✔ МИД Латвии: Россия развязала против нас кампанию лжи и дезинформации - «Европа»
Соломония 16-04-2018, 07:01 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
«Мы в очередной раз сталкиваемся с попытками очернения со стороны России. Российские должностные лица, выражающие свое мнение о поправках к латвийским законам, вероятно, вообще не ознакомились с сутью реформы», — утверждает латвийское министерство иностранных дел. МИД обращает внимание, что реформа планируется в системе образования в целом, не только в школах нацменьшинств. «Готовится новое содержание, структура и методология образования, а цель реформы в том, чтобы обеспечить всем выпускникам одинаковые возможности работы и дальнейшего образования в учебных заведениях, где обучение ведется на латышском языке», — подчеркивает министерство. МИД настаивает, что «реформа об обучении на госязыке соответствует всем международным обязательствам Латвии, которые предусматривают обязанность обеспечить равные возможности образования для каждого ребенка, обеспечить меньшинствам возможности изучения родного языка, своей культуры и истории». Латвия, как утверждают в министерстве, «и в дальнейшем гарантирует поддержку в сохранении культуры и идентичности меньшинств, которая предусмотрена Рамочной конвенцией Совета Европы».
По мнению МИДа, «поправки к законам об образовании не дискриминируют меньшинства — напротив, они способствуют освоению латышского языка всеми». Правительство обещает поддерживать финансируемые государством программы основного и среднего образования на семи языках — русском, польском, белорусском, украинском, эстонском, литовском и иврите. «Это более значительная поддержка меньшинств, чем в других странах, в том числе в России», — заявили в МИДе. Также «в процессе реформы учителям будет оказана помощь в повышении квалификации и улучшении владения государственным языком». МИД обращает внимание на «регулярное сотрудничество Латвии с ООН, ОЭСР и другими международными организациями».
Напомним, что Сейм Латвии поддержал поправки об окончательном переводе средних школ нацменьшинств на латышский язык обучения 22 марта. «Отец» школьной «реформы» министр образования Карлис Шадурскис заявил, что намерен с этим решением войти в историю, пишет Lsm.lv. «Когда я принимал предложение главы правительства Мариса Кучинскиса стать министром образования, я очень хорошо знал, что меня ждет. Но к тому времени реформа учительских зарплат продвигалась не слишком успешно, и глядя на то, как мы теряем своих лучших учителей… Я решил, что пора уже что-то сделать. Надо с чем-то войти в историю. Я думаю, что наша главная проблема — в отсутствии политической воли делать то, что нужно. Если мы говорим о реформе содержания образования — ее необходимость давным-давно назрела и очевидна. Но в Сейме довольно сильное лобби самоуправлений; наши политики боятся принимать ответственные решения, если они непопулярны. Ну, должен был прийти Шадурскис, который пытается делать то, что нужно», — сказал министр в эфире программы «Латвийского Радио-4» «Действующие лица».
Вместе с тем Шадурскис указал, что не считает себя реформатором: он просто последовательно продолжает выполнять давно разработанный план. Если ему на смену придет другой министр, преемник продолжит тот же курс. «Министр не может прийти и делать, что ему взбредет в голову. У нас есть основные установки по развитию образования — это долгосрочный документ; у нас есть План национального развития; у каждого созыва правительства есть план действий Кабмина и правительственная декларация. Если мы посмотрим на все эти документы, то мы увидим, что Шадурскис ничего сам не придумал. Просто ему нравится делать дела, а не говорить о делах. И то, что в этих документах вписано, мы последовательно претворяем в жизнь. И точно так же должно поступать следующее правительство и министр образования, если это будет другая персона», — считает Карлис Шадурскис.
В эфире программы глава Минобразования также прокомментировал сравнительно низкий рейтинг Латвии в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Если соседняя Эстония занимает в рейтинге третье место, то Латвия — только 31-е. По мнению министра, причина такого разрыва — в латвийской привычке вести долгие дискуссии и споры. «Ответ очень простой. Наверное, латыши намного более творческие люди, чем эстонцы. Латыши могут без конца дискутировать о том, что нужно делать, так и не доходя до дела. Эстонцы дискутируют, а потом решают вопросы. В Эстонии проведены очень серьезные реформы, они нас опережают по реформе учебного содержания — мы проведем ее только в ближайшие годы. Но есть и хорошие новости: например, в 2007—2008 годах мы провели частичную реформу содержания в начальной школе, и спустя десять лет исследования показали, что способность четвероклассников читать значительно улучшилась. За полгода мы существенно ушли вперед и заметно улучшили свою позицию в рейтинге. Это пример одной реформы, положительные результаты которой стали заметны, конечно, спустя годы», — отмечает Шадурскис.
Министр добавил, что даже 31-е место в упомянутом рейтинге — тоже неплохой результат. «Мы, конечно, можем себя критиковать за 31-е место, но будем помнить, что это экономически развитые страны. И мы, согласно этим исследованиям, лучше, чем, к примеру, Франция, США — это не самые бедные государства. Они могут вложить в свое образование довольно много. Так что не надо посыпать голову пеплом, но и не надо предаваться самодовольству и говорить, что все в порядке. Потому что, если совсем честно, то в образовании реформы нужно будет проводить всегда. И непрерывно. Через четыре года мы введем новое содержание, но уже через два-три-четыре года пройдет мониторинг новых результатов, и у меня будет печальная новость: новое содержание и новые методы обучения уже устареют», — признает министр.
Говоря о реформе содержания образования, Шадурскис в первую очередь указывает на необходимость подготовки будущих специалистов уже в старших классах школы. «Нам не хватает работников средней и высокой квалификации. Выпускники профессиональных технических училищ никогда не остаются без работы. Нам не хватает инженеров, IT-специалистов, и это, к сожалению, проблема: наши средние школы не могут подготовить достаточное количество абитуриентов, которые могли бы успешно учиться по этим специальностям. Это реальная проблема, мы ее хорошо осознаем, работая над новым содержанием. Поэтому мы ставим очень большой акцент на ранней специализации в средней школе. В год мы должны были бы готовить две тысячи IT-специалистов. Но готовим только шестьсот. Если мы радикально не меняем подход на этапе средней школы, мы просто попадаем в ловушку. Это надо осознавать. Поэтому мы и идем к новому стандарту», — пояснил Шадурскис.
Ранее в рамках оптимизации школьной сети самоуправления приняли решения о реорганизации или ликвидации 59 учреждений образования. К началу нового учебного года 11 образовательных учреждений будут реорганизованы путем изменения их уровня. Лиепупская, Ирлавская, Ислицская, Узварская и Стайцельская средние школы станут основными, а Каркская, Вийциемская, Асунская, Шкяунская, Тинужская и Межотненская основные школы будут преобразованы в начальные. Несколько школ будут объединены. Несколько учреждений образования будут ликвидированы путем присоединения к другим учебным заведениям. Также самоуправления приняли решения о закрытии отдельных школ.
МИД Латвии обвинил Россию в том, что в последние двадцать семь лет Москва «неустанно проводит кампании лжи и дезинформации» о происходящем в этой прибалтийской республике, пишет издание Diena («День»). В частности, как заявили в латвийском министерстве, «в начале апреля в российских СМИ появились высказывания должностных лиц, ошибочно и тенденциозно интерпретирующих поправки о переходе на обучение в школах только на латышском языке». «Мы в очередной раз сталкиваемся с попытками очернения со стороны России. Российские должностные лица, выражающие свое мнение о поправках к латвийским законам, вероятно, вообще не ознакомились с сутью реформы», — утверждает латвийское министерство иностранных дел. МИД обращает внимание, что реформа планируется в системе образования в целом, не только в школах нацменьшинств. «Готовится новое содержание, структура и методология образования, а цель реформы в том, чтобы обеспечить всем выпускникам одинаковые возможности работы и дальнейшего образования в учебных заведениях, где обучение ведется на латышском языке», — подчеркивает министерство. МИД настаивает, что «реформа об обучении на госязыке соответствует всем международным обязательствам Латвии, которые предусматривают обязанность обеспечить равные возможности образования для каждого ребенка, обеспечить меньшинствам возможности изучения родного языка, своей культуры и истории». Латвия, как утверждают в министерстве, «и в дальнейшем гарантирует поддержку в сохранении культуры и идентичности меньшинств, которая предусмотрена Рамочной конвенцией Совета Европы». По мнению МИДа, «поправки к законам об образовании не дискриминируют меньшинства — напротив, они способствуют освоению латышского языка всеми». Правительство обещает поддерживать финансируемые государством программы основного и среднего образования на семи языках — русском, польском, белорусском, украинском, эстонском, литовском и иврите. «Это более значительная поддержка меньшинств, чем в других странах, в том числе в России», — заявили в МИДе. Также «в процессе реформы учителям будет оказана помощь в повышении квалификации и улучшении владения государственным языком». МИД обращает внимание на «регулярное сотрудничество Латвии с ООН, ОЭСР и другими международными организациями». Напомним, что Сейм Латвии поддержал поправки об окончательном переводе средних школ нацменьшинств на латышский язык обучения 22 марта. «Отец» школьной «реформы» министр образования Карлис Шадурскис заявил, что намерен с этим решением войти в историю, пишет Lsm.lv. «Когда я принимал предложение главы правительства Мариса Кучинскиса стать министром образования, я очень хорошо знал, что меня ждет. Но к тому времени реформа учительских зарплат продвигалась не слишком успешно, и глядя на то, как мы теряем своих лучших учителей… Я решил, что пора уже что-то сделать. Надо с чем-то войти в историю. Я думаю, что наша главная проблема — в отсутствии политической воли делать то, что нужно. Если мы говорим о реформе содержания образования — ее необходимость давным-давно назрела и очевидна. Но в Сейме довольно сильное лобби самоуправлений; наши политики боятся принимать ответственные решения, если они непопулярны. Ну, должен был прийти Шадурскис, который пытается делать то, что нужно», — сказал министр в эфире программы «Латвийского Радио-4» «Действующие лица». Вместе с тем Шадурскис указал, что не считает себя реформатором: он просто последовательно продолжает выполнять давно разработанный план. Если ему на смену придет другой министр, преемник продолжит тот же курс. «Министр не может прийти и делать, что ему взбредет в голову. У нас есть основные установки по развитию образования — это долгосрочный документ; у нас есть План национального развития; у каждого созыва правительства есть план действий Кабмина и правительственная декларация. Если мы посмотрим на все эти документы, то мы увидим, что Шадурскис ничего сам не придумал. Просто ему нравится делать дела, а не говорить о делах. И то, что в этих документах вписано, мы последовательно претворяем в жизнь. И точно так же должно поступать следующее правительство и министр образования, если это будет другая персона», — считает Карлис Шадурскис. В эфире программы глава Минобразования также прокомментировал сравнительно низкий рейтинг Латвии в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Если соседняя Эстония занимает в рейтинге третье место, то Латвия — только 31-е. По мнению министра, причина такого разрыва — в латвийской привычке вести долгие дискуссии и споры. «Ответ очень простой. Наверное, латыши намного более творческие люди, чем эстонцы. Латыши могут без конца дискутировать о том, что нужно делать, так и не доходя до дела. Эстонцы дискутируют, а потом решают вопросы. В Эстонии проведены очень серьезные реформы, они нас опережают по реформе учебного содержания — мы проведем ее только в ближайшие годы. Но есть и хорошие новости: например, в 2007—2008 годах мы провели частичную реформу содержания в начальной школе, и спустя десять лет исследования показали, что способность четвероклассников читать значительно улучшилась. За полгода мы существенно ушли вперед и заметно улучшили свою позицию в рейтинге. Это пример одной реформы, положительные результаты которой стали заметны, конечно, спустя годы», — отмечает Шадурскис. Министр добавил, что даже 31-е место в упомянутом рейтинге — тоже неплохой результат. «Мы, конечно, можем себя критиковать за 31-е место, но будем помнить, что это экономически развитые страны. И мы, согласно этим исследованиям, лучше, чем, к примеру, Франция, США — это не самые бедные государства. Они могут вложить в свое образование довольно много. Так что не надо посыпать голову пеплом, но и не надо предаваться самодовольству и говорить, что все в порядке. Потому что, если совсем честно, то в образовании реформы нужно будет проводить всегда. И непрерывно. Через четыре года мы введем новое содержание, но уже через два-три-четыре года пройдет мониторинг новых результатов, и у меня будет печальная новость: новое содержание и новые методы обучения уже устареют», — признает министр. Говоря о реформе содержания образования, Шадурскис в первую очередь указывает на необходимость подготовки будущих специалистов уже в старших классах школы. «Нам не хватает работников средней и высокой квалификации. Выпускники профессиональных технических училищ никогда не остаются без работы. Нам не хватает инженеров, IT-специалистов, и это, к сожалению, проблема: наши средние школы не могут подготовить достаточное количество абитуриентов, которые могли бы успешно учиться по этим специальностям. Это реальная проблема, мы ее хорошо осознаем, работая над новым содержанием. Поэтому мы ставим очень большой акцент на ранней специализации в средней школе. В год мы должны были бы готовить две тысячи IT-специалистов. Но готовим только шестьсот. Если мы радикально не меняем подход на этапе средней школы, мы просто попадаем в ловушку. Это надо осознавать. Поэтому мы и идем к новому стандарту», — пояснил Шадурскис. Ранее в рамках оптимизации школьной сети самоуправления приняли решения о реорганизации или ликвидации 59 учреждений образования. К началу нового учебного года 11 образовательных учреждений будут реорганизованы путем изменения их уровня. Лиепупская, Ирлавская, Ислицская, Узварская и Стайцельская средние школы станут основными, а Каркская, Вийциемская, Асунская, Шкяунская, Тинужская и Межотненская основные школы будут преобразованы в начальные. Несколько школ будут объединены. Несколько учреждений образования будут ликвидированы путем присоединения к другим учебным заведениям. Также самоуправления приняли решения о закрытии отдельных школ.