✔ Валютные виражи: чего ждать от рубля и доллара? - «Россия»
Александр 21-02-2017, 06:02 193 Мир / Россия
ПОХОЖИЕ
Победоносное шествие рубля, начавшееся год назад после затяжного падения, возможно, подходит к концу. Финансовые власти, до настоящего времени всячески способствовавшие укреплению национальной валюты, заговорили о вреде слишком дорогого рубля.
На прошлой неделе появилась новость о том, что президент России Владимир Путин обсудит укрепление рубля на встрече с главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным. По итогам встречи министр заявил о том, что «правительство продолжает внимательно следить за ситуацией и при необходимости будет на ситуацию реагировать». После комментария чиновника начался разворот рубля, который до этого момента пребывал на полуторагодовом максимуме в 56,71 руб. за доллар США. Спустя несколько дней после очередного рекорда, курс развернулся и пробил отметку 58 рублей.
Ранее также стало известно о том, что Минфин и Центробанк приступили к скупке иностранной валюты в целях пополнения Резервного фонда. Эта мера была направлена в том числе и на торможение быстро растущего курса рубля. Слишком стремительная ревальвация рубля не устраивает российский финансовый блок. Во-первых, дорогой рубль не выгоден экспортерам. Во-вторых, это создает трудности для бюджетного процесса. Так, дефицит федерального бюджета России по итогам января составил 23,4 млрд. рублей, в то время как в январе прошлого года наблюдался профицит. Вероятно этими причинами обоснованы словесные интервенции руководства страны и валютные интервенции со стороны Минфина и ЦБ.
Стоит отметить, что среди факторов укрепления российской валюты за последний год ключевыми были — рост котировок на нефть и приток спекулятивного капитала в рамках так называемой carry trade. Нефть за прошедший год проделала путь от $ 30 за баррель до уровня $ 54–56 в настоящее время. Очевидно, что это не могло сказаться на рубле иначе как его укреплением по отношению к доллару. Однако еще летом 2016 года эксперты обращали внимание на тот факт, что динамика рубля начала отрываться от динамики нефтяных котировок. Это было обусловлено растущим интересом со стороны иностранных инвесторов к спекулятивным операциям на российском рынке.
Российский рубль по итогам года вошел в тройку самых популярных валют среди глобальных игроков, обогнав в своем росте к американскому доллару фаворитов валютного рынка, включая бразильский реал и южнокорейскую вону.
Конечно, не стоит умалять внешнеполитический фактор. Избрание Дональда Трампа и последовавшее за этим ослабление доллара — еще больше расширили пространство для укрепления рубля. Американский доллар в последние месяцы находится под давлением ожиданий от промышленной политики нового президента, предполагающей увеличение государственных расходов на модернизацию инфраструктуры, а также повышение тарифов на импорт. Очевидно, что концепция стимулирования национального производства и экспорта товаров неизбежно потребует от новых властей США девальвации доллара.
С другой стороны, планам Трампа по ослаблению американской валюты несколько противоречит политика увеличения процентной ставки Федеральной резервной системой. Как известно, в декабре 2016 года ФРС повысила ключевую ставку до уровня 0,5–0,75%. Это уже второе повышение за последние два года. Действия ФРС потенциально ведут к сокращению долларовой эмиссии, что влечет за собой удорожание американской валюты. Правда стоит отметить, что пока увеличение ставки не сильно влияет на курс доллара. В частности, индекс доллара US Dollar Index, который вырос на 2,7 пункта в январе 2017 года на позитивной статистике рабочих мест вне сельского хозяйства, затем вернулся к отметкам конца прошлого года.
Однако судя по всему в ФРС все же настроены серьезно относительно планов по наращиванию ставки. Во вторник 14 февраля глава американского Центробанка Джанет Йеллен заявила, что в ближайшие месяцы учетная ставка может быть повышена. В рамках слушаний в сенате Йеллен признала, что откладывать с повышением процентной ставки нельзя, так как это может создать крупные проблемы для рынков и обернуться новой рецессией для экономики. «Слишком долгое ожидание может быть неблагоразумным», — считает глава федрезерва. По ее словам, «на предстоящих встречах руководство ФРС определит, отвечают ли уровни занятости и инфляции тем ожиданиям, при которых дальнейшее регулирование ставки будет необходимым».
Другим важнейшим фактором, от которого в текущем году будет зависеть стабильность российского рубля — это ситуация на мировом рынке нефти.
Как известно, в этом месяце прошли сообщения о стабилизации мировой нефтедобычи путем выполнения обязательств, ранее взятых на себя странами-участниками ОПЕК. Напомним, что в конце ноября в Вене члены нефтяного картеля договорились о сокращении добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки относительно уровней октября. В начале 2017 года квоты по сокращению добычи нефти, которые взяли на себя Алжир, Ангола, Эквадор, Габон, Ирак, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла, — оказались выполненными более чем на 90%. В свою очередь реализация данных мер привела к росту стоимости нефти марки Brent более чем на 20% относительно сентября 2016.
Однако усилия крупнейших экспортеров нефти могут оказаться недостаточными для радикального изменения ситуации. Дело в том, что несмотря на все разговоры о гигантском сокращении добычи «черного золота», его мировое предложение все еще превышает мировой спрос. Так, согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), в январе 2017 глобальные поставки нефти сократились на 1,5 млн баррелей в сутки. Однако текущие результаты все еще не позволяют уравнять спрос и предложение. Согласно данным ОПЕК, если в I квартале 2017 года уровень добычи сохранится на текущем уровне, то еще целый миллион баррелей окажется лишним в объеме мирового суточного производства.
Впрочем сохраняющийся люфт между производством и потреблением — это еще полбеды. Текущие относительные успехи могут быть сведены на нет действиями американских нефтяников, которые в последнее время рекордными темпами наращивают производство и экспорт нефти, в том числе и сланцевой. Кроме того, запасы в американских хранилищах снова зашкаливают. По данным Управления энергетической информации США (EIA), на прошлой неделе они увеличились до рекордного объема в 518,2 млн. баррелей. Запасы бензина также достигли рекордных 259,1 млн баррелей, увеличившись на 2,8 млн баррелей. Хотя оснований для продолжения «сланцевой» революции пока недостаточно, в среднесрочной перспективе этот фактор способен омрачить нефтяной рынок.
Таким образом, в случае реализации политики высоких ставок ФРС США, при одновременном сохранении избыточного предложения нефти, риски для курса рубля значительно возрастают в текущем году. Укрепление доллара и перепроизводство нефти представляют собой наихудшее сочетание. С другой стороны, курс Трампа нереализуем без девальвации доллара, что окажет положительный эффект на рубль, делая его одним из потенциальных активов для бегства спекулятивного капитала из США.
Дмитрий Заворотный, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»
С 13 по 17 февраля 2017 года на сайте «NOVOSTI-DNY.Ru» было организовано он-лайн голосование-прогноз на тему «Вернется ли курс на прежнюю позицию 60 рублей за $ 1 или продолжит снижение?». 56% читателей агентства уверены, что курс доллара в РФ еще вернется к прежним отметкам. Не согласны с ними 29% опрошенных. 15% пока не определились. Всего проголосовали 26 006 человек. Так что же ожидает российскую национальную валюту в среднесрочной перспективе? Победоносное шествие рубля, начавшееся год назад после затяжного падения, возможно, подходит к концу. Финансовые власти, до настоящего времени всячески способствовавшие укреплению национальной валюты, заговорили о вреде слишком дорогого рубля. На прошлой неделе появилась новость о том, что президент России Владимир Путин обсудит укрепление рубля на встрече с главой Минэкономразвития Максимом Орешкиным. По итогам встречи министр заявил о том, что «правительство продолжает внимательно следить за ситуацией и при необходимости будет на ситуацию реагировать». После комментария чиновника начался разворот рубля, который до этого момента пребывал на полуторагодовом максимуме в 56,71 руб. за доллар США. Спустя несколько дней после очередного рекорда, курс развернулся и пробил отметку 58 рублей. Ранее также стало известно о том, что Минфин и Центробанк приступили к скупке иностранной валюты в целях пополнения Резервного фонда. Эта мера была направлена в том числе и на торможение быстро растущего курса рубля. Слишком стремительная ревальвация рубля не устраивает российский финансовый блок. Во-первых, дорогой рубль не выгоден экспортерам. Во-вторых, это создает трудности для бюджетного процесса. Так, дефицит федерального бюджета России по итогам января составил 23,4 млрд. рублей, в то время как в январе прошлого года наблюдался профицит. Вероятно этими причинами обоснованы словесные интервенции руководства страны и валютные интервенции со стороны Минфина и ЦБ. Стоит отметить, что среди факторов укрепления российской валюты за последний год ключевыми были — рост котировок на нефть и приток спекулятивного капитала в рамках так называемой carry trade. Нефть за прошедший год проделала путь от $ 30 за баррель до уровня $ 54–56 в настоящее время. Очевидно, что это не могло сказаться на рубле иначе как его укреплением по отношению к доллару. Однако еще летом 2016 года эксперты обращали внимание на тот факт, что динамика рубля начала отрываться от динамики нефтяных котировок. Это было обусловлено растущим интересом со стороны иностранных инвесторов к спекулятивным операциям на российском рынке. Российский рубль по итогам года вошел в тройку самых популярных валют среди глобальных игроков, обогнав в своем росте к американскому доллару фаворитов валютного рынка, включая бразильский реал и южнокорейскую вону. Конечно, не стоит умалять внешнеполитический фактор. Избрание Дональда Трампа и последовавшее за этим ослабление доллара — еще больше расширили пространство для укрепления рубля. Американский доллар в последние месяцы находится под давлением ожиданий от промышленной политики нового президента, предполагающей увеличение государственных расходов на модернизацию инфраструктуры, а также повышение тарифов на импорт. Очевидно, что концепция стимулирования национального производства и экспорта товаров неизбежно потребует от новых властей США девальвации доллара. С другой стороны, планам Трампа по ослаблению американской валюты несколько противоречит политика увеличения процентной ставки Федеральной резервной системой. Как известно, в декабре 2016 года ФРС повысила ключевую ставку до уровня 0,5–0,75%. Это уже второе повышение за последние два года. Действия ФРС потенциально ведут к сокращению долларовой эмиссии, что влечет за собой удорожание американской валюты. Правда стоит отметить, что пока увеличение ставки не сильно влияет на курс доллара. В частности, индекс доллара US Dollar Index, который вырос на 2,7 пункта в январе 2017 года на позитивной статистике рабочих мест вне сельского хозяйства, затем вернулся к отметкам конца прошлого года. Однако судя по всему в ФРС все же настроены серьезно относительно планов по наращиванию ставки. Во вторник 14 февраля глава американского Центробанка Джанет Йеллен заявила, что в ближайшие месяцы учетная ставка может быть повышена. В рамках слушаний в сенате Йеллен признала, что откладывать с повышением процентной ставки нельзя, так как это может создать крупные проблемы для рынков и обернуться новой рецессией для экономики. «Слишком долгое ожидание может быть неблагоразумным», — считает глава федрезерва. По ее словам, «на предстоящих встречах руководство ФРС определит, отвечают ли уровни занятости и инфляции тем ожиданиям, при которых дальнейшее регулирование ставки будет необходимым». Другим важнейшим фактором, от которого в текущем году будет зависеть стабильность российского рубля — это ситуация на мировом рынке нефти. Как известно, в этом месяце прошли сообщения о стабилизации мировой нефтедобычи путем выполнения обязательств, ранее взятых на себя странами-участниками ОПЕК. Напомним, что в конце ноября в Вене члены нефтяного картеля договорились о сокращении добычи на 1,2 миллиона баррелей в сутки относительно уровней октября. В начале 2017 года квоты по сокращению добычи нефти, которые взяли на себя Алжир, Ангола, Эквадор, Габон, Ирак, Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла, — оказались выполненными более чем на 90%. В свою очередь реализация данных мер привела к росту стоимости нефти марки Brent более чем на 20% относительно сентября 2016. Однако усилия крупнейших экспортеров нефти могут оказаться недостаточными для радикального изменения ситуации. Дело в том, что несмотря на все разговоры о гигантском сокращении добычи «черного золота», его мировое предложение все еще превышает мировой спрос. Так, согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), в январе 2017 глобальные поставки нефти сократились на 1,5 млн баррелей в сутки. Однако текущие результаты все еще не позволяют уравнять спрос и предложение. Согласно данным ОПЕК, если в I квартале 2017 года уровень добычи сохранится на текущем уровне, то еще целый миллион баррелей окажется лишним в объеме мирового суточного производства. Впрочем сохраняющийся люфт между производством и потреблением — это еще полбеды. Текущие относительные успехи могут быть сведены на нет действиями американских нефтяников, которые в последнее время рекордными темпами наращивают производство и экспорт нефти, в том числе и сланцевой. Кроме того, запасы в американских хранилищах снова зашкаливают. По данным Управления энергетической информации США (EIA), на прошлой неделе они увеличились до рекордного объема в 518,2 млн. баррелей. Запасы бензина также достигли рекордных 259,1 млн баррелей, увеличившись на 2,8 млн баррелей. Хотя оснований для продолжения «сланцевой» революции пока недостаточно, в среднесрочной перспективе этот фактор способен омрачить нефтяной рынок. Таким образом, в случае реализации политики высоких ставок ФРС США, при одновременном сохранении избыточного предложения нефти, риски для курса рубля значительно возрастают в текущем году. Укрепление доллара и перепроизводство нефти представляют собой наихудшее сочетание. С другой стороны, курс Трампа нереализуем без девальвации доллара, что окажет положительный эффект на рубль, делая его одним из потенциальных активов для бегства спекулятивного капитала из США. Дмитрий Заворотный, специально для «NOVOSTI-DNY.Ru»