✔ В Риге прошла встреча с опальной литовской писательницей Ванагайте - «Европа»
Elmers 7-11-2017, 11:00 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
Напомним, что двумя годами ранее Рута Ванагайте при помощи директора иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, «охотника за нацистами» Эфраима Зуроффа написала книгу «Наши», где рассказала о роли, которую играло литовское население в массовом уничтожении евреев после прихода нацистов в эту страну. Из книги, написанной на основе архивных документов и воспоминаний литовцев, следовало, что жители страны не просто под угрозой расправы выполняли приказы нацистского командования, а зачастую с энтузиазмом и без всякой указки сверху принимали самое активное участие в массовых убийствах литовских евреев. Среди жертв этих чисток были предки Эфраима Зуроффа, а среди палачей — члены семьи Ванагайте. Уже тогда писательница подвергалась в Литве нападкам за свою позицию и жаловалась, что от нее все отвернулись.
Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», на днях крупнейшее литовское издательство Alma littera объявило, что изымет из продажи все книги Руты Ванагайте. Причиной стало обращение писательницы в парламент страны, в котором она подвергла сомнению правильность ожидаемого решения депутатов объявить 2018 год в Литве годом одного из руководителей литовского движения «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Решение о расторжении договора с Ванагайте было принято 27 октября, всего через день после торжественной презентации ее новой автобиографической книги «Курица с головой салаки». Незадолго до этого Ванагайте сообщила парламентской комиссии, которая должна принять решение о присвоении 2018 году имени Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, что он с 1940 года сотрудничал с советскими органами госбезопасности, а на допросах, которые предшествовали суду и его расстрелу в 1957 году, предал всех своих соратников. После этого она подверглась ожесточенной травле со стороны политиков и «патриотической общественности Литвы», не выдержала и публично покаялась — принесла извинения и отказалась от своих слов о Раманаускасе-Ванагасе.
Место для проведения встречи с Ванагайте в Риге было выбрано не случайно — Жанис Липке, которому посвящен музей, в годы нацистской оккупации спасал, рискуя собственной жизнью, приговоренных к смерти евреев. «Гостья рассказала, что ее произведение (речь идет о книге „Наши“ — «NOVOSTI-DNY.Ru») вызвало бурю эмоций в Литве, однокашники сына по университету теперь предлагают ему заплатить им за пиво, так как маме хорошо заплатил Путин. Это молодежный троллинг, но и проблемы у госпожи Ванагайте начались — и по-серьезному. Так или иначе, ее принял зампосла США в Литве. Весной 2018 года „Наши“ будут изданы в Москве по-русски. Ныне в сети гуляет „машинный“ перевод ужасного качества, из которого, впрочем, можно составить впечатление о предмете», — пишет Кабанов. По его словам, на встрече с Ванагайте, среди прочих, присутствовал и бывший премьер-министр Латвии Марис Гайлис. «К слову, Рута Ванагайте профессиональная пиарщица, была советником президента Роландаса Паксаса. По ее оценке, память жертвам холокоста в Литве отдается формально, без малейшей эмпатии. А государственные мужи, возвращаясь с официальных поминовений, негромко рассказывают антисемитские анекдоты…», — отмечает Николай Кабанов.
Своими впечатлениями также поделился публицист Александр Гильман, задавший Ванагайте два вопроса. «Мне было важно расширить тему и в пространстве, и во времени. Поэтому, я сначала сказал так. «Мне, как еврею, очень приятно, что для вас литовские евреи, уничтоженные в Холокосте, свои. Но во Второй мировой войне в Литве пострадали не только евреи. Вы живете в Вильнюсе, который до войны был польским городом, а теперь перестал им быть. В Клайпеде больше нет немцев. Так свои ли для вас великие поляки Мицкевич и Пилсудский, которые сформировались в польском Вильно? А Томас Манн, значительную часть жизни проведший на даче на Куршской косе, — свой?».
Было видно, что для писательницы неожиданна моя постановка вопроса, но она со мной согласилась. «Действительно, мы, литовцы, в Вильнюсе все пришлые. Никто из моих ровесников не родился в этом городе. И конечно, его предыдущие жители должны быть для нас свои». Тогда я задал второй вопрос. «У нас в Латвии многие, в том числе и сидящие в этом зале, считают так. Во время войны можно было убивать евреев — их и убили. Сейчас нельзя убивать русских — так делают то, что хотя бы можно — не дают гражданство и закрывают школы». Тут возник гул, но я продолжил: «Вопрос такой — не говорили ли вам те, кто себя считает обиженными в Литве, поляки и русские, что их сегодняшние проблемы отражают то же отношение литовцев, которое во время войны было к евреям?» Она ответила, что таких вопросов не было, потому что в Литве польская и русская проблемы не стоят остро".
Николай Кабанов. Фото: baltnews.lvЛатвийский журналист Николай Кабанов поделился на портале Imhoclub.lv своими впечатлениями от прошедшей в рижском музее Жаниса Липке встречи с литовским литератором Рутой Ванагайте, автором книги о геноциде евреев «Наши». Напомним, что двумя годами ранее Рута Ванагайте при помощи директора иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, «охотника за нацистами» Эфраима Зуроффа написала книгу «Наши», где рассказала о роли, которую играло литовское население в массовом уничтожении евреев после прихода нацистов в эту страну. Из книги, написанной на основе архивных документов и воспоминаний литовцев, следовало, что жители страны не просто под угрозой расправы выполняли приказы нацистского командования, а зачастую с энтузиазмом и без всякой указки сверху принимали самое активное участие в массовых убийствах литовских евреев. Среди жертв этих чисток были предки Эфраима Зуроффа, а среди палачей — члены семьи Ванагайте. Уже тогда писательница подвергалась в Литве нападкам за свою позицию и жаловалась, что от нее все отвернулись. Как сообщало «NOVOSTI-DNY.Ru», на днях крупнейшее литовское издательство Alma littera объявило, что изымет из продажи все книги Руты Ванагайте. Причиной стало обращение писательницы в парламент страны, в котором она подвергла сомнению правильность ожидаемого решения депутатов объявить 2018 год в Литве годом одного из руководителей литовского движения «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Решение о расторжении договора с Ванагайте было принято 27 октября, всего через день после торжественной презентации ее новой автобиографической книги «Курица с головой салаки». Незадолго до этого Ванагайте сообщила парламентской комиссии, которая должна принять решение о присвоении 2018 году имени Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, что он с 1940 года сотрудничал с советскими органами госбезопасности, а на допросах, которые предшествовали суду и его расстрелу в 1957 году, предал всех своих соратников. После этого она подверглась ожесточенной травле со стороны политиков и «патриотической общественности Литвы», не выдержала и публично покаялась — принесла извинения и отказалась от своих слов о Раманаускасе-Ванагасе. Место для проведения встречи с Ванагайте в Риге было выбрано не случайно — Жанис Липке, которому посвящен музей, в годы нацистской оккупации спасал, рискуя собственной жизнью, приговоренных к смерти евреев. «Гостья рассказала, что ее произведение (речь идет о книге „Наши“ — «NOVOSTI-DNY.Ru») вызвало бурю эмоций в Литве, однокашники сына по университету теперь предлагают ему заплатить им за пиво, так как маме хорошо заплатил Путин. Это молодежный троллинг, но и проблемы у госпожи Ванагайте начались — и по-серьезному. Так или иначе, ее принял зампосла США в Литве. Весной 2018 года „Наши“ будут изданы в Москве по-русски. Ныне в сети гуляет „машинный“ перевод ужасного качества, из которого, впрочем, можно составить впечатление о предмете», — пишет Кабанов. По его словам, на встрече с Ванагайте, среди прочих, присутствовал и бывший премьер-министр Латвии Марис Гайлис. «К слову, Рута Ванагайте профессиональная пиарщица, была советником президента Роландаса Паксаса. По ее оценке, память жертвам холокоста в Литве отдается формально, без малейшей эмпатии. А государственные мужи, возвращаясь с официальных поминовений, негромко рассказывают антисемитские анекдоты…», — отмечает Николай Кабанов. Своими впечатлениями также поделился публицист Александр Гильман, задавший Ванагайте два вопроса. «Мне было важно расширить тему и в пространстве, и во времени. Поэтому, я сначала сказал так. «Мне, как еврею, очень приятно, что для вас литовские евреи, уничтоженные в Холокосте, свои. Но во Второй мировой войне в Литве пострадали не только евреи. Вы живете в Вильнюсе, который до войны был польским городом, а теперь перестал им быть. В Клайпеде больше нет немцев. Так свои ли для вас великие поляки Мицкевич и Пилсудский, которые сформировались в польском Вильно? А Томас Манн, значительную часть жизни проведший на даче на Куршской косе, — свой?». Было видно, что для писательницы неожиданна моя постановка вопроса, но она со мной согласилась. «Действительно, мы, литовцы, в Вильнюсе все пришлые. Никто из моих ровесников не родился в этом городе. И конечно, его предыдущие жители должны быть для нас свои». Тогда я задал второй вопрос. «У нас в Латвии многие, в том числе и сидящие в этом зале, считают так. Во время войны можно было убивать евреев — их и убили. Сейчас нельзя убивать русских — так делают то, что хотя бы можно — не дают гражданство и закрывают школы». Тут возник гул, но я продолжил: «Вопрос такой — не говорили ли вам те, кто себя считает обиженными в Литве, поляки и русские, что их сегодняшние проблемы отражают то же отношение литовцев, которое во время войны было к евреям?» Она ответила, что таких вопросов не было, потому что в Литве польская и русская проблемы не стоят остро".