✔ Сербский политик: Мы не можем понять, почему Запад так платит нам за добро - «Европа»
Carroll 24-04-2018, 18:00 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
Господин Обрадович, Вы вместе с коллегой-депутатом от движения «Двери» Иваном Костичем и директором Центра геополитических исследований Драганой Трифкович были участниками недавно завершившегося Четвертого экономического форума в Ялте. Сербия официально не признала Крым частью Российской Федерации из-за Косово и Метохии. Как, по-Вашему, воссоединение Крыма с Россией соотносится с односторонним провозглашением независимости Косово?
Что касается движения «Двери», то у нас с момента воссоединения Крыма с Российской Федерацией не было ни малейших сомнений, что речь идет о народном волеизъявлении, о том, что граждане Крыма на референдуме в абсолютном большинстве высказались за это воссоединение. По нашему мнению, этим вопрос решен. Мы считаем Крым частью России.
Для нас это никоим образом не связано с абсолютно иным по своей сути актом нелегальной сецессии, который совершили террористические власти в Приштине. Они воспользовались последствиями бомбардировок Сербии со стороны НАТО и вводом иностранных оккупационных сил на территорию Республики Сербия, провозгласив независимость Косово и попытавшись создать лжегосударство, НАТО-государство в сердце Европы. Мы считаем Косово и Метохию неотъемлемой частью Республики Сербия, мы отрицаем антиконституционные Брюссельские соглашения, которые подразумевают отказ Сербии от собственной территории. Наоборот, мы считаем, что нужно вернуться к Резолюции 1244 СБ ООН, согласно которой Косово и Метохия являются частью Сербии.
В этом смысле единственное сходство между бывшим югославским и бывшим советским пространством заключается в том, что своими действиями коммунистические партии бывшего СССР и бывшей Югославии разделили традиционное этническое пространство русского и сербского народов на какие-то вымышленные коммунистические республики, что впоследствии стало основанием для рисования границ каких-то новых государств. Для нас это единый процесс, который был четко направлен против интересов русских и сербов, и абсолютно естественно, что части бывших советских территорий с русским населением хотят присоединиться к своему центру, от которого когда-то были оторваны насильственными действиями коммунистических властей.
Президент Сербии Александр Вучич в ближайшем будущем должен озвучить своё предложение по поводу долгосрочного решения косовского вопроса. Что, по Вашему мнению, должно содержаться в этом предложении?
Лозунг, которым можно кратко выразить политическую позицию движения «Двери» по этому вопросу, звучит так: «Крым — это Россия, Косово — это Сербия». Для нас статус Косово и Метохии в рамках сербского государства не может быть предметом обсуждения. По конституции Республики Сербия, Косово и Метохия являются неотъемлемой её частью, по Резолюции 1244 СБ ООН — тоже. И от этого мы отступать не намерены. Переговоры можно вести вокруг того, как урегулировать отношения между сербами и албанцами в Косово и Метохии. Но нельзя рассматривать возможность отделения южного сербского края от Сербии, обмена территориями, раздела Косово и Метохии, нельзя работать в пользу формирования Великой Албании. Это для нас абсолютно неприемлемо. В этом смысле каким бы ни было предложение президента Сербии или рабочей группы сербского правительства по вопросам внутреннего диалога о Косово и Метохии, оно никак не должно выходить за рамки конституции Сербии и Резолюции 1244 СБ ООН.
Учитывая тот факт, что давление, которые страны Запада оказывают на Сербию, стремясь добиться, чтобы она на пути в ЕС отказалась от Косово и Метохии, возникает вопрос, согласятся ли на это действующие сербские власти, или выстоят под давлением. Проблема в том, что в 2012 году они заняли своё место благодаря западному покровительству. Или сербские власти вместе с президентом Александром Вучичем дали какое-то обещание своим покровителям по поводу Косово и Метохии, или они свободны от обещаний и готовы защищать нашу территориальную целостность в рамках конституции Сербии. Это тест для властей и один из самых актуальных вопросов для Сербии на сегодняшний день.
Если власти что-то обещали Западу, то теперь они находятся в ситуации, когда им приходится выполнять это обещание, подписав «юридически обязывающее соглашение между Белградом и Приштиной». А для Сербии это ничто иное, как практическое признание существования лжегосударства Косово с последующей возможностью его вступления в ООН, чем так называемое Косово хочет подтвердить свою независимость. Запад требует от Белграда именно этого. Теперь вопрос, согласится ли наше руководство с такими требованиямиво имя сохранения власти, или встанет на защиту конституции Сербии и ее территориальной целостности.
Сегодня один из самых актуальных вопросов, связанных с ситуацией в Косово и Метохии — проблема формирования Сообщества сербских муниципалитетов. Необходимо ли создавать его ради защиты интересов косовских сербов? Как оно будет сформировано — в соответствии с законами Сербии или согласно требованиям сепаратистского правительства в Приштине?
Все станет понятно, если внимательно посмотреть текст Брюссельского соглашения, которое, по нашему мнению, является антиконституционным и представляет собой очередной шаг к довершению создания второго албанского государства на Балканах. Создание этого так называемого Косово началось в ходе агрессии НАТО против бывшей Югославии, и это одно дело. Но совершенно другое дело, если этот процесс продолжается и завершается при поддержке сербского государства. Так что Брюссельские соглашения нельзя было подписывать, так как в соответствии с ними Сербия практически отказывается от функционирования своих государственных институтов на территории Косово и Метохии. Этот процесс уже закончен в части, которая касается полиции, правосудия, прокуратуры, телефонного кода, границы, таможни и разных других областей. Брюссельские соглашения предусматривают и создание Сообщества сербских муниципалитетов. Интересно, что в них ни единым словом не упоминается государство Сербия и Резолюция 1244 СБ ООН, о чем часто забывают сказать. Очевидно, что на самом деле это государство способствует полной независимости Косово.
Возникает вопрос будет ли Сообщество сербских муниципалитетов сформировано внутри конституционно-правового устройства Сербии согласно сербским законам о местном самоуправлении, или оно сформируется в соответствии с конституцией и законами «независимого государства» Косово. По нашему мнению, Сообщество сербских муниципалитетов не выполняет никакой реальной функции, наоборот, оно только создает проблему, связанную с признанием независимости Косово. Если мы согласимся с формированием ССМ по так называемым законам Косово, мы согласимся на его существование в формате независимого государства.
С другой стороны, Сообщество сербских муниципалитетов нельзя создавать по нормам конституции Республики Сербия и по закону о местном самоуправлении — так же, как нельзя формировать сообщества венгерских, албанских или каких-либо других муниципалитетов в Сербии. Понятно, что это проект, действующий в рамках независимого Косово, и поэтому для нас он абсолютно неприемлем.
Совершенно иной вопрос, как защитить права сербов в Косово и Метохии, как защитить их имущество, равно как и имущество сербского государства и Сербской православной церкви, как защитить религиозные и культурные объекты в Косово и Метохии, как защитить сербские государственные и экономические интересы в регионе. Мы считаем, что Сообщество сербских муниципалитетов — не решение, это всего лишь маска, которая нужна для того, чтобы, соглашаясь на формирование ССМ, мы согласились на независимость Косово.
Как Вы видите роль России в борьбе за сохранение Косово в составе Сербии? Может ли Россия оказать здесь какую-то конкретную помощь?
Прежде всего, я считаю Россию нашим главным внешнеполитическим партнером. Союзничество с Россией для Сербии — самое главное и в исторической, и в современной перспективе. У нас нет больших друзей на международной арене, что неоднократно было доказано за последние несколько лет, когда Россия выступила против вступления Косово в ЮНЕСКО и принятия в ООН резолюции по Сребренице, которая должна была заклеймить сербский народ клеймом геноцида. Особенно важна роль России в защите суверенитета и территориальной целостности Сербии в Косово и Метохии. Можно сказать, что мы себя как государство поставили в неудобное положение в тот момент, когда переместили решение вопроса Косово и Метохии из СБ ООН в Брюссель, вернее, в Евросоюз. Движение «Двери» выступает за то, чтобы Сербия отказалась от существующего брюссельского формата переговоров, потому что он наносит нам ущерб. Евросоюз не является нейтральной стороной, он один из главных спонсоров «независимости» Косово наряду с США и НАТО. Мы считаем, что тему Косово и Метохии нужно вернуть туда, где ей и место — в СБ ООН. На этом уровне нельзя будет принимать решения, которые могут нанести ущерб сербским государственным и национальными интересам, потому что Китай и Россия в случае необходимости могут воспользоваться правом вето. Это для нас ключевой способ того, как Россия может нам помочь. Но до этого необходимо покинуть формат брюссельских переговоров и вернуть вопрос Косово и Метохии в ООН, который по-прежнему является единственным компетентным органом по вопросам Косово и Метохии: все еще действует Резолюция 1244 СБ ООН, и раз в три месяца миссия ООН в Косово и Метохии передает в Совбез отчет о своей деятельности. Это для нас чрезвычайно важно.
После недавнего разговора президента Путина с президентом Вучичем на сайте Кремля появилась информация о том, что Путин подчеркнул: любое решение по Косово вне Резолюции 1244 абсолютно неприемлемо. Это одно из самых важных заявлений, которые в последнее время можно было услышать по данному вопросу. В этом заявлении отмечено то, что является для нас главным — нет решения по Косово вне Резолюции 1244.
Россия также могла бы помочь Сербии по поводу одного положения этой резолюции, которое не применяется уже 20 лет. Оно предусматривает возвращение до 1000 сотрудников сербского государственного аппарата на территорию Косово и Метохии ради обеспечения границ, защиты религиозного наследия и коммуникации с международными миссиями. Это стало бы мощным сигналом всем гражданам Сербии, особенно проживающим в Косово и Метохии, о том, что сербское государство возвращается в регион. Считаю, что в этом вопросе Сербии была бы важна поддержка Российской Федерации.
Как Вы оцениваете российско-сербские отношения в целом?
Движение «Двери» считает, что Россия должна быть для Сербии внешнеполитическим партнером № 1. Мы оцениваем существующий уровень отношений как хороший, но усилия по их углублению и расширению считаем недостаточными. Потенциал нашего политического, экономического и военного сотрудничества огромен и не использован. Если бы мы пришли к власти в Сербии, то приложили бы максимум усилий в этом направлении. «Двери» придали бы гораздо больше значения и политическому, и военному, и экономическому сотрудничеству с Россией, в том числе через формирование отдельных рабочих групп в рамках правительства Сербии, которые занимались бы исключительно этой тематикой.
Сейчас много говорят о том, что нельзя сохранить мир в регионе при продолжении бескомпромиссной борьбы за Косово. Как Вы оцениваете степень риска возникновения конфликта на Балканах?
«Мир в регионе» — это избитая фраза в мире политики в СМИ, настоящая цель которой — поставить под вопрос сербские национальные и государственные интересы. Мы, конечно, за мир, нет нормального человека, который был бы за войну. Но надо ли сербам во имя мира отказываться от всех своих интересов? Не могут все создавать свои государства на Балканах в ущерб Сербии. Огромное количество сербов осталось жить вне Сербии, у многих нет никаких гражданских прав, прав меньшинств, свободы вероисповедания. И даже этого недостаточно — нужно пойти еще дальше и допустить, чтобы Косово стало независимым государством, а Республика Сербская «утонула» в унитарной Боснии и Герцеговине.
Как долго еще будут действовать двойные стандарты? С одной стороны, вы отделяете Косово и Метохию от Сербии и утверждаете, что албанский народ должен получить второе государство на Балканах, хотя он был всего лишь национальным меньшинством внутри Югославии, и у него не было никаких аргументов в пользу отделения. Но, с другой стороны, вы отрицаете право Республики Сербской как конфедеративной единицы на отделение от БиГ и заставляете боснийских сербов отречься от своей государственности, влившись в искусственную и навязанную Боснию и Герцеговину. Если Косово имеет право на независимость, почему бы Республике Сербской не обрести независимость? Если вы направляете БиГ в русло унитарного государства, где нет никаких прав на самоопределение и отделение, то точно такое же право вы должны дать Сербии. Она также должна стать интегральным государством, ни одна из частей которого не имеет права на самоопределение. Мы выступаем против подобных двойных стандартов и на Западе, и в регионе.
Мы должны четко обозначить сербский государственный интерес. Конечно, мы не желаем войны, но также не желаем продолжения западной политики, которая более 20 лет работает против интересов сербского народа. Запад не сделал и шага в сторону уважения интересов Сербии. С другой стороны, сербский народ за свою историю столько раз был на стороне западных союзников — и в Первой, и во Второй мировой войне. Мы не можем понять, почему они так платят нам за добро.
Балканы: пороховая бочка Европы
19.04 Эксперт: Черногория — одна из оккупированных сербских земель, как и Косово
16.04 «Российско-черногорские отношения не будут ухудшаться: хуже уже некуда»
12.04 Марко Джурич: Косовским сепаратистам нужен не компромисс, а casus belli
12.04 «Сербия должна отказаться от любых уступок косовским сепаратистам»
05.04 Эксперт: Сербии не по силам новая война в Косово
Все новости сюжета
О борьбе Сербии за сохранение Косово, особом месте, которое Москва занимает среди внешнеполитических партнеров Белграда, о том, почему Косово — это Сербия, а Крым — это Россия, в интервью «NOVOSTI-DNY.Ru» рассказад глава парламентской фракции сербского движения «Двери» Бошко Обрадович. Господин Обрадович, Вы вместе с коллегой-депутатом от движения «Двери» Иваном Костичем и директором Центра геополитических исследований Драганой Трифкович были участниками недавно завершившегося Четвертого экономического форума в Ялте. Сербия официально не признала Крым частью Российской Федерации из-за Косово и Метохии. Как, по-Вашему, воссоединение Крыма с Россией соотносится с односторонним провозглашением независимости Косово? Что касается движения «Двери», то у нас с момента воссоединения Крыма с Российской Федерацией не было ни малейших сомнений, что речь идет о народном волеизъявлении, о том, что граждане Крыма на референдуме в абсолютном большинстве высказались за это воссоединение. По нашему мнению, этим вопрос решен. Мы считаем Крым частью России. Для нас это никоим образом не связано с абсолютно иным по своей сути актом нелегальной сецессии, который совершили террористические власти в Приштине. Они воспользовались последствиями бомбардировок Сербии со стороны НАТО и вводом иностранных оккупационных сил на территорию Республики Сербия, провозгласив независимость Косово и попытавшись создать лжегосударство, НАТО-государство в сердце Европы. Мы считаем Косово и Метохию неотъемлемой частью Республики Сербия, мы отрицаем антиконституционные Брюссельские соглашения, которые подразумевают отказ Сербии от собственной территории. Наоборот, мы считаем, что нужно вернуться к Резолюции 1244 СБ ООН, согласно которой Косово и Метохия являются частью Сербии. В этом смысле единственное сходство между бывшим югославским и бывшим советским пространством заключается в том, что своими действиями коммунистические партии бывшего СССР и бывшей Югославии разделили традиционное этническое пространство русского и сербского народов на какие-то вымышленные коммунистические республики, что впоследствии стало основанием для рисования границ каких-то новых государств. Для нас это единый процесс, который был четко направлен против интересов русских и сербов, и абсолютно естественно, что части бывших советских территорий с русским населением хотят присоединиться к своему центру, от которого когда-то были оторваны насильственными действиями коммунистических властей. Президент Сербии Александр Вучич в ближайшем будущем должен озвучить своё предложение по поводу долгосрочного решения косовского вопроса. Что, по Вашему мнению, должно содержаться в этом предложении? Лозунг, которым можно кратко выразить политическую позицию движения «Двери» по этому вопросу, звучит так: «Крым — это Россия, Косово — это Сербия». Для нас статус Косово и Метохии в рамках сербского государства не может быть предметом обсуждения. По конституции Республики Сербия, Косово и Метохия являются неотъемлемой её частью, по Резолюции 1244 СБ ООН — тоже. И от этого мы отступать не намерены. Переговоры можно вести вокруг того, как урегулировать отношения между сербами и албанцами в Косово и Метохии. Но нельзя рассматривать возможность отделения южного сербского края от Сербии, обмена территориями, раздела Косово и Метохии, нельзя работать в пользу формирования Великой Албании. Это для нас абсолютно неприемлемо. В этом смысле каким бы ни было предложение президента Сербии или рабочей группы сербского правительства по вопросам внутреннего диалога о Косово и Метохии, оно никак не должно выходить за рамки конституции Сербии и Резолюции 1244 СБ ООН. Учитывая тот факт, что давление, которые страны Запада оказывают на Сербию, стремясь добиться, чтобы она на пути в ЕС отказалась от Косово и Метохии, возникает вопрос, согласятся ли на это действующие сербские власти, или выстоят под давлением. Проблема в том, что в 2012 году они заняли своё место благодаря западному покровительству. Или сербские власти вместе с президентом Александром Вучичем дали какое-то обещание своим покровителям по поводу Косово и Метохии, или они свободны от обещаний и готовы защищать нашу территориальную целостность в рамках конституции Сербии. Это тест для властей и один из самых актуальных вопросов для Сербии на сегодняшний день. Если власти что-то обещали Западу, то теперь они находятся в ситуации, когда им приходится выполнять это обещание, подписав «юридически обязывающее соглашение между Белградом и Приштиной». А для Сербии это ничто иное, как практическое признание существования лжегосударства Косово с последующей возможностью его вступления в ООН, чем так называемое Косово хочет подтвердить свою независимость. Запад требует от Белграда именно этого. Теперь вопрос, согласится ли наше руководство с такими требованиямиво имя сохранения власти, или встанет на защиту конституции Сербии и ее территориальной целостности. Сегодня один из самых актуальных вопросов, связанных с ситуацией в Косово и Метохии — проблема формирования Сообщества сербских муниципалитетов. Необходимо ли создавать его ради защиты интересов косовских сербов? Как оно будет сформировано — в соответствии с законами Сербии или согласно требованиям сепаратистского правительства в Приштине? Все станет понятно, если внимательно посмотреть текст Брюссельского соглашения, которое, по нашему мнению, является антиконституционным и представляет собой очередной шаг к довершению создания второго албанского государства на Балканах. Создание этого так называемого Косово началось в ходе агрессии НАТО против бывшей Югославии, и это одно дело. Но совершенно другое дело, если этот процесс продолжается и завершается при поддержке сербского государства. Так что Брюссельские соглашения нельзя было подписывать, так как в соответствии с ними Сербия практически отказывается от функционирования своих государственных институтов на территории Косово и Метохии. Этот процесс уже закончен в части, которая касается полиции, правосудия, прокуратуры, телефонного кода, границы, таможни и разных других областей. Брюссельские соглашения предусматривают и создание Сообщества сербских муниципалитетов. Интересно, что в них ни единым словом не упоминается государство Сербия и Резолюция 1244 СБ ООН, о чем часто забывают сказать. Очевидно, что на самом деле это государство способствует полной независимости Косово. Возникает вопрос будет ли Сообщество сербских муниципалитетов сформировано внутри конституционно-правового устройства Сербии согласно сербским законам о местном самоуправлении, или оно сформируется в соответствии с конституцией и законами «независимого государства» Косово. По нашему мнению, Сообщество сербских муниципалитетов не выполняет никакой реальной функции, наоборот, оно только создает проблему, связанную с признанием независимости Косово. Если мы согласимся с формированием ССМ по так называемым законам Косово, мы согласимся на его существование в формате независимого государства. С другой стороны, Сообщество сербских муниципалитетов нельзя создавать по нормам конституции Республики Сербия и по закону о местном самоуправлении — так же, как нельзя формировать сообщества венгерских, албанских или каких-либо других муниципалитетов в Сербии. Понятно, что это проект, действующий в рамках независимого Косово, и поэтому для нас он абсолютно неприемлем. Совершенно иной вопрос, как защитить права сербов в Косово и Метохии, как защитить их имущество, равно как и имущество сербского государства и Сербской православной церкви, как защитить религиозные и культурные объекты в Косово и Метохии, как защитить сербские государственные и экономические интересы в регионе. Мы считаем, что Сообщество сербских муниципалитетов — не решение, это всего лишь маска, которая нужна для того, чтобы, соглашаясь на формирование ССМ, мы согласились на независимость Косово. Как Вы видите роль России в борьбе за сохранение Косово в составе Сербии? Может ли Россия оказать здесь какую-то конкретную помощь? Прежде всего, я считаю Россию нашим главным внешнеполитическим партнером. Союзничество с Россией для Сербии — самое главное и в исторической, и в современной перспективе. У нас нет больших друзей на международной арене, что неоднократно было доказано за последние несколько лет, когда Россия выступила против вступления Косово в ЮНЕСКО и принятия в ООН резолюции по Сребренице, которая должна была заклеймить сербский народ клеймом геноцида. Особенно важна роль России в защите суверенитета и территориальной целостности Сербии в Косово и Метохии. Можно сказать, что мы себя как государство поставили в неудобное положение в тот момент, когда переместили решение вопроса Косово и Метохии из СБ ООН в Брюссель, вернее, в Евросоюз. Движение «Двери» выступает за то, чтобы Сербия отказалась от существующего брюссельского формата переговоров, потому что он наносит нам ущерб. Евросоюз не является нейтральной стороной, он один из главных спонсоров «независимости» Косово наряду с США и НАТО. Мы считаем, что тему Косово и Метохии нужно вернуть туда, где ей и место — в СБ ООН. На этом уровне нельзя будет принимать решения, которые могут нанести ущерб сербским государственным и национальными интересам, потому что Китай и Россия в случае необходимости могут воспользоваться правом вето. Это для нас ключевой способ того, как Россия может нам помочь. Но до этого необходимо покинуть формат брюссельских переговоров и вернуть вопрос Косово и Метохии в ООН, который по-прежнему является единственным компетентным органом по вопросам Косово и Метохии: все еще действует Резолюция 1244 СБ ООН, и раз в три месяца миссия ООН в Косово и Метохии передает в Совбез отчет о своей деятельности. Это для нас чрезвычайно важно. После недавнего разговора президента Путина с президентом Вучичем на сайте Кремля появилась информация о том, что Путин подчеркнул: любое решение по Косово вне Резолюции 1244 абсолютно неприемлемо. Это одно из самых важных заявлений, которые в последнее время можно было услышать по данному вопросу. В этом заявлении отмечено то,