✔ Рута Ванагайте: В Литве идет средневековая охота на ведьм - «Европа»
Клавдия 3-11-2017, 15:00 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
Как извещалось ранее, крупнейшее литовское издательство Alma littera изымет из продажи все книги Руты Ванагайте — одной из самых успешных литовских писательниц, прославившейся в 2015 году после публикации книги «Наши» (Musiskiai) о массовых убийствах евреев литовцами во время Второй мировой войны. Причиной стало обращение писательницы в парламент страны, в котором она подвергла сомнению правильность ожидаемого решения депутатов объявить 2018 год в Литве годом одного из руководителей литовского движения «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Решение о расторжении договора с Ванагайте было принято 27 октября, всего через день после торжественной презентации ее новой автобиографической книги «Курица с головой салаки». Незадолго до этого Ванагайте сообщила парламентской комиссии, которая должна принять решение о присвоении 2018 году имени Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, что он с 1940 года сотрудничал с советскими органами госбезопасности, а на допросах, которые предшествовали суду и его расстрелу в 1957 году, предал всех своих соратников.
Несмотря на то, что обращение Ванагайте к депутатам было передано частным образом, оно довольно быстро стало достоянием общественности и привело к новым обвинениям в адрес писательницы в том, что она является «агентом путинской пропаганды в Литве». Два года назад такие же обвинения звучали в адрес Руты Ванагайте после выхода в свет ее книги «Наши», написанной в соавторстве с директором иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, «охотником за нацистами» Эфраимом Зуроффом. В этой книге Ванагайте и Зурофф рассказали о роли, которую играло литовское население в массовом уничтожении евреев после прихода нацистов в эту страну. Из книги, написанной на основе архивных документов и воспоминаний литовцев, следовало, что жители страны не просто под угрозой расправы выполняли приказы нацистского командования, а зачастую с энтузиазмом и без всякой указки сверху принимали самое активное участие в массовых убийствах литовских евреев. Среди жертв этих чисток были предки Эфраима Зуроффа, а среди палачей — члены семьи Ванагайте.
Масла в огонь подлило и одно из недавних интервью писательницы, в котором она прокомментировала тенденцию к массовой эмиграции молодежи из Литвы. «Это можно остановить, только если Литву оккупирует Путин», — сказала Ванагайте. Сейчас она утверждает, что эти слова были сказаны с сарказмом и неправильно поняты. В интервью «Радио Свобода» Рута Ванагайте заявила, что, поставив под сомнение героизм Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, она попала в еще более чувствительную точку литовского общества, чем в истории с массовым уничтожением литовских евреев. И если после выхода «Наших» в Литве ее не только осуждали, но и поддерживали за стремление представить историю страны без прикрас, то в случае с одним из командиров «лесных братьев» Ванагасом она вряд ли сможет рассчитывать на родине на что-то, кроме проклятий в свой адрес. Эти проклятия не заставили себя ждать: бывший председатель парламента Литвы Витаутас Ландсбергис уже опубликовал обращение к Ванагайте, в котором предложил ей пойти в ближайший лес, помолиться и покончить с собой.
Объясняя «Радио Свобода» свои мотивы, писательница сказала: «Очень просто. У меня было много свободного времени. Я узнала, что литовский парламент собирается объявить 2018 год годом партизанского вождя Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Парадокс — у него такая же фамилия, как у меня. Я вспомнила, что когда я писала книгу «Наши», я нашла какие-то сведения о нем, что вроде бы он был главарем «белоповязочников» (литовские помощники гитлеровцев, проводившие расправы над еврейским населением — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Я вернулась в архивы и посмотрела опять его дело. Я там не нашла никаких документов о том, что он был причастен к убийствам евреев в 41-м году. Но зато я нашла некоторые другие сведения из его допросов, где он признал, что он еще до войны был завербован как агент госбезопасности. Меня удивило и то, что он выдал всех людей, которые ему помогали, скрывали его одиннадцать лет. И что меня удивило больше всего, что в своем последнем слове в суде он восхвалял Советский Союз, признавался, что он ошибался, когда боролся против СССР, говорил, что если он будет помилован, то станет всю свою жизнь посвящать советской Литве и работать для системы. Это меня удивило, и я решила, что возьму эти материалы и отнесу их в парламент, чтобы комиссия учла их, когда будет голосовать за то, называть ли в честь Ванагаса 2018 год. Был четверг, вечером должна была быть презентация моей автобиографии, а днем мне позвонил журналист литовского радио и сказал: «Все в парламенте теперь говорят о том, что он не такая уж героическая личность, что он убивал евреев». Я не нашла свидетельств того, что он убивал евреев или был причастен к этому, но я нашла другие поразившие меня признания. Вот и все. И вместо того, чтобы это тихо ушло в парламент, разразился скандал — что я посмела дискредитировать память героя Литвы и работаю на Путина.
Отвечая на вопрос о том, какое место Адольфас Раманаускас-Ванагас занимает в официальной литовской историографии, писательница сказала: «Он был главой одного из округов партизанского движения. Он боролся против советской власти с 1945 по 1956 год, когда был арестован. В архивах написано, что его завербовали в 1940 году, до того, как он стал партизаном. Это он признал, и это есть в документах госбезопасности. Но в Литве сейчас говорят, что этим документам и протоколам всех допросов нельзя доверять, потому что люди все признавали под пытками. Я не знаю. Я просто знаю, что очень многие литовские историки опираются на эти документы. И многие историки говорят, что эти документы были предназначены только для внутреннего пользования, что у них очень большая степень достоверности, потому что они не были пропагандой. Это секретные и очень доскональные документы, люди не только сами признавались — были и свидетели, были и сотрудники… Я знаю, что литовские историки работают с этими документами. У меня только возникли вопросы как у писателя, как у журналиста, как у гражданина. Я не собиралась никого обвинять. Я только хотела адресовать эти вопросы соответствующей институции, которая решает вопрос о героизации этого человека. Герой ли он? Или трагическая личность? Мученик? Я не знаю».
По словам Ванагайте, начавшийся скандал показал, что в Литве отсутствует свобода слова. «Когда разразился этот скандал, на меня обрушились консервативные историки, сказавшие, что я „работаю на Путина“ и искажаю историческую правду, потому что те документы, которые есть в архивах КГБ, недостоверные, что люди признавались, потому что их пытали. И тогда издательство решило отреагировать и выпустило пресс-релиз о том, что они изымают все мои книги из продажи и уничтожают их. Реакций очень много. Я уже всего не читаю. Я прочла только статью нашего бывшего президента Витаутаса Ландсбергиса, который назвал меня ponia Dusanskiene, это означает „жена Душанского“ (на самом деле Ландсбергис трижды был председателем литовского парламента — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Душанский был офицером НКВД, палачом, он был еврей, и он участвовал в деле Ванагаса. И в конце этой статьи он сказал, что единственная возможность, которую он видит для меня, — что я должна пойти в лес, найти дерево, помолиться и осудить себя. По-моему, это прямое подстрекательство к самоубийству. По-моему, это угроза (точная фраза Ландсбергиса выглядит так: „А вы, госпожа Душанскене, товарищ Душанскене, которую кое-кто даже называет „писательницей“, расшевелите свою литературную фантазию, осознайте, о чем вы говорите, затем пойдите в лес, где осины, помолитесь и осудите сама себя“. — «NOVOSTI-DNY.Ru»)»
Ванагайте подчеркивает, что опять попала в самую болевую точку литовского общества. «Я думаю, это более болевая точка, чем было с евреями. Потому что в Литве считается, что самое святое, самое волшебное, что было в нашей истории — это партизанское движение. И никакие историки не посмеют это оспаривать. Если они будут углубляться в это, это будет для них очень опасно. Есть пара книг, пара статей на эту тему, но они вышли давно. Последние пять семь лет все об этом молчат», — сказала писательница. «Я знаю, что Раманаускас-Ванагас был главой «белоповязочников», но ни госбезопасность не обвиняла его в расправе над евреями, ни он сам не признавался в этом. Он говорил, что был там только несколько недель в начале войны и они только охраняли имущество (Эфраим Зурофф уверен, что Ванагас был лично причастен к убийствам евреев и коммунистов, что в Литве тех лет часто сочеталось в одних и тех же людях. — «NOVOSTI-DNY.Ru»).
Ванагайте признала, что некоторые главари «лесных братьев» виновны в убийстве многих тысяч людей, и им по сей день стоят памятники. «Например, Юозас Крикштапонис. В центре литовского города Укмерге стоит памятник литовскому партизану Крикштапонису, который убивал людей не только в Литве, но и в Белоруссии. Это массовый убийца, и все историки это признают. Это очень-очень печальный факт», — сказала писательница. В советское время «лесных братьев» обвиняли также в массовых и немотивированных расправах над родственниками сторонников советской власти, в том числе над детьми и женщинами. «Да, я читала об этом в некоторых исторических книгах и статьях некоторых литовских историков. Но это исторические книги, научная литература, неизвестная широкой общественности. Я думаю, сейчас эти историки тоже не вступят в эту полемику, потому что это слишком опасно. Многие говорят мне: если дискредитировать партизан, если партизаны не были героями, то в литовской истории вообще не остается героизма. Люди принимают это очень болезненно. Значит, мы не созрели для правды. Нам пока нужны герои, потому что мы еще очень и очень травмированы. Герои вылечивают наши исторические травмы. Значит, я поспешила на пятьдесят лет», — считает Ванагайте.
Она признала, что не ожидала столь острой реакции. «Я не собиралась ничего публично говорить, я спокойно хотела, как гражданин принести это все в парламент и спокойно ждать презентации моей книги, большого успеха, многих радостных лиц. Нет, я не ожидала ничего, но если так получилось, может быть, это и к лучшему. Это плохо для меня, но хорошо для общества. Будет ясно, живем ли мы в демократическом государстве, есть ли здесь свобода слова или нет. Если мы сжигаем или как-то еще уничтожаем книги, это, наверное, о чем-то говорит? Вчера появилась статья аналитика литовской армии о том, что я стою в форпосте информационной войны между Литвой и Россией. Вот, я сижу сейчас в форпосте у себя и пью кофе. Я не могу даже это комментировать. Я не даю интервью никаким российским СМИ, чтобы меня не обвинили, но все равно обвиняют, ничего тут не поделаешь. Потому что если в Литве кто-то говорит, что что-то или кто-то неприемлем для общества, для патриотического нарратива — значит, ему платит Путин, значит, этот человек работает на российскую пропаганду. Это охота на ведьм. Средневековье. Мне очень нравится высказывание: „У каждого века есть свое средневековье“. И мы это сейчас за несколько дней доказали», — с иронией сказала Рута Ванагайте.
Рута Ванагайте. Фото: svoboda.org.Литовская писательница Рута Ванагайте дала интервью «Радио Свобода» по поводу скандала, связанного с её высказываниями о «лесном брате» Адольфасе Раманаускасе-Ванагасе, которого она назвала возможным агентом КГБ. Как извещалось ранее, крупнейшее литовское издательство Alma littera изымет из продажи все книги Руты Ванагайте — одной из самых успешных литовских писательниц, прославившейся в 2015 году после публикации книги «Наши» (Musiskiai) о массовых убийствах евреев литовцами во время Второй мировой войны. Причиной стало обращение писательницы в парламент страны, в котором она подвергла сомнению правильность ожидаемого решения депутатов объявить 2018 год в Литве годом одного из руководителей литовского движения «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Решение о расторжении договора с Ванагайте было принято 27 октября, всего через день после торжественной презентации ее новой автобиографической книги «Курица с головой салаки». Незадолго до этого Ванагайте сообщила парламентской комиссии, которая должна принять решение о присвоении 2018 году имени Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, что он с 1940 года сотрудничал с советскими органами госбезопасности, а на допросах, которые предшествовали суду и его расстрелу в 1957 году, предал всех своих соратников. Несмотря на то, что обращение Ванагайте к депутатам было передано частным образом, оно довольно быстро стало достоянием общественности и привело к новым обвинениям в адрес писательницы в том, что она является «агентом путинской пропаганды в Литве». Два года назад такие же обвинения звучали в адрес Руты Ванагайте после выхода в свет ее книги «Наши», написанной в соавторстве с директором иерусалимского отделения Центра Симона Визенталя, «охотником за нацистами» Эфраимом Зуроффом. В этой книге Ванагайте и Зурофф рассказали о роли, которую играло литовское население в массовом уничтожении евреев после прихода нацистов в эту страну. Из книги, написанной на основе архивных документов и воспоминаний литовцев, следовало, что жители страны не просто под угрозой расправы выполняли приказы нацистского командования, а зачастую с энтузиазмом и без всякой указки сверху принимали самое активное участие в массовых убийствах литовских евреев. Среди жертв этих чисток были предки Эфраима Зуроффа, а среди палачей — члены семьи Ванагайте. Масла в огонь подлило и одно из недавних интервью писательницы, в котором она прокомментировала тенденцию к массовой эмиграции молодежи из Литвы. «Это можно остановить, только если Литву оккупирует Путин», — сказала Ванагайте. Сейчас она утверждает, что эти слова были сказаны с сарказмом и неправильно поняты. В интервью «Радио Свобода» Рута Ванагайте заявила, что, поставив под сомнение героизм Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса, она попала в еще более чувствительную точку литовского общества, чем в истории с массовым уничтожением литовских евреев. И если после выхода «Наших» в Литве ее не только осуждали, но и поддерживали за стремление представить историю страны без прикрас, то в случае с одним из командиров «лесных братьев» Ванагасом она вряд ли сможет рассчитывать на родине на что-то, кроме проклятий в свой адрес. Эти проклятия не заставили себя ждать: бывший председатель парламента Литвы Витаутас Ландсбергис уже опубликовал обращение к Ванагайте, в котором предложил ей пойти в ближайший лес, помолиться и покончить с собой. Объясняя «Радио Свобода» свои мотивы, писательница сказала: «Очень просто. У меня было много свободного времени. Я узнала, что литовский парламент собирается объявить 2018 год годом партизанского вождя Адольфаса Раманаускаса-Ванагаса. Парадокс — у него такая же фамилия, как у меня. Я вспомнила, что когда я писала книгу «Наши», я нашла какие-то сведения о нем, что вроде бы он был главарем «белоповязочников» (литовские помощники гитлеровцев, проводившие расправы над еврейским населением — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Я вернулась в архивы и посмотрела опять его дело. Я там не нашла никаких документов о том, что он был причастен к убийствам евреев в 41-м году. Но зато я нашла некоторые другие сведения из его допросов, где он признал, что он еще до войны был завербован как агент госбезопасности. Меня удивило и то, что он выдал всех людей, которые ему помогали, скрывали его одиннадцать лет. И что меня удивило больше всего, что в своем последнем слове в суде он восхвалял Советский Союз, признавался, что он ошибался, когда боролся против СССР, говорил, что если он будет помилован, то станет всю свою жизнь посвящать советской Литве и работать для системы. Это меня удивило, и я решила, что возьму эти материалы и отнесу их в парламент, чтобы комиссия учла их, когда будет голосовать за то, называть ли в честь Ванагаса 2018 год. Был четверг, вечером должна была быть презентация моей автобиографии, а днем мне позвонил журналист литовского радио и сказал: «Все в парламенте теперь говорят о том, что он не такая уж героическая личность, что он убивал евреев». Я не нашла свидетельств того, что он убивал евреев или был причастен к этому, но я нашла другие поразившие меня признания. Вот и все. И вместо того, чтобы это тихо ушло в парламент, разразился скандал — что я посмела дискредитировать память героя Литвы и работаю на Путина. Отвечая на вопрос о том, какое место Адольфас Раманаускас-Ванагас занимает в официальной литовской историографии, писательница сказала: «Он был главой одного из округов партизанского движения. Он боролся против советской власти с 1945 по 1956 год, когда был арестован. В архивах написано, что его завербовали в 1940 году, до того, как он стал партизаном. Это он признал, и это есть в документах госбезопасности. Но в Литве сейчас говорят, что этим документам и протоколам всех допросов нельзя доверять, потому что люди все признавали под пытками. Я не знаю. Я просто знаю, что очень многие литовские историки опираются на эти документы. И многие историки говорят, что эти документы были предназначены только для внутреннего пользования, что у них очень большая степень достоверности, потому что они не были пропагандой. Это секретные и очень доскональные документы, люди не только сами признавались — были и свидетели, были и сотрудники… Я знаю, что литовские историки работают с этими документами. У меня только возникли вопросы как у писателя, как у журналиста, как у гражданина. Я не собиралась никого обвинять. Я только хотела адресовать эти вопросы соответствующей институции, которая решает вопрос о героизации этого человека. Герой ли он? Или трагическая личность? Мученик? Я не знаю». По словам Ванагайте, начавшийся скандал показал, что в Литве отсутствует свобода слова. «Когда разразился этот скандал, на меня обрушились консервативные историки, сказавшие, что я „работаю на Путина“ и искажаю историческую правду, потому что те документы, которые есть в архивах КГБ, недостоверные, что люди признавались, потому что их пытали. И тогда издательство решило отреагировать и выпустило пресс-релиз о том, что они изымают все мои книги из продажи и уничтожают их. Реакций очень много. Я уже всего не читаю. Я прочла только статью нашего бывшего президента Витаутаса Ландсбергиса, который назвал меня ponia Dusanskiene, это означает „жена Душанского“ (на самом деле Ландсбергис трижды был председателем литовского парламента — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Душанский был офицером НКВД, палачом, он был еврей, и он участвовал в деле Ванагаса. И в конце этой статьи он сказал, что единственная возможность, которую он видит для меня, — что я должна пойти в лес, найти дерево, помолиться и осудить себя. По-моему, это прямое подстрекательство к самоубийству. По-моему, это угроза (точная фраза Ландсбергиса выглядит так: „А вы, госпожа Душанскене, товарищ Душанскене, которую кое-кто даже называет „писательницей“, расшевелите свою литературную фантазию, осознайте, о чем вы говорите, затем пойдите в лес, где осины, помолитесь и осудите сама себя“. — «NOVOSTI-DNY.Ru»)» Ванагайте подчеркивает, что опять попала в самую болевую точку литовского общества. «Я думаю, это более болевая точка, чем было с евреями. Потому что в Литве считается, что самое святое, самое волшебное, что было в нашей истории — это партизанское движение. И никакие историки не посмеют это оспаривать. Если они будут углубляться в это, это будет для них очень опасно. Есть пара книг, пара статей на эту тему, но они вышли давно. Последние пять семь лет все об этом молчат», — сказала писательница. «Я знаю, что Раманаускас-Ванагас был главой «белоповязочников», но ни госбезопасность не обвиняла его в расправе над евреями, ни он сам не признавался в этом. Он говорил, что был там только несколько недель в начале войны и они только охраняли имущество (Эфраим Зурофф уверен, что Ванагас был лично причастен к убийствам евреев и коммунистов, что в Литве тех лет часто сочеталось в одних и тех же людях. — «NOVOSTI-DNY.Ru»). Ванагайте признала, что некоторые главари «лесных братьев» виновны в убийстве многих тысяч людей, и им по сей день стоят памятники. «Например, Юозас Крикштапонис. В центре литовского города Укмерге стоит памятник литовскому партизану Крикштапонису, который убивал людей не только в Литве, но и в Белоруссии. Это массовый убийца, и все историки это признают. Это очень-очень печальный факт», — сказала писательница. В советское время «лесных братьев» обвиняли также в массовых и немотивированных расправах над родственниками сторонников советской власти, в том числе над детьми и женщинами. «Да, я читала об этом в некоторых исторических книгах и статьях некоторых литовских историков. Но это исторические книги, научная литература, неизвестная широкой общественности. Я думаю, сейчас эти историки тоже не вступят в эту полемику, потому что это слишком опасно. Многие говорят мне: если дискредитировать партизан, если партизаны не были героями, то в литовской истории вообще не остается героизма. Люди принимают это очень болезненно. Значит, мы не созрели для правды. Нам пока нужны герои, потому что мы еще очень и очень травмированы. Герои вылечивают наши исторические травмы. Значит, я