✔ Эксперт: Большинство уехавших на учебу в Россию, в Латвию не возвращаются - «Европа»
Марианна 2-09-2017, 10:00 193 Мир / Европа
ПОХОЖИЕ
«Наше общество с 2002 года помогает посольству Российской Федерации в Латвии в подборе абитуриентов на конкурс для получения высшего образования в этой стране по системе квот на бюджетные места. Россия ежегодно выделяет места в разных вузах, куда латвийские школьники, пройдя конкурс, могут поступить бесплатно и без экзаменов. В 2002 году квота на Латвию составляла всего пять человек, но с каждым годом она увеличивалась. В 2011 году было уже чуть более ста мест, тогда как в нынешнем 2017 году с 1 сентября учиться в России по этим квотам будут 122 человека. В свою очередь, количество желающих было намного больше. Заявки на учебу подавали 220 человек. Помимо этого, многие школьники поступали сами, так как некоторые вузы имеют право самостоятельно принимать на бюджет зарубежных выпускников по так называемому преимущественному набору. Также есть люди, поступившие не на бюджет, согласившиеся платить за свое обучение. Так что в этом году в Россию отправилось учиться значительно больше чем 122 студента. По последним тенденциям я вижу, что количество желающих поступить именно в российские вузы неуклонно растет», — отмечает Фаворская.
По ее словам, здесь задействован целый ряд мотивов. «Во-первых, ребята хотят получать образование на родном языке. Среди приходящих к нам на консультации школьников многие именно так и говорят: что хотят учиться на русском, так как учеба на родном языке намного лучше позволит им усвоить предмет. Интересно, что так думают школьники, хорошо знающие латышский язык и отлично успевающие по другим предметам. Средний балл претендентов на бюджетные места очень высокий. Так что в Россию стремятся умные молодые ребята, для которых учеба на латышском языке особых трудностей представлять не должна. Помимо этого, латвийские вузы просто не в состоянии предоставить полный спектр специальностей, которые предлагают в России, что также способствует отъезду ребят. Третий фактор — это желание школьников связать свою дальнейшую жизнь с Россией. Многие из них считают поступление в российские вузы первым шагом к достижению этой цели. Несмотря на старание латвийских властей выставить Россию в негативном свете, это не влияет на желание школьников уехать. В Латвию возвращаются примерно 10–20% студентов, тогда как остальные, явное большинство, остаются в России», — рассказала эксперт.
«Могу сказать, что если раньше ребята хотели учиться преимущественно в московских или санкт-петербургских вузах, то в последние годы всё больше и больше людей начинают целенаправленно выбирать учебные заведения, находящиеся в других городах. Выпускники стали очень прагматично подходить к выбору места учебы. Приоритетом для них является не город, а специальность. Если определенная специальность предлагается в Саратове, Нижнем Новгороде или Казани, то ребята едут именно туда, хотя в основном предпочитают те города, что поближе: Псков и Калининград. Наши школьники наконец узнали, что в России есть вузы, предлагающие качественное образование не только в Москве или Петербурге, но и в других городах, где жизнь дешевле, чем в столицах. Не стоит забывать, что хоть у российских студентов и есть стипендия, но она не покрывает всех расходов и родителям нужно посылать своим детям деньги. Разброс же специальностей, где предпочитают учиться наши ребята, довольно широкий. На творческие специальности, такие как живопись, музыка, актерское мастерство и тому подобное, всегда держится очень большой конкурс. Также много желающих поступить на медицинский факультет. Стабилен интерес и к гуманитарным специальностям, хотя по сравнению с предыдущими годами он немного снижается», — поведала Татьяна Фаворская.
В то же время, по ее словам, технические направления пользуются гораздо меньшим спросом, так как латвийские школьники, по сравнению с российскими сверстниками, слабее в этих предметах. «У нас два года подряд проходит олимпиада МФТИ, и если год назад несколько человек всё же сумели набрать проходное количество баллов, то в этом году желающих поучаствовать в олимпиаде было больше, но результаты претендентов оказались низкими. Однако, несмотря на это, некоторые ребята поступают и на технические специальности и хорошо учатся. Благодаря усидчивости и дополнительным занятиям, к концу первого курса знания студентов из Латвии подтягиваются до необходимого уровня. Учеба в России нелегка, и это касается всех специальностей: учиться приходится по пять, а то и по шесть дней в неделю. Но бросают учебу немногие — несколько человек в год. Остальные успешно оканчивают вузы и весьма неплохо устраиваются в жизни», — отмечает глава «Русского общества в Латвии»
Она отмечает, что латвийские школьные программы намного беднее, чем в российских школах. «В математике отсутствует раздел „Введение в математический анализ“ — это пределы, производные, интегралы, дифференциалы. Дети не просто не знают этих тем — многие даже этих терминов не слышали. А в России всё это проходят. По физике темы совпадают, но по объему материал очень урезан и дается поверхностно. Кроме этого, существуют пробелы и по некоторым гуманитарным предметам. В наших школах урезана программа по русскому языку и литературе, а история России, которая нужна на многих факультетах, или обществоведение не преподаются вообще. Поэтому ясно, что у школьников, желающих учиться в России, остается только один выход — заниматься дополнительно, посещая репетитора или курсы перед поступлением. При нашем обществе по субботам работает центр, где дети учатся именно по программам российских школ. Поначалу курсы предназначались для учеников выпускных классов. Потом мы их расширили до средней и основной школы, а в прошлом году мы открыли группы уже для четвертого класса. Родители наших детей с тревогой смотрят на то, что происходит в школах, как в них сокращается преподавание на русском языке, и просят нас открыть классы для всё более младших школьников», — констатирует Фаворская.
«Вообще меня сильно удивляет ограниченность видения ситуации у наших чиновников из министерства образования, продвигающих вытеснение русского языка из школ. Интересно, что после того, как в прессе прозвучала информация, что школьникам запретят на экзаменах отвечать на русском языке, сразу резко увеличилось число звонков от людей, желающих получить образование в России. Правящие политики плачут, что молодежь уезжает, но в то же время своими руками ее выталкивают. Хотя вполне возможно, что они заботятся лишь о латышской молодежи, а что будет с русскими, им всё равно. Если сокращение преподавания на родном языке в школах будет продолжаться, то ничего хорошего для русской молодежи я не вижу. На мой взгляд, это самый главный фактор, определяющий будущее русского населения Латвии», — заключает специалист.
Добавим, что в канун нового учебного года в восьми самоуправления Латвии не хватает педагогов, сообщает агентство LETA. Как оповестила Государственная служба качества образования, за пределами Риги больше всего не хватает учителей домоводства и технологий, дошкольного обучения, биологии, английского языка, математики, социальных педагогов и психологов. В Риге больше всего вакансий в дошкольном обучении, не хватает также более 40 учителей латышского и более 30 учителей английского языка.
Татьяна Фаворская. Фото: LETA.Российская Федерация ежегодно выделяет Латвии определенное количество мест для бесплатного поступления латвийских школьников в российские вузы. Почему латвийские школьники выбирают российское высшее образование, порталу RuBaltic.Ru рассказала председатель правления «Русского общества в Латвии» Татьяна Фаворская. «Наше общество с 2002 года помогает посольству Российской Федерации в Латвии в подборе абитуриентов на конкурс для получения высшего образования в этой стране по системе квот на бюджетные места. Россия ежегодно выделяет места в разных вузах, куда латвийские школьники, пройдя конкурс, могут поступить бесплатно и без экзаменов. В 2002 году квота на Латвию составляла всего пять человек, но с каждым годом она увеличивалась. В 2011 году было уже чуть более ста мест, тогда как в нынешнем 2017 году с 1 сентября учиться в России по этим квотам будут 122 человека. В свою очередь, количество желающих было намного больше. Заявки на учебу подавали 220 человек. Помимо этого, многие школьники поступали сами, так как некоторые вузы имеют право самостоятельно принимать на бюджет зарубежных выпускников по так называемому преимущественному набору. Также есть люди, поступившие не на бюджет, согласившиеся платить за свое обучение. Так что в этом году в Россию отправилось учиться значительно больше чем 122 студента. По последним тенденциям я вижу, что количество желающих поступить именно в российские вузы неуклонно растет», — отмечает Фаворская. По ее словам, здесь задействован целый ряд мотивов. «Во-первых, ребята хотят получать образование на родном языке. Среди приходящих к нам на консультации школьников многие именно так и говорят: что хотят учиться на русском, так как учеба на родном языке намного лучше позволит им усвоить предмет. Интересно, что так думают школьники, хорошо знающие латышский язык и отлично успевающие по другим предметам. Средний балл претендентов на бюджетные места очень высокий. Так что в Россию стремятся умные молодые ребята, для которых учеба на латышском языке особых трудностей представлять не должна. Помимо этого, латвийские вузы просто не в состоянии предоставить полный спектр специальностей, которые предлагают в России, что также способствует отъезду ребят. Третий фактор — это желание школьников связать свою дальнейшую жизнь с Россией. Многие из них считают поступление в российские вузы первым шагом к достижению этой цели. Несмотря на старание латвийских властей выставить Россию в негативном свете, это не влияет на желание школьников уехать. В Латвию возвращаются примерно 10–20% студентов, тогда как остальные, явное большинство, остаются в России», — рассказала эксперт. «Могу сказать, что если раньше ребята хотели учиться преимущественно в московских или санкт-петербургских вузах, то в последние годы всё больше и больше людей начинают целенаправленно выбирать учебные заведения, находящиеся в других городах. Выпускники стали очень прагматично подходить к выбору места учебы. Приоритетом для них является не город, а специальность. Если определенная специальность предлагается в Саратове, Нижнем Новгороде или Казани, то ребята едут именно туда, хотя в основном предпочитают те города, что поближе: Псков и Калининград. Наши школьники наконец узнали, что в России есть вузы, предлагающие качественное образование не только в Москве или Петербурге, но и в других городах, где жизнь дешевле, чем в столицах. Не стоит забывать, что хоть у российских студентов и есть стипендия, но она не покрывает всех расходов и родителям нужно посылать своим детям деньги. Разброс же специальностей, где предпочитают учиться наши ребята, довольно широкий. На творческие специальности, такие как живопись, музыка, актерское мастерство и тому подобное, всегда держится очень большой конкурс. Также много желающих поступить на медицинский факультет. Стабилен интерес и к гуманитарным специальностям, хотя по сравнению с предыдущими годами он немного снижается», — поведала Татьяна Фаворская. В то же время, по ее словам, технические направления пользуются гораздо меньшим спросом, так как латвийские школьники, по сравнению с российскими сверстниками, слабее в этих предметах. «У нас два года подряд проходит олимпиада МФТИ, и если год назад несколько человек всё же сумели набрать проходное количество баллов, то в этом году желающих поучаствовать в олимпиаде было больше, но результаты претендентов оказались низкими. Однако, несмотря на это, некоторые ребята поступают и на технические специальности и хорошо учатся. Благодаря усидчивости и дополнительным занятиям, к концу первого курса знания студентов из Латвии подтягиваются до необходимого уровня. Учеба в России нелегка, и это касается всех специальностей: учиться приходится по пять, а то и по шесть дней в неделю. Но бросают учебу немногие — несколько человек в год. Остальные успешно оканчивают вузы и весьма неплохо устраиваются в жизни», — отмечает глава «Русского общества в Латвии» Она отмечает, что латвийские школьные программы намного беднее, чем в российских школах. «В математике отсутствует раздел „Введение в математический анализ“ — это пределы, производные, интегралы, дифференциалы. Дети не просто не знают этих тем — многие даже этих терминов не слышали. А в России всё это проходят. По физике темы совпадают, но по объему материал очень урезан и дается поверхностно. Кроме этого, существуют пробелы и по некоторым гуманитарным предметам. В наших школах урезана программа по русскому языку и литературе, а история России, которая нужна на многих факультетах, или обществоведение не преподаются вообще. Поэтому ясно, что у школьников, желающих учиться в России, остается только один выход — заниматься дополнительно, посещая репетитора или курсы перед поступлением. При нашем обществе по субботам работает центр, где дети учатся именно по программам российских школ. Поначалу курсы предназначались для учеников выпускных классов. Потом мы их расширили до средней и основной школы, а в прошлом году мы открыли группы уже для четвертого класса. Родители наших детей с тревогой смотрят на то, что происходит в школах, как в них сокращается преподавание на русском языке, и просят нас открыть классы для всё более младших школьников», — констатирует Фаворская. «Вообще меня сильно удивляет ограниченность видения ситуации у наших чиновников из министерства образования, продвигающих вытеснение русского языка из школ. Интересно, что после того, как в прессе прозвучала информация, что школьникам запретят на экзаменах отвечать на русском языке, сразу резко увеличилось число звонков от людей, желающих получить образование в России. Правящие политики плачут, что молодежь уезжает, но в то же время своими руками ее выталкивают. Хотя вполне возможно, что они заботятся лишь о латышской молодежи, а что будет с русскими, им всё равно. Если сокращение преподавания на родном языке в школах будет продолжаться, то ничего хорошего для русской молодежи я не вижу. На мой взгляд, это самый главный фактор, определяющий будущее русского населения Латвии», — заключает специалист. Добавим, что в канун нового учебного года в восьми самоуправления Латвии не хватает педагогов, сообщает агентство LETA. Как оповестила Государственная служба качества образования, за пределами Риги больше всего не хватает учителей домоводства и технологий, дошкольного обучения, биологии, английского языка, математики, социальных педагогов и психологов. В Риге больше всего вакансий в дошкольном обучении, не хватает также более 40 учителей латышского и более 30 учителей английского языка.