Валовая: в ЕАЭС не возражают против соглашения между Арменией и Евросоюзом - «Европа» » «Новости Дня»

✔ Валовая: в ЕАЭС не возражают против соглашения между Арменией и Евросоюзом - «Европа»


Валовая: в ЕАЭС не возражают против соглашения между Арменией и Евросоюзом - «Европа»
Татьяна Валовая. Иллюстрация: aif.ru
Армения уже 2,5 года является членом Евразийского экономического союза. Договор о присоединении республики к данному интеграционному объединению был подписан в разгар украинского кризиса. В силу геополитических и экономических причин Ереван отказался от подписания Ассоциативного договора с ЕС.
Что удалось сделать Армении за время участия в евразийской интеграции, каких успехов достигла страна, с какими проблемами она сталкивается как в евразийском объединении, так и в попытках развивать европейский вектор? На некоторые подобные вопросы корреспондента «NOVOSTI-DNY.Ru» ответила член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая.
Кризис и запуск интеграции
Армения вступила в ЕАЭС и официально стала частью евразийского объединения фактически на пике экономического кризиса в российской экономике, вызванного резким спадом цен на энергоносители и девальвацией рубля. Возникшие проблемы и рецессионные тенденции в российской экономике стали своеобразными «источниками» шоков для других членов ЕАЭС, в торгово-экономическом плане сильно зависящих от РФ. Это естественно, ибо Россия является основным спонсором евразийского проекта, и как геополитическая и экономическая величина она в разы превышает все остальные страны Союза вместе.
«Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу и единому экономическому пространству, и одномоментно получила очень большой интеграционный эффект», — считает Валовая. По ее убеждению, выбор Армении в пользу ЕАЭС на пике кризиса был правильным. «Я руководила рабочую группу по присоединению Армению к ЕАЭС. Я помню, какие у нее были ожидания. В тоже время мы все понимали, что само вступление Армении и запуск ЕЭАС пришелся на очень сложный период. Это 2015 год, экономический кризис, падение цен на энергоресурсы и экономические проблемы во всех государствах нашего пространства», — сказала она.
Представитель Коллегии ЕЭК считает, что если бы на тот момент не был запущен Евразийский экономический союз, а каждая отдельно взятая страна стала бы защищать свои национальные рынки, то протекционизм этот, ограничение во взаимной торговле привел бы к более сложным последствиям. Пример Армении по оценке Валовой, можно охарактеризовать «историю успеха». «В 2016 году взаимная торговля внутри ЕАЭС продолжала сокращаться — на 6,7%. Однако торговля Армении росла. Экспорт из Армении на рынки других стран ЕАЭС увеличился на 53%», — сказала она.
Критики евразийской интеграции, как правило, отмечают, что на самом деле после стабилизации российской экономики, Армения просто восстановила свои утраченные позиции, поскольку в 2015 году имел место большой спад. Однако Валовая, ссылаясь на статистику, отмечает: «Да, в 2015 году был спад, но если мы сравним показатели 2016 года с 2014-им, то все равно рост очевиден — 21%».
Через призму отношений с Россией
В Армении вступление страны в ЕАЭС рассматривают в основном через призму отношений с Россией, и это вполне объяснимо, поскольку по сравнению с ней объем экономических и военно-политических связей с другими участниками организации мизерный. Россия — основной торгово-экономический партнер Армении, трансфертный «донор» (около 80% всех частных денежных переводов поступают из России) и военно-политический союзник. А с учетом сложного антуража региональной безопасности из-за карабахского конфликта, полыхающего Ближнего Востока и блокады со стороны Турции и Азербайджана, значение России для Армении возрастает еще больше.
В этом плане многие понимали, то при возникновении определенных обстоятельств выбор Армении в пользу Евразийского экономического союза, даже без наличия с ним общей границы, был предрешен. Таким обстоятельством стало обострение геополитической борьбы России с Западом за Украину и в целом за те страны бывшего СССР, которые входят в орбиту проекта ЕС «Восточное партнёрство». Это Украина, Молдавия, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Все они находятся в зоне интересов Запада и привилегированных интересов России. Украина и Грузия выбрали иной путь и фактически пришли к войне, неся не только человеческие, но и территориальные потери.
Маятник геополитического выбора Молдавии время от времени меняет направление своего движения, а Азербайджан рассматривается ЕС в основном в контексте ресурсной альтернативы России. Белоруссия, будучи членом ЕАЭС, все же оставляет открытым окно диалога с Евросоюзом, что несколько усиливает позиции Минска в жёстком торге с Москвой в вопросах энергетической и экономической кооперации.
Армения же в силу своего специфического геополитического положения не может хвастаться обширным пространством для геополитического маневра. В связи с этим ей остается одно — играть на тех площадках, где это возможно, пытаясь сотрудничать с ЕС и НАТО, будучи членом ЕАЭС и ОДКБ, активизировать кооперацию с Ираном, усиливая контакты с США. Чуть перефразируя известную поговорку, можно сказать, что в случае Армении геополитическое «бытие определяет ее сознание». Еще одно замечание, из шести стран-участниц «Восточного партнерства» лишь Армения и Белоруссия полностью контролируют свои территории.
Карабахский конфликт и в целом фактор безопасности, в определённых случаях сильно сужают люфт внешнеполитического маневрирования. Украина, Грузия и Молдова могут себе позволить определенные «внешнеполитические роскоши», поскольку они свой «Карабах» уже потеряли.
Возражений против соглашения между Арменией и ЕС нет
Тем не менее, в ноябре 2017 года в рамках саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе Армения собирается подписать с ЕС новое соглашение о «Всеобъемлющем и расширенном партнерстве». Оно в целом, как отмечают официальные лица, базируется на ранее согласованном Ассоциативном договоре, но — с учетом новых реалий, а именно, членства Армении в ЕАЭС. То есть зоны свободной торговли между Арменией и ЕС не может быть, поскольку одновременно невозможно находиться в двух таможенных пространствах.
Между тем в Армении некоторые круги с учетом «старого опыта» задаются вопросом — не повторится ли сценарий 2013 года, когда Ереван в канун Вильнюсского саммита заявил о намерении участвовать в евразийской интеграции. Масло в огонь подлило недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что «есть желающие превратить программу „Восточное партнерство“ в антироссийскую затею». Хотя в заявлении не было и слова об Армении, некоторые политические и экспертные круги истолковали слова Лаврова как адресованное Еревану предупреждение. В кругах этих время от времени можно заметить следующую парадигму восприятия места и значения Армении в глобальной политике. Они, как правило, оперируют двумя довольно закомплексованными и противоречивыми понятиями. С одной стороны утверждают, что Армения на задворках геополитики, и «никому нет до нас дело», с другой — даже в заявлениях Владимира Путина или Дональда Трампа чуть ли не о ситуации в Арктике способны узреть «заговор против Армении».
Вообще, внутриполитический дискурс в Армении характеризуется ярко выраженным паническим восприятием внешних процессов и событий. Налицо асимметричность восприятия, а также незрелость и порой даже инфантильность фигурантов этого дискурса. Именно поэтому в Армении может вызвать политическую бурю, к примеру, заявление российских чиновников о статусе русского языка или необходимости перехода к единому шрифту — к кириллице на пространстве СНГ.
Евразийская экономическая комиссия, которая является исполнительным органом ЕАЭС, не видит противоречий между обязательствами Армении в ЕАЭС и новым договором Еревана с Брюсселем. «Таких противоречий нет, более того мы очень приветствуем этот договор», — говорит Валовая, напоминая, что Армения — отнюдь не первая страна в ЕАЭС, которая заключает рамочное соглашение с ЕС.
Такое соглашение действует между ЕС и Казахстаном. «Сейчас аналогичный документ подпишет Армения. Евразийская экономическая комиссия приветствует развитие такого трека. Мы знаем, что Киргизия тоже обсуждает с ЕС возможность начала переговоров по заключению новых договоров», — заявила член Коллегии ЕЭК.
Исполнительный орган ЕАЭС выступает за диалог с Евросоюзом. «Мы еще осенью 2015 года направили специальное предложение в Европейскую комиссию о начале диалога между ЕАЭС и Евросоюзом. Наши коллеги из Европейской комиссии пока не поддержали это предложение, ссылаясь на политические проблемы с Россией. Между тем, из-за этого европейский бизнес теряет позиции на нашем рынке. По статистике в прошлом году впервые импорт на территорию ЕАЭС из Европейского союза оказался меньше, чем из регионов АТЭС. Всегда было наоборот. В прошлом году этот разрыв составил 3%. По первому кварталу 2017 года спад составил уже 8%. Мы этому не рады и естественно, приветствуем, любую форму диалога между ЕАЭС и ЕС», — подчеркнула она.
Как заметила Валовая, ЕЭК по рабочим каналам информирована о содержании нового договора между ЕС и Арменией. «Договор не затрагивает компетенции Евразийского экономического союза, поэтому здесь нет необходимости консультаций или согласований. Это суверенное право Армении. По рабочим каналам мы конечно знаем о содержании этого договора и оно не вызывает у нас какого-либо беспокойства», — резюмировала представитель Коллегии ЕЭК.
Подготовил Аршалуйс Мгдесян

Татьяна Валовая. Иллюстрация: aif.ruАрмения уже 2,5 года является членом Евразийского экономического союза. Договор о присоединении республики к данному интеграционному объединению был подписан в разгар украинского кризиса. В силу геополитических и экономических причин Ереван отказался от подписания Ассоциативного договора с ЕС. Что удалось сделать Армении за время участия в евразийской интеграции, каких успехов достигла страна, с какими проблемами она сталкивается как в евразийском объединении, так и в попытках развивать европейский вектор? На некоторые подобные вопросы корреспондента «NOVOSTI-DNY.Ru» ответила член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая. Кризис и запуск интеграции Армения вступила в ЕАЭС и официально стала частью евразийского объединения фактически на пике экономического кризиса в российской экономике, вызванного резким спадом цен на энергоносители и девальвацией рубля. Возникшие проблемы и рецессионные тенденции в российской экономике стали своеобразными «источниками» шоков для других членов ЕАЭС, в торгово-экономическом плане сильно зависящих от РФ. Это естественно, ибо Россия является основным спонсором евразийского проекта, и как геополитическая и экономическая величина она в разы превышает все остальные страны Союза вместе. «Армения присоединилась к Евразийскому экономическому союзу и единому экономическому пространству, и одномоментно получила очень большой интеграционный эффект», — считает Валовая. По ее убеждению, выбор Армении в пользу ЕАЭС на пике кризиса был правильным. «Я руководила рабочую группу по присоединению Армению к ЕАЭС. Я помню, какие у нее были ожидания. В тоже время мы все понимали, что само вступление Армении и запуск ЕЭАС пришелся на очень сложный период. Это 2015 год, экономический кризис, падение цен на энергоресурсы и экономические проблемы во всех государствах нашего пространства», — сказала она. Представитель Коллегии ЕЭК считает, что если бы на тот момент не был запущен Евразийский экономический союз, а каждая отдельно взятая страна стала бы защищать свои национальные рынки, то протекционизм этот, ограничение во взаимной торговле привел бы к более сложным последствиям. Пример Армении по оценке Валовой, можно охарактеризовать «историю успеха». «В 2016 году взаимная торговля внутри ЕАЭС продолжала сокращаться — на 6,7%. Однако торговля Армении росла. Экспорт из Армении на рынки других стран ЕАЭС увеличился на 53%», — сказала она. Критики евразийской интеграции, как правило, отмечают, что на самом деле после стабилизации российской экономики, Армения просто восстановила свои утраченные позиции, поскольку в 2015 году имел место большой спад. Однако Валовая, ссылаясь на статистику, отмечает: «Да, в 2015 году был спад, но если мы сравним показатели 2016 года с 2014-им, то все равно рост очевиден — 21%». Через призму отношений с Россией В Армении вступление страны в ЕАЭС рассматривают в основном через призму отношений с Россией, и это вполне объяснимо, поскольку по сравнению с ней объем экономических и военно-политических связей с другими участниками организации мизерный. Россия — основной торгово-экономический партнер Армении, трансфертный «донор» (около 80% всех частных денежных переводов поступают из России) и военно-политический союзник. А с учетом сложного антуража региональной безопасности из-за карабахского конфликта, полыхающего Ближнего Востока и блокады со стороны Турции и Азербайджана, значение России для Армении возрастает еще больше. В этом плане многие понимали, то при возникновении определенных обстоятельств выбор Армении в пользу Евразийского экономического союза, даже без наличия с ним общей границы, был предрешен. Таким обстоятельством стало обострение геополитической борьбы России с Западом за Украину и в целом за те страны бывшего СССР, которые входят в орбиту проекта ЕС «Восточное партнёрство». Это Украина, Молдавия, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан. Все они находятся в зоне интересов Запада и привилегированных интересов России. Украина и Грузия выбрали иной путь и фактически пришли к войне, неся не только человеческие, но и территориальные потери. Маятник геополитического выбора Молдавии время от времени меняет направление своего движения, а Азербайджан рассматривается ЕС в основном в контексте ресурсной альтернативы России. Белоруссия, будучи членом ЕАЭС, все же оставляет открытым окно диалога с Евросоюзом, что несколько усиливает позиции Минска в жёстком торге с Москвой в вопросах энергетической и экономической кооперации. Армения же в силу своего специфического геополитического положения не может хвастаться обширным пространством для геополитического маневра. В связи с этим ей остается одно — играть на тех площадках, где это возможно, пытаясь сотрудничать с ЕС и НАТО, будучи членом ЕАЭС и ОДКБ, активизировать кооперацию с Ираном, усиливая контакты с США. Чуть перефразируя известную поговорку, можно сказать, что в случае Армении геополитическое «бытие определяет ее сознание». Еще одно замечание, из шести стран-участниц «Восточного партнерства» лишь Армения и Белоруссия полностью контролируют свои территории. Карабахский конфликт и в целом фактор безопасности, в определённых случаях сильно сужают люфт внешнеполитического маневрирования. Украина, Грузия и Молдова могут себе позволить определенные «внешнеполитические роскоши», поскольку они свой «Карабах» уже потеряли. Возражений против соглашения между Арменией и ЕС нет Тем не менее, в ноябре 2017 года в рамках саммита «Восточного партнерства» в Брюсселе Армения собирается подписать с ЕС новое соглашение о «Всеобъемлющем и расширенном партнерстве». Оно в целом, как отмечают официальные лица, базируется на ранее согласованном Ассоциативном договоре, но — с учетом новых реалий, а именно, членства Армении в ЕАЭС. То есть зоны свободной торговли между Арменией и ЕС не может быть, поскольку одновременно невозможно находиться в двух таможенных пространствах. Между тем в Армении некоторые круги с учетом «старого опыта» задаются вопросом — не повторится ли сценарий 2013 года, когда Ереван в канун Вильнюсского саммита заявил о намерении участвовать в евразийской интеграции. Масло в огонь подлило недавнее заявление главы МИД России Сергея Лаврова о том, что «есть желающие превратить программу „Восточное партнерство“ в антироссийскую затею». Хотя в заявлении не было и слова об Армении, некоторые политические и экспертные круги истолковали слова Лаврова как адресованное Еревану предупреждение. В кругах этих время от времени можно заметить следующую парадигму восприятия места и значения Армении в глобальной политике. Они, как правило, оперируют двумя довольно закомплексованными и противоречивыми понятиями. С одной стороны утверждают, что Армения на задворках геополитики, и «никому нет до нас дело», с другой — даже в заявлениях Владимира Путина или Дональда Трампа чуть ли не о ситуации в Арктике способны узреть «заговор против Армении». Вообще, внутриполитический дискурс в Армении характеризуется ярко выраженным паническим восприятием внешних процессов и событий. Налицо асимметричность восприятия, а также незрелость и порой даже инфантильность фигурантов этого дискурса. Именно поэтому в Армении может вызвать политическую бурю, к примеру, заявление российских чиновников о статусе русского языка или необходимости перехода к единому шрифту — к кириллице на пространстве СНГ. Евразийская экономическая комиссия, которая является исполнительным органом ЕАЭС, не видит противоречий между обязательствами Армении в ЕАЭС и новым договором Еревана с Брюсселем. «Таких противоречий нет, более того мы очень приветствуем этот договор», — говорит Валовая, напоминая, что Армения — отнюдь не первая страна в ЕАЭС, которая заключает рамочное соглашение с ЕС. Такое соглашение действует между ЕС и Казахстаном. «Сейчас аналогичный документ подпишет Армения. Евразийская экономическая комиссия приветствует развитие такого трека. Мы знаем, что Киргизия тоже обсуждает с ЕС возможность начала переговоров по заключению новых договоров», — заявила член Коллегии ЕЭК. Исполнительный орган ЕАЭС выступает за диалог с Евросоюзом. «Мы еще осенью 2015 года направили специальное предложение в Европейскую комиссию о начале диалога между ЕАЭС и Евросоюзом. Наши коллеги из Европейской комиссии пока не поддержали это предложение, ссылаясь на политические проблемы с Россией. Между тем, из-за этого европейский бизнес теряет позиции на нашем рынке. По статистике в прошлом году впервые импорт на территорию ЕАЭС из Европейского союза оказался меньше, чем из регионов АТЭС. Всегда было наоборот. В прошлом году этот разрыв составил 3%. По первому кварталу 2017 года спад составил уже 8%. Мы этому не рады и естественно, приветствуем, любую форму диалога между ЕАЭС и ЕС», — подчеркнула она. Как заметила Валовая, ЕЭК по рабочим каналам информирована о содержании нового договора между ЕС и Арменией. «Договор не затрагивает компетенции Евразийского экономического союза, поэтому здесь нет необходимости консультаций или согласований. Это суверенное право Армении. По рабочим каналам мы конечно знаем о содержании этого договора и оно не вызывает у нас какого-либо беспокойства», — резюмировала представитель Коллегии ЕЭК. Подготовил Аршалуйс Мгдесян


Новости по теме





Добавить комментарий

показать все комментарии
Комментарии для сайта Cackle
→ 
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика