из АКРА, при текущих ценах добыча даже на уровне 550 млн тонн выглядит слишком оптимистично, тем более что «потенциал экспортных рынков может не удовлетворить амбиции российских угольных компаний».