✔ Появление в Азербайджане своего «Зеленского» крайне маловероятно — интервью - «Большой Кавказ»
Gate 26-04-2019, 20:08 193 Мир / Большой Кавказ
ПОХОЖИЕ
18:31Как будут развиваться отношения между Азербайджаном и Украиной при новом президенте Владимире Зеленском? Что ждёт организацию ГУАМ после смены власти в Киеве? Продолжит ли Азербайджан поддержку территориальной целостности Украины и как на это будет реагировать Россия? На эти и другие вопросы «NOVOSTI-DNY.Ru» ответили азербайджанские политологи Эльхан Шаиноглу и Ильгар Велизаде.
Как вы оцениваете приход к власти Владимира Зеленского? Насколько возможен подобный сценарий в Азербайджане — появление у руля власти «человека со стороны», без какого-либо политического опыта?
Эльхан Шаиноглу. — На самом деле, это была ожидаемая победа. Были определенные ожидания, что опытный политик Петр Порошенко во втором туре сможет поднять свой рейтинг на дебатах, но этого не произошло.
Несмотря на победу, Владимиру Зеленскому будет нелегко, так как власть на Украине поделена между президентом и парламентом, а до парламентских выборов еще 4 месяца. До выборов же Верховной Раде предстоит принять ряд важных решений. При этом надо учитывать, что у Зеленского в парламенте нет своей фракции. Поэтому привлечь в страну инвестиции будет сложно. И ни США, ни ЕС не выделят кредиты под устные гарантии Зеленского.
Что же касается внешней политики, то здесь у него будут определенные проблемы с Россией.
Спроецировать такой сценарий на Азербайджан пока невозможно, потому что действующая в республике власть крепка.
На мой взгляд, то, что не политики приходят к власти, является не совсем положительным моментом. На Украине это произошло, потому что из существующих кандидатов в президенты наиболее «чистым» был Зеленский. То, что его выбрали, еще не означает, что завтра он решит все проблемы. Несмотря на то, что у него сегодня высокий рейтинг, в скором времени он начнет снижаться.
Ильгар Велизаде. — Надо рассматривать Владимира Зеленского не как человека со стороны, а как фигуру, которую поддержали определенные финансово-промышленные группы Украины. На постсоветском пространстве участвовать в каких-либо политических процессах, баталиях, быть серьёзным кандидатом без внешней поддержки и внушительных финансов невозможно. Без серьезных финансовых вливаний, без помощи со стороны он бы не смог одолеть Порошенко — это однозначно.
На каком-то этапе Зеленский стал интересен определенным группам в качестве новой политической фигуры. Те, кто стояли за ним, прекрасно понимали, что, поддерживая его, наверняка можно добиться определенных успехов. В то время как остальные участники президентской гонки, так или иначе скомпрометировав себя, не могли выступить в качестве «чистых» кандидатов как Зеленский.
Что касается возможности появления такого человека на политическом поле Азербайджана, то здесь нужно сказать, что у нас политическая система совершенно иная. У нас также другое общественное настроение — вряд ли народ Азербайджана сможет поддержать человека, который пришел со стороны и не знаком с политическими процессами. Мне это очень сложно представить. Тут никаких параллелей проводить нельзя. Украина и Азербайджан — разные государства с точки зрения политико-правового устройства и общественного уклада. С другой стороны, нужно сказать, что сегодняшняя Украина является своеобразным продуктом геополитического противостояния между коллективным Западом и Россией. А Азербайджан не участвует в процессах подобного рода.
Как будут развиваться отношения между Баку и Киевом при новом украинском президенте?
Эльхан Шаиноглу. — Надеюсь, у него будет грамотная команда и советники по внешним связям. И если он решит посетить Южный Кавказ, то, думаю, первой страной должен стать Азербайджан, потому что Азербайджан имеет на Украине большие инвестиции, также мы являемся партнерами по ГУАМ.
Кроме того, у нас есть такая общая проблема как сепаратизм. Во всяком случае, я думаю, что Зеленский будет уделять особое внимание отношениям между двумя государствами.
Ильгар Велизаде. — При новом президенте отношения двух стран серьезных изменений не претерпят. Многое будет зависеть от внутриполитической ситуации на Украине — итогов парламентских выборов и формирования нового кабмина. В этом смысле все будет зависеть от того, как сложатся отношения между правительством и президентом.
Украина сегодня находится в очень плохом положении, с точки зрения обеспечения энергоресурсов — нужно говорить о проблемах между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». В 2020 году завершается соглашение между сторонами и, скорее всего, будет подписан новый договор. К тому же с 1 июня вступят новые правила относительно российского нефтеэкспорта на Украину, и поэтому ожидается подорожание нефтепродуктов в этой стране. В этой связи им придется искать альтернативу.
В настоящее время свыше 85% украинских НПЗ получают нефть из Азербайджана. Таким образом, можно говорить, что Азербайджан является одним из важных энергопоставщиков на Украину, но все будет зависеть от того, насколько им будет выгодно это сотрудничество. Сегодня украинские власти говорят о том, что они рассматривают Каспийский регион как потенциального партнера в энергетической сфере. Все зависит от политической воли Украины.
В свое время Порошенко тоже много чего хотел, но дальше слов дело не пошло. Азербайджан лишь увеличил поставки нефти в эту страну, а о серьезных проектах говорить не пришлось. Возможно, в новых условиях будут строиться новые отношения.
Продолжит ли Баку поддержку территориальной целостности Украины? И как это может сказаться на азербайджано-российских отношениях?
Эльхан Шаиноглу. — У Азербайджана нет другой альтернативы, кроме как поддерживать территориальную целостность Украины. Хотя бы потому, что у самого Азербайджана есть подобные проблемы. Мы обязаны признавать территориальную целостность всех государств мира, не только Украины. Есть пример Косово. Когда эту страну начали признавать, Азербайджан вывел своих миротворцев оттуда, потому что Азербайджан не мог признать эту страну независимой. В этом вопросе колебаний нет и не может быть. Да, Азербайджан признает Крым украинской территорией. Да, возможно, это кому-то не нравится в России, но и там должны подойти к этому вопросу с пониманием, учитывая, что у Азербайджана есть территориальные проблемы с сепаратистами. Как Украина признает территориальную целостность Азербайджана и признает Карабах азербайджанской территорией, так и Азербайджан признает территориальную целостность Украины.
Ильгар Велизаде. — Баку будет поддерживать территориальную целостность Украины, и в этом сомневаться не приходиться. Кстати, в России прекрасно понимают позицию Баку. И Азербайджан в этом вопросе не один, все страны СНГ, даже Армения, поддерживает территориальную целостность Украины. Все страны СНГ, кроме России, признают Крым частью Украины. С другой стороны, азербайджано-украинские отношения и азербайджано-российские отношения — это два непересекающихся направления внешней политики Азербайджана. Речь идет о равноправном партнерстве, и каждая страна учитывает интересы другого государства. В данном случае Россия учитывает интересы Азербайджана, и поэтому ожидать столкновения интересов в отношении Украины не стоит.
Будет ли Баку пытаться развивать ГУАМ? И что ждёт организацию после смены власти на Украине?
Эльхан Шаиноглу. — Я не верю, что ГУАМ вновь возобновит свою активную деятельность. ГУАМ создали в 1990-х годах в США. Тогда, когда эта организация появилась, на эти страны оказывалось большое давление со стороны России. Сейчас политика изменилась, и сегодня у Азербайджана, Молдовы есть неплохие отношения с Москвой. Поэтому ГУАМ не стала той организацией, которой она задумывалась изначально — она переформатировалась в сторону экономического сотрудничества.
Ильгар Велизаде. — ГУАМ сегодня — это, в большей степени, экономический проект, нежели политический. Того ГУАМа, который был 90-х, уже нет. Сегодня на повестке дня этой организации — вопросы экономического характера, такие как транспортные коммуникации и так далее. Я не думаю, что на Украине будут рассматривать ГУАМ с практической точки зрения. Поэтому особой динамики в рамках ГУАМ ожидать не приходиться.
Насколько эффективно Азербайджан использует российское эмбарго на продажу нефти Украине? И в каких ещё сферах есть неиспользованный потенциал для сотрудничества между Азербайджаном и Украиной?
Эльхан Шаиноглу. — Часто бываю на Украине, и я каждый раз замечаю все больше азербайджанской продукции. Например, в Киеве с каждым днем становится все больше бензоколонок нашего Госнефтефонда (SOCAR). Азербайджан является крупным поставщиком нефти в эту страну, и готов наращивать свои поставки.
С украинской стороны сегодня есть разные предложения, например, они предлагали приватизировать НПЗ в Одесской области. Плюс ко всему во время власти Порошенко между странами в разы увеличились объемы грузоперевозок — украинские товары поступали на рынок центральноазиатских стран через Азербайджан и наоборот.
Ильгар Велизаде. — Думаю, отношения будут углубляться в энергетической сфере. Но проблема в том, что в данный момент Азербайджан проходит процесс модернизации нефтеперерабатывающей сферы. Баку вложил большую сумму в нефтерперерабатывающий завод в Турции и, скорее всего, будет делать ставку на это производственное объединение, чтобы обеспечить внутренний рынок Турции и Азербайджана необходимым топливом.
Конечно, Украина является перспективным экспортным рынком для Азербайджана. И поэтому, скорее всего, Госнефтефонд Азербайджана продолжит расширять влияние на энергетическом рынке Украины. Ну, а дальше всё будет зависеть от того, насколько эта страна будет привлекательна с инвестиционной точки зрения.
Анар Гусейнов
26 апреля 2019 18:31 Как будут развиваться отношения между Азербайджаном и Украиной при новом президенте Владимире Зеленском? Что ждёт организацию ГУАМ после смены власти в Киеве? Продолжит ли Азербайджан поддержку территориальной целостности Украины и как на это будет реагировать Россия? На эти и другие вопросы «NOVOSTI-DNY.Ru» ответили азербайджанские политологи Эльхан Шаиноглу и Ильгар Велизаде. Как вы оцениваете приход к власти Владимира Зеленского? Насколько возможен подобный сценарий в Азербайджане — появление у руля власти «человека со стороны», без какого-либо политического опыта? Эльхан Шаиноглу. — На самом деле, это была ожидаемая победа. Были определенные ожидания, что опытный политик Петр Порошенко во втором туре сможет поднять свой рейтинг на дебатах, но этого не произошло. Несмотря на победу, Владимиру Зеленскому будет нелегко, так как власть на Украине поделена между президентом и парламентом, а до парламентских выборов еще 4 месяца. До выборов же Верховной Раде предстоит принять ряд важных решений. При этом надо учитывать, что у Зеленского в парламенте нет своей фракции. Поэтому привлечь в страну инвестиции будет сложно. И ни США, ни ЕС не выделят кредиты под устные гарантии Зеленского. Что же касается внешней политики, то здесь у него будут определенные проблемы с Россией. Спроецировать такой сценарий на Азербайджан пока невозможно, потому что действующая в республике власть крепка. На мой взгляд, то, что не политики приходят к власти, является не совсем положительным моментом. На Украине это произошло, потому что из существующих кандидатов в президенты наиболее «чистым» был Зеленский. То, что его выбрали, еще не означает, что завтра он решит все проблемы. Несмотря на то, что у него сегодня высокий рейтинг, в скором времени он начнет снижаться. Ильгар Велизаде. — Надо рассматривать Владимира Зеленского не как человека со стороны, а как фигуру, которую поддержали определенные финансово-промышленные группы Украины. На постсоветском пространстве участвовать в каких-либо политических процессах, баталиях, быть серьёзным кандидатом без внешней поддержки и внушительных финансов невозможно. Без серьезных финансовых вливаний, без помощи со стороны он бы не смог одолеть Порошенко — это однозначно. На каком-то этапе Зеленский стал интересен определенным группам в качестве новой политической фигуры. Те, кто стояли за ним, прекрасно понимали, что, поддерживая его, наверняка можно добиться определенных успехов. В то время как остальные участники президентской гонки, так или иначе скомпрометировав себя, не могли выступить в качестве «чистых» кандидатов как Зеленский. Что касается возможности появления такого человека на политическом поле Азербайджана, то здесь нужно сказать, что у нас политическая система совершенно иная. У нас также другое общественное настроение — вряд ли народ Азербайджана сможет поддержать человека, который пришел со стороны и не знаком с политическими процессами. Мне это очень сложно представить. Тут никаких параллелей проводить нельзя. Украина и Азербайджан — разные государства с точки зрения политико-правового устройства и общественного уклада. С другой стороны, нужно сказать, что сегодняшняя Украина является своеобразным продуктом геополитического противостояния между коллективным Западом и Россией. А Азербайджан не участвует в процессах подобного рода. Как будут развиваться отношения между Баку и Киевом при новом украинском президенте? Эльхан Шаиноглу. — Надеюсь, у него будет грамотная команда и советники по внешним связям. И если он решит посетить Южный Кавказ, то, думаю, первой страной должен стать Азербайджан, потому что Азербайджан имеет на Украине большие инвестиции, также мы являемся партнерами по ГУАМ. Кроме того, у нас есть такая общая проблема как сепаратизм. Во всяком случае, я думаю, что Зеленский будет уделять особое внимание отношениям между двумя государствами. Ильгар Велизаде. — При новом президенте отношения двух стран серьезных изменений не претерпят. Многое будет зависеть от внутриполитической ситуации на Украине — итогов парламентских выборов и формирования нового кабмина. В этом смысле все будет зависеть от того, как сложатся отношения между правительством и президентом. Украина сегодня находится в очень плохом положении, с точки зрения обеспечения энергоресурсов — нужно говорить о проблемах между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины». В 2020 году завершается соглашение между сторонами и, скорее всего, будет подписан новый договор. К тому же с 1 июня вступят новые правила относительно российского нефтеэкспорта на Украину, и поэтому ожидается подорожание нефтепродуктов в этой стране. В этой связи им придется искать альтернативу. В настоящее время свыше 85% украинских НПЗ получают нефть из Азербайджана. Таким образом, можно говорить, что Азербайджан является одним из важных энергопоставщиков на Украину, но все будет зависеть от того, насколько им будет выгодно это сотрудничество. Сегодня украинские власти говорят о том, что они рассматривают Каспийский регион как потенциального партнера в энергетической сфере. Все зависит от политической воли Украины. В свое время Порошенко тоже много чего хотел, но дальше слов дело не пошло. Азербайджан лишь увеличил поставки нефти в эту страну, а о серьезных проектах говорить не пришлось. Возможно, в новых условиях будут строиться новые отношения. Продолжит ли Баку поддержку территориальной целостности Украины? И как это может сказаться на азербайджано-российских отношениях? Эльхан Шаиноглу. — У Азербайджана нет другой альтернативы, кроме как поддерживать территориальную целостность Украины. Хотя бы потому, что у самого Азербайджана есть подобные проблемы. Мы обязаны признавать территориальную целостность всех государств мира, не только Украины. Есть пример Косово. Когда эту страну начали признавать, Азербайджан вывел своих миротворцев оттуда, потому что Азербайджан не мог признать эту страну независимой. В этом вопросе колебаний нет и не может быть. Да, Азербайджан признает Крым украинской территорией. Да, возможно, это кому-то не нравится в России, но и там должны подойти к этому вопросу с пониманием, учитывая, что у Азербайджана есть территориальные проблемы с сепаратистами. Как Украина признает территориальную целостность Азербайджана и признает Карабах азербайджанской территорией, так и Азербайджан признает территориальную целостность Украины. Ильгар Велизаде. — Баку будет поддерживать территориальную целостность Украины, и в этом сомневаться не приходиться. Кстати, в России прекрасно понимают позицию Баку. И Азербайджан в этом вопросе не один, все страны СНГ, даже Армения, поддерживает территориальную целостность Украины. Все страны СНГ, кроме России, признают Крым частью Украины. С другой стороны, азербайджано-украинские отношения и азербайджано-российские отношения — это два непересекающихся направления внешней политики Азербайджана. Речь идет о равноправном партнерстве, и каждая страна учитывает интересы другого государства. В данном случае Россия учитывает интересы Азербайджана, и поэтому ожидать столкновения интересов в отношении Украины не стоит. Будет ли Баку пытаться развивать ГУАМ? И что ждёт организацию после смены власти на Украине? Эльхан Шаиноглу. — Я не верю, что ГУАМ вновь возобновит свою активную деятельность. ГУАМ создали в 1990-х годах в США. Тогда, когда эта организация появилась, на эти страны оказывалось большое давление со стороны России. Сейчас политика изменилась, и сегодня у Азербайджана, Молдовы есть неплохие отношения с Москвой. Поэтому ГУАМ не стала той организацией, которой она задумывалась изначально — она переформатировалась в сторону экономического сотрудничества. Ильгар Велизаде. — ГУАМ сегодня — это, в большей степени, экономический проект, нежели политический. Того ГУАМа, который был 90-х, уже нет. Сегодня на повестке дня этой организации — вопросы экономического характера, такие как транспортные коммуникации и так далее. Я не думаю, что на Украине будут рассматривать ГУАМ с практической точки зрения. Поэтому особой динамики в рамках ГУАМ ожидать не приходиться. Насколько эффективно Азербайджан использует российское эмбарго на продажу нефти Украине? И в каких ещё сферах есть неиспользованный потенциал для сотрудничества между Азербайджаном и Украиной? Эльхан Шаиноглу. — Часто бываю на Украине, и я каждый раз замечаю все больше азербайджанской продукции. Например, в Киеве с каждым днем становится все больше бензоколонок нашего Госнефтефонда (SOCAR). Азербайджан является крупным поставщиком нефти в эту страну, и готов наращивать свои поставки. С украинской стороны сегодня есть разные предложения, например, они предлагали приватизировать НПЗ в Одесской области. Плюс ко всему во время власти Порошенко между странами в разы увеличились объемы грузоперевозок — украинские товары поступали на рынок центральноазиатских стран через Азербайджан и наоборот. Ильгар Велизаде. — Думаю, отношения будут углубляться в энергетической сфере. Но проблема в том, что в данный момент Азербайджан проходит процесс модернизации нефтеперерабатывающей сферы. Баку вложил большую сумму в нефтерперерабатывающий завод в Турции и, скорее всего, будет делать ставку на это производственное объединение, чтобы обеспечить внутренний рынок Турции и Азербайджана необходимым топливом. Конечно, Украина является перспективным экспортным рынком для Азербайджана. И поэтому, скорее всего, Госнефтефонд Азербайджана продолжит расширять влияние на энергетическом рынке Украины. Ну, а дальше всё будет зависеть от того, насколько эта страна будет привлекательна с инвестиционной точки зрения. Анар Гусейнов