✔ Заварзин: Из Афганистана война может прийти в Туркмению и Таджикистан - «Европа»
Ralphs 13-03-2019, 12:07 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
09:26Как потушить пламя гражданской войны? Что ожидает Среднюю Азию? Почему Россия 1999 года опередила Англию при захвате аэропорта Приштины? На вопросы «NOVOSTI-DNY.Ru» отвечает командующий того самого батальона ВДВ, опередившего англичан, генерал-полковник Виктор Заварзин. В настоящее время — депутат Государственной Думы и заместитель главы думского комитета по обороне.
— США стягивают боевиков на север Афганистана, чтобы оттуда наступать на постсоветские республики. Что предпринимает Россия для защиты своих союзников по ОДКБ?
— Система безопасности в Центральной Азии имеет сложный характер. Региональный уровень безопасности обеспечивается военно-политическими организациями: Шанхайской организацией сотрудничества и Организацией Договора о коллективной безопасности. России и центральноазиатским партнерам удается находить консенсус по сложным международным проблемам, согласовывать действия по снижению внутренних и внешних угроз безопасности.
Непредсказуемость развития событий в Афганистане, возможность возобновления крупномасштабного противостояния с вовлечением в него третьих сторон вызывает обеспокоенность властей центральноазиатских государств. Данные страны, связанные с Афганистаном многовековой историей, этнорелигиозными традициями и культурой, заинтересованы в восстановлении мира. В итоге возможные риски для безопасности регионов, связанных с «афганизацией», сводятся к вероятности возобновления крупномасштабной гражданской войны в Афганистане и распространения военных действий на территорию соседних государств.
В результате проведения военных операций против религиозных радикалов, а также талибов в зоне афгано-пакистанского конфликта и вытеснения их на север Афганистана может обостриться ситуация в Таджикистане и Туркменистане. В этом случае от ОДКБ и России потребуется предпринять ряд военных и политических усилий по обеспечению безопасности на афганском направлении.
Противодействие терроризму и экстремизму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности стран центральноазиатского региона (ЦАР). Большинство государств выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этими явлениями, неукоснительно выполняет требования резолюций СБ ООН и ежегодно представляет национальные доклады о проделанной работе в Контртеррористический комитет ООН.
Практически все страны ЦАР присоединились к международным универсальным конвенциям по борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Совета безопасности ООН ими налажены национальные системы противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций, противодействия экстремистской деятельности.
Укрепляется межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом, осуществляемое в полном соответствии с нормами международного права, происходит дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе и в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом.
Государства ЦАР являются членами ряда региональных антитеррористических структур, таких как Антитеррористический центр СНГ, региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, ОДКБ. Непосредственно задачи по борьбе с терроризмом и экстремизмом возложены на органы безопасности и внутренних дел, другие ведомства, а также национальные вооруженные силы.
В ряде стран региона созданы антитеррористические центры для координации работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. Законодательно запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер.
Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время деятельностью Антитеррористического центра СНГ, ШОС, а также в рамках предпринимаемых ОДКБ мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
— Вы командовали Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, которые положили конец кровопролитной гражданской войне. Какие навыки выработала Российская армия в области миротворчества и где этот опыт сегодня можно применить?
— Россия и Таджикистан имеют уникальный исторический опыт взаимодействия в ходе урегулирования сложного конфликта. Об этом я говорю как непосредственный участник миротворческой операции в Таджикистане в должности командующего Коллективными миротворческими силами СНГ (КМС СНГ). Буквально штрихами хотел бы напомнить о тех событиях.
Конец 1980-х — начало 1990-х годов вошли в историю не только нашего Отечества, но и мира как период системного кризиса. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой века. Кризис спровоцировал в ряде бывших республик Союза внутренние и межгосударственные вооруженные конфликты. Они охватили примерно треть постсоветского пространства с населением около 30 миллионов человек.? читать продолжение новости ?
С первых дней получения суверенитета обострились различного рода внутренние противоречия и в Таджикистане. В 1992 году фактически вспыхнула гражданская война. Существенную роль в разрастании конфликта играли и южные соседи — Афганистан и Пакистан. С началом кризиса страны СНГ начали оказывать правительству Таджикистана политическую поддержку и экономическую помощь.
24 сентября 1993 года было подписано «Соглашение о Коллективных миротворческих силах СНГ». Во исполнение соглашения были приняты еще два документа: «Положение об Объединенном командовании Коллективными миротворческими силами» (КМС); «О размерах долевых взносов государств-участников КМС для финансирования объединенного командования». КМС на 50% финансировались Россией, на 30% Казахстаном и Узбекистаном и на 20% Таджикистаном и Киргизией.
Цель миссии — предотвращение гибели населения и разрушения экономики, деэскалация конфликта и в конечном итоге установление мира. При разработке планов учитывался опыт Приднестровья и Южной Осетии.
Активное содействие миротворческим силам оказывали Правительство Таджикистана и лично президент Эмомали Рахмон. Миротворческая миссия длилась 7 лет и была последовательным воплощением принципа принуждения агрессора к миру. В сентябре 2000 года Коллективные миротворческие силы, как выполнившие задачи, были расформированы.
— Россия не может оставаться в стороне от происходящих событий на территории бывшего СССР. Необходимо постоянное, кропотливое и разностороннее изучение исторического опыта, накопленного в этой области в России, включая и период СССР. Какие из этих событий можно сделать выводы и рекомендации?
Во-первых, необходимо рассмотреть полноту и качество законодательного обеспечения участия вооруженных сил в миротворческих операциях, в том числе порядка их интеграции в глобальную миротворческую систему.
Во-вторых, основу миротворческой политики должны составлять следующие положения:
приоритет мирных политических форм миротворческой деятельности;
принцип доброй воли, согласия и стремления конфликтующих сторон к миру;
гарантия суверенитета и территориальной целостности субъектов конфликтного процесса;
принцип беспристрастности в оценке ситуации;
принцип адекватности предпринимаемых действий масштабу конфликта и к его участникам.
В-третьих, изучение миротворческих операций, в которых участвовали Вооруженные силы России, а также международный опыт показывают, что миротворческие операции по установлению и поддержанию мира (ОПМ) менее эффективный способ, чем превентивные миротворческие операции (ПМО) по противодействию перерастания споров в вооруженный конфликт. То есть необходимо развивать международно-правовую базу обеспечения превентивных миротворческих операций.
Процесс достижения национального согласия в Таджикистане является уникальным образцом примирения враждующих сторон. Он не имел и пока не имеет аналогов. Поэтому этот опыт необходимо в максимально возможной степени использовать для разрешения нынешних и возможных в будущем конфликтов.
— Что Россия предпримет для защиты ДНР и ЛНР, если ВСУ пойдут на масштабное нападение?
— Позиция России по Донбассу была и остается неизменной. Мы руководствуемся положениями резолюции Совбеза ООН № 2202, в которой признаются минские договоренности в качестве главного механизма политического решения кризиса на Украине. Решение может быть найдено только через диалог и только мирным путем. Кризис будет продолжаться до тех пор, пока сами украинцы не договорятся между собой.
Власти должны услышать свой народ, должны найти общие позиции со всеми политическими силами и регионами. При этом не последнюю роль играет Запад. Именно страны НАТО должны повлиять на «партию войны» и стабилизировать обстановку на Украине.
Я поддерживаю идею о вводе миротворцев ООН, которые должны находиться на линии разграничения. А их период пребывания должен быть согласован с лидерами ДНР и ЛНР. Обсуждение этой идеи должно придать новый импульс перспективам урегулирования украинского кризиса.
— 12 июня 1999 года батальон ВДВ под вашим командованием взял под контроль аэропорт Приштины, после чего Ельцин присвоил вам звание генерал-полковника. Какие цели преследовала Россия в рамках операции? Ведь Венгрия и Болгария отказались предоставить Москве своё воздушное пространство…
24 марта 1999 года натовцы развязали настоящую агрессию против суверенного государства, начав бомбардировки территории Союзной Республики Югославии. Самолеты США и других стран НАТО совершили 38 тысяч боевых вылетов. ВМС США и Великобритании наносили удары крылатыми ракетами. Всего было выпущено более 1000 крылатых ракет морского и воздушного базирования.
? читать продолжение новости ?
В первую очередь, варварскому уничтожению подверглись объекты гражданской инфраструктуры. Уничтожались мосты, промышленные предприятия, железнодорожные станции, больницы, детские сады, средневековые православные храмы. Погибли свыше двух тысяч мирных граждан, более семи тысяч раненых. Соседние страны приняли более 750 тысяч беженцев.
Надо отдать должное югославской армии, которая эффективно применяла меры защиты и маскировки. Наверное, историки еще подсчитают, сколько макетов боевой техники было уничтожено.
Уже в то время мы предупреждали: совершив агрессию против суверенного государства, переступив через международные правовые ограничители в использовании военной силы единожды, НАТО может сделать это и в будущем. Прецедент был создан. Теперь мы видим, что пошла цепная реакция. На Балканах был дан старт цветным революциям. И последствия мы ощущаем до сих пор.
Несмотря на сложную обстановку, Россия предприняла жесткие усилия на всех уровнях по урегулированию кризиса. Нам, военной части российской делегации, и мне как главному военному представителю России при НАТО удалось многого добиться: 11 июня 1999 года — дата проведения уникальной операции, марш-броска российских десантников в Косово с задачей упредить натовцев и занять стратегически важный аэродром Слатина в Приштине.
Будучи главным военным представителем России при НАТО, я получил приказ возглавить десантный батальон. Для меня это была большая честь и высокое доверие нашего командования.
Когда мы двигались в сторону этого города — зрелище было ужасное. Разрушенные дома, дороги, железнодорожные станции, навстречу — нескончаемый поток беженцев. Последствия ударов мы видели своими глазами.
Пройдя маршем более 600 км без потерь, в ночь с 11 на 12 июня 1999 года батальон вошел в Косово. Не могу не вспомнить встречи в Приштине. Они мне напоминают хронику 1945 года. В то время большинство населения города составляли сербы. Огромное количество встречающих, цветы, улыбки.
Мы вошли в Косово не только, чтобы защитить мирное сербское население, но и чтобы сохранить от варварского уничтожения православные святыни. Уже потом мне рассказали, что в нашем Генеральном штабе мой доклад о занятии аэродрома произвел эффект полной неожиданности.
Оказывается, в это время в здании Министерства обороны России уже несколько часов находилась американская делегация во главе с замгоссекретаря США Строубом Тэлботтом с задачей — переговорами задержать принятие военно-политическим руководством России решения о вводе наших войск в Косово, чтобы упредить ввод войск НАТО в этот регион.
Почти одновременно с нами в сторону Приштины двигался английский батальон. Мы опередили англичан буквально на 40 минут. Надо было видеть лицо британского генерала Майкла Джексона, командовавшего группировкой войск НАТО на Балканах, когда он на аэродроме увидел нас, российских десантников.
Никто не ожидал в то время от России столь решительных действий. У нас у самих было немало проблем. От изумления и возмущения до скрытого восхищения — так можно охарактеризовать в то время реакцию Запада на марш-бросок нашего десанта в Косово.
В итоге нам удалось обеспечить российское присутствие в Косово. В то время мы фактически выступили гарантом сохранения территориальной целостности Сербии. Однако дальнейшие события разворачивались по сценарию США и НАТО. И Косово было фактически насильственно отторгнуто от своей исконной сербской территории. Но это уже другая история.
За прошедшие годы меня неоднократно спрашивали — была ли вероятность боевого столкновения с войсками НАТО? Конечно, на войне как на войне, возможно все. Кроме того, по нашим данным, натовцы планировали предпринять вооруженную акцию против нас, но она у них сорвалась.
— Возникает вопрос: почему США и их союзники так упорно подталкивали Косово к независимости?
— Прежде всего, на мой взгляд, им нужно было оправдать бомбардировки территории бывшей Югославии в 1999 году. Основной целью силовых акций было насаждение так называемых западных ценностей, западной демократии.
Однако были и положительные моменты. Например, положительным я считаю то, что Россия нашла в себе силы и открыто воспротивилась играть роль стороннего наблюдателя за глобальными изменениями, подрывающими основы безопасности. Как участник тех памятных событий, считаю, что наша акция явилась очередным знаком и символом российско-сербской дружбы. Россия всегда готова прийти на помощь братьям-сербам.
Оглядываясь на события, которые уже стали историей, хочется еще раз отдать должное нашим воинам-десантникам, блистательно осуществивших свой марш-бросок на Приштину. Воздушно-десантные войска — «крылатая пехота», «голубые береты» — какими только эпитетами не награждают наших гвардейцев.
Но всегда, во все времена и при любых обстоятельствах неизменно остаются сила, мужество, братство, надежность людей, у которых главным является принцип: «Никто кроме нас». Я познакомился и подружился со многими генералами и офицерами Сербской армии. Был удостоен высокой чести стать членом клуба генералов и адмиралов Сербии.
Беседовал Саркис Цатурян
13 марта 2019 09:26 Как потушить пламя гражданской войны? Что ожидает Среднюю Азию? Почему Россия 1999 года опередила Англию при захвате аэропорта Приштины? На вопросы «NOVOSTI-DNY.Ru» отвечает командующий того самого батальона ВДВ, опередившего англичан, генерал-полковник Виктор Заварзин. В настоящее время — депутат Государственной Думы и заместитель главы думского комитета по обороне. — США стягивают боевиков на север Афганистана, чтобы оттуда наступать на постсоветские республики. Что предпринимает Россия для защиты своих союзников по ОДКБ? — Система безопасности в Центральной Азии имеет сложный характер. Региональный уровень безопасности обеспечивается военно-политическими организациями: Шанхайской организацией сотрудничества и Организацией Договора о коллективной безопасности. России и центральноазиатским партнерам удается находить консенсус по сложным международным проблемам, согласовывать действия по снижению внутренних и внешних угроз безопасности. Непредсказуемость развития событий в Афганистане, возможность возобновления крупномасштабного противостояния с вовлечением в него третьих сторон вызывает обеспокоенность властей центральноазиатских государств. Данные страны, связанные с Афганистаном многовековой историей, этнорелигиозными традициями и культурой, заинтересованы в восстановлении мира. В итоге возможные риски для безопасности регионов, связанных с «афганизацией», сводятся к вероятности возобновления крупномасштабной гражданской войны в Афганистане и распространения военных действий на территорию соседних государств. В результате проведения военных операций против религиозных радикалов, а также талибов в зоне афгано-пакистанского конфликта и вытеснения их на север Афганистана может обостриться ситуация в Таджикистане и Туркменистане. В этом случае от ОДКБ и России потребуется предпринять ряд военных и политических усилий по обеспечению безопасности на афганском направлении. Противодействие терроризму и экстремизму является одним из приоритетных направлений в обеспечении национальной безопасности стран центральноазиатского региона (ЦАР). Большинство государств выступает за принятие коллективных усилий мирового сообщества по борьбе с этими явлениями, неукоснительно выполняет требования резолюций СБ ООН и ежегодно представляет национальные доклады о проделанной работе в Контртеррористический комитет ООН. Практически все страны ЦАР присоединились к международным универсальным конвенциям по борьбе с терроризмом, в соответствии с решениями Совета безопасности ООН ими налажены национальные системы противодействия отмыванию денег и финансированию террористических организаций, противодействия экстремистской деятельности. Укрепляется межгосударственное сотрудничество в борьбе с терроризмом и экстремизмом, осуществляемое в полном соответствии с нормами международного права, происходит дальнейшее совершенствование антитеррористических договорных механизмов, в том числе и в отношении принятия Всеобъемлющей конвенции о борьбе с международным терроризмом. Государства ЦАР являются членами ряда региональных антитеррористических структур, таких как Антитеррористический центр СНГ, региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества, ОДКБ. Непосредственно задачи по борьбе с терроризмом и экстремизмом возложены на органы безопасности и внутренних дел, другие ведомства, а также национальные вооруженные силы. В ряде стран региона созданы антитеррористические центры для координации работы всех силовых структур в борьбе с проявлениями терроризма и религиозного экстремизма. Законодательно запрещены организации, деятельность которых носит террористический характер. Большое значение придается развитию регионального сотрудничества, представленного в настоящее время деятельностью Антитеррористического центра СНГ, ШОС, а также в рамках предпринимаемых ОДКБ мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом. — Вы командовали Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане, которые положили конец кровопролитной гражданской войне. Какие навыки выработала Российская армия в области миротворчества и где этот опыт сегодня можно применить? — Россия и Таджикистан имеют уникальный исторический опыт взаимодействия в ходе урегулирования сложного конфликта. Об этом я говорю как непосредственный участник миротворческой операции в Таджикистане в должности командующего Коллективными миротворческими силами СНГ (КМС СНГ). Буквально штрихами хотел бы напомнить о тех событиях. Конец 1980-х — начало 1990-х годов вошли в историю не только нашего Отечества, но и мира как период системного кризиса. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой века. Кризис спровоцировал в ряде бывших республик Союза внутренние и межгосударственные вооруженные конфликты. Они охватили примерно треть постсоветского пространства с населением около 30 миллионов человек.? читать продолжение новости ? С первых дней получения суверенитета обострились различного рода внутренние противоречия и в Таджикистане. В 1992 году фактически вспыхнула гражданская война. Существенную роль в разрастании конфликта играли и южные соседи — Афганистан и Пакистан. С началом кризиса страны СНГ начали оказывать правительству Таджикистана политическую поддержку и экономическую помощь. 24 сентября 1993 года было подписано «Соглашение о Коллективных миротворческих силах СНГ». Во исполнение соглашения были приняты еще два документа: «Положение об Объединенном командовании Коллективными миротворческими силами» (КМС); «О размерах долевых взносов государств-участников КМС для финансирования объединенного командования». КМС на 50% финансировались Россией, на 30% Казахстаном и Узбекистаном и на 20% Таджикистаном и Киргизией. Цель миссии — предотвращение гибели населения и разрушения экономики, деэскалация конфликта и в конечном итоге установление мира. При разработке планов учитывался опыт Приднестровья и Южной Осетии. Активное содействие миротворческим силам оказывали Правительство Таджикистана и лично президент Эмомали Рахмон. Миротворческая миссия длилась 7 лет и была последовательным воплощением принципа принуждения агрессора к миру. В сентябре 2000 года Коллективные миротворческие силы, как выполнившие задачи, были расформированы. — Россия не может оставаться в стороне от происходящих событий на территории бывшего СССР. Необходимо постоянное, кропотливое и разностороннее изучение исторического опыта, накопленного в этой области в России, включая и период СССР. Какие из этих событий можно сделать выводы и рекомендации? Во-первых, необходимо рассмотреть полноту и качество законодательного обеспечения участия вооруженных сил в миротворческих операциях, в том числе порядка их интеграции в глобальную миротворческую систему. Во-вторых, основу миротворческой политики должны составлять следующие положения: приоритет мирных политических форм миротворческой деятельности; принцип доброй воли, согласия и стремления конфликтующих сторон к миру; гарантия суверенитета и территориальной целостности субъектов конфликтного процесса; принцип беспристрастности в оценке ситуации; принцип адекватности предпринимаемых действий масштабу конфликта и к его участникам. В-третьих, изучение миротворческих операций, в которых участвовали Вооруженные силы России, а также международный опыт показывают, что миротворческие операции по установлению и поддержанию мира (ОПМ) менее эффективный способ, чем превентивные миротворческие операции (ПМО) по противодействию перерастания споров в вооруженный конфликт. То есть необходимо развивать международно-правовую базу обеспечения превентивных миротворческих операций. Процесс достижения национального согласия в Таджикистане является уникальным образцом примирения враждующих сторон. Он не имел и пока не имеет аналогов. Поэтому этот опыт необходимо в максимально возможной степени использовать для разрешения нынешних и возможных в будущем конфликтов. — Что Россия предпримет для защиты ДНР и ЛНР, если ВСУ пойдут на масштабное нападение? — Позиция России по Донбассу была и остается неизменной. Мы руководствуемся положениями резолюции Совбеза ООН № 2202, в которой признаются минские договоренности в качестве главного механизма политического решения кризиса на Украине. Решение может быть найдено только через диалог и только мирным путем. Кризис будет продолжаться до тех пор, пока сами украинцы не договорятся между собой. Власти должны услышать свой народ, должны найти общие позиции со всеми политическими силами и регионами. При этом не последнюю роль играет Запад. Именно страны НАТО должны повлиять на «партию войны» и стабилизировать обстановку на Украине. Я поддерживаю идею о вводе миротворцев ООН, которые должны находиться на линии разграничения. А их период пребывания должен быть согласован с лидерами ДНР и ЛНР. Обсуждение этой идеи должно придать новый импульс перспективам урегулирования украинского кризиса. — 12 июня 1999 года батальон ВДВ под вашим командованием взял под контроль аэропорт Приштины, после чего Ельцин присвоил вам звание генерал-полковника. Какие цели преследовала Россия в рамках операции? Ведь Венгрия и Болгария отказались предоставить Москве своё воздушное пространство… 24 марта 1999 года натовцы развязали настоящую агрессию против суверенного государства, начав бомбардировки территории Союзной Республики Югославии. Самолеты США и других стран НАТО совершили 38 тысяч боевых вылетов. ВМС США и Великобритании наносили удары крылатыми ракетами. Всего было выпущено более 1000 крылатых ракет морского и воздушного базирования. ? читать продолжение новости ? В первую очередь, варварскому уничтожению подверглись объекты гражданской инфраструктуры. Уничтожались мосты, промышленные предприятия, железнодорожные станции, больницы, детские сады, средневековые православные храмы. Погибли свыше двух тысяч мирных граждан, более семи тысяч раненых. Соседние страны приняли более 750 тысяч беженцев. Надо отдать должное югославской армии, которая эффективно применяла меры защиты и маскировки. Наверное, историки еще подсчитают, сколько