Американская удавка для шиитского полумесяца: политико-экономический фон - «Европа» » «Новости Дня»

✔ Американская удавка для шиитского полумесяца: политико-экономический фон - «Европа»


20 мая 2019
10:39
Американская удавка для шиитского полумесяца: политико-экономический фон - «Европа»
В своих предвыборных обещаниях Трамп заявлял, что он разгромит ИГИЛ, обезглавит Аль-Каиду, а также ликвидирует источники финансирования «террористических организаций» ХАМАС и Хезболла. Главным спонсором исламского терроризма Трамп назвал Иран. Первым внешнеполитическим шагом Трампа после его избрания президентом стал визит в Саудовскую Аравию и Израиль. Саудовская Аравия видит в Иране препятствие для собственной гегемонии в регионе и угрозу революционных подрывных действий против режима со стороны идентичных по вере с Ираном собственных шиитов. Для Израиля Иран вообще является «витальной» угрозой.
Администрация Трампа сформулировала комплексную стратегию против «злонамеренной деятельности» Ирана в регионе и «отбрасывания» влияния этой страны. Центральным элементом этой стратегии для изменения политики Ирана стало восстановление и расширение санкций в отношении банковского и энергетического секторов Ирана. Это предпринимается для сокращения иранских ресурсов, используемых в региональной политике. Другой подспудной целью является провоцирование недовольства и беспорядков в Иране для кардинальной смены режима.
В докладе Госдепартамента США за 2018 год под названием «Режим вне закона: хроника разрушительной деятельности Ирана» утверждается, что ИРИ с 2012 года потратила более $ 16 млрд для поддержки режим Башара Асада в Сирии и своих военных партнеров в Ираке и Йемене.
В октябре 2017 года президент США Дональд Трамп заявил, что больше он не будет заверять Конгресс в том, что международный Совместный всеобъемлющий план действий (JSPOA) по иранской ядерной программе соответствует интересам США. В мае следующего года Трамп объявил о выходе США из этого соглашения. А начиная с ноября 2018 года Трамп вернулся к политике санкций против Ирана. Администрация Трампа сделала санкции ключевыми в усилиях по оказанию «максимального давления» на иранский режим. Однако 5 ноября 2018 года США предоставили восьми странам возможность сокращенного и ограниченного импорта иранской нефти. Но 22 апреля 2019 года администрация Трампа объявила, что не будет продлевать срок действия этих исключений после 2 мая. США пытаются свести иранский нефтяной экспорт к нулю. В ответ иранцы заявили, что через 60 дней они намерены начать запрещенные соглашением операции по обогащению урана. В ответ из США последовала немедленная реакция. Трамп ввел санкции против металлургической промышленности Ирана.
Попутно с выходом из JSPOA администрация Трампа сформулировала конкретные семь требований к Ирану в обмен на обещание нового JCPOA и нормализацию отношений с Соединенными Штатами и международным сообществом. Эти требования были изложены в речи госсекретаря Майкла Помпео в фонде Haritage 21 мая 2018 года под названием «Поддерживая голоса иранцев» (Supporting Iranian Voices).
Вот они:
1) Прекратить поддержку «террористических группировок» на Ближнем Востоке, включая ливанскую Хезболла, ХАМАС и Палестинский исламский джихад;
2) Уважать суверенитет правительства Ирака и разрешить разоружение, демобилизацию и реинтеграцию шиитских боевиков;
3) Прекратить военную поддержку ополченцев хути в Йемене и позволить работать над мирным политическим урегулированием в этой стране;
4) Вывести все силы, находящиеся под командованием или контролем Ирана, со всей территории Сирии;
5) Прекратить поддержку талибов и других «террористов» в Афганистане и регионе, прекратить укрывательство высокопоставленных лидеров Аль-Каиды;
6) Прекратить поддержку Силами Кудс Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) террористов и боевиков по всему миру;
7) Прекратить угрожающее поведение в отношении своих соседей, включая угрозы уничтожить Израиль, запуск ракет в направление Саудовской Аравии и ОАЭ, угрозы международным перевозкам и разрушительные кибератаки.
Далее администрация Трампа предприняла конкретные усилия по созданию международной коалиции против Ирана по модели своих «антитеррористических» коалиций. США призывают широкий круг международных игроков принять политику в отношении Ирана, аналогичную американской или дополняющую политику Соединенных Штатов. По замыслу Вашингтона, многосторонняя коалиция будет состоять из союзников и партнеров США в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. Американская дипломатия реализует эту стратегию на международных совещаниях, посвященных конкретным вопросам, на двусторонних переговорах, постоянных форумах с участием США, а также, разумеется, в Совбезе и Ассамблее Организации Объединенных Наций.
Сейчас конкретные усилия американской дипломатии сосредоточены на том, чтобы убедить другие стороны по Совместному всеобъемлющему плану действий (JSPOA) последовать примеру администрации Трампа, отказавшейся от него.
Для создания более широкой международной коалиции в январе 2019 года в Каире госсекретарь Помпео объявил, что в Варшаве 13–14 февраля 2019 года с подачи американцев правительство Польши проведет министерскую встречу, на которой будут обсуждаться проблемы «стабильности и мире на Ближнем Востоке», а также «дестабилизирующее влияние Ирана». Официальный европейский ответ на объявление о содержании будущей встречи оказался более, чем прохладным. Поэтому американцам пришлось переориентироваться на более широкое обсуждение различных региональных конфликтов и проблем на Варшавской встрече.
Всего в варшавской «Министерской встрече по содействию будущему мира и безопасности на Ближнем Востоке» приняли участие представители 62 государств. Однако Германия и Франция направили на это мероприятие дипломатов среднего звена.
Таким образом, варшавская встреча выявила значительные разногласия среди традиционных союзников США. В ее финале вице-президент Майк Пенс в своих комментариях призвал страны ЕС полностью отменить JCPOA и обвинил Германию, Францию и Великобританию в подрыве установленного США санкционного режима путем создания специальных финансовых механизмов, облегчающих торговлю с подсанкционным Ираном.
Россия не только отказалась от участия в ней, но и демонстративно организовала 14 февраля в Сочи трехсторонний саммит лидеров РФ, Турции и Ирана для обсуждения ситуации в Сирии. Представители Китая также отсутствовали на встрече в Варшаве.
В Варшаве поддержка политики США по отношению к Ирану была подчеркнута встречей министров иностранных дел союзных США арабских стран с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Этот жест стал очевидной демонстрацией, учитывая то обстоятельство, что большинство арабских государств давно публично избегают прямых контактов с лидерами Израиля.
Варшавская встреча продемонстрировала, что усилия США по созданию широкой коалиции для изоляции Ирана пока не дают результатов. Основные американские партнеры в Европе — Великобритания, Франция, Германия и ЕС отказались присоединиться к США в их стратегии давления на Иран. Европейцы считают, что «сохранение ядерной сделки с Ираном — это вопрос соблюдения международных соглашений и вопрос международной безопасности». Они по-прежнему утверждают, что JCPOA вполне действенен по части нераспространения. А основные потребители иранской нефти в Азии продолжают настаивать на том, чтобы Соединенные Штаты не вводили санкции в отношении их «ограниченных» сделок с Ираном.
С другой стороны, стало очевидным и то, что главные союзники США на Ближнем Востоке — Израиль и Саудовская Аравия поддерживают жесткую политику администрации Трампа по отношению к Ирану.
Другое направление. Администрация Трампа также попыталась заручиться глобальной поддержкой своей политики в отношении Ирана в рамках существующих международных форумов. 5 марта 2019 года на заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) представитель США напрямую оспорил основную причину, по которой ЕС остается в JCPOA — это утверждение МАГАТЭ о полном выполнении Ираном условий сделки. Тем не менее, Соединенные Штаты не смогли представить убедительных доказательств, что Иран не соблюдает своих обязательств по JCPOA. На встрече представитель США вынужден был признать, что инспекции МАГАТЭ беспрепятственно посещают объекты в Иране.
Соединенные Штаты также стремятся заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН для восстановления некоторых санкций в отношении Ирана, которые были отменены резолюцией 2231 (июль 2015 года), которая одобрила и закрепила JCPOA в качестве акта международного права. 1 декабря 2018 года госсекретарь Майкл Помпео назвал иранские испытания баллистических ракет средней дальности «нарушением» резолюции 2231, в которой содержится призыв к Ирану не разрабатывать баллистические ракеты, предназначенные для доставки ядерных боеголовок.
Официальные лица США просили Совет Безопасности ООН рассмотреть иранскую ракетную активность, как свидетельство не полного соблюдения JSPOA. Но никаких конкретных действий ни Совбез ООН, ни ЕС против ракетной программы Ирана до сих пор не предприняли.
Правда, одновременно со стороны европейцев наблюдаются отдельные жесты в пользу США. В начале января 2019 года британские, французские, немецкие, датские, голландские и бельгийские посланники сообщили в иранское министерство иностранных дел, что Европа больше не может мириться с испытаниями баллистических ракет Ирана или убийствами иранских граждан — противников режима на европейской территории. ЕС ввел персональные санкции против двух сотрудников иранских спецслужб — один из них действовал в Европе под дипломатическим прикрытием. 4 марта 2019 года Нидерланды отозвали своего посла из Тегерана из-за предполагаемой причастности Ирана к убийствам двух иранских диссидентов в 2015 и 2017 годах. Эти санкции ЕС в отношение иранского терроризма призваны частично сигнализировать о солидарности ЕС с Соединенными Штатами.
Другим ключевым компонентом стратегии администрации Трампа стало объединение американских союзников и партнеров в Ближневосточном регионе в стратегический альянс, направленный своим острием против Ирана. Важнейшей инициативой, объявленной США в конце 2018 года, стало создание «Стратегического альянса по Ближнему Востоку» (MESA), который объединит Соединенные Штаты со странами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — Саудовской Аравией, Кувейтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром, Бахрейном и Оманом, а также Египтом и Иорданией. В СМИ называли этот план «арабским НАТО».
Формирование «Стратегического альянса на Ближнем Востоке» стало ключевым пунктом поездки в январе 2019 года госсекретаря Помпео в государства Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а также в Ирак, Иорданию и Египет.
Однако усилия по созданию MESA застопорились. И хотя его потенциальные члены в целом согласны с необходимостью противодействовать региональному влиянию Ирана, некоторые страны ССАГПЗ выступают за неконфронтационное регулярное взаимодействие с Тегераном. Кроме того, затруднения возникли между ключевыми партнерами США главным образом из-за затянувшегося спора между Катаром, с одной стороны, и Саудовской Аравией и ОАЭ, с другой. В этой связи, возможно, для преодоления этих разногласий и была задействована провокация с диверсиями 11 мая против четырех танкеров у берегов ОАЭ, а также нападения йеменских хуситов на две станции по перекачке нефти в Саудовской Аравии. Американские спецслужбы утверждают, что атаку на танкеры могли совершить силы, симпатизирующие Ирану или работающие под руководством иранцев.
На прошлой неделе 17 мая 2019 года король Саудовской Аравии Салман призвал лидеров из Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), a также из Организации исламского сотрудничества провести 30 июня этого года экстренные саммиты в Мекке в связи с обострением отношений с Ираном в связи с вышеназванными событиями. Очевидным образом саудиты подыгрывают США в создании MESA.
Таков основной политико-экономический фон весеннего обострения вокруг Ирана. В следующей нашей публикации мы конкретно рассмотрим военно-политические угрозы со стороны США адрес Ирана.
Ближневосточная редакция «NOVOSTI-DNY.Ru»
Сирийский узел

18.05 Сирийский священник: Русские — созидатели, их культура — одна из величайших
01.05 Арабы потянулись к России: Саудовская Аравия выдавливает Иран из Сирии
25.04 Представители вооруженной оппозиции Сирии прибыли в Нур-Султан
23.04 Сирийские джихадисты предпочитают белорусские тепловизоры
25.03 Дональд Трамп признал Голанские высоты в Сирии территорией Израиля
Все новости сюжета

20 мая 2019 10:39 В своих предвыборных обещаниях Трамп заявлял, что он разгромит ИГИЛ, обезглавит Аль-Каиду, а также ликвидирует источники финансирования «террористических организаций» ХАМАС и Хезболла. Главным спонсором исламского терроризма Трамп назвал Иран. Первым внешнеполитическим шагом Трампа после его избрания президентом стал визит в Саудовскую Аравию и Израиль. Саудовская Аравия видит в Иране препятствие для собственной гегемонии в регионе и угрозу революционных подрывных действий против режима со стороны идентичных по вере с Ираном собственных шиитов. Для Израиля Иран вообще является «витальной» угрозой. Администрация Трампа сформулировала комплексную стратегию против «злонамеренной деятельности» Ирана в регионе и «отбрасывания» влияния этой страны. Центральным элементом этой стратегии для изменения политики Ирана стало восстановление и расширение санкций в отношении банковского и энергетического секторов Ирана. Это предпринимается для сокращения иранских ресурсов, используемых в региональной политике. Другой подспудной целью является провоцирование недовольства и беспорядков в Иране для кардинальной смены режима. В докладе Госдепартамента США за 2018 год под названием «Режим вне закона: хроника разрушительной деятельности Ирана» утверждается, что ИРИ с 2012 года потратила более $ 16 млрд для поддержки режим Башара Асада в Сирии и своих военных партнеров в Ираке и Йемене. В октябре 2017 года президент США Дональд Трамп заявил, что больше он не будет заверять Конгресс в том, что международный Совместный всеобъемлющий план действий (JSPOA) по иранской ядерной программе соответствует интересам США. В мае следующего года Трамп объявил о выходе США из этого соглашения. А начиная с ноября 2018 года Трамп вернулся к политике санкций против Ирана. Администрация Трампа сделала санкции ключевыми в усилиях по оказанию «максимального давления» на иранский режим. Однако 5 ноября 2018 года США предоставили восьми странам возможность сокращенного и ограниченного импорта иранской нефти. Но 22 апреля 2019 года администрация Трампа объявила, что не будет продлевать срок действия этих исключений после 2 мая. США пытаются свести иранский нефтяной экспорт к нулю. В ответ иранцы заявили, что через 60 дней они намерены начать запрещенные соглашением операции по обогащению урана. В ответ из США последовала немедленная реакция. Трамп ввел санкции против металлургической промышленности Ирана. Попутно с выходом из JSPOA администрация Трампа сформулировала конкретные семь требований к Ирану в обмен на обещание нового JCPOA и нормализацию отношений с Соединенными Штатами и международным сообществом. Эти требования были изложены в речи госсекретаря Майкла Помпео в фонде Haritage 21 мая 2018 года под названием «Поддерживая голоса иранцев» (Supporting Iranian Voices). Вот они: 1) Прекратить поддержку «террористических группировок» на Ближнем Востоке, включая ливанскую Хезболла, ХАМАС и Палестинский исламский джихад; 2) Уважать суверенитет правительства Ирака и разрешить разоружение, демобилизацию и реинтеграцию шиитских боевиков; 3) Прекратить военную поддержку ополченцев хути в Йемене и позволить работать над мирным политическим урегулированием в этой стране; 4) Вывести все силы, находящиеся под командованием или контролем Ирана, со всей территории Сирии; 5) Прекратить поддержку талибов и других «террористов» в Афганистане и регионе, прекратить укрывательство высокопоставленных лидеров Аль-Каиды; 6) Прекратить поддержку Силами Кудс Корпуса стражей Исламской революции (КСИР) террористов и боевиков по всему миру; 7) Прекратить угрожающее поведение в отношении своих соседей, включая угрозы уничтожить Израиль, запуск ракет в направление Саудовской Аравии и ОАЭ, угрозы международным перевозкам и разрушительные кибератаки. Далее администрация Трампа предприняла конкретные усилия по созданию международной коалиции против Ирана по модели своих «антитеррористических» коалиций. США призывают широкий круг международных игроков принять политику в отношении Ирана, аналогичную американской или дополняющую политику Соединенных Штатов. По замыслу Вашингтона, многосторонняя коалиция будет состоять из союзников и партнеров США в Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. Американская дипломатия реализует эту стратегию на международных совещаниях, посвященных конкретным вопросам, на двусторонних переговорах, постоянных форумах с участием США, а также, разумеется, в Совбезе и Ассамблее Организации Объединенных Наций. Сейчас конкретные усилия американской дипломатии сосредоточены на том, чтобы убедить другие стороны по Совместному всеобъемлющему плану действий (JSPOA) последовать примеру администрации Трампа, отказавшейся от него. Для создания более широкой международной коалиции в январе 2019 года в Каире госсекретарь Помпео объявил, что в Варшаве 13–14 февраля 2019 года с подачи американцев правительство Польши проведет министерскую встречу, на которой будут обсуждаться проблемы «стабильности и мире на Ближнем Востоке», а также «дестабилизирующее влияние Ирана». Официальный европейский ответ на объявление о содержании будущей встречи оказался более, чем прохладным. Поэтому американцам пришлось переориентироваться на более широкое обсуждение различных региональных конфликтов и проблем на Варшавской встрече. Всего в варшавской «Министерской встрече по содействию будущему мира и безопасности на Ближнем Востоке» приняли участие представители 62 государств. Однако Германия и Франция направили на это мероприятие дипломатов среднего звена. Таким образом, варшавская встреча выявила значительные разногласия среди традиционных союзников США. В ее финале вице-президент Майк Пенс в своих комментариях призвал страны ЕС полностью отменить JCPOA и обвинил Германию, Францию и Великобританию в подрыве установленного США санкционного режима путем создания специальных финансовых механизмов, облегчающих торговлю с подсанкционным Ираном. Россия не только отказалась от участия в ней, но и демонстративно организовала 14 февраля в Сочи трехсторонний саммит лидеров РФ, Турции и Ирана для обсуждения ситуации в Сирии. Представители Китая также отсутствовали на встрече в Варшаве. В Варшаве поддержка политики США по отношению к Ирану была подчеркнута встречей министров иностранных дел союзных США арабских стран с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Этот жест стал очевидной демонстрацией, учитывая то обстоятельство, что большинство арабских государств давно публично избегают прямых контактов с лидерами Израиля. Варшавская встреча продемонстрировала, что усилия США по созданию широкой коалиции для изоляции Ирана пока не дают результатов. Основные американские партнеры в Европе — Великобритания, Франция, Германия и ЕС отказались присоединиться к США в их стратегии давления на Иран. Европейцы считают, что «сохранение ядерной сделки с Ираном — это вопрос соблюдения международных соглашений и вопрос международной безопасности». Они по-прежнему утверждают, что JCPOA вполне действенен по части нераспространения. А основные потребители иранской нефти в Азии продолжают настаивать на том, чтобы Соединенные Штаты не вводили санкции в отношении их «ограниченных» сделок с Ираном. С другой стороны, стало очевидным и то, что главные союзники США на Ближнем Востоке — Израиль и Саудовская Аравия поддерживают жесткую политику администрации Трампа по отношению к Ирану. Другое направление. Администрация Трампа также попыталась заручиться глобальной поддержкой своей политики в отношении Ирана в рамках существующих международных форумов. 5 марта 2019 года на заседании Совета управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) представитель США напрямую оспорил основную причину, по которой ЕС остается в JCPOA — это утверждение МАГАТЭ о полном выполнении Ираном условий сделки. Тем не менее, Соединенные Штаты не смогли представить убедительных доказательств, что Иран не соблюдает своих обязательств по JCPOA. На встрече представитель США вынужден был признать, что инспекции МАГАТЭ беспрепятственно посещают объекты в Иране. Соединенные Штаты также стремятся заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН для восстановления некоторых санкций в отношении Ирана, которые были отменены резолюцией 2231 (июль 2015 года), которая одобрила и закрепила JCPOA в качестве акта международного права. 1 декабря 2018 года госсекретарь Майкл Помпео назвал иранские испытания баллистических ракет средней дальности «нарушением» резолюции 2231, в которой содержится призыв к Ирану не разрабатывать баллистические ракеты, предназначенные для доставки ядерных боеголовок. Официальные лица США просили Совет Безопасности ООН рассмотреть иранскую ракетную активность, как свидетельство не полного соблюдения JSPOA. Но никаких конкретных действий ни Совбез ООН, ни ЕС против ракетной программы Ирана до сих пор не предприняли. Правда, одновременно со стороны европейцев наблюдаются отдельные жесты в пользу США. В начале января 2019 года британские, французские, немецкие, датские, голландские и бельгийские посланники сообщили в иранское министерство иностранных дел, что Европа больше не может мириться с испытаниями баллистических ракет Ирана или убийствами иранских граждан — противников режима на европейской территории. ЕС ввел персональные санкции против двух сотрудников иранских спецслужб — один из них действовал в Европе под дипломатическим прикрытием. 4 марта 2019 года Нидерланды отозвали своего посла из Тегерана из-за предполагаемой причастности Ирана к убийствам двух иранских диссидентов в 2015 и 2017 годах. Эти санкции ЕС в отношение иранского терроризма призваны частично сигнализировать о солидарности ЕС с Соединенными Штатами. Другим ключевым компонентом стратегии администрации Трампа стало объединение американских союзников и партнеров в Ближневосточном регионе в стратегический альянс, направленный своим острием против Ирана. Важнейшей инициативой, объявленной США в конце 2018 года, стало создание «Стратегического альянса по Ближнему Востоку» (MESA), который объединит Соединенные Штаты со странами Совета


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
→