✔ Взрыв на рынке торговли секретами: Швейцария не хочет быть раем для шпионов - «Латинская Америка»
Adderiy 18-02-2018, 03:01 193 Мир / Латинская Америка
ПОХОЖИЕ
Действия швейцарской контрразведки в отношении иностранных спецслужб имеют прецеденты. Так, например, в июле 2000 года в Швейцарии прошел громкий судебный процесс против пойманного с поличным шпиона израильской «Моссад» Исаака Бентала. Бентал получил один год тюремного заключения условно за участие в политическом шпионаже против третьих стран и использование фальшивых документов. Бентал стал первым подтвержденным агентом «Моссад», который был осужден за пределами Израиля. По-видимому, швейцарские спецслужбы сорвали тогда террористическую атаку израильтян против местного представителя ливанской «Хизбаллы». Швейцарцы нашли, что Бентал «нарушил суверенитет Швейцарии наглым и нетерпимым образом», и что «Моссад» должен был сообщить швейцарскому агентству разведки о своих подозрениях в отношение араба. Швейцария согласилась освободить Бентала только после того, как Израиль извинился и заплатил залог в 1,5 миллиона швейцарских франков. По-видимому, этот случай осложнял еще и актуальный политический момент. Израильтяне обвинили Швейцарию в накоплении активов за счет жертв Холокоста. Швейцарцы ответили на подобный демарш делом Бентала. Обычно, в Швейцарии только обвинения в военном шпионаже имеют последствия в виде судебных преследований. Швейцарская судебная статистика показывает, что даже когда шпионские случаи доходили до суда, обвинения оставались недоказанными и виновные уходили от наказания. До последнего времени «места встречи», помимо тех, которые касались швейцарских интересов, не запрещались, хотя многое могло быть нежелательным для швейцарцев.
В различные периоды существовали различные причины превращения Швейцарии в площадку для оперативной работы иностранных спецслужб. Особенно это значимо было в период Мировых войн благодаря географическому положению Швейцарии на стыке воюющих держав. В 1942 году американская УСС создала свой главный европейский разведывательный центр в Берне, во главе которого стоял Ален Даллес. Из Швейцарии против Германии действовала одна из резидентур советской военной разведки «Красной капеллы» с Шандором Радо во главе.
В послевоенные годы репутация Швейцарии как «международного хаба» для шпионажа подкреплялась вновь и вновь. В настоящее время просматриваются следующие преимущества Швейцарии, как центра международного шпионажа. Страна расположена в самом центре Европы и является членом Шенгенского соглашения Европейского союза. Это означает пониженный контроль на въезде в Швейцарию из окрестных стран Европейского союза и выезде из нее. Присутствие в Швейцарии большого количества туристов и деловых путешественников означает, что члены разведывательного сообщества могут оставаться незамеченными. В Швейцарии отсутствует видимое присутствие жесткого контроля полиции и специальных служб. Знакомый со швейцарскими реалиями беглый контрактник ЦРУ Эдвард Сноуден в 2015 году сообщал, что американские шпионы действуют в Швейцарии, не опасаясь быть разоблаченными, потому что швейцарская разведка, хотя и хорошо осведомлена и очень профессиональна, не представляет для них никакой угрозы. По словам Сноудена, швейцарские спецслужбы представляются американцам малой величиной. «Представители правительства США, даже когда они нарушают швейцарские законы, имеют определенный уровень комфорта, зная, что не будет никаких последствий», — сообщил Сноуден.
Швейцария обладает современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой. Ее стабильная политическая система обеспечивает предсказуемость и безопасность. Швейцарцы научились не задавать вопросов посетителям, которые едут к ним, чтобы доверить свои деньги швейцарскому банковскому сектору.
Женева является неофициальной столицей международного шпионажа в Швейцарии. Здесь размещаются международные штаб-квартиры ООН, ВТО, ВОЗ, МККК. Имеются представительства иностранных правительств, посольства, международные организации, многочисленные НПО. Цюрих интересен международному шпионажу своими банками. Берн — организациями международной торговли.
В августе 2017 года стало известно, что кадровые сотрудники швейцарских спецслужб следили за финансовыми инспекторами германских налоговых органов, пытавшимися добраться до счетов германских граждан, укрываемых швейцарскими банками. Немецкая прокуратура открыла следствие против трех сотрудников швейцарской разведки по подозрению в шпионаже за немецкими властями. Выяснилось, что швейцарская разведка пыталась определить, каким образом сведения о счетах в швейцарских банках попадают в Германию. Секретность является краеугольным камнем банковской отрасли Швейцарии, и, как оказалось, швейцарские спецслужбы охраняют ее. Фактически, оказалось, что швейцарская разведка охраняет безопасность своих офшоров. Дело вызвало серьезные трения между Германией и Швейцарией и вышло на самый высокий политический уровень.
Другая важная область — нераспространение ОМП. Через Швейцарию идут операции стран, нарушающих режим ядерного нераспространения. Швейцария обладает высокоточной промышленностью и станкостроением. Известно, что «исламская бомба» для Пакистана была создана при помощи швейцарских инженеров. ЦРУ удалось перехватить швейцарских контракторов, работавших на ядерные программы исламских стран, и перенаправить их против самих нанимателей из Ирана и Ливии. Под контролем ЦРУ швейцарские инженеры с 2001 года несколько лет снабжали иранцев и ливийцев ложной информацией, негодными материалами и оборудованием с целью саботажа их ядерных программ. Эти операции на швейцарской территории проходили с ведома и под контролем швейцарских спецслужб. Из-за ситуации шпионского и криминального офшорного перекрестка Швейцарии в Европе и мире ее Федеральная разведывательная служба поддерживает постоянные контакты более чем со 100 органами разведки, полиции и служб безопасности по всему миру.
Внешняя слабость швейцарских спецслужб при их, на самом деле, профессионализме по отношению к действиям иностранных спецслужб сами швейцарцы объясняют особенностями своего законодательства. Ранее NDB не могла предотвращать такую деятельность на швейцарской земле в связи с местным законодательством о защите частной собственности и приватности. В годовом отчете NDB за 2014 год признавалось, что инструментарий Швейцарии по расследованию и борьбе с иностранным шпионажем был более «ограниченным, чем в других странах». «В этом отношении Швейцария предлагает иностранным службам более эффективные рамки, чем некоторые другие страны, в которых уголовные санкции и политические последствия более строги или их труднее предсказать», — говорилось в этом докладе.
Но 25 сентября 2016 года швейцарские избиратели на референдуме приняли новый закон о службе разведки (NDB), одобрив расширение ее полномочий с результатом более чем в 65% голосов. Новый закон о NDB (LAIN) вступил в действие с 1 сентября 2017 года. Правовые новации касаются собственно разведывательной службы, системы сбора информации и ее хранения, а также контроля за разведывательными мероприятиями. Закон вновь сформулировал мандат на всестороннюю оценку ситуации NDB в пользу получателей ее услуг. Это позволяет защитить другие важные стратегические интересы страны, такие как критическая инфраструктура, финансовое и экономическое пространство.
Закон позволяет NDB проникать в дома и отели, взламывать компьютеры, прослушивать телефонные разговоры и осуществлять наблюдение за лицами, которых подозревают в участии в шпионаже в интересах зарубежных стран. NDB получила большие возможности для маневра в сфере электронного шпионажа.
Благодаря этому закону, швейцарская Федеральная разведывательная служба (NDB) и собирается уменьшить наблюдаемый ей разгул деятельности иностранных спецслужб на своей территории. Об этом сообщила пресс-секретарь NDB Изабель Грабер в интервью воскресному швейцарскому издания NZZ am Sonntag. По ее словам, в NDB прекрасно знают, что Швейцария стала «местом встреч» между разведчиками из третьих стран. В последние несколько лет количество таких встреч продолжало расти. Причиной роста стало то, что «рынок торговли секретами взорвался». Эта тенденция, по словам Грабер, привела к соответствующему росту встреч, направленных на обмен информацией за деньги. Она отметила, что многие такие встречи проходят по всей территории страны. Они «нарушают суверенитет Швейцарии и могут привести к операциям против интересов страны». Пресс-секретарь агентства также заявила, что NDB работает с «партнерскими агентствами» в зарубежных странах, чтобы предотвратить такие встречи при условии, что интересы Швейцарии и таких партнеров «взаимны».
Вооруженный новым законодательством NDB теперь «прилагает все усилия, чтобы наблюдать встречи третьих стран, чтобы предотвращать их или, по крайней мере, нарушать». По словам пресс-секретаря, NDB в этом году несколько раз предоставляла информацию о «встречах третьих стран» в судебные органы.
Таким образом, Швейцария ввела более жесткие правовые рамки для противодействия международному шпионажу на своей земле. Исходя из заявленного из NDB, можно ожидать инициации в судах каких-либо шпионских дел в Швейцарии, прямо не относящихся к шпионажу против этой страны. По-видимому, власти Швейцарии намереваются припугнуть слишком развернувшийся и вольготно чувствующий на ее территории международный шпионаж. Подобная инициатива швейцарцев, целью которой является внешнее подтверждение нейтралитета, становится очевидным признаком роста международной напряженности.
Теперь собственно о Федеральной службе разведки Швейцарии и ее истории. Сейчас под крышей NDB объединены функции внешней разведки, внутренней контрразведки и внутренней тайной полиции. Но так было не всегда. До создания NDB в 2010 году функции разведки и контрразведки были традиционно разделены и находились в компетенции различных ведомств — военного министерства и полиции.
Швейцарская военная разведка была создана достаточно давно — в 1891 году, т. е. примерно в то же время, как и в соседних странах. Секция разведки или Служба разведки долго действовала в качестве отдела швейцарского Генерального штаба. При этом надо понимать, что Швейцария, несмотря на свою величину, благодаря милиционной системе обладала многочисленной и хорошо оснащенной армией. Правда, военно-разведывательная служба Швейцарии даже в период между мировыми войнами не особо впечатляла размахом своей деятельности. В частности, тогда она использовала аппараты военных атташе только в трех ключевых для Швейцарии странах: Германии, Франции и Италии.
Главная цель работы разведки и контрразведки Швейцарии в периоды мировых войн была защита суверенитета и нейтралитета страны. Во время Второй мировой войны на швейцарское правительство помимо разведки Генштаба работала и частная разведывательная структура — т. н. «Бюро Ха», названное так по имени ее руководителя Ганса Хаусамана (1915–1964).
Во время Второй мировой войны, благодаря работе местной разведки и контрразведки, в Швейцарии за шпионаж в пользу иностранных держав были осуждены примерно 900 швейцарских граждан. По отношению к военнослужащим тогда действовали нормы военного времени. Между 1942 и 1945 годами за шпионаж были казнены 17 солдат и офицеров швейцарской армии.
В последовавший период холодной войны самым известным осужденным за шпионаж в Швейцарии стал бригадир (воинский чин) Жан-Луи Жанмайр (1910—1992). В 1977 году он был приговорен к 18 годам тюремного заключения за шпионаж в пользу СССР.
Функции контрразведки в Швейцарии долгое время находились в компетенции полиции, которая состояла в подчинении у Генеральной прокуратуры. Тайная политическая полиция Швейцарии действовала с 1848 года в качестве подразделения общей полиции. Революционный год явно указывает на цели ее первоочередной деятельности — борьба с социальной революцией. Одной из мишеней деятельности тайной полиции на этом направлении во второй половине ХIХ и начале ХХ века стала борьба с забастовочным движением и контроль над профсоюзами.
Во время Первой мировой войны в Швейцарии активизировали полицейскую надзорную деятельность. В 1917 году в составе Федерального полицейского управления был создан отдел иммиграционной полиции, который зарегистрировал каждого иностранца, проживавшего в Швейцарии. За предшествующие десятилетия Швейцария стала безопасным убежищем для всякого рода международных революционеров. Так, например, о российских революционерах в Швейцарии хорошо известно в современной России, а об индийских — в Индии. Бытовое благополучие страны плюс швейцарский нейтралитет и невмешательство в дела революционных активистов сделали страну до сих пор привлекательным местом убежища для них.
В 1935 году полицейская служба в составе Генеральной прокуратуры была реформирована. Федеральная полиция Швейцарии была разделена на полицию, которая занималась «превентивной защитой» государства, и «судебной» полицией, которая осуществляла репрессивную защиту государства. Функция тайной полиции перешла к полиции, занимавшейся «превентивной защитой». Она осуществляла наблюдение за левыми и правыми экстремистами, сепаратистами кантона Юра, вела контрразведку и боролась с терроризмом, противодействовала обороту наркотиков, оружия и торговле людьми.
В 1989 году Швейцарию потряс скандал. Общественности стало известно, что за годы холодной войны федеральная полиция для нужд «отслеживания состояния Швейцарии» создала фонд государственной безопасности с досье на сотни тысяч граждан Швейцарии и множество организаций. Это событие стало испытанием государственного доверия. Федеральное собрание тогда же назначило парламентскую комиссию по расследованию деятельности Федерального департамента юстиции и полиции и, среди прочего, деятельности по сбору персональных данных Управлением Генеральной прокуратуры.
Скандал 1989 года стал главной причиной для последующей кардинальной реорганизации органов государственной безопасности Швейцарии. Швейцарская система спецслужб была реформирована и подвергалась более строгому контролю со стороны парламента. В 1999 году федеральные полицейские силы были объединены в Федеральное управление полиции. В 2001 году задачи судебной полиции были возложены на Федеральную уголовную полицию (FCP). Созданная в 2004 году Служба по анализу и предотвращению (SAP) отвечала в рамках полиции за профилактические полицейские меры государственной безопасности. Но в 2010 году SAP соединили со Службой стратегической разведки для формирования нынешней Федеральной разведывательной службы (NDB).
В 2000 году разведка была отделена от Генерального штаба и преобразована в гражданское подразделение Федерального министерства обороны, гражданской защиты и спорта (DDPS). Так была создана Служба стратегической разведки (SIS). Одновременно при DDPS числится еще и чисто военная Служба военной разведки (MIS). MIS была создана в 2001 году в качестве преемника Службы военной разведки (AIS). AIS в свою очередь была преемником Службы разведки боевых войск (TIS) (1961—1970). Электронным шпионажем в Швейцарии занимается Почтовая служба наблюдения и связи по специальным запросам Федерального департамента юстиции и полиции. В свою очередь, NDB является оператором собственной системы радиоэлектронной разведки — Onyx.
Таким образом, с 2010 года Федеральная разведывательная служба (NDB) является главным инструментом среди действующих спецслужб в политике безопасности Швейцарии, наделенной юридически определенным мандатом. Превентивная деятельность NDB четко отделена от репрессивной деятельности правоохранительных органов. В этом смысле NDB не является правоохранительным органом. Ее основными задачами являются предотвращение, оценка ситуации и лиц, определяющих политику. Служба разведки выполняет задачу получения и оценки информации из открытых источников и с использованием секретных средств и методов. Государственная безопасность связана с защитой страны от шпионажа со стороны иностранных разведывательных служб, защитой от терроризма, экстремизма и прочей противоправной деятельности. На федеральном уровне NDB в первую очередь информационно обслуживает Федеральный совет, министерства (департаменты) и военное руководство. Она также поддерживает кантоны в обеспечении внутренней безопасности и правоохранительные органы на федеральном уровне. NDB тесно сотрудничает с различными федеральными и кантональными властями и офисами, с военной разведкой MIS, Федеральным управлением полиции (fedpol), Генеральной прокуратурой Швейцарии.
Сбор информации на граждан Швейцарии осуществляется NDB при тройном разрешении: от Федерального административного суда, Комитета безопасности Федерального совета и Главного управления Федерального министерства обороны, гражданской защиты и спорта (DDPS). По последнему закону надзор за NDB значительно усиливается. Все действия NDB подлежат непрерывному контролю. NDB контролируется сразу четырьмя инстанциями: парламентом, Федеральным советом, Федеральной администрацией и собственным министерством. Директор NDB непосредственно подчиняется министру — руководителю Министерства обороны, гражданской обороны и спорта (DDPS)
NDB — небольшая, но эффективная служба разведки. Согласно последним сообщениям СМИ, в NDB занято 300 сотрудников. Когда после теракта в Париже в швейцарской разведке было создано 23 временных рабочих места, то, по сообщению директора NDB Маркусa Силерa, на них было получено более 1200 заявок от желающих поступить на службу в эту организацию. Россия и ее спецслужбы рассматриваются в NDB в качестве недружественных. В 2016 году швейцарским СМИ стало известно, что директор NDB уволил одного из своих сотрудников за любовную связь с российской гражданкой в бытность его в командировке в Москве.
Аналитическая редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Представители Федеральной службы разведки Швейцарии (NDB — Nachrichtendienst des Bundes, Service de renseignement de la Confederation) заявили, что принятые недавно новые законы «помогут изменить образ страны как одного из самых активных центров разведки в Европе». На протяжении последнего столетия благодаря своему нейтральному статусу небольшая альпийская страна превратилась в перекресток и площадку для действий спецслужб со всего мира. Швейцария стала удобным местом для контактов кадровых сотрудников иностранных разведок с их агентами из третьих стран. Поясняем, например, сотрудник ЦРУ из США отправляется в Швейцарию для встречи со своим агентом из Туниса. Агент на встрече в Швейцарии передает своему куратору из ЦРУ документы и получает денежное вознаграждение, которое он тут же помещает на свой счет в швейцарском банке. В терминологии швейцарских спецслужб подобная практика, прямо затрагивающая Швейцарию, называется «место встречи». До последнего времени в подавляющем большинстве случаев NDB наблюдала у себя дома за активностью вокруг «мест встречи», не пресекая ее. Теперь эту ситуацию намерены изменить. Действия швейцарской контрразведки в отношении иностранных спецслужб имеют прецеденты. Так, например, в июле 2000 года в Швейцарии прошел громкий судебный процесс против пойманного с поличным шпиона израильской «Моссад» Исаака Бентала. Бентал получил один год тюремного заключения условно за участие в политическом шпионаже против третьих стран и использование фальшивых документов. Бентал стал первым подтвержденным агентом «Моссад», который был осужден за пределами Израиля. По-видимому, швейцарские спецслужбы сорвали тогда террористическую атаку израильтян против местного представителя ливанской «Хизбаллы». Швейцарцы нашли, что Бентал «нарушил суверенитет Швейцарии наглым и нетерпимым образом», и что «Моссад» должен был сообщить швейцарскому агентству разведки о своих подозрениях в отношение араба. Швейцария согласилась освободить Бентала только после того, как Израиль извинился и заплатил залог в 1,5 миллиона швейцарских франков. По-видимому, этот случай осложнял еще и актуальный политический момент. Израильтяне обвинили Швейцарию в накоплении активов за счет жертв Холокоста. Швейцарцы ответили на подобный демарш делом Бентала. Обычно, в Швейцарии только обвинения в военном шпионаже имеют последствия в виде судебных преследований. Швейцарская судебная статистика показывает, что даже когда шпионские случаи доходили до суда, обвинения оставались недоказанными и виновные уходили от наказания. До последнего времени «места встречи», помимо тех, которые касались швейцарских интересов, не запрещались, хотя многое могло быть нежелательным для швейцарцев. В различные периоды существовали различные причины превращения Швейцарии в площадку для оперативной работы иностранных спецслужб. Особенно это значимо было в период Мировых войн благодаря географическому положению Швейцарии на стыке воюющих держав. В 1942 году американская УСС создала свой главный европейский разведывательный центр в Берне, во главе которого стоял Ален Даллес. Из Швейцарии против Германии действовала одна из резидентур советской военной разведки «Красной капеллы» с Шандором Радо во главе. В послевоенные годы репутация Швейцарии как «международного хаба» для шпионажа подкреплялась вновь и вновь. В настоящее время просматриваются следующие преимущества Швейцарии, как центра международного шпионажа. Страна расположена в самом центре Европы и является членом Шенгенского соглашения Европейского союза. Это означает пониженный контроль на въезде в Швейцарию из окрестных стран Европейского союза и выезде из нее. Присутствие в Швейцарии большого количества туристов и деловых путешественников означает, что члены разведывательного сообщества могут оставаться незамеченными. В Швейцарии отсутствует видимое присутствие жесткого контроля полиции и специальных служб. Знакомый со швейцарскими реалиями беглый контрактник ЦРУ Эдвард Сноуден в 2015 году сообщал, что американские шпионы действуют в Швейцарии, не опасаясь быть разоблаченными, потому что швейцарская разведка, хотя и хорошо осведомлена и очень профессиональна, не представляет для них никакой угрозы. По словам Сноудена, швейцарские спецслужбы представляются американцам малой величиной. «Представители правительства США, даже когда они нарушают швейцарские законы, имеют определенный уровень комфорта, зная, что не будет никаких последствий», — сообщил Сноуден. Швейцария обладает современной транспортной и телекоммуникационной инфраструктурой. Ее стабильная политическая система обеспечивает предсказуемость и безопасность. Швейцарцы научились не задавать вопросов посетителям, которые едут к ним, чтобы доверить свои деньги швейцарскому банковскому сектору. Женева является неофициальной столицей международного шпионажа в Швейцарии. Здесь размещаются международные штаб-квартиры ООН, ВТО, ВОЗ, МККК. Имеются представительства иностранных правительств, посольства, международные организации, многочисленные НПО. Цюрих интересен международному шпионажу своими банками. Берн — организациями международной торговли. В августе 2017 года стало известно, что кадровые сотрудники швейцарских спецслужб следили за финансовыми инспекторами германских налоговых органов, пытавшимися добраться до счетов германских граждан, укрываемых швейцарскими банками. Немецкая прокуратура открыла следствие против трех сотрудников швейцарской разведки по подозрению в шпионаже за немецкими властями. Выяснилось, что швейцарская разведка пыталась определить, каким образом сведения о счетах в швейцарских банках попадают в Германию. Секретность является краеугольным камнем банковской отрасли Швейцарии, и, как оказалось, швейцарские спецслужбы охраняют ее. Фактически, оказалось, что швейцарская разведка охраняет безопасность своих офшоров. Дело вызвало серьезные трения между Германией и Швейцарией и вышло на самый высокий политический уровень. Другая важная область — нераспространение ОМП. Через Швейцарию идут операции стран, нарушающих режим ядерного нераспространения. Швейцария обладает высокоточной промышленностью и станкостроением. Известно, что «исламская бомба» для Пакистана была создана при помощи швейцарских инженеров. ЦРУ удалось перехватить швейцарских контракторов, работавших на ядерные программы исламских стран, и перенаправить их против самих нанимателей из Ирана и Ливии. Под контролем ЦРУ швейцарские инженеры с 2001 года несколько лет снабжали иранцев и ливийцев ложной информацией, негодными материалами и оборудованием с целью саботажа их ядерных программ. Эти операции на швейцарской территории проходили с ведома и под контролем швейцарских спецслужб. Из-за ситуации шпионского и криминального офшорного перекрестка Швейцарии в Европе и мире ее Федеральная разведывательная служба поддерживает постоянные контакты более чем со 100 органами разведки, полиции и служб безопасности по всему миру. Внешняя слабость швейцарских спецслужб при их, на самом деле, профессионализме по отношению к действиям иностранных спецслужб сами швейцарцы объясняют особенностями своего законодательства. Ранее NDB не могла предотвращать такую деятельность на швейцарской земле в связи с местным законодательством о защите частной собственности и приватности. В годовом отчете NDB за 2014 год признавалось, что инструментарий Швейцарии по расследованию и борьбе с иностранным шпионажем был более «ограниченным, чем в других странах». «В этом отношении Швейцария предлагает иностранным службам более эффективные рамки, чем некоторые другие страны, в которых уголовные санкции и политические последствия более строги или их труднее предсказать», — говорилось в этом докладе. Но 25 сентября 2016 года швейцарские избиратели на референдуме приняли новый закон о службе разведки (NDB), одобрив расширение ее полномочий с результатом более чем в 65% голосов. Новый закон о NDB (LAIN) вступил в действие с 1 сентября 2017 года. Правовые новации касаются собственно разведывательной службы, системы сбора информации и ее хранения, а также контроля за разведывательными мероприятиями. Закон вновь сформулировал мандат на всестороннюю оценку ситуации NDB в пользу получателей ее услуг. Это позволяет защитить другие важные стратегические интересы страны, такие как критическая инфраструктура, финансовое и экономическое пространство. Закон позволяет NDB проникать в дома и отели, взламывать компьютеры, прослушивать телефонные разговоры и осуществлять наблюдение за лицами, которых подозревают в участии в шпионаже в интересах зарубежных стран. NDB получила большие возможности для маневра в сфере электронного шпионажа. Благодаря этому закону, швейцарская Федеральная разведывательная служба (NDB) и собирается уменьшить наблюдаемый ей разгул деятельности иностранных спецслужб на своей территории. Об этом сообщила пресс-секретарь NDB Изабель Грабер в интервью воскресному швейцарскому издания NZZ am Sonntag. По ее словам, в NDB прекрасно знают, что Швейцария стала «местом встреч» между разведчиками из третьих стран. В последние несколько лет количество таких встреч продолжало расти. Причиной роста стало то, что «рынок торговли секретами взорвался». Эта тенденция, по словам Грабер, привела к соответствующему росту встреч, направленных на обмен информацией за деньги. Она отметила, что многие такие встречи проходят по всей территории страны. Они «нарушают суверенитет Швейцарии и могут привести к операциям против интересов страны». Пресс-секретарь агентства также заявила, что NDB работает с «партнерскими агентствами» в зарубежных странах, чтобы предотвратить такие встречи при условии, что интересы Швейцарии и таких партнеров «взаимны». Вооруженный новым законодательством NDB теперь «прилагает все усилия, чтобы наблюдать встречи третьих стран, чтобы предотвращать их или, по крайней мере, нарушать». По словам пресс-секретаря, NDB в этом году несколько раз предоставляла информацию о «встречах третьих стран» в судебные органы. Таким образом, Швейцария ввела более жесткие правовые рамки для противодействия